Состав чистого дохода, отражаемого в ценах
Под чистым доходом понимается разница между верхним пределом цены и себестоимостью продукции или услуги. Чистый доход состоит из двух частей: а) суммы прибыли: производителя товара или услуги, оптовой торговли, розничной торговли; б) элементов, поступающих в бюджеты государства, местных органов или на счета администраций отдельных территорий.
Прибыль, как правило, является самой значительной частью чистого дохода и обоснование ее размера - один из наиболее сложных процессов. Рассмотрим, чем руководствуются фирмы и предприятия, формируя объем прибыли в цене своих товаров или услуг.
1. Цена уже выпускавшегося ранее товара или оказываемой услуги с учетом изменения технико-экономических и эргономических свойств. Если предприятие имеет достаточно устойчивый рынок сбыта, то, выпуская новое изделие или модернизируя уже существующее, оно ориентируется на уже сложившийся уровень рентабельности, который накладывается на новый объем затрат.
2. При наличии на рынке большого количества конкурентов предприятие ориентируется на сложившуюся цену, корректируя ее на существующие отличия в технико-экономических и эргономических свойствах своих изделий от соответствующих образцов конкурента.
3. Верхний предел цены, т.е. объем включаемой в цену прибыли зависит от того сегмента рынка, который занимает данный товар. Естественно, чем больше доля товаров предприятия на рынке, тем оно более свободно в выборе предела цены. При монопольном положении фирмы она руководствуется лишь уровнем спроса на товар.
4. Если на рынке более высококачественные иностранные товары, то предприятие ориентируется на этот уровень цены, изменяя ее в соответствии со своими технико-экономичес-кими показателями. Ориентация на цены мирового рынка напрямую зависит от уровня открытости региона, создания для иностранных фирм благоприятного климата.
5. Стратегии в ценах, которую приняла фирма. Забегая несколько вперед*, отметим, что чаще всего снижение цены для достижения определенных целей производится за счет прибыли, которая выступает регулятором этого процесса.
6. На объем прибыли в цене влияет система льгот, дотаций, скидок, которые может предоставлять государство, а также сама фирма своим потребителям. Уровень прибыли может зависеть от целевой адресности товара или услуги для отдельных слоев населения (пенсионеров, участников ВОВ и т.д.).
7. Уровень включения прибыли в цену может быть регламентирован государством или его органами на местах. Это относится к товарам предприятий, которые подпадают под антимонопольное законодательство, естественную монополию и т.д. (Механизм этого будет рассмотрен в главе 4).
В целом процесс обоснования уровня верхнего предела цены через включение объема прибыли является наиболее сложным, связан с рыночным риском предприятия, зависит от множества факторов как на уровне страны, так и региона. Поэтому он требует хорошего знания возможностей, структуры рынка, тщательного анализа финансового состояния потребителей продукции фирмы, маркетинговых проработок новых рынков товаров.
Второй наиболее значимой частью чистого дохода является акциз - косвенный налог, включаемый в цену с целью изъятия государством части чистого дохода. В нашей экономике довольно много подакцизных товаров и перечень их все время расширяется, а по доле поступлений в бюджет акцизы начинают уже приближаться к налогу на прибыль. Хотя количество подакцизных товаров достаточно велико, их можно разделить на четыре группы:
1 - товары, наносящие вред здоровью людей. Сюда относятся табачные и винно-водочные изделия, акциз на которые самый большой;
2 - предметы роскоши, драгоценности, украшения из драгоценных металлов и камней, деликатесы. Они считаются товарами единичного спроса, которые могут приобретать достаточно состоятельные граждане.
3 - товары немассового спроса, которые приобретают отдельные группы населения. К этим товарам относятся меха, мебельные гарнитуры, автомашины, бензин и т.д. Четко границы этой группы не определены, и рост подакцизных товаров идет главным образом за счет ее расширения.
4 - подакцизными иногда становятся импортируемые товары, повышая цены на которые, государство стремится защитить отечественного производителя. Так, акциз накладывается на ряд продовольственных товаров, импортируемую мебель, парфюмерию, обувь, одежду и т.д.
