Преддипломной производственной практики

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

для студентов 5-го курса специальности 080801

«Прикладная информатика в экономике»

Краснодар 2011

Содержание

1 Общие положения

1.1 Цель и задачи преддипломной практики

1.2 Нормативно-правовая база преддипломной практики

2 Организация и руководство преддипломной практикой

2.1 Места практики и темы преддипломной практики

2.2 Руководство преддипломной практикой

2.2.1 Заведующий выпускающей кафедрой

2.2.2 Руководитель практики от университета

2.2.3 Руководитель практики от предприятия

2.2.4 Обязанности студента-практиканта

2.3 Общие рекомендации по организации выполнения программы

преддипломной практики

2.3.1 Индивидуальная подготовка студента к прохождению преддипломной

практики

2.3.2 Материальное и информационное обеспечение практики

2.3.3 Календарно-тематический план преддипломной практики

3 Методические указания по выполнению программы практики

3.1 Указания к выполнению основной содержательной части программы

преддипломной практики

3.2 Характеристика предметной области и предприятия. Анализ

деятельности «КАК ЕСТЬ»

3.2.1 Характеристика предприятия и его деятельности

3.2.2 Организационная структура управления предприятием

3.2.3 Программная и техническая архитектура ИС на предприятии и

используемые функциональные возможности

3.2.4 Структурно-функциональная диаграмма организации бизнес-

процессов «КАК ЕСТЬ»

3.3 Характеристика комплекса задач и обоснование необходимости

автоматизации

3.3.1 Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика

существующих бизнес процессов

3.3.2 Определение места проектируемой задачи в комплексе задач

3.3.3 Сущность задачи и предметная технология её решения

3.3.4 Описание свойств ИС, требуемых для решения выбранной задачи

3.4 Анализ существующих разработок и выбор стратегии автоматизации

«КАК ДОЛЖНО БЫТЬ»

3.4.1 Анализ существующих разработок для автоматизации задачи

3.4.2 Выбор и обоснование стратегии автоматизации задачи

3.5 Развёрнутая постановка целей, задачи и подзадач автоматизации

3.5.1 Трансформация базовой технологии решения задачи

3.5.2 Подзадачи автоматизации и технология их решения

3.6 Указания к выполнению раздела по организации производства и

экономике

4 Подведение итогов преддипломной практики

4.1 Оформление дневника и отчета по преддипломной практике

4.2 Организация защиты отчетов по практике

4.3 Отчетность и материалы, сдаваемые на кафедру

Список литературы

Общие положения

1.1 Цель и задачи преддипломной практики

Целью преддипломной практики является закрепление и углубление

студентами полученных теоретических знаний на основе практического

участия в деятельности предприятий, организаций, учреждений;

приобретение ими профессиональных навыков и опыта самостоятельной

работы; сбор, анализ и обобщение материалов для написания выпускной

квалификационной (дипломной) работы, овладение производственными

навыками и передовыми методами труда по специальности, приобретение

знаний основ производственных отношений и принципов управления с

учетом технических, финансовых и человеческих факторов. Одной из целей

практики является детальное изучение объекта преддипломной практики для

выявления недостатков и возможностей совершенствования его

функционирования в ходе дипломного проектирования.

Исходя из вышеизложенного, выделяются следующие задачи

преддипломной практики:

. проведение информационного поиска по теме выпускной

квалификационной (дипломной) работы; осуществление систематизации и

анализа собранной информации;

. выявление предметной области (и ее границ) и объекта

рассмотрения, построение модели возможного решения;

. освоение элементов профессиональной деятельности,

необходимых для выполнения дипломного проекта;

. рассмотрение вопросов, связанных с экономикой, организацией и

управлением производством (или отдельными его частями);

. изучение вопросов по безопасности жизнедеятельности;

ведение дневника по преддипломной практике, отражающего

ежедневное выполнение календарного плана практики, выполнение отчета

по результатам преддипломной практики.

В результате прохождения преддипломной практики студенты

должны приобрести необходимые практические навыки в разработке

отдельных проектных решений информационной системы (ИС), а также

умении проводить анализ особенностей производственно-хозяйственной

деятельности подразделений и служб, обеспечивающих решение задач

информационно-вычислительного обслуживания ИС.

