По каким признакам осуществляется классификация инноваций?
По предмету и сфере приложения:
- Инновации-продукты – представляют собой результаты творческих исследовательских процессов в виде новых продуктов (техника, технологии, сырье), внедряемых в производство.
- Инновации-процессы – как последовательные процедуры внедрения новых продуктов, принципов, методов взамен применявшихся ранее.
- Социальные инновации – изменения привычного типа мышления и стиля жизни, внесение динамичности в устойчивый динамический порядок. Все виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи.
Российские ученые в том числе ЮВ Юкавец выделяет 4 вида инноваций с точки зрения цикличного развития техники :
1) Крупнейшие базисные инновации, которые реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой НТР
2) Крупные инновации формируют новые поколения техники в рамках данного направления
3) Средние инновации реализуют такого же уровня изобретения и служат базой для создания новых моделей и модификаций данного поколения техники, заменяющих устаревшие модели
4) Мелкие инновации улучшают отдельные производственные или потребительские параметры, выпускаемых моделей техники на основе использования мелких изобретений
По мнению ОВ Хотяшевой целесообразно использовать след методологию классификацию инноваций:
1) По степени рыночной новизны (деление всех инноваций на первичные и вторичные).
2) По причинам проведения (адаптационные, цель которых – сохранение или усиление эффективности хоз. деятельности; опережающие, осуществляемые технологическими лидерами, которые направлены на создание будущих конкурентных преимуществ).
3) По объекту или предмету, на который инновации направлены( продуктовые, касающиеся создания нового продукта или услуги; управленческие, предполагающие внедрение новых методов внутрифирменного управления; маркетинговые; технологические).
К продуктовым инновациям можно отнести разработку и внедрение трех типов нового продукта:
1) Совершенно нового
2) Модернизированного, глубокие изменения
3) Модифицированного, незначительное усовершенствование
Маркетинговыми инновациями следует считать репозиционирование товара, т.е. товар с новой сферой применения и рыночной новизны, применение новых методов маркетинговых исследований и стратегий сегментации рынка.
Отечественный исследователь М,П, Макаркин и Шаборкина в зависимости от уровня новизны изменений выделяют базисные или радикальные, улучшающие или модифицирующие, инновации и псевдоинновации.
Базисные инновации впервые реализуют какой-то новый технологический принцип. Они составляют основу возникновения нового поколения техники.
Улучшающие инновации являются вторичными по отношению к базисным, возникают вслед за ними и отражают возможности рационализации новшеств.
Для псевдоинноваций характерны очень незначительные минимальные изменения параметров продуктов, возникающих под влиянием моды.
Оригинальную классификацию предложил А.Н. Пригожин, который разделил:
1) По типу новшества: материально-технические, социальные, экономические и организационно-упраленчиские, правовые и педагогические.
2) По механизму осуществления: единичные, диффузные, завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные.
3) По инновационному потенциалу: радикальные, комбинированные и модифицирующие.
4) По особенностям инновационного процесса: внутриорганизационные и межорганизационные.
5) По эффективности: рассматривается эффективность, производство и управление, улучшение условий труда и т.п.
43. Раскройте содержание комплекса организационных форм ин. деятельности.
Ин. активность у крупных и малых предприятий различается в зависимости от их миссии и стратегических целей. Это обуславливает множественность орг. форм ин деятельности, начиная от фирм-инкубаторов до создания альянсов.
Современная ин фирма характеризуется многообразием орг. форм. Малый ин бизнес направлен в основном на прикладные исследования, конструкторские разработки, освоение различных новшеств, предоставление посреднических услуг и т.д. Малые и средние предприятия ориентируют производство на небольшие серии новшеств, стремясь заполнить рыночные ниши узкоспециализированными продуктами.
Ин активность малых предприятий – это способ их существования в то время как это деятельность у крупных предприятий представляет собой лишь фазу развития стадию жизненного цикла.
Одной из наиболее прогрессивных форм поддержки ин предпринимательства является бизнес-инкубирование.
Основная цель бизнес-инкубаторов – выращивание новых предприятий. Главное назначение в бизнес-инкубатора – это первоначальная поддержка малых предприятий и помощь начинающим предпринимателям, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело.
Под бизнес-инкубатором понимают организацию, создаваемую местными органами власти и/или крупными компаниями с целью выращивания новых предприятий. БИ бывают трех типов:
1) Бесприбыльные (создаются для сдачи в аренду вновь организуемым компаниям или арендаторам за невысокую плату служебных помещений и предоставление им на льготных условиях ряда услуг экономического, юридического характера).
