Формирование портфелей инновационных стратегий
Общая социально-экономическая цель | Инновационные задачи | Структура портфеля инновационных стратегий |
Рост масштабов производства Рост доли на рынке Стабилизация положения на рынке Освоение новых рынков | Коренное обновление и увеличение количества единиц производственного оборудования; видов продукции и процессов; внедрение системных инноваций Повышение технического уровня производства; повышение конкурентоспособности продукции; снижение издержек производства Поддержание высокого технического уровня производства; повышение конкурентоспособности снижение издержек производства Разработка дифференцированных продуктов и процессов; научно- техническое обеспечение процессов вывода товара на рынок | Стратегии для предприятий с высоким уровнем развития: опережающей наукоемкости; исследовательского лидерства; радикального опережения Стратегии для предприятий с низким уровнем развития: продуктовой и процессной имитации; лицензионная; вертикального заимствования Стратегии для предприятий с высоким уровнем развития: технологической связанности; параллельной разработки; исследовательского лидерства; опережающей наукоемкости Стратегии для предприятий с низким уровнем развития: лицензионная; следования за рынком; продуктовой и процессной имитации; технологической связанности Стратегии для предприятий с высоким уровнем развития: выжидание лидера; следования за рынком; следования жизненному циклу; опережающей наукоемкости Стратегии для предприятий с низким уровнем развития: сохранения технологических позиций; лицензионная; следования за рынком; технологической связанности; вертикального заимствования Стратегии для предприятий с высоким уровнем развития: стадийного преодоления; исследовательского лидерства; опережающей наукоемкости; радикального опережения Стратегии для предприятий с низким уровнем развития: лицензионная; технологической связанности; следования за рынком |
При постановке цели роста масштабов производства может оговариваться его уровень. От целевого уровня роста будут зависеть инновационные задачи предприятия. В случае бурного роста (обычно принимается значение больше 20% в год) речь должна идти о серьезной реконструкции предприятия, расширении или новом строительстве. Инновационные задачи будут связаны с проектированием и приобретением нового оборудования, разработкой новых видов продукции и технологических процессов. Очень высокий (20%) и высокий рост (10%) характерны для периодов вывода на рынок нового продукта и освоения уже созданных и введенных в строй мощностей. Здесь инновационные задачи вытекают из необходимости совершенствовать действующие технологические процессы и модифицировать продукцию, а также делать научно-технические заготовки для будущих периодов. В условиях среднего и малого роста (5% и ниже), как правило, имеется продукт, находящийся в начале стадии зрелости (т.е. в конце стадии роста). В данном случае основной инновационной задачей становится обеспечение совершенствования действующих технологических процессов с целью снижения себестоимости, улучшения продукта и подготовки к выводу нового продукта на рынок.
Портфель инновационных стратегий формируется под влиянием различных факторов инновационного развития. Их уровень определяется для каждого предприятия в отдельности. Для цели роста масштабов производства применяются различные стратегии при высоком и низком уровне факторов инновационного развития.
При высоком уровне целесообразно применение стратегий опережающей наукоемкости, исследовательского лидерства, радикального опережения, т.е. способствующих интенсивному развитию. Предприятию необходимо вкладывать значительные средства на проведение НИОКР, направленных на завоевание передовых позиций в отрасли.
При низком уровне факторов инновационного развития набор стратегий становится другим — преобладающими являются стратегии продуктовой и процессной имитации, лицензионная, вертикального заимствования. Это обычно связано с отсутствием на предприятии достаточного научно-технического кадрового потенциала и опытно-экспериментального производства. Предприятие в данном случае занимает низкую долю на рынке, и его положение характеризуется отсутствием угрозы технологического и функционального замещения.
Рост доли на рынке в некоторой степени определяется ростом масштабов производства. Увеличение рыночной доли должно также происходить в семействе взаимосвязанных продуктов и сопровождаться вытеснением с рынка конкурентов или более высоким, чем у них, ростом объемов производства. При этом перед предприятием будут стоять такие инновационные задачи, как повышение технического уровня производства, научно-техническое обеспечение вывода на рынок продуктов с характеристиками, превосходящими характеристики конкурентов. Кроме того, необходимо учесть и задачу разработки инноваций по устойчивому снижению издержек производства продукции до более низкого уровня, чем у конкурентов.
Если ставится цель увеличить долю на рынке при любом уровне факторов инновационного развития предприятия, то должна реализовываться стратегия технологической связанности, что позволит концентрировать усилие на родственных продуктах.
Стабилизация положения на рынкево многом предполагает следование жизненному циклу продукции, своевременный вывод продуктов на рынок, поддержание на низком уровне себестоимости продукции. Поэтому инновационные задачи в основном связаны с достижением высокого технического уровня продукции и технологий, обеспечением соответствия жизненного цикла продукта циклам НИОКР.
Такая постановка общей социально-экономической цели предприятия, как при высоком, так и при низком уровне факторов инновационного развития, заставляет его применять стратегию следования за рынком, что позволяет удержать завоеванные позиции. При высоком уровне предприятие также отдает предпочтение стратегии следования жизненному циклу, опережающей наукоемкости, выжидания лидера. При низком — стратегии сохранения технологических позиций, лицензионной, технологической связанности, вертикального заимствования.
