Баланс производственной мощности и показатели ее использования
Планирование в рыночной экономике
Каждое предпр-е действует самостоятельно, но при этом кажд. пре-е встраивается в систему конкурентных отношений по отраслевому признаку.
Планирование – это деят., кот. связана с постановкой и конкретизацией цели пр-ия на опред. период времени и с обоснов. условий и механизмов достижения целей.
Планирование м. рассм-ть как комплекс эл. управления, т.е. совокуп. видов деятельно. по анализу, контролю и обоснов. целей для пр-ия. Планирование явл. Эл. управленческого учета. Доп. эл-ом является контроллинг.
Прогноз – научная интерпритация и обоснование вар. развития пр-ия.
Планирование на –пр-ии включ. в себя след. этапы:
1.Разабтка общих целей
2. Детализация целей
3.Обоснование путей для достиж. целей
4.Контроль и анализ
На пр-ии с точки зрения рук-ля пр-ия планирование – процесс непрерывных улучшений и изменений
С точки зрения экономиста менеджера осн. задача. – планирование условий, обеспечивающих равенство кол-ва выпускаемой прод-ии платежеспособному спросу на нее.
Схемы планирования:
1. Реактивное – анализ и исп-ие предыдущего опыта работы пр-ия
Осн. хар-ки: планирование снизу вверх и учитывает задачи и потребности входящих подразделений. Недостатки – не учитываются параметры внеш. среды, нет корректировки цели.
2. Инерционное(инактивное). Такие пр-ия не смотрят назад а также не продвигаются вперед. Текущие условия оцениваются как достаточно хорошие.
«-»: рыночное равновесие воспринимается как автоматически достижимое
«+»:пр-ия хорошо подготовлены к частичным и постепенным улучшениям, низкий риск бизнеса, самый простой.
3. Упреждающее(преактивное – чаще всего исп).
Хар-ки: такое планирование ориентировано на будущ. Горизонт планирования станов. более отдаленным и пр-ие вводит в анализ доп. факторы внеш. среды.
Задача плана – опред-ть ниболее вероятные изменения на рынке и учесть их в работе пр-ия
«-» опасность возникает в случае неверного опред. стратегич. цели из-за ошибки прогноза и тд.
«+» пр-ие ориентир. на поиск оптимал. реш., исп. современные методы преобразования инфо, новые виды анализа
4. Интерактивное планирование. Задача эк. менеджера – обуздать новую волну. Для этого нужно иметь высокий потенциал орг-ии и на пр-ии д.б. специалист по разработке новых направлений деят-ти. В российской практике не сущ. спец. механизмов поддержки бизнеса с высокой долей риска. Этот вар. исп. предп-ия кот. могут рассчитывать на собст-ые силы.
Сущ. различные подходы к планированию.
1. Хар-р плана. План м.б. индикативным и директивным. Стратегич. план – индикативный. Текущий план – директивный. Индикативный план предполаг. разработку параметров, за выполнение кот. пр-ие приобретает льготу и доп. преимущество на Ур. пр-ия.
2. Сроки составления плана(горизонты). Горизонты планиров. зависят от масштабов пр-ия и задач бизнеса. В соотв. с целями пр-ия необходимо контролир. стратег. задачи, кот. формулир. в стратегич. плане.
- Стратегический план – разраб-ся более чем на 5 лет
- Среднесрочный – до 3 лет при условии плохого прогнозирования внеш. среды
- Краткосрочный – до 1 года. Наиболее удобный для детализации: по полугодиям, месяцам, кварталам, декадам.
Детализация зависит от типа пр-ва и режима сменности
Стратегичесекий план имеет след. особенности: 1.он должен определить общие ориентиры и задачи будущего; 2. стратег. план ограничив. входящие планы
Стратегические планы: наступательные(развитие) , оборонительные(сохранение рыноч. позиций и осн. параметры деят-ти) и ликвидационные(ликвидация убыточных звеньев, эл. орг-ой структуры..).
Стратег. планы предусм-ют создание новых рынков, товаров и новых правил бизнеса.
Тактический план – план соц-эк. развития на краткосроч. и долгосроч. период. В этом разделе плана опред. реально достижимые показатели и скрытые резервы предпр-ия.
Оперативно-календарное планирование-конкретизир. все показатели плана. Нужно представить весь процесс во взаимосвязи.
Все виды планов взаимод. м/у собой.
Инвестиционное или бизнес планирование – под конкретный проект – выход за рамки собств средств.
Основные принципы планирования
-п-п единства планов
-п-п непрерывности планирования
-п-п гибкости плана
-п-п точности плана
-п-п участия
5.Методы планирования
1.балансовый метод
Баланс – взаимосвязанные таблицы причем одна табл. это обязательно ресурсы а др – это напр. их исп-ия.
