Алгоритм метода рынка капитала.
1. Поиск компании-аналога проводится в два этапа.
1.1. Формирование списка «компаний - кандидатов на аналогичность»,
в который включаются предприятия, специализирующиеся на той же про-
дуктовой группе, что и оцениваемая компания и характеризующиеся ее до-
лей в общем стоимостном объеме выпуска не меньшей, чем у оцениваемой
фирмы.
1.2. Отсеивание из сформированного описанного выше списка «компа-
ний-кандидатов на аналогичность» предприятий, не удовлетворяющих суще-
ственным дополнительным критериям сопоставимости оцениваемой анало-
гичной фирм: а) размер предприятия; б) структура капитала фирмы (доля за-
емного капитала); в) рынки сбыта и закупок; г) стадия жизненного цикла
предприятий (продукта, на котором они специализируются); д) территори-
альное местоположение (влияющее на транспортные издержки); е) степень
независимости от финансово-промышленных групп (или вхождение в одни и
те же группы); ж) индивидуальные особенности применяемой системы бух-
галтерского учета.
2. Взятие наблюдаемой на фондовом рынке стоимости ран одной акции
компании-аналога и умножение ее на количество ее акций, находящихся в
обращении (Nобр), т.е. учитываемых фондовым рынком - с получением таким
образом истинной рыночной стоимости Цан компании-аналога.
3. Составление по компании-аналогу ценовых соотношений (ценовых
мультипликаторов) типа «Цена/Прибыль», «Цена/Прибыль до процентов и
налогов», «Цена/Прибыль до налогов», «Цена/Денежный поток», «Це-
на/Прибыль до процентов и налогов плюс отчисления на износ», «Це-
на/Балансовая стоимость компании», где «Цена» - это рыночная цена компа-
нии-аналога Цан.
4. Вычисление оценочной стоимости (Цок) рассматриваемой компании -
предмета оценки как произведения одного из переносимых на нее получен-
ных для компании-аналога ценовых соотношений, синтезированных на шаге
3, на соответствующую ему базу, т.е. на показатель оцениваемого предпри-
ятия, совпадающий со знаменателем используемого по компании-аналогу
ценового соотношения. Например:
Цок = Прибыль до процентов и налогов оцениваемой компании • (Цена ком-
пании-аналога/Прибыль до процентов и налогов компании-аналога).
В связи с третьим и четвертым шагами приведенного выше алгоритма
следует провести несколько существенных обязательных корректировок
данных, используемых _______на этих шагах алгоритма, которые должны устранить
влияние индивидуальных особенностей систем бухгалтерского учета оцени-
ваемой компании и компании-аналога, искажающее соотношение их цены и
показываемых финансовых результатов:
- имея доступ к внутренней информации рассматриваемого предпри-
ятия, необходимо пересчитать прибыль оцениваемой компании в соответст-
вии с тем методом учета товарно-материальных ценностей, который приме-
няется компанией-аналогом для расчета объявляемых ею прибылей;
- если имеется информация о том, что компания-аналог по значитель-
ной массе своих активов применяет методы амортизации, отличные от мето-
дов амортизации, которые использует оцениваемая фирма, то нужно пере-
считать по принятым в компании-аналоге методам амортизации вычитаемые
из прибыли отчисления на износ по оцениваемой компании, внеся таким об-
разом корректировки в прибыль или балансовую стоимость оцениваемой
компании;
- точно так же следует пересчитать учитываемую на шаге 4 этого алго-
ритма прибыль оцениваемой компании, если системы бухучета этой компа-
нии и компании-аналога отличаются по критериям отнесения продукции к
проданной - в том, что касается зачисления в объем реализованной продук-
ции товаров, поставленных заказчикам согласно различным базисам постав-
ки;
- при обнаружении необычно высоких и несопоставимых с оценивае-
мым предприятием «чрезвычайных расходов» компании-аналога (например,
на преодоление стихийных бедствий, которых не было у оцениваемой фир-
мы) необходимо искусственно уменьшить учитываемые операционные из-
держки компании-аналога и соответственно увеличить ее прибыль.
Основным ценовым соотношением, которое применяется в методе
рынка капитала и во всем рыночном подходе, является соотношение «Це-
на/Прибыль», так как в долгосрочном плане все же именно прибыли (объяв-
ляемые) являются главным фактором установления той или иной рыночной
стоимости публично обращающихся акций.
Получаемые на основе альтернативных ценовых мультипликаторов ре-
зультаты оценки рассматриваемой закрытой компании будут несколько от-
личаться друг от друга, что является вполне естественным в силу разной
тесноты корреляции между фактическими ценами акций сходных с оцени-
ваемым предприятием фирм и их соответственно чистыми балансовыми
стоимостями, прибылями, денежными потоками. Поэтому итоговая оценка
может быть представлена как, например, средневзвешенная из указанных
трех оценок, с учетом степени доверия оценщика к статистике по каждому из
используемых мультипликаторов.
Чтобы заранее исключить из оценки не вызывающие доверия ценовые
мультипликаторы, можно рассуждать следующим образом:
- если оцениваемая компания и компания-аналог очевидно несопоста-
вимы по доступу их к кредиту, т.е. по стоимости кредита и налоговому ста-
тусу, то в алгоритме метода рынка капитала имеет смысл использовать цено-
вой мультипликатор «Цена/Прибыль до процентов и налогов»;
- если из указанных двух факторов в несопоставимости оцениваемой
компании и компании-аналога сказывается только их разница в налоговом
статусе, то разумно применить ценовой мультипликатор «Цена/Прибыль до
налогов». Названные ценовые мультипликаторы нейтральны по отношению
соответственно к процентным платежам и налогам. Иначе говоря, они позво-
ляют элиминировать их искажающее влияние на отношение цены компаний
и их прибыли.
Наиболее сложный случай для метода рынка капитала, который им
также преодолевается, имеет место тогда, когда оцениваемая компания и
компания-аналог отличаются не только доступной им стоимостью кредита и
налоговым статусом, но и долей (в совокупном капитале) и общей величиной
используемого ими заемного капитала.