Методы наложения акцизов.
1. Наиболее широко распространенным методом наложения акциза является твердая процентная ставка. Таким способом акциз накладывается примерно на 85% всех товаров. Согласно нашей методологии акциз накладывается на стадии производства товара, но от его отпускной цены. Формулы для расчета акциза таковы:
, ,
где Цотп - отпускная цена товара;
Цпр - цена производства товара;
iА - ставка акциза в долях единицы;
А - сумма акциза.
Например: Цена производства литра водки равна 6 руб. Ставка акциза - 80%. Тогда:
(руб), А = 30 - 6 = 24 (руб)
Как видим, сумма акциза в 4 раза превышает цену производства.
2. Метод твердой денежной суммы. Этот способ используется тогда, когда государство само определяет цену какого-либо товара или услуги. Например, цены на экспортируемую нефть устанавливаются государством, которое уже заранее включает в нее сумму акциза. То же касается акцизов на драгоценные металлы, редкие камни, минералы и металлы.
3. Акциз рассчитывается по определенной ставке от значения какого-либо важнейшего технико-экономического параметра. Этот метод широко используется на таможне при импорте товаров. Так, акциз на автомобили рассчитывается исходя из объема двигателя, акциз на удобрения ставится в зависимость от содержания полезного вещества и т.д. Данный метод удобен тем, что не зависит от колебаний стоимости, позволяет брать акциз в равной степени со всех товаров независимо от способа их приобретения.
Акциз - один из наиболее легко собираемых видов косвенных налогов, и государство, расширяя круг подакцизных товаров, старается все время увеличить поступления от него в бюджет. Эта практика будет расширяться и в дальнейшем.
Следующей частью чистого дохода является налог на добавленную стоимость (НДС), который увеличивает цену на 10% по некоторым продовольственным товарам и на 20% по всем другим. Есть группы товаров и услуг, которые совсем не облагаются этим налогом. К ним, например, относятся продукты и блюда собственного приготовления в пунктах питания, обслуживающих государственные учреждения. Сам по себе расчет НДС в цене не сложен, она просто увеличивается на 20%. В практике расчета могут возникнуть две сложности. Первая, когда НДС в конечном продукте увеличивается на 20%, тогда как в промежуточном материале он брался по ставке 10%.
Например, при изготовлении каши на молоке НДС в стоимости молока был взят по ставке 10%, крупы - 20%, самой каши - 20%. Возникает разница между объемом НДС в цене и суммой НДС, которую должно заплатить предприятие. Предположим, молока взято на 80 ден. ед., крупы - на 30 ден. ед, тогда НДС в этих продуктах будет по молоку 8 ден. ед, каши - 6 ден. ед. Стоимость каши составила 143 ден. ед. НДС в каше 143 ´ 0,2 = 28,6 ден. ед. Столовая должна уплатить в бюджет НДС = 28,6 - (8 + 6) = 14,6 ден. ед., хотя с молока в цене каши взято НДС не 8 ден.ед., а 16, и будь одинаковая ставка НДС на все материалы, нужно было бы уплатить НДС лишь 28,6 - (16 + 6) = 6,6 ден. ед., т.е. столовая как конечный потребитель восполняет разницу в ставках НДС промежуточных и конечных продуктов.
Второй аспект начисления НДС в цене связан с выбором правильной базы. Если предприятие или фирма из сырья, материалов изготавливает новое изделие, то НДС начисляется на соответствующую цену (производства, отпускную, розничную). Если происходит лишь увеличение стоимости, без изменения вида продукта (торговля, транспортировка и т.д.), то НДС начисляется лишь на данное увеличение стоимости.
Рассмотрим пример. Себестоимость добычи 1 т угля составляет 50 руб. Рентабельность шахты -8%. Транспортировка 1 т по железной дороге обходится в 10 руб. за тонну при рентабельности 17%. Уголь поступает на электростанцию, его доля в затратах электроэнергии составляет 42%, рентабельность электростанции - 22%. Необходимо определить стоимость электроэнергии, выработанной из 1 т угля, выделив НДС в цене и НДС, который должны заплатить на каждой из стадий.
