Алгоритм метода рынка капитала.

1. Поиск компании-аналога проводится в два этапа.

1.1. Формирование списка «компаний - кандидатов на аналогичность»,

в который включаются предприятия, специализирующиеся на той же про-

дуктовой группе, что и оцениваемая компания и характеризующиеся ее до-

лей в общем стоимостном объеме выпуска не меньшей, чем у оцениваемой

фирмы.

1.2. Отсеивание из сформированного описанного выше списка «компа-

ний-кандидатов на аналогичность» предприятий, не удовлетворяющих суще-

ственным дополнительным критериям сопоставимости оцениваемой анало-

гичной фирм: а) размер предприятия; б) структура капитала фирмы (доля за-

емного капитала); в) рынки сбыта и закупок; г) стадия жизненного цикла

предприятий (продукта, на котором они специализируются); д) территори-

альное местоположение (влияющее на транспортные издержки); е) степень

независимости от финансово-промышленных групп (или вхождение в одни и

те же группы); ж) индивидуальные особенности применяемой системы бух-

галтерского учета.

2. Взятие наблюдаемой на фондовом рынке стоимости ран одной акции

компании-аналога и умножение ее на количество ее акций, находящихся в

обращении (Nобр), т.е. учитываемых фондовым рынком - с получением таким

образом истинной рыночной стоимости Цан компании-аналога.

3. Составление по компании-аналогу ценовых соотношений (ценовых

мультипликаторов) типа «Цена/Прибыль», «Цена/Прибыль до процентов и

налогов», «Цена/Прибыль до налогов», «Цена/Денежный поток», «Це-

на/Прибыль до процентов и налогов плюс отчисления на износ», «Це-

на/Балансовая стоимость компании», где «Цена» - это рыночная цена компа-

нии-аналога Цан.

4. Вычисление оценочной стоимости (Цок) рассматриваемой компании -

предмета оценки как произведения одного из переносимых на нее получен-

ных для компании-аналога ценовых соотношений, синтезированных на шаге

3, на соответствующую ему базу, т.е. на показатель оцениваемого предпри-

ятия, совпадающий со знаменателем используемого по компании-аналогу

ценового соотношения. Например:

Цок = Прибыль до процентов и налогов оцениваемой компании • (Цена ком-

пании-аналога/Прибыль до процентов и налогов компании-аналога).

В связи с третьим и четвертым шагами приведенного выше алгоритма

следует провести несколько существенных обязательных корректировок

данных, используемых _______на этих шагах алгоритма, которые должны устранить

влияние индивидуальных особенностей систем бухгалтерского учета оцени-

ваемой компании и компании-аналога, искажающее соотношение их цены и

показываемых финансовых результатов:

- имея доступ к внутренней информации рассматриваемого предпри-

ятия, необходимо пересчитать прибыль оцениваемой компании в соответст-

вии с тем методом учета товарно-материальных ценностей, который приме-

няется компанией-аналогом для расчета объявляемых ею прибылей;

- если имеется информация о том, что компания-аналог по значитель-

ной массе своих активов применяет методы амортизации, отличные от мето-

дов амортизации, которые использует оцениваемая фирма, то нужно пере-

считать по принятым в компании-аналоге методам амортизации вычитаемые

из прибыли отчисления на износ по оцениваемой компании, внеся таким об-

разом корректировки в прибыль или балансовую стоимость оцениваемой

компании;

- точно так же следует пересчитать учитываемую на шаге 4 этого алго-

ритма прибыль оцениваемой компании, если системы бухучета этой компа-

нии и компании-аналога отличаются по критериям отнесения продукции к

проданной - в том, что касается зачисления в объем реализованной продук-

ции товаров, поставленных заказчикам согласно различным базисам постав-

ки;

- при обнаружении необычно высоких и несопоставимых с оценивае-

мым предприятием «чрезвычайных расходов» компании-аналога (например,

на преодоление стихийных бедствий, которых не было у оцениваемой фир-

мы) необходимо искусственно уменьшить учитываемые операционные из-

держки компании-аналога и соответственно увеличить ее прибыль.

Основным ценовым соотношением, которое применяется в методе

рынка капитала и во всем рыночном подходе, является соотношение «Це-

на/Прибыль», так как в долгосрочном плане все же именно прибыли (объяв-

ляемые) являются главным фактором установления той или иной рыночной

стоимости публично обращающихся акций.

Получаемые на основе альтернативных ценовых мультипликаторов ре-

зультаты оценки рассматриваемой закрытой компании будут несколько от-

личаться друг от друга, что является вполне естественным в силу разной

тесноты корреляции между фактическими ценами акций сходных с оцени-

ваемым предприятием фирм и их соответственно чистыми балансовыми

стоимостями, прибылями, денежными потоками. Поэтому итоговая оценка

может быть представлена как, например, средневзвешенная из указанных

трех оценок, с учетом степени доверия оценщика к статистике по каждому из

используемых мультипликаторов.

Чтобы заранее исключить из оценки не вызывающие доверия ценовые

мультипликаторы, можно рассуждать следующим образом:

- если оцениваемая компания и компания-аналог очевидно несопоста-

вимы по доступу их к кредиту, т.е. по стоимости кредита и налоговому ста-

тусу, то в алгоритме метода рынка капитала имеет смысл использовать цено-

вой мультипликатор «Цена/Прибыль до процентов и налогов»;

- если из указанных двух факторов в несопоставимости оцениваемой

компании и компании-аналога сказывается только их разница в налоговом

статусе, то разумно применить ценовой мультипликатор «Цена/Прибыль до

налогов». Названные ценовые мультипликаторы нейтральны по отношению

соответственно к процентным платежам и налогам. Иначе говоря, они позво-

ляют элиминировать их искажающее влияние на отношение цены компаний

и их прибыли.

Наиболее сложный случай для метода рынка капитала, который им

также преодолевается, имеет место тогда, когда оцениваемая компания и

компания-аналог отличаются не только доступной им стоимостью кредита и

налоговым статусом, но и долей (в совокупном капитале) и общей величиной

используемого ими заемного капитала.

Наши рекомендации