В этом случае метод рынка капитала должен использовать особенный
Ценовой мультипликатор ЦМ, имеющий структуру, которая устраняет влия-
ние на цену компании доли и массы заемного капитала:
ЦМ = (Цена компании-аналога + Заемный капитал
компании- аналога)/ Прибыль до процентов и налогов
Этот мультипликатор на шаге 4 алгоритма метода рынка капитала сле-
дует домножать на прибыль до процентов и налогов оцениваемой компании.
Однако результат такого перемножения покажет не оценочную рыночную
стоимость собственного капитала оцениваемой компании (приблизительную
ее цену), а оценочную рыночную стоимость всего инвестированного в оце-
ниваемую компанию капитала (что соответствует числителю приведенного
ценового мультипликатора в отношении компании-аналога). Для того чтобы
перейти к оценке только собственного капитала рассматриваемой компании
(определению ее цены), надо из результата указанного перемножения вы-
честь объем совокупного долга (заемный капитал) оцениваемой фирмы.
На основании определенной стоимости всего предприятия можно оп-
ределить рыночную стоимость конкретного пакета акций, посредством ум-
ножения стоимости предприятия на оцениваемую долю. При этом следует
учитывать, что при оценке контрольного пакета следует сделать поправку
«премия за контроль», размер которой может достигать 40%. При оценке не-
контрольного пакета никаких поправок делать не нужно.
Возможность использования метода рынка капитала в решающей мере
зависит от доступности информации с фондового рынка о рассматривавших-
ся выше мультипликаторах по фирмам, которые могут быть признаны анало-
гами оцениваемого предприятия. В нашей стране эта информация только на-
чинает регулярно публиковаться. Так, в еженедельном журнале «(Коммер-
санты) в рубрике «Фондовые рынки» попредприятиям, чьи акции в доста-
точной мере ликвидны, приводятся текущие коэффициенты «Цена (акции)/
прибыль» (их часто именуют в международно принятом обозначении как Р/Е
ratio, т.е. коэффициент «price/earnings», где под «earnings» понимается чистая
прибыль).
Журнал «Эксперт» публикует сводные аналитические обзоры финансо-
вого состояния отдельных предприятий, которые считаются достаточно по-
казательными для соответствующих отраслей. В этих обзорах также имеется
информация по коэффициентам «Цена (акции)/прибыль», однако кроме нее
содержатся и сведения по рыночной капитализации, балансовой прибыли,
числу акций и пр., что дает возможность оценивать и другие рассматривав-
шиеся выше мультипликаторы.
Согласно вступившему в силу с 1 января 1996 г. Закону РФ об акцио-
нерных обществах все открытые акционерные общества обязаны помещать
прошедшие аудиторскую проверку годовые балансы в общедоступных сред-
ствах массовой информации. Следовательно, информационная база для рас-
чета любым заинтересованным лицом коэффициентов, применяемых в мето-
де компании-аналога, резко расширяется.
Метод сделок
Если метод компании-аналога подразумевает расчет и использование
мультипликаторов, которые рассчитаны по ценам акций в составе фактиче-
ски продававшихся контрольных пакетов сходных фирм, то подобная разно-
видность указанного метода называется методом сделок.
Цена Ран в алгоритме рынка капитала, если он превращается в метод
сделок, определяется как цена акции компании-аналога, которая наблюдалась
относительно недавно при купле-продаже не контрольных, но настолько
крупных пакетов акций компаний-аналогов, что их приобретение давало
возможность покупателю акций ввести в состав совета директоров компаний
своих представителей. Метод сделок, таким образом, учитывает те сделки с
пакетами акций компании-аналога, которые характеризуются как сделки
слияния и поглощения.
Этот метод нацелен на определение стоимости оцениваемой компании
в расчете на приобретение крупных ее долей. Иначе говоря, он дает оценку
рассматриваемого предприятия «глазами его нового хозяина» - с учетом
«премии за контроль», которая содержится в цене одной акции, если она
приобретается в составе крупной доли предприятия.
Практические возможности для использования этого метода предос-
тавляются гораздо реже (в силу относительно малой частоты сделок с кон-
трольными пакетами) и предполагают оценку стоимости предприятия с точ-
ки зрения владельца контрольного пакета.
В ситуациях, когда именно эта оценка и нужна, добавление «премии за
контроль» уже излишне. Наоборот, при переходе к оценке неконтрольного
пакета (участия меньшинства) от оценки, первоначально полученной мето-
дом сделок, становится необходимым уменьшить первоначальную оценку на
так называемую «скидку за неконтрольный характер пакета». Она, как и
«премия за контроль», также может достигать 35-40%, но обычно бывает
меньше - 20-25%.
Метод сделок сводится к тому же алгоритму, что метод рынка капитала
- с тем различием, что применяемые мультипликаторы, как упомянуто выше,
вычисляются на основе цен по отслеживаемым на фондовом рынке сделкам с
контрольными пакетами.
Метод отраслевой специфики
Метод отраслевой специфики является такой модификацией метода
рынка капитала (предусматривая и его алгоритм), в которой ценовым муль-
типликатором выступает соотношение «Цена/Валовой доход» (то же самое -
«Цена/Выручка», «Цена/Объем реализации»).
Соответственно на шагах 3 и 4 алгоритма метода рынка капитала ис-
пользуется этот мультипликатор и валовый доход оцениваемой компании в ка-
честве базы, на которую для получения определяемой стоимости данной ком-
пании множится указанный мультипликатор.
Уже название этого метода показывает, что его применимость ограни-
чена специфическими отраслями – теми, в которых действительно наблюдается
достаточно надежная корреляция между рыночной стоимостью компаний с
ликвидными акциями и объемом реализации ими продукции (их продажами).
Такими отраслями в основном являются отрасли топливно-сырьевого
комплекса, а также прочие конкурентные отрасли с явно выраженным стан-
дартизированным продуктом, где динамика прибылей определяется в первую
очередь не обновлением продукта, а успехом в поддержании и расширении
доли на рынке, количеством продаж стандартизированного продукта. При
этом учитываемые прибыли незначительно отличаются от денежных потоков
предприятий отрасли, так как на обновление продукта и на поддержание произ-
водственных мощностей инвестиции (не учитываемые в анализе текущих при-
былей и убытков) осуществляются сравнительно редко.