Решение. Цена угля без НДС = 50 ´ 1,08 = 54 руб. Цена с НДС = 54 ´ 1,2 = 64,8 руб. НДС в цене равен 10,8. Шахта заплатит НДС : 10,8 минус НДС в материалах, энергии, пошедшей на производство угля. Транспортная накидка 10 ´ 1,17 = 11,7 руб. Тогда стоимость угля без НДС = 54+11,7 = 65,7 руб. Цена с НДС = 65,7 ´ 1,2 = 78,84 руб. НДС в цене - 13,14 руб. Транспортная организация заплатит НДС 13,14-10,8 = 2,34 руб. или 11,7 ´ 0,2 = 2,34 руб. Себестоимость электроэнергии 65,7 : 0,42 = 156,43 руб. Цена электроэнергии - 156,43 ´ 1,22 = 190,84 руб. Цена электроэнергии с НДС 190,84 ´ 1,2 = 229,01 руб. Объем НДС в цене 38,17, электростанция заплатит НДС 38,17-13,14 = 25,03 руб.
Практические вопросы расчета и уплаты НДС возникают при внешнеэкономической деятельности. Во-первых, НДС можно уплачивать на таможне, тогда базой его расчета является таможенная стоимость, т.е. НДС не уплачивается с акцизов, взимаемых таможней, сборов и пошлины. Во-вторых, если два государства имеют договоренность об избежании двойного обложения НДС, то этот налог взимается только в стране-производителе данного товара или услуги. Например, сахар с Украины продается без российского НДС, т.к. с него уже взята НДС на Украине. В-третьих, многие фирмы дальнего зарубежья (Австрия, Германия и др.) при вывозе их товара за границу возвращают покупателям начисленные на их товары НДС. На ряд товаров достаточно поставить штамп на товарном чеке при пересечении границы и послать этот чек фирме или магазину, и она возвращает взятый с вас НДС.
Кроме НДС в цену некоторых товаров входят еще отдельные виды налогов, сборов. Так, в ряде субъектов федерации введен на товары немассового спроса налог с продаж. Он имеет ту же базу расчета, что и НДС, практически это есть увеличение НДС, которое целевым назначением поступает в бюджет субъекта федерации. При пересечении границы взимаются таможенные пошлины как плата за пересечение товаром границы. Подробнее о них сказано в главе 7. На винно-водочные, коньячные изделия введена монополия государства, количественным выражением которой в цене являются лицензионные платежи, которые еще увеличивают цену на 1,5-3%. Базой расчета лицензионных платежей является розничная цена. Это как бы дополнительный платеж на производителей и продавцов алкогольных изделий.
Таким образом, чистый доход - это сложная величина, большинство элементов которой устанавливаются или регулируются государством или местными органами, поэтому обоснование его размера - задача наиболее сложная и ответственная, она решается, если экономист хорошо знает законодательство и сложившуюся конъюнктуру рынка.
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
1. Система органов ценообразования и их функции
Исследуя историю организации органов ценообразования, мы можем назвать конкретную дату их образования в нашей стране. 21 ноября 1918 г. был В.И. Лениным подписан декрет "Об организации снабжения", согласно которому в системе ВСНХ был образован отдел цен. На начальном этапе в его функции входило установление цен на продукцию национализированных предприятий, обоснование и расчеты закупочных цен на продукцию сельского хозяйства, координацию работы по ценообразованию различных наркоматов и ведомств. Отделы цен в дальнейшем возникли во всех наиболее крупных наркоматах: Наркомпроде, Потребсоюзе, Наркомвнешторге, Наркомтяжпроме и др. Работа эта оказалась столь значительной, что в 1921 г. был образован специальный Комитет Цен при Наркомфине РСФСР, который состоял из представителей всех ведущих ведомств, включая ВЦСПС, ЦСУ, ВСНХ, Совет Труда и Обороны. Однако в 1922 г. органы ценообразования были выведены из Наркомфина, было образовано Бюро цен при ВСНХ, на которое была в основном возложена работа по созданию методологии цен планового хозяйства, координирование всей работы по ценообразованию. Большой заслугой Бюро цен была разработка единой методологии ценообразования, основанной на теории общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ). Именно эта теория вошла в основу концепции "усредненной стоимости" как основной базовой концепции планового ценообразования. Бюро цен выполнило огромную работу при проведении реформы цен 1926/1927 гг. и принятии единых цен на 1 июля 1927 г. Денежная реформа, генеральный пересмотр цен позволили в достаточно сжатые сроки ликвидировать инфляцию, поставить экономику на управляемые пути развития.
