Анализ маркетинговой среды гостиницы «Граф Орлов»

Гостиница «Граф Орлов» работает в определенной среде, состоящей из внешних и внутренних сил, которые влияют на её способность поддерживать и развивать успешные отношения с клиентами своих целевых рынков. Эту среду можно представить в виде двух составляющих – микросреды (включающая, клиентов, конкурентов, поставщиков) и макросреды.

Микросреда – это часть общей маркетинговой среды, которая находиться внутри предприятия и контролируется им и определяет возможности его эффективного функционирования. Макросреда создает общие условия среды нахождения гостиницы.

Одним из элементов, характеризующих микросреду гостиницы «Граф Орлов» являются клиенты.

Анализ клиентов гостиницы «Граф Орлов» позволяет говорить о том, что основными целевыми группами являются: бизнес-клиенты – 70 %, корпоративные клиенты – 20 %, туристы – 5 %, прочие – 5 % (см. рис. 13).

Анализ маркетинговой среды гостиницы «Граф Орлов» - student2.ru

Источник: Диаграмма составлена автором.

Рис. 13 – Клиенты гостиницы «Граф Орлов»

Данные представленные диаграммой свидетельствуют о том, что основными клиентами гостиницы являются бизнес клиенты и корпоративные клиенты. По данным статистической отчетности, применяемой в гостинице можно выделить целевой сегмент по следующим характеристикам:

1) возраст: от 25 до 35 лет; от 35-45 лет; от 45 и старше;

2) уровень дохода – средний и выше среднего;

3) работа, профессия – чаще всего, частные предприниматели и командированные.

Таков основной сегмент, на котором работает гостиница «Граф Орлов». Сравнивая количество клиентов, посетивших гостиницу в 2011г. с 2010г., можно отметить, что их количество несколько увеличилось.

Данные о количестве клиентов приведены в табл. 5.

Таблица 5 – Количество клиентов гостиницы «Граф Орлов» в 2010-2011гг.

Месяц 2010 г. 2011 г.
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Итого 1 613 1 625
Источник: Таблица составлена автором.

На рис. 14 приведена графическая интерпретация загруженности гостиницы по месяцам.

Анализ маркетинговой среды гостиницы «Граф Орлов» - student2.ru

Источник: Диаграмма составлена автором.

Рис. 14 – Количество клиентов, посетивших гостиницу «Граф Орлов»

в 2010 г.-2011г.

По данным табл. 5 видно, что спрос на услуги гостиницы зависит от сезона. Количество гостей увеличилось с 1 613 человек в 2010 году до 1 625 человек в 2011 году или на 7 %. Наибольшая загруженность гостиницы отмечается в весенне - летний период.

Незначительное увеличение количества клиентов гостиницы привело к увеличению загруженности гостиницы, которая является важным показателем работы гостиницы. Проанализируем загруженность гостиницы «Граф Орлов» по месяцам за 2010г.-2011г. Данные анализа приведены в табл. 6.

Данные, отраженные в табл. 6 и диаграмме (рис. 14) свидетельствуют о том, что загруженность гостиницы достаточно высокая и достигает в среднем 77-84 %, что хорошим показателем в деятельности гостиницы, но есть резервы в летний период.

Таблица 6 – Анализ загруженности гостиницы «Граф Орлов» за 2010г.-2011г.

  Месяц   Норма загрузки, койко/мест         % загрузки
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Источник: Таблица составлена автором.

Анализ загруженности номерного фонда гостиницы «Граф Орлов» показал, что связи с увеличением загрузки номерного фонда увеличивалась выручка от продаж номеров.

Данные табл. 6 приведены в графической интерпретации на рис. 15.

Анализ маркетинговой среды гостиницы «Граф Орлов» - student2.ru

Источник: Диаграмма составлена автором.

Рис. 15 – Загруженность гостиницы «Граф Орлов» по месяцам за 2010г.-2011г.

Сущность ценовой политики гостиничного предприятия заключается в установлении таких цен на предоставляемые услуги, которые увеличат прибыль и будут отвечать стратегическим решениям по удержанию и расширению своих позиций на рынке.

В гостинице расчет цены на предоставляемые услуги производится на основе одного из затратных метод – анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли, который также базируется на издержках.

