Методы управления инновационными рисками

Управлять рисками при внедрении и продвижении инноваций на рынок очень сложно, если принимать во внимание высокую долю неопределенности.

В большинстве секторов экономики во многом используются одинаковые методы и механизмы снижения рисков, следовательно, поэтому многообразие способов обеспечения экономической безопасности инновационной деятельности при реализации концепции приемлемого инновационного риска путем снижения его до допустимого и управления уровнем инновационного риска можно объединить в несколько следующих основных групп: избежание (уклонение от риска), компенсация (резервирование) риска, страхование, хеджирование, локализация риска, распределение (диверсификация) риска.

Инновационная деятельность имеет особенность – значительную отдаленность получения результатов реализации, это затрудняет оценку рисков.

Процесс управления рисками включает следующее:

1) планирование управления рисками;

2) идентификацию рисков;

3) качественную оценку рисков;

4) количественную оценку;

5) планирование реагирования на риски;

6) мониторинг и контроль рисков.

При воздействии разнообразных внешних и внутренних факторов риска используются разные способы их снижения.

Методы управления рисками:

1) методы уклонения от риска, используемые в хозяйственной деятельности: отказ от ненадежных партнеров, от рискованных проектов, страхование рисков, поиск гарантов, увольнение некомпетентных работников;

2) методы локализации рисков используются нечасто, только когда удается довольно четко идентифицировать риски и источники их возникновения, к ним относятся: создание венчурных предприятий (дочернего предприятия);создание специальных структурных подразделений (с обособленным балансом); заключение договоров о совместной деятельности для претворения в жизнь рискованных проектов;

3) методы диверсификации рисков – это распределение общего риска на: ответственности между участниками; диверсификацию сбыта и поставок; диверсификацию инвестиций; распределение риска во времени (по этапам работы);

4) методы компенсации рисков тесно связаны с созданием механизмов предупреждения возникновения опасности. К ним относятся:

а) стратегическое планирование деятельности как метод компенсации риска;

б) прогнозирование внешней обстановки; мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды; создание системы резервов;

в) выработка финансовой стратегии для управления своими активами и пассивами; обучение персонала и его инструктирование;

5) метод страхования – образование специального фонда средств;

6) хеджирование – снижения риска заключения срочных контрактов (фьючерсов и опционов).

Государственное регулирование инновационной деятельности

В РФии

Общая законодательная база правового регулирования инновационной деятельности включает:

- Конституцию Российской Федерации;

- Гражданский кодекс РФ;

- Уголовный кодекс РФ (в части уголовной ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности);

- Федеральный закон О науке и государственной научно-технической политике»;

- Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»;

- Федеральный закон «О техническом регулировании»;

- Патентный закон;

- Закон РФ О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.);

- Закон РФ О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;

- Закон РФ О правовой охране топологий интегральных микросхем» (в ред. от 9 июля 2002 г.);

- Закон РФ О селекционных достижениях»

В лекциях она давала схему – в воскресенье буду дома, выложу ее.

В Германии:

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в Германии на различных уровнях – со стороны федерации, отдельных земель, а также Еврососоюза.

Федеральная политика основывается как на создании благоприятных условий для инновационной деятельности (например, путем установления налоговых льгот, лояльной федеральной законодательной базы), так и её прямой поддержки путем финансирования научных исследований через целевые программы, гранты и т.д. Таким образом, центральные органы власти формируют общую систему мер, направленных на поддержку и повышение уровня инновационной активности в стране. В государстве отсутствуют центральные механизмы, координирующие и определяющие приоритетные направления научных исследований, что дает возможность развития различных научных сфер. Существенную роль в создании и функционировании механизмов обмена и передачи технологий играют исполнительные органы власти отдельных земель федерации. Они вносят значительный вклад в создание систем поддержки научной деятельности отдельных лиц, создавая инновационные центры, технопарки, организации, содействующие инновационным процессам, разрабатывая специальные программы кредитования, субсидирования и иной финансовой поддержки субъектов инновационной деятельности. Государственные программы поддержки инновационной деятельности рассчитаны в первую очередь на сектор малого и среднего бизнеса. Помимо мер государственной поддержки субъекты научной деятельности получают поддержку и от надгосударственных структур, в первую очередь, ЕС. Высшими органами управления Евросоюза сформулирован ряд задач в области инновационного развития – увеличение затрат на НИОКР, координация инновационной политики, создание единого европейского исследовательского пространства.

Франция:

Ориентация на малый и средний бизнес, также приоритет отдается направлениям, важным для гос-ва (космос там, медицина и бла-бла). Поддержка есть и на уровне государства и на уровне регионов. Больше развита на уровне регионов. Есть организации, занимающиеся выдачей беспроцентных госкредитов, а есть бизнес-ангелы, которые еще помимо кредитов, помогают познакомиться с нужными людьми. Еще у них инновации тесно связаны с образованием. У них даже Министерство образования и инновационной деятельности

Англия:

отсутствует система централизованного регулирования инновационной деятельностью, но есть хорошо разработанный механизм взаимодействия, позволяющий осуществлять координацию разработок инноваций на государственной уровне.