Дальнейшее развитие органов ценообразования шло по пути все большей централизации, усиления директивности руководства. В 1931 г. органы ценообразования были переданы в ведение Совета Труда и Обороны, а в 1937 г. вопросами ценообразования ведал Экономсовет при СНК СССР. С 1947 г. при Совете Министров СССР была образована Комиссия зарплаты и цен, на которую были в основном возложены контрольные функции. Практическими вопросами установления оптовых цен занимался Госплан СССР, а розничных - Минторг СССР.
В 1958 г. эти функции перешли в ведение Комиссии Президиума Совета Министров, которая занималась в основном координацией работы по ценам различных министерств и ведомств и осуществляла функции контроля. Функции по установлению цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий союзного значения были возложены на Госплан СССР, а республиканского значения - на Советы Министров союзных республик, возникшие тогда совнархозы, различные министерства и ведомства. Коренное изменение в организации органов ценообразования было проведено в 1965 г., когда была создана единая система органов ценообразования на всех уровнях во главе с Государственным комитетом по ценам при Госплане СССР. Молодой орган провел уже в 1965 и 1966 гг. Генеральную реформу цен, была резко изменена методика ценообразования, стала успешно решаться задача обеспечения единой политики цен в стране.
В 1969 г. ценообразование стало отдельной, самостоятельной отраслью государственного управления и было выведено из состава Госплана, появился Государственный комитет цен при Совете Министров СССР, с 1979 г. - Госкомцен. На местах при Советах Министров союзных республик, обл-крайисполкомах, городских и районных исполкомах также появились органы, отделы или группы по ценообразованию, функции которых сводились к утверждению цен на новую продукцию и изменению уже существующих цен, контролю за правильностью и единообразием использования цен.
Как самостоятельный орган Государственный комитет СССР по ценам при Совете Министров СССР просуществовал до 1991 г., когда в результате перехода на реальные рыночные отношения он вместе с другими центральными органами: Госпланом, Госснабом, комитетом по материально-техническим ресурсам и др. был ликвидирован. Вместо него в Министерстве экономики был образован Комитет по политике цен, а в субъектах федераций комитеты цен при департаментах финансов, в муниципальных образованиях - отделы цен при управлениях финансов. Произошла смена функций этих органов, так как жесткий директивный подход был снят, в огромной степени сократилось число товаров и услуг, цены и тарифы на которые утверждаются государством и его органами на местах. На смену директивности пришло регулирование цен, т.е. установление правил, по которым должны устанавливаться или изменяться цены.
В ведении Комитета остались следующие функции: а) разработка проектов цен на товары и услуги для Правительства Российской Федерации, цены и тарифы на которые устанавливаются государством. Это цены на важнейшие, стратегические виды товаров, военную технику, продукцию, идущую по межгосударственным поставкам, часть экспортных товаров; б) координирование и разработка методологии ценообразования на различные виды товаров и услуг; в) контроль за соблюдением дисциплины цен на товары и услуги общероссийского значения. Подобные же функции имеют органы ценообразования субъектов федерации и муниципальных округов. В их компетенцию входит: а) разработка проектов цен и их изменения на товары и услуги предприятий и организаций, находящихся в собственности территориальных органов; б) регулирование и установление цен на товары и услуги населению, по которым выплачиваются дотации из бюджета территории; в) контроль за соблюдением дисциплины цен на данной территории; г) регистрация свободных цен и анализ правильности их расчета.
Кроме государственных организаций, осуществляющих общую политику цен, существует еще несколько органов, которые контролируют отдельные стороны ценообразования, входящие в компетенцию правительства. Так, созданная система органов по антимонопольной политике контролирует цены по предприятиям и организациям, подпадающим под антимонопольное законодательство. Созданы специальные органы, контролирующие цены на товары и услуги естественных монополий*.