2) Прибыльные (не предоставляют сниженных тарифов на услуги, но позволяют платить арендаторам только за те услуги широкого спектра, которыми арендаторы фактически воспользовались).
3) Филиалы (арендная плата может быть высокой, но она включает возможности пользоваться вузовскими лабораториями, библиотекой, исследовательскими центрами и т.д.).
Также БИ может быть стеновым, когда малые предприятия в течение трех лет на льготных условиях получают в аренду офис, оборудованный и готовый к работе. БИ может быть бесстеновым, когда клиенты пользуются различными видами услуг за исключением аренды офиса. Эффективность БИ как формы поддержки малого предпринимательства обеспечивается за счет комплексного сопровождения малых ин предприятий на всем протяжении реализации их проектов то есть от обучения и составления бизнес-плана до выпуска готовой продукции.
В процессе функционирования БИ практикой выработано две схемы взаимодействия его со своими членами.
По первой схеме взаимоотношения би и малого предприятий строятся на договорной основе. По условиям договора би оказывает малому предприятию поддержку путем предоставления услуг по льготным ценам. С момента выхода из состава би малые предприятия выплачивает ему индексированную стоимость услуг. Согласно второй схеме би работает по принципу холдинговой компании, т.е. он владеет контрольным пакетом акции вступивших в него млаых предприятий. При выходе из него малое предприятий выкупает у би весь пакет акций или часть его на заранее оговоренных в договоре условиях. Примером крупных американских компаний создающих специальный фирмы-инкубаторы по выращиванию малых рисковых фирм является general electric and IBM.
Существуют инженерные центры, на которые возложено выполнение двух функций: исследовательской и образовательной. Первая состоит в исследовании закономерностей лежащих в основе инженерного проектирования принципиально новых инженерных систем, а образовательная заключается в подготовке нового поколения инженеров обладающих необходимой квалификацией. С помощью подобных центров обеспечивается установление долговременных деловых связей и контактов между инженерами промышленных предприятий и сотрудниками центров.
Эффективность современной рыночной экономики обусловлена многообразием механизмов, обеспечивающих взаимодействие цепочки наука-производство-рынок. Эффективной формой стимулирования экономического роста и интеграции науки и производство являются структуры технопаркового типа, в которых осуществляется обмен научно-техническими и производственными идеями и создаются малые ин фирмы. К новым организационным формам ин. развития (ОФИР) относят: научно-технологические парки, ин зоны, ин центры и др.
Новой формой сотрудничества предприятий и университетов – научные парки, в которых созданные в близи университетов промышленными компаниями научно-исследов организации привлекают для работы производственный персонал и научный персонал вуза. Под технологическим парком, который создается на базе университетов, понимают организ форму научного центра, представляющего собой совокупность малых ин фирм, в котороых создаются условия для совместной работы ученых и ведущих специалистов предприятий в целях коммерциализации результатов науч разработок.
Под научно-тех парком понимают объединенную вокруг научного центра, как правило вуза научно-произв учебную и социокультурную зону обеспечения непрерывного ин процесса. Технопарк представляет собой территориальную форму интеграции науки образования и производства в виде объединения научных организаций проектно-конструкторских бюро, учебных заведений и производственных предприятий.
Типы научных парков.
1) Инновационный центр - представляет экономическую структуру размещенную в пределах небольшого земельного участка и предназначенная для создания небольшой компании.
2) Научный парк – достаточно большая территория пригодная для размещения наукоемких фирм разных размеров и разных стадий развития. Это территория позволяет развертывать масштабное производство, основанное на научных разработках местного университета
3) Исследовательский парк – отличается от научного тем, что в его рамках научно-исследов новшества разрабатываются только до стадии технологического прототипа.
Самая значительная доля научно-исследов проектов и комерцианализ ин разработок приходится на венчурные объединения в форме технополисов, в которых представлены важнейшие генераторы инноваций. Технополис – совокупность технопарков, инкубаторов, комплекс разнообразных структур обеспечивающих жизнь города и близлежащей территории.
Регион науки и технологии называется – технологическая деревня и может включать технополисы, технопарки, инкубаторы, разветвленную инфраструктуру, поддерживающие научную и производственную деятельность. Руководство технопарком со стороны гос и местных властей осуществляется по трем направлениям: законодательство, программы финансирования и развития, прямое участие.
Продукция технопарков – новые малые ин фирмы. Существуют след виды ин зон: университеты-инкубаторы, научные парки, технологические деревни, технологические центры и деловые центры.
Целями создания ин зон:
1) Повышение ин активности
2) Создание новых рабочих мест
3) Ускорение коммерциализации новшеств
4) Развитие промышленности