2.нормативный. Показатели дел. на нормируемые и ненормируемые.
3.индексный
4.программно-целевой
5.экстраполяции
Показатели планов
- кол-венные и качественные
- в натуральном и стоимостном измерении
- статические и динамические
- абсолютные и удельные
- ожидаемые и фактические
- простые, комплексные и интегральные
- индивидуализированные и обезличенные.
Хар-ка показателей:
- нормативные параметр
- фактический
- проектный
- лучший
- минимально допустимый
- максимально-допустимый
- приростный
- оптимальные
- предельно допустимый
Сфера применения:
-раб. место
-участок, бригада
-подраздел.
-пр-ие
-отрасль
-гос-во
Ассортимент и его хар-ки.
Ассортимент и обоснов. выбора товар для пр-ва – важнейшие хар-ки управленч. деят-ти. На обоснование ассорт. по видам увеличивают затраты вр., а на пр-во сокращают.
Конкрет. продукт – физич. хар-ки, кот. м.б. точно определены в виде поис. модели, технич. условий и т.д.
Расширенный продукт – предполагает наличие гарантий, сис-мы сервис. обслуж и т.д.
Обобщенный продукт – включ. соц-эк. эффект, кот. будет получен при реализации тов.
Товары рассм. по особенностям использования:
1.Тов. с коротким сроком службы
2.Тов с длительным сроком службы
3.Сервис, работы и услуги.
Ассортимент – опред. набор или перечень тов. раздлич. сортов, типов и видов, определенных по какому-то признаку.
Номенклатура – укрупненный перечень выпускаемой прод-ии и услуг
На любом пр-ии сущ. детализация ассорт. Для пр-ия важным показателем явл-ся стр-ра асс-та и ее изменения.
Показатели ассортимента:
- Широта асс-та – као-во изделий того или иного назнач, кот. выпускаются на пр-ии
- Глубина асс-та – кол-во разновидн-ей конкретного товара а каждой товарной группе.
Число базовых изделий*Кол-во разновид. кажд. модели=Углубленный асс-нт.
- Обновление асс-та – для новых товаров в общем выпуске
- Полнота асс-та – соотнош. фактически выпущ. видов товаров к потенциально возм.
Ассортиментная концепция – рац. направленное построение ассортиментной стр-ры товарного предложения.
Асс-ая политика учитывает внутр и внеш.факторы.
Внутр.:кадры, технологии, финансы, научно-техн. Ур пр-ва.
Внешние:1.показатели развития рынка, 2.обеспеченность сырьем, 3.тенденции развития НИОКР в отрасли, 4. Развитие осн. тенденций в области внеш. вида прод-ии и упаковки.
Алгоритм планирования асс-та:
1.принятие реш. о необх. пр-ва товаров
2.наличиие опытной партии или образца товара на пр-ии
3.наличие плана испытаний
4.представл. результатов и утвержд. реш. о пробной продажи
5.пр-во пилотной партии товара
6.разработка бюджета пилотной партии товара
7.разраб. меропр. по продаже проб. партии тов-ов
8.осущ. запуск при принятии реш. о пр-ве
9.закончить производств-ю программу
10.оценка результатов
11.принятие окончат. реш. о выпуске
12.осущ. серийного запуска и переход на выпуск товаров данного вида.
Показатели асс-та.
1.абсолютное измен. V продаж в нат. и стоим. показателях. Расхождения по плану и факту
2. Относит. изм. Изм. удельн. веса различ. видов товара. Хар-ет изм. стр-ры асс-та.
3. Индекс физического V реализ.прод-ии – отншение кол-ва прод. данного вида, реализ в отчетном году к кол-ву прод. этого же вида реализ в базовом году.
4. Коэфф соотв. стр-ры асс-та стр-репотребности в прод.
5. Общий стоимостной индекс продаж
6. Остаток нереализ. прод-ии на конец периода
7. Отказы потребит. от ранее заключ договора
8. Возврат прод-ии
9.Рентабельность продаж(Прибыль/Полная с/с)
10. Рентаб. оборота (Прибыль/Выручка от реал-ии)
План маркетинга
Планирование маркетинга рассм. по 2-м периодам
1.Текущий (на 1 год) с разбивкой по месяцам
2.Перспективный(больше года)
План маркетинга-комплекс мероприятий направленных на выявление потребностей рынка и информирование потенциальных клиентов и заказчиков о новых товарах и услугах.
Различают стр-ру плана маркет-га и средства маркет-га.
Стр-ра плана маркетинга:
- цель деят-ти
- цель выпуска данного товара
- параметры рынка
- хар-ка рыночной позиции пр-ия
- прогноз рыноч. потенциала ф.