Эти 3 страны вечно соревнуются между собой.)

США:

базируется на хорошо развитой институциональной структуре. Основными рычагами федерального правительства в стимулировании НИОКР являются два крупных межведомственных органа:

• Американский научный фонд, координирующий направления фундаментальных исследований.

• Американский научный совет, представляющий интересы промышленности и университетов в научно-технической политике.

Важнейшую роль в осуществлении государственных исследовательских программ играют:

• Министерство обороны

• Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) Другие министерства и государственные организации (Министерство энергетики, Национальный институт здравоохранения, Национальное бюро стандартов и др.) также оказывают содействие в стимулировании НИОКР, но только в пределах отраслевых программ.

Особенностью американской структуры - тесное взаимодействие государства и частного бизнеса. Значителен удельный вес смешанных, финансируемых за счет государственных и частных источников, организаций, среди которых:

• Национальный центр промышленных исследований,

• Национальная академия,

• Американская ассоциация содействия развитию науки

Япошки:

Правительство Японии финансирует примерно 25% от общего объема НИОКР, выполняемых в стране. Причем преимущественно финансируются исследования, осуществляемые в интересах гражданского общества. Основная доля бюджетного финансирования приходится на университеты и государственные научные организации. Фундаментальные исследования финансируются главным образом государством. Преимущественное развитие получили косвенные формы государственного финансирования инновационного предпринимательства. Фирмы, занимающиеся НИОКР, если и получают прямую финансовую поддержку, то только частично. В основном для таких компаний предусматриваются налоговые льготы. Кроме того, государство стимулирует малое инновационное предпринимательство через контракты и государственные заказы на разработку новых технических решений и изделий. Структуру инновационной деятельности в Японии можно представить следующим образом: 13% — фундаментальные исследова­ния; 25 — прикладные исследования; 62% — опытно-конструктор­ские разработки.

Правительство Японии создало систему финансирования НИР и ОКР, позволяющую направлять средства кредитно-финансовых учреждений страны в приоритетные производства и отрасли экономики. Для этого в государственной промышленной политике предусмотрены как прямое, так и косвенное распределение кредитно-финансовых ресурсов, внедрение практики перекредитования; применяется стратегия заниженного уровня процентных ставок, создаются согласительные советы «банк — правительство — субъ­ект экономии», которые координируют кредитование по специаль­но выделяемым кредитным линиям. Основной объем работ по реализации государственной программы займов и инвестиций для развития инновационного предпринимательства в Японии выпол­няют Бюро трастовых фондов и Японский банк развития. Государ­ственная инвестиционная программа отличается гибкостью, под­вержена изменениям с учетом экономических процессов, проис­ходящих в стране.

Основными направлениями комплексного подхода со стороны государства к инновациям и научно-инновационной деятельности являются:

• финансирование частных компаний, занимающихся НИОКР, с последующим илиодновременным предоставлением государ­ственного госзаказа;

• финансирование Н ИОКР из различных фондов;

• льготное налогообложение или освобождение от налогов научно-исследовательской и производственной деятельности в области перспективных НИОКР;

• государственные дотации крупным промышленным компани­ям для закупки лицензий на использование ноу-хау;

• льготное кредитование перспективных НИОКР;

• национализация отдельных отраслей промышленности спо­следующей передачей их в частное владение по достижении ими прибыльности и финансовой устойчивости (все расходы от­носятся на счет государства);

■ защита японского производителя от конкуренции;

■ создание условий для получения новых технологий из других стран;

• импорт капитала в японскую промышленность, находящуюся на территории Японии, а не за ее пределами;

• привлечение внебюджетных источников финансирования НИОКР;

• согласование государственной инвестиционной программы с

интересами национальной промышленности.

Организации, поддерживающие малое инновационное предпри­нимательство: Японский центр ключевых технологий — помогает малому и среднему инновационному бизнесу в установлении необ­ходимых им деловых связей, финансирует фундаментальные и при­кладные разработки; Организация по развитию новых источников энергии — способствует созданию научных центров для частных пред­принимателей и организует международные коллективы предпри­нимателей для проведения совместных исследований. Кроме этого, в Японии разработаны и реализуются «Программа распространения научных знаний», в рамках которой для частных ком пани й-подряд­чиков создаются научные центры в префектурах, и «Основополага­ющий закон по науке и технологиям», нацеленный на создание уче­ным-разработчикам благоприятных условий и обеспечение государ­ственных гарантий финансовой поддержки и финансовой помощи при разработке НИОКР.

А еще Япония активно скупает и продает инновации и США в принципе тоже.

Наши рекомендации