При прохождении практики студенты обязаны:

. полностью выполнить задание, предусмотренное программой

практики;

. изучить и соблюдать правила внутреннего распорядка и техники

безопасности на рабочих местах предприятия;

. подготовить дневник и защитить в установленные учебным

планом сроки отчет по преддипломной практике;

. определить границы предметной области, выбранной для

дипломного проектирования, и сформулировать предложения в отношении

темы дипломной работы.

На этапе преддипломной практики студенты собирают материал для

написания дипломной работы и согласовывают ее тему с руководителем. По

выбранной теме студент разрабатывает план и осуществляет подбор

литературы и статистической информации. Как правило, руководителем

преддипломной практики назначается преподаватель кафедры

«Информационные системы», являющийся и руководителем дипломной

работы.

В период практики студенту необходимо изучить:

. литературу, относящуюся к теме дипломного проекта;

. информационные технологии, применяемые на предприятии для

решения задач, аналогичных задаче, предложенной в качестве задания на

преддипломную практику;

. действующие государственные стандарты и стандарты,

используемые организацией или предприятием;

. методы:

1) защиты информации;

2) расчета капиталовложений и эксплуатационных издержек;

3) оценки показателей экономической эффективности

разрабатываемых решений;

4) анализа социально-экономической эффективности,

включая мероприятия по охране окружающей среды.

За время преддипломной практики студент должен изучить вопросы

обеспечения безопасности жизнедеятельности в соответствии с

общегосударственными стандартами и стандартами предприятия или

организации.

Во время преддипломной практики студент должен

продемонстрировать:

. профессиональную компетентность, определяемую

совокупностью теоретических и практических навыков, полученных при

освоении профессиональной образовательной программы по специальности

080801 «Прикладная информатика (в экономике)»;

. специальную подготовку в предметной области и в области

информационных технологий для анализа, проектирования и сопровождения

профессионально-ориентированных информационных систем;

. профессиональную способность прогнозирования,

моделирования и создания информационных процессов в конкретной

предметной области;

. умение выполнять работы по развитию возможностей

профессионально-ориентированных информационных систем на всех

стадиях их жизненного цикла;

. способность осуществлять профессиональные функции в рамках

одного или более видов деятельности; понимание основных тенденций

развития информационных технологий и информационных систем в области

применения;

. коммуникационную готовность, определяемую:

1) перечнем решаемых задач (оптимизация процессов

обработки информации, управление взаимосвязанными

материальными, денежными и информационными потоками в

предметной области, внедрение методов информатики в области

применения, создание информационно-логических и имитационных

моделей объектов предметной области, разработка программного и

информационного обеспечения, ориентированного на работу

специалистов по областям);

2) владением теорией в прикладной области;

3) умением читать и переводить профессионально

ориентированные тексты на иностранном языке;

4) умением разрабатывать документацию и пользоваться ею;

5) умением профессионально использовать компьютерную

технику и средства связи;

6) развитой способностью к творческим подходам в решении

профессиональных задач;

7) умением ориентироваться в нестандартных условиях и

ситуациях, анализировать возникающие проблемы, разрабатывать и

осуществлять план действий по их решению;

8) устойчивым позитивным отношением к своей профессии, к

повышению квалификации; стремлением к непрерывному

личностному и профессиональному совершенствованию.

Содержание преддипломной практики

Прохождение практики условно можно разделить на несколько

этапов:

- согласование с руководителем темы преддипломной практики

(ориентировочной темы дипломного проекта);

- утверждение с руководителем плана сбора материала;

- формирование структуры отчёта;

- собственно прохождение практики;

- защита отчета по преддипломной практике.

Одним из вариантов распределения времени при работе над отчётом

может быть следующее:

- формирование концепции решаемой задачи (30%).

- выполнение основной части работы по формированию отчета –

выполнение задач, поставленных руководителем и консультантами (60%);

- доработка отчёта, его прочтение руководителем, выполнение правок

студентом, подготовка к защите (10%).

Формирование концепции подразумевает выполнение следующих

задач:

- выделение границ поставленной проблемы;

- описание места задачи в деятельности всего предприятия;

- описание сущности и регламентов решения задачи, существующих

информационных потоков;

- выбор классов существующих ИС, которые бы могли быть частично

задействованы в будущей автоматизации для осуществления дальнейшего

анализа;

- первичный выбор средств решения поставленной задачи.