- цель маркетинга
- масштаб деят-ти
- программа маркетинга
-опред. целевых групп
-опред. политики цен
-рекламные мероприятия
-ожидаемая прибыль
-смета затрат на маркетинг
-контроль и корректировка
Средства маркетинга:
1.ведение базы данных по товару
2.опросы
3.стандартные методики прогнозирования.
Показатели плана маркетинга
1.Товарооборот
-товарооборот по отнош. к кол-ву заказов, к V гот. прод-ии, к численности раб.,
-товарооборот по отнош. к числу рекламаций
- товарооборот по отнош. к числу продавцов
2.Ст-ть заказов по отношению к продукции на складе
3.Отншение новых полученных заказов к имеющимся.
Планирование произв-ва и реализации.
Данный раздел плана д. обосновывать возмож. выпуска прод-ии конкрет. видов, кроме того загрузку производств. мощностей, рац. упр имущества пр-ия.План пр-ва основан на пр-венной программе. Задачи производств. программы-опред-ть необход. V пр-ва прод-ии в плановом периоде в соотв. со стр-ой асс-та, требованиям по качеству и планам продаж. Все эти показатели обоснов. в соотв. разделах плана.
Если ассорт. позиции явл. новыми, то также планир. ввод в действие новых пр-венных мощ., нов. планов по числ. и квалиф. персонала…
Произв. прог-а формир-ся за счет гос. заказа, заказов потреб-лей за счет выявленного спроса.
Продукция включ. в план делится на след. гр:
1.Прод. осн. назначения
2.Прод. на экспорт
3.Прод. по заказу
4.Новая прод-ия
5.Прод-ия из мат-ов заказчика
6. товары народного потребления
7.Прочая прод.
8.Работы промышл. хар-ра
Планирование объема продаж
Планирование асс-та связано с планир. продаж и получ. выручки от реализ.
Алгоритм планирования продаж:
1.Анализ продаж предшеств года.
2.Сегментация рынка
3.Выбор целевого сегмента
4.Определение емкости рынка
5. Прогноз развития рынка
Планирование асс-та:
1. Планир V продаж
2. Формирование стр-ры асс-та
3. Освоение новых изделий
4. Планирование конкурентоспособ.
5. Планирование цены
9. 11. Производственная программа и учетные состояния в планировании
Произв. программа конкретизируется различ. показателями и в процессе ее осущ. происход. смена хар-ик предметов труда или учета их состояния в планир.
На входе мы имеем сырье и мат-лы, на выходе конечная продукция для данного пр-ия. Переход из 1во 2 состояние сопровождается различ. изменениями, кот. отраж. учетные состояния:
- сырье и мат-лы
- п/ф
- незавершенное прои-во
- ГП
Показатели выпуска:
-выпуск
-V пр-ва
Для оценки выпуска и учетных состояний исп. различ. ед. измерения
-стоимостные
-натуральные
-условные
-нормо-часы
-трудовые
10.Показатели плана произ-ва и реализации
Валовой оборот – суммарная ст-ть всех готовых изд и п/ф, выработ. всеми подразд.пр-ия, независимо от того где и как будут потребл-ся + ст-ть услуг промышл хар-ра, оказанных сторонним орг.+кап. ремонт собств. оборуд.
Внутризаводской оборот – сумм. ст-ть ресурсов, услуг, той части п/ф, кот. потребл. внутри самого предп-ия и они также произв. на самом пр-ии.
Внутризаводское потребление – ст-ть услуг и предметов тр., передаваемых из одного подраздел в др. и исп. на произв-ые нужды.
Если от валового оборота отнять ст-ть внутризаводского оборота, то разность покажет ст-ть ГП, работ, услуг.
ГП=Валовой оборот-Внутризаводское потребление
ВП+ПФн=ТП+ПФк+М
М-мат-лы поступившие в обработку
РП-показатель валового дохода, это ГП поставленная заказчикам и оплаченная ими.
Реализ. прод-ия рассчит. на базе ТП путем ее корректировки и балансовым методом
РП=∑ТП+-ГПс+-ГПо
ГПс – ГП на складе
ГПо-отгруж, но не оплач.
В плане м. определить средний доход=Валовой доход(ВД)/V(кол-во продан. товаров)
Все показатели ТП, ВП, РП включ. в себя значит. долю материал. затрат, кот. достигают 80-90% всех затрат.
ЧП=ПРр-МЗ-АО
чист. прод. ПРр-прибыль от реализ., МЗ-мат. затраты, АО – аморт. отчисл.
Для целей планирования определ. полная трудоемк. – сумма затрат труда всех раб-ков, всех категорий предпр-я.
Тр пол. = ТРсдельщиков + +ТРповременщ.+ТРобслуж.+ТР управления
ТР сдел.+ТР повр.=ТР технологич.