Этот метод еще называют целевым ценообразованием. Он является наиболее приемлемым в условиях рыночной экономики, так как позволяет быстро реагировать на все изменения, которым подвергается рынок.

Гостиница «Граф Орлов», как и любая фирма, сталкивается с множеством разнообразных конкурентов. Здесь необходим анализ основных конкурентов гостиницы. Лучший способ сделать это – провести исследование и определить, каким образом люди принимают решение о выборе гостиниц.

При анализе конкурентов, были выбраны две гостиницы: «Меридиан» и «СамаРа», которые также расположены в центре города и по своему номерному фонду, уровню и уровню цен максимально приближены к гостинице «Граф Орлов». В табл. 7 приведены цены на услуги предполагаемых гостиниц конкурентов.

Таблица 7 – Цены за проживание в гостиницах

(руб.)

Наименование гостиницы Номер стандарт Номер люкс Номер сьют Номер бизнес-люкс
«Граф Орлов» 3 900 4 900 6 200 5 900
«Меридиан» 3 600 5 000 6 500 6 300
«СамаРа» 3 300 4 500 6 000 5 700
Источник: Таблица составлена автором.

Гостиница «Меридиан» представляет своим клиентам 23 номера. В качестве дополнительных слуг предлагает сауну, конференц-зал, кино-бар, теннис и многие другие удобства, находящиеся прямо на территории отеля.

Гостиница «СамаРа» имеет 37 номера и предлагает клиентам, как одноместные, однокомнатные, двухместные номера за достаточно приемлемые цены, дополнительными услугами гостиницы являются: конференц-зал, сауна, бильярд и др.

Сравнивая гостиницу «Граф Орлов» c вышерассмотренными гостиницами, следует отметить, что у этой гостиницы имеются конкуренты, потому что слабой стороной в ее деятельности является отсутствие таких дополнительных услуг, как бильярд, кино-бар, салон красоты, бизнес-центр, которые не позволяют в достаточной степени конкурировать с другими гостиницами.

Цены в гостинице в среднем одинаковы с ценами гостиниц конкурентов, что свидетельствует о правильной ценовой политике.

Так как внешняя и внутренняя среда постоянно изменяются под воздействием деятельности, как самого предприятия, так и других факторов, то необходимо выявить ограничения, возможности, сильные и слабые стороны предприятия в изменяющейся среде [32, с. 153]. И на основе полученных результатов предприятие должно внести изменение в выбранную стратегию.

Выявить и соотнести между собой ограничения и возможности, слабые и сильные стороны предприятия поможет анализ сильных и слабых сторон, возможностей и риска.

Составлен SWOT – анализ гостиницы «Граф Орлов». Данные анализа занесены в табл. 8.

Таблица 8 – SWOT анализ гостиницы «Граф Орлов»

Сильные стороны (S): Слабые стороны (W):
1. Хороший имидж гостиницы 2. Разные ценовые категории 3. Скидки клиентам 4. Выгодное географическое положение 1. Слабая организация маркетинговой информационной системы 2. Недостаточность информации в СМИ 3. Неиндивидуальный подход к клиенту 4. Узкий ассортимент услуг 5. Ограниченный набор дополнительных услуг
Возможности (О): Угрозы (Т):
1. Расширение сегмента рынка 2. Включение гостиницы в сети глобального бронирования и резервирования 3. Повышение уровня профессионализма персонала 4. Увеличение объема услуг 5. Расширение видов дополнительных услуг 1.Возможность появления новых конкурентов 2.Неблагоприятные экономические, социальные изменения 3.Рост инфляции 4.Потеря потребителей из-за недостаточно эффективной работы с клиентами 5.Снижение спроса на отдельные услуги
Источник: Таблица составлена автором.

SWOT – анализ производиться с целью изучения среды бизнеса, позволяет сначала правовых условий, сильных и слабых сторон своего предприятия и предприятий – конкурентов, а также комплексного взаимовлияния рассматриваемых факторов [43, с. 25].

По результатам SWOT – анализа гостиницы «Граф Орлов» можно сделать вывод о несколько нестабильном текущем положении фирмы на рынке. После проведения swot – анализа, руководству гостиницы необходимо разработать новую стратегию ведения бизнеса для устранения выявленных слабых сторон и возможных угроз.

Наши рекомендации