Вклад мен-ов в развитие управления.
Пром-ая револ.дала толчок развитию теоретических иссл-й и практики управ-я.Большой вклад в форм.науки управ-я внесли английские политэкономы Уильям Петти,А.Смит и Д.Рикардо.Большой вклад в развитие управ.мысли и практику управ-я внес и английский социалист-утопист Роберт Оуэн.Оуэн ранее других заметил и оценил роль чел-го фактора на пр-ве,к необходимости учета которого др.исследователи пришли только ч/з 100 лет.На формирование теории управ.в социалистическом об-ве большое влияние оказали труды К.Маркса и Ф.Энгельса.Не занимаясь исслед-ми природы и сущности управ,они внесли свой вклад в форм-е этой науки с пом.созданных ими м-дов иссл-я.Таким образом,предпосылками и источниками формирования мен-та как управ-я особого рода явл:
—индустриальный способ орг-ии пр-ва;
—развитие рыночных отн,основными элементами которых являются спрос,предложение и цена.
Осн.положением,по Тейлору,явл.научно-обоснованные задание Аему и м-дов его выполнения,что д.повышать производ-ть труда.Большое значение Тейлор придавал также стимулирующим системам оплаты труда и нормальному обслуживанию Аих мест(инструментами,тарой и т.п.).Большое вним.уделялось лучшему испол-ю производственных фондов п/п.Требование рациональности распространялось также на планировку п/п и цехов.
Ф.Гилберт уделял особое вним.рационализации труда,в частности таких профессий,как каменщик и хирург.Л. Гилберт сосредоточила свои интересы на пионерских разАках в сфере организационной психологии и управ-я персоналом.Генри Форд продолжил дело Тейлора в обл.орг-ии пр-ва.Форд применил конвейерную систему Аы,максимальную специализацию, регламентированный ритм Аы,механизацию транспортных операций,развивал п/п как комплекс,обеспечивающий себя всем необходимым, отделял основное производство от его обслуживанияОсновной вклад в развитие админист-го мен-та внес француз А.Файоль.В своей наиболее известной Ае«Общее и промышленное управление» он выделяет 14 базисных принципов управ,некоторые из них сохраняют значимость и в наше время.Напр,единовластие,единство направление-единый план-один мен-р,разделение труда,скалярная цепочка управ-я.Заслуга Файоля заключалась и в том,ч.он разделил все ф-и управ.на общие(относящиеся к любой сфере деят-и)и специфические.Управление,по Веберу д.строиться на безличной,сугубо рациональной основе.Он определил эту форму как бюрократию.Такая концепция предполагала четкое опр-ие должностных обязаннос.и отв-ти Аников,ведение формальной отчетности,раздел-е собственности и управ-я.В своей работе«Теория социально-эк-ой орг-ии»Вебер сформулировал принципы построения «идеальной»орг-ии.Бюрократические модели построения орг-ии получили большое распрост.в30-40-е гг.XXвека.В дальнейшем увлечение этим подходом(«орг-ия работает как машина»)привело к усилению громоздкости управлен-х структур и стало препятствовать гибкости и оперативности пр-м-ой деят-и.Особая заслуга в создании теории и практики чел-х отн.принадлежит психологу Элтону Мейо,проведшему«хатторнские эксперименты»на п/пх фирмы «Вестерн Электрик».Эксперименты показали,что можно влиять на отн.людей к труду посредством создания неформальных групп.Искусство общения с людьми д.б.стать главным критерием отбора администраторов,начиная с мастера.Аты Мейо и его сподвижников положили начало многочисленным иссл-м взаимоотн.в орг-иях,выявлению мотиваций к труду,роли небольших групп.Это определило развитие управ-й теории и практики на четверть века вперед.К наиболее известным представителям относят А.МаслоуПсихоаналитик и ученый-теоретик,он пришел к выводу,что сущ.иерархия потребностей,основу которой образуют физиологические потребности,на которые опираются потребности в безопасности,принадлежности, самоуважения и самоактуализации.Основываясь на этой теории Д.Макгрегор сформулировал Теорию Х и Теорию У.Классический мен-т основывается на первой из них,а вторая-более реалистична и полна.Предположения теории У сводятся к тому,ч.нет врожденной неприязни к труду,внешний контроль и санкции-не единственный и не самый эф-ный способ контроля(мотивации),большинство Аников способны проявлять изобретательность и что,наконец,потенциал интеллекта«среднего»индивида испол-ся далеко не полностью.