Централизованное руководство процессами ценообразования осуществляют министерства и ведомства, чьи товары и услуги носят общероссийский характер. Так, Министерство путей сообщения разрабатывает единые тарифы на грузовые и пассажирские перевозки для всей сети железнодорожных путей, включенных в постоянную эксплуатацию. То же касается Министерства связи, автотранспорта и ряда других, оказывающих услуги по всей территории страны.
Прейскуранты цен
Под прейскурантом цен понимается перечень (указатель), который служит необходимой базой для их расчета и описанием условий их применения. С введением свободных цен большинство прейскурантов утратили свою значимость, однако очень большое количество предприятий и организаций продолжают ими пользоваться не для определения уровня цен, а для соблюдения условий их применения, т.е. высокая степень детализации принципов, методов разработки и применения цен оказалась и в рыночных условиях крайне необходимой. Более того, нередки случаи, когда для формирования нижнего предела новой цены используют цену в прейскуранте, умноженную на коэффициент инфляции или удорожания товара или услуги. По продукции или услугам отраслей, где существует централизованное руководство (МПС, Минсвязь, Минавтотранс и др.), прейскуранты применяются в полном объеме, обновляясь примерно каждые три-пять лет.
В настоящее время экономисты предприятий и организаций из прейскурантов пользуются следующей информацией: а) перечнем для каждого вида продукции или услуг технико-экономических параметров, которые принимаются при разработке цен на новые виды изделий; б) методами расчета ("франко") и включения транспортно-заготовительных расходов; в) базой и методами распределения комплексных расходов; г) номенклатурой грузов с указанием коэффициентов их дифференциации (для грузовых перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом), д) перечнем зональных коэффициентов; е) системой показателей качества, обуславливающей систему надбавок и скидок; ж) параметрическим рядом коэффициентов, с помощью которых производится расчет цен на товары, отличающиеся количественными признаками. Например, тарифы по грузовым автомобильным перевозкам дифференцируются в зависимости от грузоподъемности машины от 1, при грузоподъемности 0,5 т, до 2,82 при грузоподъемности 5-7 т включительно.
Прейскуранты цен очень важны, так как определяют способы расчета дополнительных услуг, связанных с реализацией продукции, пени и дополнительных выплат, когда происходит отступление от нормальных условий доставки и реализации продукции. В них же содержатся материалы об органах ценообразования, регистрирующих цены, составе документации, которую туда необходимо предоставлять. Сейчас прейскуранты не содержат самого уровня цен, тем более, что большинство их совершенно свободно и место государственных прейскурантов, как и во всех странах с развитыми рыночными отношениями, стали занимать различные справочники по ценам и тарифам, выпускаемые специальными фирмами или агент-ствами. В частности широко сейчас известен справочник "Цены и тарифы на товары населению", который дает представление об уровне цен и может служить ориентиром для выбора товара в зависимости от цен, определения уровня цены, если фирма вступает на рынок с какими-либо товарами.
3. Организация контроля за соблюдением дисциплины цен
Рассматривая цену как важнейший элемент рыночной экономики, государство всегда и везде проводит ту или иную политику регулирования ценообразования и уровня цен. При этом уровень директивности этой политики зависит от имеющегося уровня свободы производственных отношений, открытости рынка, развитости производительных сил, исторических традиций, степени защиты государством интересов граждан и многих других факторов. Российская Федерация, находясь на начальных этапах построения демократического общества, осуществляя переход от жестко административных методов управления к экономическому регулированию и невмешательству государства в процессы производства, в области ценообразования имеет сочетание демократической свободы и административного регулирования. С одной стороны, в сфере производства предметов и орудий труда оставшийся монополизм ведомств и даже отдельных предприятий вынуждает государственные органы вводить директивные меры по регулированию цен; падение объемов производства, высокий уровень неконкурентоспособности продукции угольной промышленности, сельского, лесного хозяйства приводят к необходимости введения льгот, дотаций, специальных преференций на цены продукции данных отраслей. С другой стороны, бурное развитие молодой негосударственной торговли, сферы услуг, ликвидации монополии государства породили нигилизм в отношении ценообразования, несоблюдение элементарных требований. Защищая интересы населения, государство во всех странах устанавливает "правила игры", т.е. определяет виды нарушений дисциплины цен и санкции, которые вытекают из этого. В настоящее время именно это является одной из наиболее важных функций органов ценообразования в центре и на местах.
