Описание деятельности и экономического состояния компании

Миссия компании: способствовать развитию мировой нефтехимической отрасли путем обеспечения химическим сырьем производственные компании на оптимальных условиях, качественно и точно в срок.

Компания ООО «ВЕКТОР» создана и расположена в г. Дзержинск, являющимся одним из центров химического производства России. Компания имеет опыт работы на рынке реализации нефтехимических продуктов уже более 15-ти лет.

Основной деятельностью является снабжение химическим сырьем производителей в России и за рубежом.

Импортно-экспортные операции: осуществляется полный цикл продаж/поставок сырья в рамках внешнеэкономической деятельности (ВЭД). По желанию заказчикаоказывается частичная услуга по пре-маркетингу, таможенному оформлению или доставке товара (мультимодальные перевозки- авто, морские, ж/д, различные виды упаковки — сухие контейнера, танк-контейнера, бензовозы, цистерны).

В рамках национального бизнес-рейтингования субъектов внешнеэкономической предпринимательской деятельности, основанного на экономических показателях деятельности российских компаний в 2013 году, компания ООО "Вектор" определена победителем в номинации "Импортер года" и награждена орденом IMPORT AWARD - за выдающиеся заслуги в сфере внешнеэкономической деятельности.

Рейтинг проводился Научно-информационным центром статистических исследований при поддержке международного рейтингового Союза Национальных бизнес-рейтингов.

Основные продукты: меламин QAFCO, глицерин технический и Фарма, стеариновые кислоты PALMAC P50-18 и PALMAC 98-18, моноэтиленгликоль(МЭГ), диэтиленгликоль (ДЭГ), триэтиленгликоль (ТЭГ), полиэтиленгликоль (ПЭГ), бутилакрилат (БА), этилакрилат (ЭА), 2 этил-гексил акрилат (2- ЭГА), бутил-метакрилат (БМА), метилметакрилат (ММА), акриловая кислота (АК), метакриловая кислота (МАК), полиметилметакрилат (ПММА), а также различные компоненты для СОЖ, лакокраски, СМС, пластиков и другие виды химического сырья под заказ[10].

Проанализируем основные технико-экономические показатели деятельности фирмы, представленные в таблице 2.1.

Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Количество персонала
Фонд оплаты труда 34959340,80 46141381,44 61163283,20
Выработка на 1 человека 14519630,94 25702263,71 40823898,20
Фондоемкость 0,12 0,11 0,09
Фондоотдача 8,44 9,04 10,64
Фондовооруженность 1720454,95 2843056,87 3835260,78
Рентабельность производства 35,51% 21,22% 53,13%
Рентабельность продаж 184,12% 119,27% 279,06%
Стоимость основных средств 203013683,89 378126563,81 575289116,80
Сумма запасов 246100534,56 377239518,61 507307391,33
Денежные средства 70908690,37 90583797,75 120751270,24
Дебиторская задолженность 29831603,61 43883785,87 53977780,92
Долгосрочные заемные средства 6120271,87 10561818,96 19239052,48
Краткосрочные заемные средства 12918262,58 14741024,88 22753752,00
Кредиторская задолженность 49278298,75 75869028,00 79031196,74
Выручка 1713316450,76 3418401072,88 6123584729,90
Себестоимость 1052543261,75 2125122983,39 3021601361,56
Чистая прибыль 170132706,75 378126563,81 907744115,64
Прибыль от реализации продукции 373783890,22 450987005,87 1605379246,38


Численность сотрудников повысилась на 12,7% в 2015 году и еще на 12,8% в 2016 году. Фонд оплаты труда увеличился на 32% в 2015 году и еще на 32,6% в 2016 году. Производительность труда на 1 сотрудника выросла на 77% в 2015 году и еще на 58,8% в 2016 году. Фондоемкость снизилась на 6,7% в 2015 году и еще на 15,1% в 2016 году. Фондоотдача повысилась на 7,1% в 2015 году и еще на 17,7% в 2016 году. Фондовооруженность увеличилась на 65,3% в 2015 году и еще на 34,9% в 2016 году. Рентабельность производства понизилась на 14,3% в 2015 году и выросла на 31,9% в 2016 году. Рентабельность основных средств уменьшилась на 64,9% в 2015 году и повысилась на 159,8% в 2016 году.