Технолог. трудоем. опред. затраты врем. по изделиям, технолог. переходам и видам работ. ТР технол.+ТР обсл=ТР произв.
ТР полн. =ТР произв.+ТР управл.
Показатели произв. мощн-ти
-Всего ед. установл. обороудования
-годовой фонд полезной работы обор-ия
-норма вр. работы оборуд.
-норма производит. работы одной ед. оборуд.
План по труду
Назначение- определение рац. потребности фирмы в персонале для эффектив. работы в планируемом периоде времени.
Планирование труда и персонала зависит от типов пр-ва и реализации прод., от сущ. норм и нормативов, наличия и отсутств. вспомогат и доп. работ и т.д.
Этапы:
1.Анализ выполнения плана по предудущ периоду.
2.Расчет планового показателя производит. труда
3.Рассчит. или корректир. нормативы изготовл. ед. прод, работ, услуг
4.Плановый баланс вр. одного работающего
5.Расчетная потребность в персонале, плановая стр-ра и движения
6.Планирование развития персонала.
Планирование закупок
планирование закупок - это анализ необходимость закупки дополнительного количества товара с учетом заявок на его поставку, оплаченных резервов товаров и наличия остатков товаров на складах подразделений(филиалов).
20. План по труду. Показатели плана и этапы.
Пл. предполагает определение потребности в персонале. Персонал определяется как элемент затрат. Определяется численность всего и по категориям. Ручной труд предполагается как возможный для замены машинным. Необх разделить пл-е потребности по численности и по качественным хар-м. Потребности корректируются за счет внутр и внеш источников. План по труду: план по числ-ти (производительность и трудоемкость), пл-е числ-ти и стр-ры работющих, план по оплате труда. Этапы:1. Анализ выплнения плана по труду за пред период.
2. расчет планового показателя производительности труда.
3. Расчет и корректировка нормативов
4. плановый баланс вр одного работающего
5. Расчетная потребность в персонале
6. Пл-е развития персонала
Показатели: индекс СС Числ =Чсс1\Чсс0
- ин уд веса перс= Уд вес1\Удвес0
-ин числ раб силы= Ч0+Чпр-Чув\Чо
- Квыбытия = Чув*100\Чсс
- К приема кадров= Чпр*100\Чсс
- Ксоотв профилю= 1-СУММ(Чпл-Чфакт)\СУММ Чпл
- Пок-ль недостатка\излишка раб= Чф-Чпл*Iвп\тп
- К текучести
- К явки
- Ин отраб врем= Српродол дня1\Српродл дня0*Факт продл дня1\факт продл дня0*Чсс1\Чссо
21.Методы изменения и планиров. произв. тр. Планир. роста произв.тр.
План. произв. труда это измен. уровня приз-ти труда. Сущ. 3 метода:
-натурал. (условно-нат.)- выработка в натур. выраж или в условн. ед-х
-трудовой – выраб в норма-часах или трудоемк. изгот.
-стоймостной – выраб. в стойм. ед-цах
Выработка – это объем пр-ва по отношен. к затратам труда (Vпр-ва исчисл. по какому то виду прод (тов., реал, валов.) Затраты тр. опред. по период. планир. (от 1 дн. до 1г)
1)Показ. выраб.по натур. методу опред-ся как Вн= V вып-ка пр-ции/числ. раб-ков
или Вн= Vвып./затраты врем.
огран-е: если использ. натур. ед-цы, то огранич. – тип ассорт-та
2) трудовой метод Вт = ∑Мi*Тi/Чр (трудоемкость дан. вида изд./ числ. раб)
3)Стоймостной метод Вс = ∑Мi*Цi /Чр
Доп. показ. – выработка определенная по нормативному методу В= ∑Мi*Нчп/Чр, Нчп – норматив чистой пр-ции
22. Метод планиров. пр-ти труда по технико-экон. факторам.(вар.1)
1й вар. предполагает сниж. или увели. числ-ти по кажд. фактору, итоговое изменение числ-ти в целом, планируем. прирост произ-ти труда.
Планир-е по вар. 1:
1) опред. исход числ. работ. в план. периоде. Исход. числ-ть – это условн. велич., кот. д/б достаточной для обеспечен. выпуска пр-ции в соотв. с планом по ассорт-ту и в установ. срок. Ч исх. = (Числ. базисн. *Темп роста Vпр-ва прод. в план. период.)/100 .
2) опред. изменение числ-ти работ-щих под влиянием факторов роста произ-ти труда. Затем опред. измен. числ. под влиян. всех факторов и опред. итогов. измен. числ-ти.
