IV. Порядок выполнения заданий.

Прежде всего студент-практикант знакомится с организационно-производственной структурой предприятия, изучает его устав, правила внутреннего распорядка, текущие, перспективные планы и годовые отчеты, составляет подробный календарный план работы. В плане должна быть отражена производственная и общественная работа студента, сбор и обработка материалов, необходимых для написания отчета по практике, курсовой работы по менеджменту. Все разделы программы, студент выполняет на протяжении всего периода практики.

Результаты практики оформляются в виде отчета. В нем студент должен показать свои знания по менеджменту, маркетингу, организационному поведению, инновационному менеджменту и др., умение самостоятельно вести научные исследования, анализировать и обобщать результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Отчет должен содержать разработанные студентом мероприятия по улучшению производственно-финансовой деятельности предприятия, повышению уровня организации управленческого труда, совершенствованию управления производством в целом.

При написании отчета о производственной практике рекомендуется придерживаться следующего плана:

· Введение (1-2 страницы);

· 1 раздел–организационно-экономическая характеристика предприятия (10-12 страниц);

· 2 раздел-постановка организации управления на предприятии (организации, учреждении) (20-25 страниц);

· 3 раздел-результаты исследований по теме дипломной работы по менеджменту (4-5 страниц);

· Выводы и предложения (2-3 страницы);

· Список литературы.

Отчет должен быть хорошо отредактирован и иллюстрирован графиками, диаграммами, схемами.

В соответствии с целью и задачами практики студент составляет календарный план прохождения производственной практики с указанием сроков выполнения каждого пункта задания. В период прохождения практики студент изучает организацию управления во всех производственных подразделениях предприятия. После ознакомления с организацией управления студент проводит обобщение и систематизацию по каждому пункту и сравнивает с теоретическими положениями и делает соответствующие выводы и предложения.

Студенту следует изучать также насколько существующая организационно-управленческая модель данного предприятия способна адаптировать внутрифирменную систему к возможным изменениям внешней среды, насколько предприятие готово к возможному усложнению технологии, нарастанию видов и содержания его целей, изменению управленческой культуры, целенаправленной на воспитание людей, насколько предприятие способно при необходимости реализовать гибкость и адаптивность своих внутрихозяйственных систем.

Наряду с анализом по данной целевой установке необходима разработка возможных вариантов (изменения) построения моделей структуры управления соответствующей современным требованиям.

Предприятие изучается как социально-экономическая система.

На данном этапе изучение следует начать с выявления его генеральных, промежуточных, текущих целей, а также с того – насколько его работники осведомлены о них. Для этого следует ознакомиться с информацией, характеризующей стратегию, тип структур, процедур планирования и контроля, стиль руководства, квалификацию людей, их поведение, реакцию на новшества и изменения.

Организация является основой, объединяющей всех работников в системе. Для оценки предприятия как социально-экономической системы следует выяснить: каков уровень культуры, установившиеся в организации ценности, индивидуальные и групповые номы поведения, установки, типы взаимоотношений, характер воззрения персонала (мировоззрение, идеология) – его стремление либо к стабилизации достигнутого, либо к радикальным новшествам; враждебное, нейтральное или полное энтузиазма отношение к переменам; готовность к риску, поиск или, наоборот, всяческое освоение будущего и т.п.

На каком уровне находится предприятие по способностям генерировать, распространять, использовать научно-технические нововведения, насколько принципы системы управления (конкретные формы организационных структур, их координация, система информации между ними) способствуют реализации первых:

- какова сопротивляемость изменениям;

- каков ориентир управленцев: предпринимательский или рационалистический (усовершенствование в пределах существующей конструкции);

- каково сочетание формальных характеристик организации, придающих человеческому фактору решающую роль в решении важнейших проблем управления.

Ознакомление с предприятием (организацией):

1. Изучение предприятия как производственной системы (продуцирующей);

2. Изучение предприятия как социальной системы (социальной организации);

3. Изучение предприятия как структурной единицы и как участника конкуренции отрасли экономики;

4. Изучение предприятия как производителя, ориентированного на рынок товаров и услуг и как структурной единицы определённого сегмента рынка;

5. Изучение предприятия как потребителя на рынке ресурсов производства;

6. Изучение предприятия как объекта, влияющего на формирование внешней среды: является ли изучаемый объект экономической или политической жизни в обществе или осуществляет только адаптивную деятельность;

7. Изучение предприятия как единицы народного хозяйства;

8. Изучение возможности разработки бизнес-плана и его использования в процессе планирования при существующем механизме хозяйствования.

В идеале предприятие можно представить как групповую деятельность, при которой все члены группы придерживаются общей цели.

Рациональной можно считать такую систему, которая выполняет свои функции (достигает цели) с минимальными затратами, в минимум времени и с максимальной эффективностью, способна приспосабливаться к изменяющимся условиям, имеет необходимый механизм обратной связи, позволяющий немедленно обнаружить и устранить любое отклонение от запланированного режима.

Если обнаруживается неувязка в системе необходим её тщательный анализ и поиск варианта улучшения.