В рамках заключительного этапа прохождения практики и защиты

отчёта по практике необходимо:

- передать полностью готовый отчёт руководителю для осуществления его проверки;

- устранить правки и замечания руководителя или обосновать свою точку зрения;

- подготовить отчёт в окончательном варианте;

- пройти защиту отчёта в соответствии с установленным регламентом.

Деятельности «КАК ЕСТЬ»

3.2.1 Характеристика предприятия и его деятельности

В качестве предметной области может выступать деятельность

предприятия, фирмы, объединения, государственного учреждения и т.д., или

отдельный вид деятельности, протекающий в нем, поэтому в данном разделе

необходимо отразить:

- цель функционирования предприятия;

- краткую историю его развития и его место на рынке аналогичных

товаров/услуг;

- все основные виды (направления) деятельности;

- основные параметры его функционирования.

Бизнес-процессов «КАК ЕСТЬ»

Этот раздел призван показать функциональные направления

деятельности, осуществляемые на предприятии. Под функциональным

направлением деятельности может пониматься группа процессов,

объединённых по функциональному признаку. В качестве примера можно

выделить: ведение бухгалтерского учёта, обслуживание клиентов,

операционное управления деятельностью и другие.

Используя стандарт IDEF0 (или другие средства) [3,6], необходимо

составить одну или несколько схем, отражающих наиболее общие

функциональные направления деятельности предприятия, и их взаимосвязь

на макроуровне без детализации содержания потоков между функциональными блоками.

Среди этих блоков будут те, которые отражают

комплекс задач, рассматриваемый в отчёте о практике.

При построении диаграммы верхнего уровня следует иметь в виду,

что все входящие материальные потоки – это то, что поступает извне

компании, а исходящие – то, что уходит вовне компании.

Для выполнения структурно-функционального анализа объекта

управления и решаемой задачи рекомендуется разработать структурно-

функциональную диаграмму («КАК ЕСТЬ») по методологии SADT(IDEF0)

или диаграмму потоков данных по методологии Гейна/Сарсона,

Йодана/ДеМарко. Для их разработки целесообразно использовать CASE

средства, например Design/IDEF, Power Designer, BPwin, Silverrun-BMP,

Oracle Designer и др.

Необходимости автоматизации

Задачи

В разделе необходимо перечислить 3-5 наиболее важных

стратегических свойства, которыми должно будет обладать будущее

информационное решение описанной задачи. Для каждого свойства

необходимо обосновать его стратегическую важность в течение всего

жизненного цикла будущего проекта.

3.4 Анализ существующих разработок и выбор стратегии

автоматизации «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ»

3.4.1 Анализ существующих разработок для автоматизации

задачи

В этом разделе следует отметить, используются ли при

существующей технологии решения задачи какие-либо программные

средства и, если используются, то каким образом. Если на рынке

программных средств существуют готовые программные решения,

желательно дать краткое описание и провести анализ хотя бы одной такой

разработки, указав основные характеристики и функциональные

возможности.

Обзор рынка программных средств удобно проводить с помощью

Интернет. Адреса используемых при обзоре ресурсов следует добавить в

список литературы отчета по практике.

Затем следует отметить, чем, с точки зрения программной

реализации, должна и будет отличаться проектируемая технология решения

задачи от существующей, а также, почему необходимо разрабатывать новое

программное средство или дорабатывать имеющиеся, и чем оно должно

отличаться от существующих средств.

При анализе рынка целесообразно руководствоваться следующим

планом:

- выявить и обосновать требуемые классы информационных систем;

- выявить критерии анализа, помимо функциональных возможностей;

- провести сбор информации по существующим разработкам;

- составить сводную таблицу по найденным разработкам в сравнении

с планируемым решением;

- написать вывод, исходя из результатов анализа.

Автоматизации

Производства и экономике

Целью выполнения данного раздела является поиск вариантов

обоснования целесообразности разработки, т.е. доказательство того, что

разработка имеет право на существование, а в ее проведении есть

определенная практическая полезность.