Первоначальная стоимость основных фондов увеличилась на 86,3% в 2015 году и еще на 52,1% в 2016 году. Сумма запасов выросла на 53,3% в 2015 году и еще на 34,5% в 2016 году. Сумма денежных средств повысилась на 27,8% в 2015 году и еще на 33,3% в 2016 году. Дебиторская задолженность увеличилась на 47,1% в 2015 году и еще на 23% в 2016 году. Кредиторская задолженность выросла на 54% в 2015 году и на 4,2% в 2016 году. Долгосрочные заемные средства повысились на 72,6% в 2015 году и еще на 82,2% в 2016 году. Краткосрочные заемные средства увеличились на 14,1% в 2015 году и еще на 54,4% в 2016 году.

Выручка выросла на 99,5% в 2015 году и еще на 79,1% в 2016 году. Себестоимость повысилась на 101,9% в 2015 году и еще на 42,2% в 2016 году. Прибыль от продаж увеличилась на 20,7% в 2015 году и еще на 256% в 2016 году. Чистая прибыль выросла на 122,3% в 2015 году и еще на 140,1% в 2016 году. Рост прибыли вызван открытием новых производств и расширением старых (за счет, в частности, иностранного инвестирования).

2.2 Исследование эффективности внеэкономической деятельности фирмы на примере выпуска и реализации полиэтиленгликоля

Полиэтиленгликоль применяется в качестве связующего твердых ракетных топлив, растворителя, в медицине и косметике (основа для мазей), криопротектора, основы регуляторов роста растений, сильногоосмотика, для имитации засухи в вегетационных опытах, основы для специальных жидкостей в тормозных системах, в качестве пищевой добавки E1521, слабительного средства при подготовке к клиническим процедурам, при моделировании подводных извержений, в научных исследованиях для оценки диаметра и геометрии водной поры встроенного в бислойную мембрану белкового канала, в опытах по получению группы крови 0 из А, В и АВ.

Сначала определим расходы и цену соединения для проведения анализа эффективности экспорта.

На рисунке 2.1 показаны затраты на производство экспортного товара.

Описание деятельности и экономического состояния компании - student2.ru

Рисунок 2.1 – Издержки на производство и рекламирование продукта

Внепроизводственные затраты включают в себя и рекламу полиэтиленгликоля за рубежом.

Максимальную долю в себестоимости при этом занимают: издержки на сырье и материалы (15,3%), на обслуживание и эксплуатацию оборудования (20,2%) и цеховые затраты (25,7%).

Таким образом, себестоимость на 1 т соединения составляла 7425,66 руб.

Помимо себестоимости в цену экспорта включаются транспортные расходы, страхование и таможенная пошлина.Транспортные расходы в 2016 году были равны 1211 руб. на 1 т, таможенная пошлина – 750 руб.

Цена экспорта 1 т полиэтиленгликоля = 750+1211+7425,66 = 9637,66 руб.

Пересчитаем значение цены в евро. На дату продажи курс евро составлял 73,15 руб.

Соответственно, цена за рубежом была 131,75 евро.

Выпуск соединения тогда составлял 10080 тонн. Значит, экспортный доход был равен 1328040евро уже или 97149417,12 руб.(при курсе евро уже 73,16 руб.). то есть курс валюты является своеобразной наценкой.

Коэффициент эффективности экспорта = Описание деятельности и экономического состояния компании - student2.ru = 1,03

Прибыль от экспорта = 97149417,12 + 13644052,00 – 94617532,8 = 16175936,32 руб.

13644052,00 – рублевая выручка от обязательной продажи части валюты государству, руб.

Вычислимкоэффициент эффективности экспорта с использованием показателя эффективности производства и реализации продукции на внутреннем рынке:

Ээкс = Описание деятельности и экономического состояния компании - student2.ru = 1,03

Таким образом, оба коэффициента выше 1, что свидетельствует обнизкой эффективности экспорта.

На рисунке 2.2 покажем безубыточный объем экспорта.

Описание деятельности и экономического состояния компании - student2.ru

Рисунок 2.2 – График безубыточного экспорта

Объем безубыточности экспорта равен 9633 тонн полиэтиленгликоля или 96% от выпуска продукта.

В 2018 году планируется расширить производство соединения с привлечением иностранного инвестора, то есть предполагается международное инвестирование.

На рисунке 2.3 отражено распределение инвестиционных вложений по объектам.

Описание деятельности и экономического состояния компании - student2.ru

Рисунок 2.3 – Распределение инвестиционных вложений на активную и пассивную части основных фондов

Срок реализации проекта – 3 года. Чистая приведенная стоимость составит 39933785,63 руб.

ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эффективность любого процесса повышают путем снижения затрат и издержек и/или увеличением отдачи от этого процесса. Эффективность внешнеэкономической деятельности повышается при увеличении объема и прибыльности импортных или экспортных поставок и снижении издержек на их организацию.

Развитие и рост компании, которая ведет внешнеторговую деятельность, влечет засобой увеличение объема импортных или экспортных операций, а также это означает, чтонепосредственно международные поставки являются прибыльными и перспективными дляпредприятия.

Об эффективной работе предприятия, с точки зрения его контрагентов и внешнегоокружения свидетельствует осуществление экспорта, как результата достиженияконкурентоспособности товара на внешнем рынке. Именно в этом заключаетсядвойственность экспорта с позиций его участия в обеспечении эффективной деятельностипредприятия: экспорт одновременно выступает как фактор и как результат эффективнойработы предприятия[11].

С целью повышения эффективности внешнеэкономической деятельности компании необходимо снизить:

1.платежи за импортируемый товар поставщику. Партнерскиеотношения между компаниями возникают при длительном сотрудничестве, полномвзаимопонимании и открытости отношений. Основой таких отношений служитмеждународный контракт, где будут зафиксированы все возможные варианты развитияотношений, и каждая сторона международного контракта будет видеть перспективусотрудничества, поэтому снижение этих платежей возможно при развитии хорошихпартнерских отношений и увеличении объема импортных поставок. Смена иностранногопоставщика также является вариантом снижения стоимости товара, но для этого следуетрегулярно исследовать международный рынок на предмет появления новых потенциальныхпартнеров;

2. Доставка груза и его страховка. Доставка и страховка – весьма важная статья расходовпри импорте или экспорте продукции. Для того, чтобы снизить издержки на доставку груза,нужно разработать оптимальную схему доставки, рассмотрев все возможные варианты, атакже получить лучшую цену от перевозчика, экспедитора и страховой компании;

3. Таможенное оформление или таможенная очистка: есливы хотите повысить эффективность внешнеэкономической деятельности, будет тщательнаяпредварительная подготовка всех необходимых документов, которые сопровождаютмеждународную сделку. Чтобы обеспечить быстрое, а значит экономное таможенноеоформление, необходимо заранее правильно и грамотно подготовить отгрузочные документы.Тогда ваш груз не будет задержан на таможне и не будет стоять дольше льготногопериода и не подвергнется дополнительному досмотру, следовательно, в этом случаетаможенное оформление будет наиболее экономным;

4. Расходы на отдел ВЭД. В число этих расходов входит: заработная плата специалистовпо внешнеэкономической деятельности и бухгалтеров, аренда офиса, подготовка и повышениеквалификации работников, расходы на международные телефонные переговоры, канцеляриюи прочее[12].

Второй путь повышения эффективности внешнеэкономической деятельности – увеличение прибыли (дохода) от внешнеторговых операций (стимулирование сбыта) путем увеличения конкурентоспособности продукции и рекламы (маркетинга) или выставок.

Конкурентоспособность продукции являетсяосновой успеха предприятия на мировом рынке, следовательно, её результативностьво многом определяется тем, насколько вернооценены конкурентные позиции продукции предприятия[13].

Управление конкурентоспособностью продукции представляет собой разработку и реализацию комплекса мероприятий по изучениюрынка, подготовке производства, его осуществлению и сбыту продукции и т.п., имеющихнаправленность на правильный выбор конкурентных позиций и полного удовлетворения потребностей субъектов рынка. Изучение конкурентов, предлагаемой имипродукции и условий конкуренции требуется длятого, чтобы определять преимущества и недостатки предприятия, а также разрабатывать собственную стратегию создания и поддержанияконкурентных преимуществ[14].

Одними из самых действенных средств PR на международном рынке являются выставки и международные торговые ярмарки. Выставки – незаменимый инструмент продвижения товаров и услуг и развития бизнеса, даже несмотря на появление новых средств коммуникации, они продолжают оставаться привлекательными.Участие в выставке предоставляет возможность одновременно решать множество бизнес-задач — сбытовых, производственных, маркетинговых, рекламных, имиджевых, коммуникационных.Выставки позволяют расширить клиентскую базу и повысить продажи, найти новые способы оптимизации производственных процессов, повысить конкурентоспособность, обеспечить позитивное восприятие бренда и компании в целом, увеличить репутационный капитал.Положительным эффектом участия в выставке может стать бесплатное включение в телевизионные репортажи или публикации в отраслевых изданиях и на интернет-порталах благодаря представителям СМИ, освещающим выставочное мероприятие.Все это привлекает внимание и оказывает воздействие на целевую аудиторию еще до открытия выставки, что обеспечивает длительный эффект после ее окончания.