Экономич числин-ти = ∑Эi – суммарная экономия по кажд.фактору отдельно
При планиров. методом 1, учитыв. след. факторы: 1. рост науч.-тех. уровня пр-ва (фактор инновации). 2. совершенствование организ. стр-ры п/п, орг-ции труда и управлен. 3. изменение показателей в результ. измен. V и стр-ры выпуска.4. фак-торы внеш. среды.
3)Определ. плановый прирост произ-ти труда по отнош. к базисному.
∆Пт пл. = (Экономия/Измен. исход. числ-ти – Экономия)*100.
4) Рассмотрим произ. тр. методом корректировки базисн. показ. с учетом их изменен. в планир. пер. или путем расчета план-мых Vов пр-ва и численности.
На основе показ. выработки.
В пл. = Вбаз. (1+(∆Произв. труда/100))
Впл= Vпл/ср. спис. числ.
5) Опред. заключит. показ. произв. труда – это доля прироста продции за счет увел. произ. труда.
∆ОП п= (1-(Темп роста числ. раб. в план. пер./темп приростаV пр-ва)
. Метод планиров. пр-ти труда по технико-экон. факторам (вар.2)
Предполаг-ет: опред. изменен. произв. тр. по кажд. фактору, итоговое изменение производ. тр. в план. период., снижен. или увелич. числ-ти труд. ресурсов п/п. Подчеркивает целевой хар-р плана.
Планир. по вар.2:
1) опред. исход числ. работ. в план. периоде. Исход. числ-ть – это условн. велич., кот. д/б достаточной для обеспечен. выпуска пр-ции в соотв. с планом по ассорт-ту и в установ. срок. Ч исх. = (Числ. базисн. *Темп роста Vпр-ва прод. в план. период.)/100 .
2)Опред-е изменен. плановой произ-ти тр. по каждому технико-экон. фактору и затем в целом по п/п.:
- за счет орган.-техн. мероприят.
∆Пртр.=((∑Тр базов.i – Тр пл.i)/∑Тр пл.i)*Vвып. в нат. ед.i*К*У
К- коэф. дейсатвия мероприят.
У- доля или уд. вес числ-ти основ. произв. раб. в общ. сумме рабочих.
-за счет лучшего использования раб. времени.
∆Пр.тр=((Фпл/Фбаз.)-1)*У*100
-за счет снижения потерь раб времени
∆Пр. тр.= (ПРб-ПРпл./100-ПРб.)*100
Планирование роста произв-ти труда
План повышения произв-ти труда
Фак-ры изменения пр-ти труда | |
1. Повыш научно-технол-го уровня - всего: в том числе: - мех-ция и авт-ция техн-х процессов - внедрение новой технологии - изм-е конструкции изд. - повышение качества прод. - внедрения новых видов сырья - прочие факторы 2. Совершенствован. организ. пр-ва, труда и управления – всего: в том числе: - рационализация управления - повышение норм выработки и зон обслуживания - сокращение потерь времени - сокращение потерь от брака - прочие фак-ры 3. Изменение V и стр-ры прод. – всего в том числе: - относ-е изм-е в связи с рост. V пр-ва - изм-е стр-ры пр-ва |
Рассм. за плановый, текущ. и отчетн период. Рассм изм. численности и прирост произв-ти в %. по периодам.
Баланс рабочего времени
баланс, фиксирующий ресурсы рабочего времени работников компании и их использование в виде таблицы распределения рабочего времени. Б.р.в. позволяет выявить резервы использования рабочего времени. Рассчитывается Б.р.в. на одного среднесписочного рабочего. Представляется в виде таблицы показателей распределения рабочего времени по видам работ, позволяющей судить о способах использования времени и его достаточности. Составляется по предприятию, цеху, участку, иногда даже отдельно для каждой группы рабочих, имеющих одинаковый график работы и одну и ту же продолжительность очередного отпуска. Готовится в три этапа:
а) расчет среднего фактического числа рабочих дней;
б) установление средней продолжительности рабочего дня;
в) определение полезного (эффективного) фонда рабочего времени в часах. Баланс рабочего времени - это совокупность ресурсов рабочего времени, а также их использование и распределение по видам затрат труда. Взаимосвязь показателей баланса рабочего времени выражается следующими формулами. ТФВ = КФВ - ПВд МВФ = ТФВ - ОТПо .Баланс рабочего времени позволит оценить его использование в организации. Применяют несколько показателей использования рабочего времени: К исп кфв =Число отраб. чел-дней/КФВ (чел-дней); К исп тфв = Число отраб. чел-дней/ТФВ (чел-дней).К исп мвф = Число отраб. чел-дней/МВФ (чел-дней); Кроме того, баланс позволяет рассчитать средние показатели. Средняя фактическая продолжительность раб. дня =Число отработанных чел-час / Число отработанных чел-дней; К исп. прод. раб. дня = Средняя факт. прод. раб дня/Средняя установл. прод. раб. дня; Средняя установленная продолжительность рабочего дня определяется согласно законодательству.