В настоящее время в Российской Федерации действует ряд нормативных положений, которые законодательно устанавливают порядок применения экономических санкций за нарушение дисциплины цен. Их можно разделить на два вида: общие, которые применимы для всех сфер деятельности физических и юридических лиц, специальные, относящиеся к особым видам производств и предприятий (антимонопольное регулирование, контроль естественных монополий, таможенный контроль и т.д.). Общее регулирование определяется такими документами, как Указ Президента Российской Федерации от 03.12.91 № 297 "О мерах по либерализации цен", Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.91 № 55 "О мерах по либерализации цен" и от 11.10.92 № 576 "О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов в 1992-1993 гг.", Инструкция комитета Российской Федерации по политике цен "О порядке изменения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен" от 18.12.92 № 01-17/093-23.
Эта инструкция очень четко определила, что является нарушением государственной дисциплины цен:
1. Завышение государственных регулируемых цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги: фиксированных цен (тарифов), предельных цен (тарифов), предельных коэффициентов изменения цен (тарифов), предельных уровней рентабельности.
2. Завышение оптовых (отпускных) цен, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования.
3. Изменение цен на продукцию, поставляемую предприятиями по межправительственным соглашениям.
4. Завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), начисление непредусмотренных надбавок (наценок), непредоставление или предоставление покупателю в уменьшенном размере установленных скидок.
5. Включение в стоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этих услуг; применение цен, согласованных на комплектную продукцию, при поставке некомплектной.
6. Применение регулируемых цен, наценок, тарифов предприятиями общественного питания, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, уровень обслуживания которых не соответствует характеристикам, предусмотренным при установлении этих цен и тарифов.
7. Завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня (при наличии заключения органов стандартизации).
8. Нарушение предприятиями-монополистами порядка декларирования свободных цен и тарифов.
9. Неперечисление в бюджет сумм, полученных за счет превышения предельного уровня рентабельности и несвоевременное снижение цен (тарифов, надбавок) на продукцию (товары, услуги) предприятиями-монополистами, а также другими предприятиями, на продукцию (товары, услуги) которых установлены предельные уровни рентабельности.
10. Применение не зарегистрированных в Комитете Российской Федерации по политике цен оптовых цен на важнейшие виды вооружения, военной техники и основные комплектующие изделия.
11. Применение свободных оптовых (отпускных) цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке.
Государство определило не только виды нарушений дисциплины цен, но и состав санкций, которые применяются к предприятиям, допустившим их. Санкции складываются из двух равных частей:
1. Полученные в результате нарушений государственной дисциплины цен излишние суммы изымаются в бесспорном порядке из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, независимо от его финансового состояния и взаимоотношений с бюджетом. Эти суммы рассчитываются за весь период нарушения. Перечисление сумм производится в следующем порядке: 50% - в бюджет Российской Федерации; 50% - в бюджеты субъектов Российской Федерации и других административно-территориальных образований.
2. В таком же размере с предприятия дополнительно взыскивается штраф, который также своим источником имеет прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия. Сумма штрафа перечисляется на счет администрации по месту нахождения предприятия во внебюджетный фонд.
Кроме санкций предприятие несет еще потери, связанные с тем, что излишне внесенные суммы налогов (на прибыль, НДС, в дорожные фонды и др.), связанные с завышением цен, возврату из бюджета не подлежат и не засчитываются в счет будущих платежей. Эти меры и санкции не освобождают от персональной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении государственной дисциплины цен. На это лицо может быть наложен штраф в размере от 5 до 100 минимальных ставок.