Проведение работ по этому направлению в рамках преддипломной

практики является подготовительным этапом к написанию соответствующего

раздела дипломной работы. За время практики необходимо выработать

подход к обоснованию целесообразности выполнения проекта, произвести

выбор методов оценки эффективности проектных решений, осуществить

сбор исходной информации.

Ниже представлен круг вопросов, отражаемых в отчете по

преддипломной практике.

В первой части раздела, как правило, представляются некоторые

общие рассуждения в отношении сути выполняемого проекта, еще раз

подчеркивается ее актуальность. Можно также сказать о том, чем было

вызвано решение о проведении разработки по выбранной теме.

Далее необходимо перечислить те виды эффектов, к появлению

которых должно привести использование результатов дипломного проекта.

Как известно, выделяют экономический, научный, организационный,

экологический, социальный, внешнеэкономический, политический, военный

эффекты.

Среди ожидаемых эффектов выделяются основные и сопутствующие.

Наиболее часто в качестве основного выступает экономический эффект,

заключающийся в получении дополнительной прибыли либо в сокращении

затрат. Появление каждого из эффектов должно быть тщательно обосновано

дипломником.

Далее по каждому из ожидаемых эффектов должны быть

перечислены источники их получения (именно по отношению к данному

проекту). Например, если среди результатов внедрения разработок выделен

экономический эффект, то источниками его получения могут быть:

увеличение объема выпуска продукции, увеличение объема продаж,

снижение затрат труда, ускорение обслуживания заявок клиентов и др.

Как известно, оценка экономической эффективности разработок

ведется на основе сопоставления величины произведенных затрат и размера

получаемых результатов. Поэтому необходимым этапом выполнения раздела

по организации производства и экономике является оценка затрат на

разработку, создание и внедрение системы. Такая оценка, как правило,

производится во второй части раздела.

Общие затраты на разработку и создание

системы складываются из следующих основных компонентов:

– затраты на оплату туда исполнителей;

– затраты на приобретение вычислительной техники и

программного обеспечения для проведения разработки;

– амортизация оборудования;

– расходы на эксплуатацию вычислительной техники на этапах

машинного проектирования;

– дополнительные и накладные расходы.

В процессе определения величины затрат на оплату труда

исполнителей необходимо разбить проект на отдельные этапы и оценить

трудоемкость каждого из них.

Разбиение проекта на этапы является индивидуальным для каждой

темы. Степень детализации при представлении этапов определяется

дипломником. Заметим, что, наряду с работами, выполняемыми на стадиях

планирования и анализа требований, проектирования и реализации системы,

в перечень включаются этапы обоснования экономической эффективности

разработки.

Трудоемкость каждого этапа приближенно оценивается на основе

одного из следующих подходов:

– алгоритмическое моделирование. Метод основан на анализе

статистических данных о ранее выполненных проектах, при этом

определяется зависимость затрат по проекту от какого-нибудь

количественного показателя (чаще всего, это размер программного кода);

– оценка экспертов. Проводится опрос нескольких экспертов,

знающих область применения создаваемой системы;

– оценка по аналогии. Этот метод используется в том случае, если

в данной области уже реализовывались аналогичные проекты.

Оценив трудоемкость каждого этапа, можно переходить к оценке

затрат на оплату труда. Здесь необходимо определить квалификацию

специалистов, участвующих в выполнении каждого этапа, установить

уровень оплаты их труда (обычно, это величина почасовой оплаты).

Последний показатель устанавливается либо на основе данных бухгалтерии

предприятия – объекта преддипломной практики, либо на основе анализа

рынка труда и определения среднего уровня оплаты труда специалистов

соответствующей квалификации.

Умножая оценки трудоемкости работ на величину почасовой ставки,

получим общие затраты на оплату труда исполнителей.

Как правило, от величины затрат на оплату труда зависит объем

накладных и дополнительных расходов, вычисляемый как процент от фонда

оплаты труда. Конкретная величина процента согласуется с консультантом

по организации производства и экономике.

Порядок определения затрат на приобретение вычислительной

техники и программного обеспечения, величины амортизации оборудования,

расходов на эксплуатацию вычислительной техники на этапах машинного

проектирования известен и описан в литературе.