Структура трудоемкости
-плановая
-фактическая
-нормативная
Платежная трудоемкость исп. для опред-ия расценок и в дальнейш. исп. при начисл. з/п
Расчетная трудоемк. хар-ет коэфф. освоения пр-венных мощностей и прогрессивных норм. Отклонение расчетной и платеж. трудоемк. связано с потерями раб. вр. и с ухудш. стр-ры баланса раб. вр.
30. Технология планирования фонда оплаты труда.
31. Планирование оплаты трудаосущ .ч/з планир. фонда оплаты т., кот определяется на пр-ии. Распред-ие фонда оплаты т. основано на различ. сист. оплаты т. и различ. доплат и надбавок. В планировании осн. внимание уделяется фонду о.т. При планировании фонда о.т. необходимо решить след. задачи:
1.Опр. долю ст-в на оплату т., кот. будет отнесена на затраты и включена в с/с
2.Опр. долю прибыли, кот пойдет на поощрение и стимулир. работ.
В стр-ре з/по предел. постоянная и переменная часть.
Переменная частьз/п зависит от:
- V выпуска
- уд. веса различ. ассорт. групп
-уд. трудоемкости
-среднечасовой оплаты труда
Постоянная ч з/п раасчит. по стр-ре постоянных затрат
В планировании оплаты т. выдел. фонд оплаты т. и ср-ва на стимулир., соц. поддержку и поощрения.
Фонд з/п+ср-ва направл из чист. приб+дивиденды=общ.сумма ср-в, кот пошла на потребл.
31. Методы планир-я ФОТ рабочих и служащих ФЗП
1.По достигнутому ур. базового фонда опл. т.
ФОТп=ФОТб*Коп+-Э*ЗПср(Коп-коэф. изм. V пр-ва, Э-экономия за счет числ, ЗПср- средн з/п)
2.На основе средн. з/п
Нужно знать плановый ФОТ на основе численности рабочих по категориям и ср з/п по этим категориям
ФОТп=∑Чссi*ЗПср.п(среднеспси числ*ср. плановая з/п)
ЗПсрi=ЗПб*Кзп.ср(Кзп.ср – коэф. роста средн. з/п по кат-ям)
3.Нормативный метод. Исп.в промышл. разв странах.
а)уровневый метод
б)приростной метод
4. Поэлементный метод. По кажд. категор. работников рассчит. методом прямого счета расходов на оплату труда. Расчет начинается с рабочих категорий
-сдельщики
-повременщики ФОТп=∑Oi*Чроi(оклад категории*кол-во работ с одинак. окладом)
-расчет премиального фонда(=(ЗПсд+ЗПпов)*П/100)
-расчет выплат компенсационного хар-ра
-оплата труда служащих
ФОТ служ=∑(ОДi*Чссi*Фпi)+∑премий
ОДi-должностной оклад
Чссi-среднеспис. числ.
Фпi-фонд отраб. вр.
32. Классификация и планирование затрат
Проблемы: Затраты предшествуют результату и определяют его велечину
- проблема пл-я затрат – по факту или по расчетной велечине.
- Усилия и тщательность = детализация планировния затрат
- затраты влияют на налогооблагаемую прибыль
- существуют трудности деления затрат на постоянные и переменные.
Затраты являются базисом цены. В пл-е контролируется разница между ценой и затратами (чем она выше, тем свободнее деят-ть предприятия). FC+VC*Q=Q*P – балансовое соотношение компенсации затрат. Почти все методики делят затраты на постоянные и переменные.
33. Балансовое соотношение условий безубыточности. Точка наличного равновесия.
Затраты являются базисом цены. В пл-е контролируется разница между ценой и затратами (чем она выше, тем свободнее деят-ть предприятия). FC+VC*Q=Q*P – балансовое соотношение компенсации затрат. Мы определяем точку равновесия. У многих предприятий существует нехватка наличных средств, поэтому первоочередным условием является обеспечение такого уровня продаж, который позволит увеличить выплаты денежными средствами. Мы должны предусмотреть след: THP= FC\P-VC при этом подходе обеспечивается сокращения V реализации для получения денежных средств на первоочередные перечисления.
32. Классификация и планирование затрат.
Затраты явл. базисом цены.В планировании контролир. также разница между ценой и затратами. Очень многие методики предполаг деление затрат на постоянные и преременные.
FC+VC*Q=Q*P балансовое соотношение. компенсация затрат.
Мы опред. точку равновесия. У многих пр-ий осущ. нехватка наличн ср-в следоват-но первоочередн. условием явл. обеспечение такого уровня продаж, кот. позволит выплаты денеж ср-вами.