В зависимости от выбранного объекта стратегического управления различают: корпоративную стратегию, т.е. стратегию организации в целом; бизнес-стратегию, т.е. стратегию отдельного подразделения организации; функциональную стратегию, т.е. стратегию функциональной зоны.
Примером корпоративной стратегии может служить стратегия организации в определенной сфере хозяйствования (конкретный сегмент рынка). Бизнес-стратегию может иллюстрировать стратегия подразделения по производству бытовых холодильников многоотраслевой электротехнической компании. Функциональная стратегия может быть представлена стратегией управления персоналом организации, производством, финансами, инновационной деятельностью и стратегиями в других областях деятельности.
Таким образом, инновационная стратегия, представляет собой функциональную стратегию, подчиняющуюся общекорпоративной цели предприятия, и определяет основные направления и приоритеты разработки инноваций.
Основной задачей инновационной стратегии предприятия является определение приоритетных направлений финансирования и обеспечение концентрации результатов на наиболее важных направлениях деятельности.
На инновационную стратегию, как и на стратегию любой организации, влияет ряд факторов, придающих ей специфические свойства. Прежде всего, инновационная стратегия определяется миссией организации. В связи с этим она должна корректироваться в соответствии с пересмотром миссии, что происходит в результате изменения общественных приоритетов и потребностей, выражающихся, в первую очередь, через спрос на продукцию и услуги организации.
С точки зрения инновационного процесса конкуренцию можно подразделить на следующие виды: функциональная, видовая, предметная.
Функциональная обусловлена тем, что одну и ту же потребность можно удовлетворить с помощью различных товаров или услуг; при этом каждая организация стремится разработать новый способ удовлетворения потребности.
Видовая является следствием того, что имеются схожие товары, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но отличаются при этом по отдельным технико-эксплуатационным параметрам.
Предметная возникает на рынке тогда, когда идентичные товары противостоят друг другу как различающиеся по качеству, так и не имеющие этого различия.
Потребительская ценность инновационного товара, как правило, более высока по сравнению с аналогичным, ранее используемым. Это обусловливается тем, что инновационный товар позволяет достичь результата при меньших затратах на его изготовление в сравнении с ранее применяемым товаром. Поэтому цена реализации нового товара обычно бывает ниже его потребительской ценности, и нововведение обретает более высокую конкурентоспособность.
К существенным факторам нововведений, обеспечивающих конкурентное преимущество организации, можно отнести следующие.
Новые технологии. Изменение технологии может создать новые возможности для разработки товара, новые способы маркетинга, производства или доставки и улучшения сопутствующих услуг. Именно оно чаще всего предшествует стратегически важным нововведениям. Новые отрасли возникают тогда, когда изменение технологии делает возможным появление нового товара.
Смена лидерства вероятнее всего происходит в тех отраслях, в которых резкое изменение технологии приводит к устареванию знаний и фондов прежних лидеров отрасли. Фирмам, «взросшим» при старой технологий, трудно понять значение новой, только что появившейся, а отреагировать на нее - еще сложнее.
Новые или изменившиеся запросы покупателей. Фирмы, которые уже закрепились на рынке, могут этого не заметить или оказаться не в состоянии отреагировать должным образом потому, что для этого необходимо создать новую цепочку ценностей.
Новый сегмент отрасли. Появляется возможность не только выйти на новую группу покупателей, но и найти более эффективный способ выпуска некоторых видов продукции или новые подходы к определенной группе покупателей.
Изменение стоимости или наличия компонентов производства. Конкурентное преимущество часто переходит из рук в руки вследствие изменения абсолютной или относительной стоимости компонентов (таких, как рабочая сила, сырье, энергия, транспорт, средства информатики и др.).
Изменение правительственного регулирования. Стандарты, охрана окружающей среды, торговые ограничения - вот области, предоставляющие огромные возможности для новаций, влекущих за собой конкурентное преимущество.
Важным фактором, определяющим инновационную стратегию, является характер выпускаемой продукции, обусловливающий особенности ее сбыта, послепродажное обслуживание, рынки и их границы.
Инновационная стратегия определяется и организационными факторами, среди которых выделяются внутренняя структура и ее ожидаемые изменения, система управления, развития процессов интеграции и дифференциации.
В немалой степени инновационная стратегия зависит от имеющихся у организации ресурсов - материальных, финансовых, информационных, кадровых. Чем они больше, тем масштабнее могут быть инвестиции в будущие проекты.
Заметную роль в формировании инновационной стратегии играют потенциал развития организации, совершенствование ее деятельности и расширение масштабов инноваций, рост деловой активности.
Весьма существенными факторами, определяющими инновационную стратегию организации, считают культуру и компетентность управления.
На инновационную стратегию, кроме перечисленных моментов, влияют также степень риска деятельности организации, уровень подготовки (профессионализм) кадров, зависимость организации от внешней среды.