Для такого анализа системы необходимо собирать информацию о её элемента: политики, организации, процессах и методах связи внутри системы, загрузки мощности в нормальные, пиковые и кризисные периоды, технологическом потоке; машинах и устройствах, планировке оборудовании системы.

Тщательный анализ каждого элемента системы даёт возможность студенту оценить степень рациональности системы в целом, выявить участки представляющие «узкие места», требующие усовершенствования.

Изучение политики (общего направления, общей стратегической цели) даёт возможность выяснить студенту: разработана ли такая политика, если да, то насколько ясно и точно она сформулирована? Если такой политики нет, то как можно было бы её сформулировать в деталях с учётом ограничений, в которых должна работать система.

Организация распределения ответственности (и уверенности в том, что лица на которых ответственность возложена, действительно несут её) является основным правилом эффективной организации.

При изучении организационной структуры системы необходимо выявить, насколько права соответствуют обязанностям – действительно ли ответственность за выполнение каждой функции и право действовать так, чтобы выполняют её сопутствуют друг другу.

Результаты изучения организационной структуры показать графическим изображением распределение обязанностей (ответственности) внутри системы.

Процессы и методы. Подобно тому, как организация является основой, которая объединяет всех работающих в системе, так методы и процессы объединяют всю работу.

Студенту следует выяснять – насколько методы организации совершенны. Хронометрирование, изучение движений, нормирование, технологическое усовершенствование и многое другое является средствами улучшения методов.

При беседе с руководителем производства студенту необходимо выяснить: насколько руководитель производства в курсе развития промышленных методов в своей отрасли, в каких профессиональных и промышленных обществах он состоит, какую периодическую печать он получает, на каких курсах усовершенствования был.

Связь. Связь следует понимать не просто как средство сообщения, она означает восприятие. Связь должна обеспечивать передачу мысли, идеи таким образом, чтобы она была воспринята так, как её понимает автор, она должна вызвать ответную реакцию у получателей информации.

При изучении связи студент должен оценить, насколько вся необходимая информация передаётся, воспринимается, используется с максимальной пользой для предприятия. При этом студент должен стараться выявлять резервы снижения затрат и потерь, связанных с процессом связи.

Загрузка. За исключением определённых непрерывных процессов, где загрузка остаётся почти постоянной, в каждой отрасли имеются нормальные, пиковые и кризисные периоды. Система загрузки, которая эффективно функционирует только в стабильных условиях, непригодна для большинства современных предприятий. Система должна справляться с различными вариантами загрузки с возможно меньшими потерями в производительности.

Студенту следует выявить: как производительно система работает в периодах отклонения от «нормального».

Организация материально-технического снабжения. Система обеспечения предприятия всеми необходимыми материальными ресурсами. Порядок разработки плана материально-технического снабжения и контроль за его выполнением. Методы определения размера запасов и объёма закупок, метод оценки товарных запасов. Определение эффективности существующих методов.

Организация сбыта продукции.

Организация складского хозяйства. Порядок отпуска материалов со склада, учёт движения материалов со склада.

Организация упаковки готовой продукции, затраты связанные с подготовкой продукции к реализации. Организация рекламы, её эффективность. Формирование функций маркетинга.

Управление предприятием.

Схема управления предприятием. Уровень принятия решений, уровень их реализации. Структура управленческого персонала. Должностные инструкции (распределение обязанностей, ответственности и прав). Система связи документооборота. Роль диспетчерской службы в управлении производством.

Планирование на предприятии.

Изучение и практическое ознакомление с системой планирования, с методами и техникой составления перспективного и текущего плана предприятия по всем его разделам, работой планово-экономического, планово-производственного отдела и других подразделений по разработке отдельных разделов плана экономического и социального развития предприятия, по руководству всеми подразделениями предприятия при разработке плановых заданий.

Система плановых заданий, норм и нормативов. Порядок перспективного и текущего планирования и разработки перспективного и годового плана предприятия. Паспорт предприятия (или заменяющий его документ), отражение в нем плановых и фактических показателей деятельности предприятия. Расчёты альтернативных производственных программ.

Составление портфеля заказов, договора с заказчиками.

Планирование реализации (сбыта) и производства продукции. Производственные ценности предприятия, степень её использования. Показатели объёма выпускаемой продукции основанные, на прогнозах сбыта. Производственная программа: планирование ассортимента и качество продукции.

Планирование технического развития и повышения экономической эффективности производства, совершенствование организации производства, экономическая и социальная эффективность отдельных направлений новой техники, организационно-технических мероприятий, мероприятий НОТ, затрат на охрану окружающей среды, рационализаторских предложений, система стимулирования внедрения новой техники.

Трудовые отношения работников предприятия; социальная деятельность. Ознакомление с правовыми формами организации и управления производством, регулирование трудовых отношений, с правилами трудового распорядка, правового регулирования рабочего времени и времени отдыха, заработной платы, видов материальной и дисциплинарной ответственности, правовой охраны труда, формами трудовых и хозяйственных договоров, обеспечением студентами, проходящих практику на производстве.

Изучение социально-психологических особенностей производственных коллективов и их учёта и организации производства. Проведение социально-психологического обследования и определение психологического климата в трудовом коллективе (бригаде, отделе, цехе и т.п.).

Наши рекомендации