ТНР=FC/(P-VC)-точка наличия равновесия
Позаказная калькуляция.
метод учета затрат, при котором затраты накапливаются на отдельные заказы (работы). Заказом (работой) может являться производство изделия или услуги, например, ремонт автомашины или лечение пациента в больнице.
Усл-я: прод выпускается малыми партиями
- технич усл-я определяет заказчик
- затраты планируются след образом – переем затр относяться на данный вид работа все остальное это прямо непрослеживаемые затратыкот распределяются при помощи заданной ставки накладных расходов. Эта ставка влияет на с\с и цену. При максимизации и минимизации Ур пр-ва мы получаем различные цена которые д соответствоваьт плановым и рыночным ценам.
44. Попроцессная калькуляция. Удельная с/с, м-д средневзвешенного
Этот вид к-ии позвол. сумм-овать затраты по одинак. товарам или однор. прод. Мы должны ориентир. на массовые тов., исп. стандартных тех. пр. и сущ прогноз спроса, позволяющий опред загрузку оборудования
Планирование затрат по попроцессной каль-ии:
1. Сумм-ие движ. в потоке в-венных ед. прод-ии. Нужно найти сумму ед. прод., подвергшихся обраб. в данном подраздел.
2. Стартовое условие:сумма ед. на выходе прибл. равна сумме ед. на входе. Выявл-ся утраченные в проц-се обраб. ед. прод-ии
3. Первонач. запасы+кол-во ед. прод. на нач. периодов=запаса на кон. периода+кол-во ед. полностью заверш. и переданной далее прод-ии
4. Определ. эквивалентные единицы и в экв. ед. прод. на выходе. Эквивалент ед. – ето показатель того, какое число полных ед. прод соотв. кол-ву полностью заверш. ед и кол-ву частично заверш. ед.
5. Мы учитываем затраты по данному процессу и вычисляем удельн. с/с
Уд. с/с=(полные затраты за период/эквивалент ед. прод.)
Свод затрат на пр-во.
Осн-ми док-ми при планировании затрат явл. калькуляция и смета. Смета позвол-ет опр-ть ВП, ТП иРП а также по смете опред-ся стр-ра затрат(и ее изменение)
Калькуляция не включает в себя:
-сведения об изменении остатков НЗП
-сведения резервов предстоящих расходов
Док-ты: смета затрат на пр-во, план по с/с, снижение затрат на руб. ТП
Аналогичный подход исп. при группировке затрат по месту их возникновения. Группировка мест возникнов. затрат зависит от специфики пр-ия.
Планирование прибыли, предельного дохода.
3 метода план. прибыли
1.метод прямого счета
2.метод целевой прибыли
3.метод планиров. с исп. велич. покрытия
За последние годы пр-ия пром. разв стран при планировании прибыли исп. показатель предельного дохода. Сопоставляется пред доход и цену.
Метод прямого счета применяется отдельно к каждому виду работ и услуг. Учитываются
- остатки нереализов прод на нач периода
-ТП по полной с\с по отпускн ценам на нач пер.
- остатки нереализ прод на конец пл пер.
-РП по полной с\с по отпуск ценам
- отчисления во внебюдж фонды
Пл-е прибыли предполагает календарный аспект, т.е. когды мы получим прибыль и если несколько асс групп то нужно обеспечить синхронизацию поступл-я приб во времени.
За последние годы исп-ся показатель предельного дохода. ПредДох=Цена1- Цена0, Приб= ПредДох-ВсегоЗатр, ПределИзд=Затр1-Затр0. Предельный доход — это прирост выручки фирмы, обусловленный расширением объема производства и продаж
Пл-е приб с испл-м велечины покрытия. (СП)
Сп=Выр-Рпер. (одноступенчатый расчет) Сп должно хватить чтобы покрыть Рпост. Испол-е Сп позволяет усовершенствовать ст-ру затрат, найти условия компенсации пост затрат. СП больше чем Рпост.
Баланс доходов и расходов
Финансовый план объединения, предприятия, министерства, ведомства. Является основной организацией финансовых отношений, формирования и использования денежных доходов и фондов денежных средств в целях расширенного воспроизводства и материального воспроизводства и материального поощрения трудовых коллективов.
БАЛАНС ДОХОДОВ И РАСХОДОВ - финансовый баланс, в разделах которого указаны источники и величины доходов и расходов в течение определенного периода времени и установлено их соответствие или превышение одной из частей баланса над другой. Балансы доходов и расходов составляются применительно к государству в целом (баланс доходов и расходов государства и населения), предприятию (баланс доходов и расходов фирмы - финансовый план), семьи (баланс доходов и расходов семьи - семейный бюджет). Баланс доходов и расходов составляет основу бюджета.