В затраты на внедрение системы обычно включаются следующие

статьи:

– затраты на приобретение дополнительного оборудования

(вычислительной техники, периферийных устройств, сетевого

оборудования);

– расходы на приобретение программного обеспечения;

– затраты, связанные с установкой и наладкой дополнительного

оборудования, операционной системы, систем и программных комплексов,

созданных в ходе выполнения дипломной работы;

– затраты на обучение персонала работе с новой или

модифицированной информационной системой.

В третьей части раздела делается попытка количественно оценить

величину эффекта, выделенного в первой части в качестве основного. Эта

задача является наиболее сложной. Ее решение предполагает выбор подхода

к количественной оценке величины эффекта.

Ниже перечислены некоторые из возможных подходов.

1. Определение эффекта путем сопоставления затрат труда при

ручном или полуавтоматизированном варианте решения задачи с затратами

труда, имеющими место после внедрения предлагаемой системы. Такой

вариант оценки используется довольно часто. Предполагается, что основной

эффект заключается в снижении затрат труда.

2. Сравнение варианта приобретения системы на рынке

программного обеспечения с разработкой собственной системы. В данном

случае оцениваются затраты, связанные с приобретением и эксплуатацией

программного комплекса, способного выполнять необходимые функции, с

затратами на создание и эксплуатацию собственной системы.

3. В тех случаях, когда разработанная система предназначена для

продажи на рынке программного обеспечения или разработка системы

приводит к появлению новой услуги (например, к появлению web-ресурса,

предоставляющего какой-либо сервис), может быть составлен бизнес-план.

Он включает в себя оценку емкости соответствующего сегмента рынка

программных продуктов или информационных услуг, прогноз продаж,

обоснование стоимости предлагаемого продукта или услуги, оценку

величины расходов и прибыли по периодам, оценку величины

дополнительных расходов и доходов (например, от размещения рекламы на

разработанном web-ресурсе).

4. Довольно непросто бывает оценить эффект от внедрения систем

управления на промышленных предприятиях. Здесь основной составляющей

общего эффекта зачастую является выигрыш от улучшения работы

производственного объекта, получаемый за счет внедрения более

совершенной технологии управления. Сложность проблемы оценки эффекта

от внедрения систем управления в производственной сфере обусловлена

следующими обстоятельствами:

– результат функционирования системы управления проявляется

опосредованно через принятие решений. Затраты производятся в сфере

управления, а результаты получаются в сфере производства;

– общая эффективность производственно-хозяйственной

деятельности определяется не только используемой технологией управления,

но и множеством других факторов, влияющих на эффективность

производства и не связанных с внедрением автоматизированных систем;

– воздействие систем управления на показатели хозяйственной

деятельности многообразно;

– в данном случае с понятием эффективности тесно связаны

неизмеримые источники экономии: повышение качества управления и

принятия решений, создание нормальных условий работы персоналу и др.

Тем не менее, целесообразность внедрения системы должна быть

обоснована. Необходимо выделить те показатели хозяйственной

деятельности, на которые способно оказать влияние внедрение

автоматизированной системы, и попытаться оценить степень воздействия

системы на эти показатели. Например, если внедрение автоматизированной

системы приводит к росту объемов выпуска продукции, то следует оценить

его величину и, соответственно, рассчитать величину дополнительной

выгоды. Однако во многих случаях выдвинуть количественную оценку не

представляется возможным. В данном случае следует ограничиться

качественным анализом влияния внедрения системы на показатели

хозяйственной деятельности.

5. Иногда целесообразно привлечь к оценке эффекта экспертов,

хорошо разбирающихся в предметной области задачи. На основе своих

знаний и опыта эксперты могут высказать обоснованное суждение о

целесообразности разработки и внедрения системы, а также попытаться

выразить свои оценки в количественной форме.

6. В некоторых случаях экономический эффект вообще не является

определяющим, например, если дипломная работа носит исследовательский

характер. В таком случае детально описываются источники получения

главных видов эффекта: научного, социального или иных в зависимости от

существа дипломной работы.

