Роль операционного левериджа в управлении прибылью предприятия
В процессе управления прибылью предприятия главная роль отводится формированию прибыли от основной деятельности, с целью осуществления которой оно создано.
Процесс управления активами, направленный на возрастание прибыли, характеризуется в финансовом менеджменте категорией левериджа, т.е. некоторого фактора, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результирующих показателей [13, c. 254].
Существует три вида левериджа, определяемые путем перекомпоновки и детализации статей «Отчета о прибылях и убытках» предприятия:
– производственный леверидж;
– финансовый леверидж;
– производственно-финансовый леверидж.
Логика такой группировки заключается в следующем: чистая прибыль представляет собой разницу между выручкой и расходами двух типов – производственного и финансового характера. Они не взаимосвязаны, однако величиной и долей каждого из них можно управлять.
Величина чистой прибыли зависит от многих факторов. С позиции финансового управления деятельностью предприятия на нее оказывают влияние:
– насколько рационально использованы предоставленные предприятию финансовые ресурсы;
– структура источников средств.
Первый момент находит отражение в структуре основных и оборотных средств и эффективности их использования.
Основными элементами себестоимости продукции являются постоянные и переменные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Необходимо найти оптимальное соотношение переменных и постоянных расходов нелегко. Эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного левериджа.
Итак, производственный леверидж – это потенциальная возможность влиять на валовый доход путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска.
Крейнина М.Н. для того, чтобы оценить финансовый результат от продаж, как последствие изменения выручки, а также обеспечить условия для получения необходимой предприятию прибыли от продаж с помощью регулирования выручки с учетом рыночной ситуации, использует такое понятие как «операционный левередж».
Операционный левередж рассчитывается как отношение темпов изменения прибыли от продаж к темпам изменения выручки от продаж. Он измеряется в разах. Для каждого предприятия и конкретного планового периода существуют два вида операционного левереджа:
– натуральный (имеет место в тех случаях, когда выручка изменяется исключительно в результате изменения натурального объема продаж, а цены остаются прежними);
– ценовый (возникает в случаях, когда выручка увеличивается или уменьшается только вследствие соответствующей динамики цен. Натуральный объем не меняется, а вместе с ним остаются прежними и переменные затраты) [15, с.213].
В условиях имеющихся данных более подробно рассмотрим ценовый левередж (Лц):
Лц = (∆П/П) : (∆В/В) (2.10).
Но по условию, если меняются только цены продаж, ∆П = В, тогда:
Лц = В/П, (2.11)
где В – выручка от реализации,
П – прибыль от продаж.
Операционный левередж иначе называют операционный рычаг. Зная его можно прогнозировать изменение прибыли при изменении выручки.
Минимальный объем выручки, необходимый для покрытия всех расходов, называется точкой безубыточности, в свою очередь, насколько может уменьшиться выручка, что бы предприятие сработало без убытков показывает запас финансовой прочности.
Изменение выручки может быть вызвано изменением цены, изменением натурального объема продаж и изменением обоих этих факторов.
Введем обозначения:
Порог рентабельности определяется как:
ПР=Зпост/(ВМ/В), (2.12)
где ПР – порог рентабельности;
Зпост – затраты постоянные;
ВМ – валовая маржа.
Запас финансовой прочности (ЗПФ), соответственно, составит:
ЗФП=В-ПР (2.13).
Можно также расчитать натуральный операционный рычаг или силу операционного левериджа:
Рн = (В-Зпер)/П, (2.14)
где Лн – натуральный операционный рычаг.
Учитывая, что выручка от реализации представляет собой сумму всех затрат и включает в себя прибыль от продаж, можно записать:
Лн = (П + Зпост)/П = 1 + Зпост/П, (2.15)
где Зпост – затраты постоянные.
Сравнивая формулы для операционного рычага в ценовом и натуральном выражении можно заметить, что натуральный левередж оказывает меньшее влияние. Это объясняется тем, что с увеличением натуральных объемов одновременно растут и переменные затраты, а с уменьшением – уменьшаются, что приводит к более медленному увеличению (уменьшению) прибыли.
Для того, чтобы положительный эффект операционного рачага начал проявляться, предприятие в начале должно получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты, т.е. достигнуть точки безубыточности.
Следует отметить, что по мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект операционного рычага начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к все меньшему темпу прироста суммы прибыли.
Важно, что механизм операционного рычага имеет и обратную направленность – при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.
Между эффектом операционного рычага и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что операционный рычаг является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.
Эффект операционного рычага проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект операционного рычага проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.