Важным фактором, влияющим на эффективность выставочной деятельности, является вовлечение всех пяти чувств человека — зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, что оказывает на потенциальных клиентов сильнейшее воздействие.Первой составляющей эффективности выставочной деятельности является личный контакт, позволяющий лучше понять клиента, ответить на его вопросы, обработать возражения, развеять сомнения, активно влиять на принятие решений, получить контактную информацию для обратной связи. Прямые контактыпервых лиц компании с постоянными клиентами являются элементом доверительного маркетинга и работают на укрепление отношений.Во-вторых, наглядное представление продукта позволяет клиентам лично его оценить, попробовать в действии, получить о нем точное представление. Визуальный эффект от выставочного образца усиливается в разы, если человек не просто ведет сухой рассказ о своей продукции, а активно жестикулирует – жесты удерживают внимание аудитории, благодаря жестам можно расставлять акценты в речи и выделять важные смысловые части.В-третьих, возможность сравнения продуктов делает их достоинства более очевидными и позволяет клиентам сделать обоснованный выбор. На выставке упрощается и ускоряется принятие решения о покупке. Установлено, что выставочные контакты на 34% увеличивают покупательную способность, основанную на комбинации психоэмоциональных факторов, стимулирующих совершение сделок. Таким образом, выставки помогают увеличить объем и сократить цикл продаж.В-четвертых – уникальная целевая аудитория. Выставки позволяют установить личный контакт с клиентами, информации о которых нет ни в каких источниках, которые не откликаются на рекламу, почтовые рассылки, телефонные звонки, встретиться с которыми в обычном режиме трудно или невозможно. Выставки привлекают наиболее заинтересованных и перспективных клиентов, которые тратят свое время и деньги на посещение выставки, сознательно заходят на стенды и проявляют интерес к товарам или услугам.И все же главным аспектом PR-мероприятий является эффект «эмоциональной ценности». Выставкам свойственна особая атмосфера психологического комфорта, которая благоприятно воздействует на установление контактов. На выставке посетители чувствуют себя более раскованно, чем при встрече в офисе, следовательно, более подвержены влиянию. По замечанию специалистов, на выставках посетители склонны сообщать больше, чем в деловой переписке или по телефону. А чем больше расскажет клиент, тем проще продавать[15].

Исследовав наше производство, можно заметить, что транспортные расходы, затраты на сырье и материалы и издержки на эксплуатацию и обслуживание оборудования и по цеху довольно высоки. Их можно снизить путем закупки сырья по более низким ценам, более обновленного оборудования (которому не нужна пока замена механизмов и частей корпуса), создания более рационального маршрута перевозки груза. Это отразится на совокупных затратах, следовательно, на коэффициенте эффективности экспорта и прибыли от экспорта:

коэффициент эффективности экспорта при уменьшении затрат до 8586 руб. за т соединения = Описание деятельности и экономического состояния компании - student2.ru = 1,12

прибыль от экспорта = 97149417,12 + 13644052,00 – 86546880 = 24246589,12 руб.

Либо можно повысить продажи за счет стимулирования сбыта (например, увеличением рекламы):

коэффициент эффективности экспорта при ростеобъема продаж до 17160 т соединения = Описание деятельности и экономического состояния компании - student2.ru = 1,75

прибыль от экспорта = 165382245,6+ 13644052,00 – 94617532,8 = 84408764,8 руб.

Как видно из расчетов, второй путь даже выгоднее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе внешнеэкономические связи являются неотъемлемой частью деятельности отраслей национальной экономики, предприятий и организаций. Они становятся средством научно-технического, экономического и социальногопрогресса общества. От эффективности внешнеэкономической деятельности зависит доход организации, ее сферы (рынки, направления) сбыта и привлечение инвесторов (нахождение новых вкладчиков).

На примере выпуска и реализации полиэтиленгликоляв ООО "Вектор" было выявлено, что коэффициенты эффективности экспорта чуть больше 1, то есть он малоэффективен. Безубыточный объем экспорта составляет 96% от выпуска, что подтверждает низкую результативность продаж за границу. Также производство готово к своему расширению, для чего был найден иностранный инвестор. То есть организация практикует международное инвестирование.