Если определяющим является экономический эффект и его удается

количественно оценить, то итогом расчётов являются обычно такие

показатели как годовой экономический эффект, период окупаемости затрат,

показатели относительной экономии (коэффициенты, индексы снижения

трудовых и стоимостных затрат). Соответствующие расчетные формулы

приведены в специальной литературе. [7]

В отдельных случаях (по согласованию с консультантом)

целесообразно дополнить раздел материалами, посвященными календарному

планированию реализации проекта, включая графики загрузки участников

работ, графики расходования денежных средств, линейную или сетевую

диаграмму проекта.

Оформление дневника и отчета по преддипломной практике

Во время прохождения практики студент должен вести дневник

преддипломной практики, в котором описывается выполненная за день

работа, указывается в какой форме она была исполнена (самостоятельно, под

наблюдением руководителя преддипломной практики от предприятия, на

основе изучения архивных материалов). Дневник является первичным

документом для составления отчета по практике.

В дневнике записывается также присутствие на производственных

совещаниях, научно-исследовательская работа в период практики. Запись в

дневнике ежедневно проверяется и подписывается непосредственным

руководителем практики от предприятия. Руководитель практики от

института, должен контролировать правильность оформления и

соответствия работ заданию практики не реже одного раза в неделю.

По окончании преддипломной производственной практики студент

должен составить письменный отчет по преддипломной практике, который

должен содержать систематизированные итоги работы студента в период

практики с целью сбора и подготовки материала для выпускной

квалификационной работы, приложить документы, подтверждающие

обоснованность сделанных выводов.

Отчет должен показать умение студента практически применять

полученные им теоретические знания для решения конкретных задач,

стоящих перед предприятием.

При этом описание предлагаемых работ, записи в дневнике,

последующие выводы и предложения должны быть взаимоувязаны. Отчёты,

не отвечающие этому требованию, к сдаче не допускаются. Таким образом,

отчёт по преддипломной практике должен представлять собой полную

характеристику работы студента в организации.

Отчет составляется на месте прохождения практики и

предоставляется руководителю практики от предприятия, который дает

отзыв с оценкой приобретенных практических знаний и заверяет отчет и

Заключение

Данное методическое пособие отражает основные вопросы,

связанные с подготовкой к прохождению преддипломной практики,

выполнением программы практики, оформлением и защитой отчета.

Пособие рекомендуется для использования студентами

специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)»,

преподавателями – руководителями преддипломной практики от

института и руководителями практики от предприятия.



ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

для студентов 5-го курса специальности 080801

«Прикладная информатика в экономике»

Краснодар 2011

Содержание

1 Общие положения

1.1 Цель и задачи преддипломной практики

1.2 Нормативно-правовая база преддипломной практики

2 Организация и руководство преддипломной практикой

2.1 Места практики и темы преддипломной практики

2.2 Руководство преддипломной практикой

2.2.1 Заведующий выпускающей кафедрой

2.2.2 Руководитель практики от университета

2.2.3 Руководитель практики от предприятия

2.2.4 Обязанности студента-практиканта

2.3 Общие рекомендации по организации выполнения программы

преддипломной практики

2.3.1 Индивидуальная подготовка студента к прохождению преддипломной

практики

2.3.2 Материальное и информационное обеспечение практики

2.3.3 Календарно-тематический план преддипломной практики

3 Методические указания по выполнению программы практики

3.1 Указания к выполнению основной содержательной части программы

преддипломной практики

3.2 Характеристика предметной области и предприятия. Анализ

деятельности «КАК ЕСТЬ»

3.2.1 Характеристика предприятия и его деятельности

3.2.2 Организационная структура управления предприятием

3.2.3 Программная и техническая архитектура ИС на предприятии и

используемые функциональные возможности

3.2.4 Структурно-функциональная диаграмма организации бизнес-

процессов «КАК ЕСТЬ»

3.3 Характеристика комплекса задач и обоснование необходимости

автоматизации

3.3.1 Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика

существующих бизнес процессов

3.3.2 Определение места проектируемой задачи в комплексе задач

3.3.3 Сущность задачи и предметная технология её решения

3.3.4 Описание свойств ИС, требуемых для решения выбранной задачи

3.4 Анализ существующих разработок и выбор стратегии автоматизации

«КАК ДОЛЖНО БЫТЬ»