59. М-д целевого планирования прибыли.Метод разрыва.
Метод целевой прибыли: Q=ПостЗат+ЦелПриб\ПеремЗатр-Цена
ЦелПриб – ВалПриб- налоги- %за кредит
Усл-я: возможность подтверждения планир V продаж, возмож-ть подтверждения реализации по более высокой цене. Если невозможно в томже плановом периоде реализовать пл-й выпуск то нужно корректировать ЦелПриб в сторону уменьшения. ЦП может б спланирована и методом разрыва. Анализ разрыва должен показать: результат основанный на внутрен резервах пр-я. И исп-е внутр резервов и повышение интенсив исп-я фокторов пр-ва. Метод разрыва скорее всего не даст результата для компенсации задолженностей прошедлших периодовне даст изм-я показат инвест-го проекта.
Планирование потребности в капитале
Планирование потребн. в заем. ср-вах возникает из разд. планиров. целевой прибыли.
Планирование потребн. в заем. ср-вах возникает при положительной потребности в них. Потребность возникает в общем виде, когда выплаты больше поступлений. Выплаты и поступления м. рассм. по данным базисного года, фактич. данным и плановым. Для целей планиров определл негатив потребность в заем. ср-вах, т.е. пр-ие самостоят. возмещает все издержки, а также имеет излишек собств. средств. Если выявляется положит. потребность в привлеченных ср-вах, то необх. обосновать основ. параметры инновац-го проекта или обоснов. кредитный рейтинг пр-ия.
Прогнозирование прибыли.
Прибыль - это денежный доход предпр., образующ. в рез-те произв-хоз. деят-и. Обратная сторона прибыли - убыток, т.к. прибыль - итог успешной деят-ти предп-ия. Прибыль является обобщающим показателем, уровень кот. зависит от многих факторов, прежде всего от с/с продукции, ее цены и объема реализации. Прибыль выполняет три осн. ф-ии. Во-первых, она является одним из важнейших финансовых показателей и исп. для оценки деят-ти пред-ия. Во-вторых, прибыль выполняет распред-ую ф-ию, т.к, посредством налогообложения распр-ет доход между предпр-ем и гос-ом. В-третьих, прибыль является источником развития предп-ия и образования различных фондов, дающих опред-ые гарантии дальнейшему существованию фирмы.
В усл. постоянно меняющейся конъюнктуры рынка, переменах в экономич. положении страны, важнейшей обобщенной функцией прибыли можно считать обеспечение условий существования предприятия. Та или иная операция предпр. должна приносить такую прибыль, кот. позволяла бы аккумулировать достаточно средств, создающих реальную возм. преодолевать риск будущего.
В условиях стабильных цен и возм-ти прогнозирования усл. хозяйствования планы по прибыли, как правило, разраб-ся на год. Предприятия могут также составлять планы по прибыли на квартал.
Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли. При этом особое значение имеет планирование прибыли от реализ-ии -продукции, выполнения работ, оказания услуг.
На практике применяются различ. методы планирования прибыли. Наиболее распростр. является метод прямого счета.При этом методе планируемая прибыль на продукцию, подлежащую реализации в предстоящем периоде, определяется как разница между планируемой выручкой от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок) и полной себестоимостью продукции, реализуемой в предстоящем периоде. Этот метод расчета наиболее эффективен при выпуске небольшого ассортимента продукции.
Метод прямого счета используется при обосновании создания нового или расширения действующего предприятия, либо при осуществлении какого-либо проекта.
Дисконтирование.
Операция по опред-ию будущей ст-ти денег наз. компаунтингом.
PV = FV /(1+r)t
Обратная операция по нахождению сегодняшнего денеж. эквивалента PV будущ. денеж.∑ FV наз. дисконтирование.
Величина 1/(1+r)t наз. коэф. дисконтирования.
Логика фин. опер-ий в общем виде м.б. представлена:
Настоящая ∑ наращивание
%-я ставка ===========> Возвращенная ∑
Настоящий денеж. дисконтир-ие Ожидаемая ∑
эквив-т ожид-ой ∑ <=========== коэф. дисконтир-ия
70. Учет риска в планировании.
Виды рисков:
- подготовка проекта
- строитльство
- финансирование
- соц-е риски
- тех состояние пр-ва
- экологические ограничения
По степени значимости все риски разбиты на 2 группы (4+2). Для каждого риска необходимо опред. ур. значимости и вероятность наступления риска, приоритет, вес риска в группе и удельный вес группы. Вес риска в группе скорректир. на вероятн. соотв. риска дает оценку риска в баллах. Произвести ранжирование рисков.
W=Wk(k-L)f+L-1\k-1, удел вес группы, где f=W1\Wo
Р