Наиболее сложной операцией является расчет суммы, подлежащей изъятию в бюджет. Для всех предприятий, кроме торговли и питания, они определяются как разница между фактической выручкой от реализации продукции (работ, услуг) по завышенным ценам и тарифам (с учетом доплат, скидок и т.п.) и стоимостью этой же продукции по ценам и тарифам, сформированным в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами. Для посреднических и торговых организаций, допустивших применение завышенных надбавок, изъятию подлежат суммы, рассчитанные как разница между завышенной надбавкой и надбавкой, определенной в соответствии с нормативными документами. Если же произошло завышение надбавки не на одно изделие, а на весь объем реализованной продукции, партию изделий, то изымается сумма, определенная как разность между объемом завышенной надбавки и такой же, но рассчитанной по нормативным документам. Если государство регулирует предельные уровни рентабельности, то изъятию подлежат суммы полученного дохода только за счет превышения установленного уровня рентабельности по всем группам продукции, товаров и услуг и не внесенные предприятиями в бюджет самостоятельно. При применении предприятием завышенных цен за счет себестоимости продукции, товаров и услуг, при установлении государством или его органами на местах фиксированных цен, что привело к получению необоснованной прибыли, цены подлежат отмене и пересмотру, а полученные излишние суммы изымаются в бюджет. Они рассчитываются как разность между фактической ценой и ценой, рассчитанной по нормативам.
Органы ценообразования не взыскивают суммы нарушений. Эта обязанность возложена на налоговые органы, которые в пятидневный срок обязаны произвести взыскание этих сумм, они же осуществляют контроль за перечислением этих сумм и накладывают штрафы при нарушении сроков. Если предприятие или организация не согласны с решением о наложении на них санкций, то они в месячный срок могут подать жалобу или в вышестоящий орган по ценообразованию, или в суд, или в арбитражный суд, что, однако, не приостанавливает исполнение решения на время его рассмотрения.
В заключение темы рассмотрим вопрос оформления документов, где фиксируются свободные цены, которые подаются в органы ценообразования для контроля правильности расчетов налогов. По свободным отпускным (оптовым) ценам и тарифам подается "Протокол согласования", где в адресной части находится название, подписи руководителей предприятий - заказчика и изготовителя. В именной части - наименование продукции (услуг). Схема этого протокола такова:
№№ п/п | Наимено-вание и краткая характе-ристика | Арти-кулы, марка, тип | Техни-ческая докумен-тация, кем, | Еди-ницы измерения | Свободная оптовая (отпускная) цена (тариф) | Свободная цена посреднической организации (предприятия) |
продук-ции (товара, услуги) | когда утверж-дена | предприятия-изго-товителя | Размер снабженческой сбытовой надбавки (в случае ее регулирования) | |||
Для регистрации свободной розничной цены подается Реестр, который имеет несколько другую форму. В адресной части указывается наименование предприятия (продавца), регистрирующего свободные розничные цены, дату регистрации и номер. В именной части приводится наименование товара. Схема его такова:
Реестр
свободных розничных цен на ________________________
(наименование товара)
№№ п/п | Наи-менование и краткая харак-терис-тика товаров | Арти-кул, марка, тип | Объем партии | Свободная оптовая (отпускная) цена предприятия-изготови-теля или свободная цена поступления (закупки) | Снабженческо-сбытовая надбавка (в случае ее регулирова-ния) сумма или процент | Свобод-ная розничная цена за единицу продукции (товара) | Размер торговой надбавки (сумма или процент) | Новая свободная розничная цена в случае ее изменения за единицу продукции (товара) и дата введения |
новый размер торговой надбавки | ||||||||
Далее идут подписи руководителя или владельца предприятия. Реестр выступает лишь как носитель информации об изменении цен. Органы ценообразования не вправе, если цены или торговые надбавки не регулируемые, изменить или не принять его. Его главное назначение, как и предыдущего документа, облегчить налоговый контроль за изменением цен.
В заключение следует отметить, что структура и функции органов по ценообразованию не остаются неизменными. По мере развития рыночных отношений, снижения уровня монополизма директивность в их работе все сокращается. На роль ведущих выходят функции регулирования, контроля, методологическая.