3.4.1 Анализ существующих разработок для автоматизации задачи

3.4.2 Выбор и обоснование стратегии автоматизации задачи

3.5 Развёрнутая постановка целей, задачи и подзадач автоматизации

3.5.1 Трансформация базовой технологии решения задачи

3.5.2 Подзадачи автоматизации и технология их решения

3.6 Указания к выполнению раздела по организации производства и

экономике

4 Подведение итогов преддипломной практики

4.1 Оформление дневника и отчета по преддипломной практике

4.2 Организация защиты отчетов по практике

4.3 Отчетность и материалы, сдаваемые на кафедру

Список литературы

Общие положения

1.1 Цель и задачи преддипломной практики

Целью преддипломной практики является закрепление и углубление

студентами полученных теоретических знаний на основе практического

участия в деятельности предприятий, организаций, учреждений;

приобретение ими профессиональных навыков и опыта самостоятельной

работы; сбор, анализ и обобщение материалов для написания выпускной

квалификационной (дипломной) работы, овладение производственными

навыками и передовыми методами труда по специальности, приобретение

знаний основ производственных отношений и принципов управления с

учетом технических, финансовых и человеческих факторов. Одной из целей

практики является детальное изучение объекта преддипломной практики для

выявления недостатков и возможностей совершенствования его

функционирования в ходе дипломного проектирования.

Исходя из вышеизложенного, выделяются следующие задачи

преддипломной практики:

. проведение информационного поиска по теме выпускной

квалификационной (дипломной) работы; осуществление систематизации и

анализа собранной информации;

. выявление предметной области (и ее границ) и объекта

рассмотрения, построение модели возможного решения;

. освоение элементов профессиональной деятельности,

необходимых для выполнения дипломного проекта;

. рассмотрение вопросов, связанных с экономикой, организацией и

управлением производством (или отдельными его частями);

. изучение вопросов по безопасности жизнедеятельности;

ведение дневника по преддипломной практике, отражающего

ежедневное выполнение календарного плана практики, выполнение отчета

по результатам преддипломной практики.

В результате прохождения преддипломной практики студенты

должны приобрести необходимые практические навыки в разработке

отдельных проектных решений информационной системы (ИС), а также

умении проводить анализ особенностей производственно-хозяйственной

деятельности подразделений и служб, обеспечивающих решение задач

информационно-вычислительного обслуживания ИС.

При прохождении практики студенты обязаны:

. полностью выполнить задание, предусмотренное программой

практики;

. изучить и соблюдать правила внутреннего распорядка и техники

безопасности на рабочих местах предприятия;

. подготовить дневник и защитить в установленные учебным

планом сроки отчет по преддипломной практике;

. определить границы предметной области, выбранной для

дипломного проектирования, и сформулировать предложения в отношении

темы дипломной работы.

На этапе преддипломной практики студенты собирают материал для

написания дипломной работы и согласовывают ее тему с руководителем. По

выбранной теме студент разрабатывает план и осуществляет подбор

литературы и статистической информации. Как правило, руководителем

преддипломной практики назначается преподаватель кафедры

«Информационные системы», являющийся и руководителем дипломной

работы.

В период практики студенту необходимо изучить:

. литературу, относящуюся к теме дипломного проекта;

. информационные технологии, применяемые на предприятии для

решения задач, аналогичных задаче, предложенной в качестве задания на

преддипломную практику;

. действующие государственные стандарты и стандарты,

используемые организацией или предприятием;

. методы:

1) защиты информации;

2) расчета капиталовложений и эксплуатационных издержек;

3) оценки показателей экономической эффективности

разрабатываемых решений;

4) анализа социально-экономической эффективности,

включая мероприятия по охране окружающей среды.

За время преддипломной практики студент должен изучить вопросы

обеспечения безопасности жизнедеятельности в соответствии с

общегосударственными стандартами и стандартами предприятия или

организации.

Во время преддипломной практики студент должен

продемонстрировать:

. профессиональную компетентность, определяемую

совокупностью теоретических и практических навыков, полученных при

освоении профессиональной образовательной программы по специальности

080801 «Прикладная информатика (в экономике)»;

. специальную подготовку в предметной области и в области

информационных технологий для анализа, проектирования и сопровождения

профессионально-ориентированных информационных систем;<

Наши рекомендации