В этом случае метод рынка капитала должен использовать особенный

Ценовой мультипликатор ЦМ, имеющий структуру, которая устраняет влия-

ние на цену компании доли и массы заемного капитала:

ЦМ = (Цена компании-аналога + Заемный капитал

компании- аналога)/ Прибыль до процентов и налогов

Этот мультипликатор на шаге 4 алгоритма метода рынка капитала сле-

дует домножать на прибыль до процентов и налогов оцениваемой компании.

Однако результат такого перемножения покажет не оценочную рыночную

стоимость собственного капитала оцениваемой компании (приблизительную

ее цену), а оценочную рыночную стоимость всего инвестированного в оце-

ниваемую компанию капитала (что соответствует числителю приведенного

ценового мультипликатора в отношении компании-аналога). Для того чтобы

перейти к оценке только собственного капитала рассматриваемой компании

(определению ее цены), надо из результата указанного перемножения вы-

честь объем совокупного долга (заемный капитал) оцениваемой фирмы.

На основании определенной стоимости всего предприятия можно оп-

ределить рыночную стоимость конкретного пакета акций, посредством ум-

ножения стоимости предприятия на оцениваемую долю. При этом следует

учитывать, что при оценке контрольного пакета следует сделать поправку

«премия за контроль», размер которой может достигать 40%. При оценке не-

контрольного пакета никаких поправок делать не нужно.

Возможность использования метода рынка капитала в решающей мере

зависит от доступности информации с фондового рынка о рассматривавших-

ся выше мультипликаторах по фирмам, которые могут быть признаны анало-

гами оцениваемого предприятия. В нашей стране эта информация только на-

чинает регулярно публиковаться. Так, в еженедельном журнале «(Коммер-

санты) в рубрике «Фондовые рынки» попредприятиям, чьи акции в доста-

точной мере ликвидны, приводятся текущие коэффициенты «Цена (акции)/

прибыль» (их часто именуют в международно принятом обозначении как Р/Е

ratio, т.е. коэффициент «price/earnings», где под «earnings» понимается чистая

прибыль).

Журнал «Эксперт» публикует сводные аналитические обзоры финансо-

вого состояния отдельных предприятий, которые считаются достаточно по-

казательными для соответствующих отраслей. В этих обзорах также имеется

информация по коэффициентам «Цена (акции)/прибыль», однако кроме нее

содержатся и сведения по рыночной капитализации, балансовой прибыли,

числу акций и пр., что дает возможность оценивать и другие рассматривав-

шиеся выше мультипликаторы.

Согласно вступившему в силу с 1 января 1996 г. Закону РФ об акцио-

нерных обществах все открытые акционерные общества обязаны помещать

прошедшие аудиторскую проверку годовые балансы в общедоступных сред-

ствах массовой информации. Следовательно, информационная база для рас-

чета любым заинтересованным лицом коэффициентов, применяемых в мето-

де компании-аналога, резко расширяется.

Метод сделок

Если метод компании-аналога подразумевает расчет и использование

мультипликаторов, которые рассчитаны по ценам акций в составе фактиче-

ски продававшихся контрольных пакетов сходных фирм, то подобная разно-

видность указанного метода называется методом сделок.

Цена Ран в алгоритме рынка капитала, если он превращается в метод

сделок, определяется как цена акции компании-аналога, которая наблюдалась

относительно недавно при купле-продаже не контрольных, но настолько

крупных пакетов акций компаний-аналогов, что их приобретение давало

возможность покупателю акций ввести в состав совета директоров компаний

своих представителей. Метод сделок, таким образом, учитывает те сделки с

пакетами акций компании-аналога, которые характеризуются как сделки

слияния и поглощения.

Этот метод нацелен на определение стоимости оцениваемой компании

в расчете на приобретение крупных ее долей. Иначе говоря, он дает оценку

рассматриваемого предприятия «глазами его нового хозяина» - с учетом

«премии за контроль», которая содержится в цене одной акции, если она

приобретается в составе крупной доли предприятия.

Практические возможности для использования этого метода предос-

тавляются гораздо реже (в силу относительно малой частоты сделок с кон-

трольными пакетами) и предполагают оценку стоимости предприятия с точ-

ки зрения владельца контрольного пакета.

В ситуациях, когда именно эта оценка и нужна, добавление «премии за

контроль» уже излишне. Наоборот, при переходе к оценке неконтрольного

пакета (участия меньшинства) от оценки, первоначально полученной мето-

дом сделок, становится необходимым уменьшить первоначальную оценку на

так называемую «скидку за неконтрольный характер пакета». Она, как и

«премия за контроль», также может достигать 35-40%, но обычно бывает

меньше - 20-25%.

Метод сделок сводится к тому же алгоритму, что метод рынка капитала

- с тем различием, что применяемые мультипликаторы, как упомянуто выше,

вычисляются на основе цен по отслеживаемым на фондовом рынке сделкам с

контрольными пакетами.

Метод отраслевой специфики

Метод отраслевой специфики является такой модификацией метода

рынка капитала (предусматривая и его алгоритм), в которой ценовым муль-

типликатором выступает соотношение «Цена/Валовой доход» (то же самое -

«Цена/Выручка», «Цена/Объем реализации»).

Соответственно на шагах 3 и 4 алгоритма метода рынка капитала ис-

пользуется этот мультипликатор и валовый доход оцениваемой компании в ка-

честве базы, на которую для получения определяемой стоимости данной ком-

пании множится указанный мультипликатор.

Уже название этого метода показывает, что его применимость ограни-

чена специфическими отраслями – теми, в которых действительно наблюдается

достаточно надежная корреляция между рыночной стоимостью компаний с

ликвидными акциями и объемом реализации ими продукции (их продажами).

Такими отраслями в основном являются отрасли топливно-сырьевого

комплекса, а также прочие конкурентные отрасли с явно выраженным стан-

дартизированным продуктом, где динамика прибылей определяется в первую

очередь не обновлением продукта, а успехом в поддержании и расширении

доли на рынке, количеством продаж стандартизированного продукта. При

этом учитываемые прибыли незначительно отличаются от денежных потоков

предприятий отрасли, так как на обновление продукта и на поддержание произ-

водственных мощностей инвестиции (не учитываемые в анализе текущих при-

былей и убытков) осуществляются сравнительно редко.

Наши рекомендации