Максимальную долю в себестоимости занимают: издержки на сырье и материалы (15,3%), на обслуживание и эксплуатацию оборудования (20,2%) и цеховые затраты (25,7%), а также высоки транспортные затраты вне себестоимости. Их можно снизить путем закупки сырья по более низким ценам, более обновленного оборудования (которому не нужна пока замена механизмов и частей корпуса), создания более рационального маршрута перевозки груза. Это отразится на совокупных затратах, следовательно, коэффициент эффективности экспорта при уменьшении затрат до 8586 руб. за т соединения составит 1,12; прибыль от экспорта 24246589,12 руб.

Либо можно повысить продажи за счет стимулирования сбыта (например, увеличением рекламы):коэффициент эффективности экспорта при росте объема продаж до 17160 т соединения составит 1,75; прибыль от экспорта 84408764,8 руб.

То есть второй путь даже выгоднее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Котерова Н. П. Экономика организации: учебник для студ. учреждений / Н. П. Котерова. – 8-е издание. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 288 с.

Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник и практикум для прикладногобакалавриата / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин. – 9-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 412 с.

Шадрин А. Ф. Внешнеэкономическая деятельность фирмы как субъекта мирового хозяйства // Статистика и экономика. 2015. №4. С.92-94

Попова А. А. Совершенствование системы внешнеэкономической деятельности предприятия // Kant. 2013. №2 (8). С.14-17

Долматов Д. М. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: значение и особенности осуществления // Kant. 2013. №2 (8). С.45-47

Конева А. И. Факторы влияния на развитие внешнеэкономической деятельности предприятий // Развитие общественных наук российскими студентами. 2017. №1. С.48-51

Барышева Е. А. Определение направлений повышения эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий//Российское предпринимательство. 2013. №12 (234). С.32-38

Якунина Е. М. Выставки как инструмент продвижения внешнеэкономической деятельности предприятия//Наука. Общество. Государство. 2016. №4 (16). С.137-142

Шведков А. Н. Зарубежный опыт управления внешнеэкономической деятельностью // Управленческое консультирование. 2014. №8 (68). С.177-183

Садреева А.Ф.Экономическая сущность внешнеэкономической деятельности и подходы к ее определению // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. №3-11 (24). С. 130-132

Бутова Т.В., Мурар В.И., Елесина М.В., Рашкеева И. В. Внешнеэкономическая деятельность: понятие и сущность // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №12-1. С. 135-136

Громов К.А., Поспелова К.С., Халтобин А.В.Повышение внешнеэкономической деятельности предприятия // Международный студенческий научный вестник. 2017. №3. С. 11

http://www.vektor-nn.com

[1] Бутова Т. В., Мурар В. И., Елесина М. В., Рашкеева И. В. Внешнеэкономическая деятельность: понятие и сущность // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №12-1. С. 135-136

[2]Садреева А. Ф. Экономическая сущность внешнеэкономической деятельности и подходы к ее определению // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. №3-11 (24). С. 130-132

[3] Шадрин А. Ф. Внешнеэкономическая деятельность фирмы как субъекта мирового хозяйства // Статистика и экономика. 2015. №4. С.92-94

[4]Долматов Д. М. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: значение и особенности осуществления // Kant. 2013. №2 (8). С.45-47

[5] Конева А. И. Факторы влияния на развитие внешнеэкономической деятельности предприятий // Развитие общественных наук российскими студентами. 2017. №1. С.48-51

[6]Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник и практикум для прикладногобакалавриата / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин. – 9-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 78-91 с.

[7]Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник и практикум для прикладногобакалавриата / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин. – 9-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 104-113 с.

[8]Котерова Н. П. Экономика организации: учебник для студ. учреждений / Н. П. Котерова. – 8-е издание. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 90-98 с.

[9]Шведков А. Н. Зарубежный опыт управления внешнеэкономической деятельностью // Управленческое консультирование. 2014. №8 (68). С. 177-183

[10] http://www.vektor-nn.com

[11] Попова А. А. Совершенствование системы внешнеэкономической деятельности предприятия // Kant. 2013. №2 (8). С.14-17

[12] Конева А. И. Факторы влияния на развитие внешнеэкономической деятельности предприятий // Развитие общественных наук российскими студентами. 2017. №1. С.48-51

[13] Громов К. А., Поспелова К. С., Халтобин А. В. Повышение внешнеэкономической деятельности предприятия // Международный студенческий научный вестник. 2017. №3. С. 11

[14]Барышева Е. А. Определение направлений повышения эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий//Российское предпринимательство. 2013. №12 (234). С.32-38

[15] Якунина Е. М. Выставки как инструмент продвижения внешнеэкономической деятельности предприятия//Наука. Общество. Государство. 2016. №4 (16). С.137-142

Наши рекомендации