Экономика предприятия (фирмы)

Экономика предприятия (фирмы)

(бакалавр экономики)

Составитель: Акуленко Н.Б. к.э.н., доц.

Москва, 2008

Введение.

Цель дисциплины:дать комплексные знания об основах создания и функционирования предприятия (фирмы) как сложной организационно-экономической системы; о принципах и методах планирования, организации и управления предприятием в целях повышения эффективности и конкурентоспособности деятельности хозяйствующих субъектов.

Основные задачи дисциплины:

В ходе изучения дисциплины студенты должны овладеть знаниями:

- основ создания и функционирования предприятий различных организационно-правовых форм, порядка их реорганизации и ликвидации.;

- методов экономического регулирования производства на предприятии в соответствии с требованиями рынков сбыта и обеспеченности предприятий необходимыми компонентами производства;

- методов управления ресурсами предприятия (фирмы);

- принципов и методов планирования и управления деятельностью предприятия (фирмы);

- основ управления кадровыми ресурсами предприятия и принципов организации оплаты труда персонала;

- методов планирования себестоимости продукции и управления затратами предприятия, выявление их влияния на конечные финансовые результаты деятельности предприятия;

- системы формирования и распределения дохода предприятия, а также налогообложения прибыли;

- методов оценки финансового состояния и эффективности деятельности предприятия (фирмы).

Методы преподавания дисциплины:

В процессе преподавания дисциплины используются следующие методы:

- лекции;

- семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;

- письменные или устные домашние задания;

- обсуждение подготовленных студентами докладов и рефератов;

- консультации преподавателей;

- самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям.

Место курса среди других дисциплин учебного плана:

Дисциплина «Экономика предприятия (фирмы)» изучается студентами второго курса. Для ее изучения студенты должны овладеть знаниями высшей математики, микро- и макроэкономики, экономической теории, статистики. Дисциплина «Экономика предприятия (фирмы)» является базовым курсом в профессиональной подготовке студентов. На основе полученных знаний строится изучение специализированных курсов других экономических дисциплин: маркетинг, менеджмент, логистика и др.

Формы контроля:

В процессе изучения дисциплины используются следующие формы контроля знаний, получаемых студентами:

1. Текущий контроль:

- контрольные работы;

- письменные домашние задания;

- подготовка докладов и рефератов;

- подготовка отчетов, групповых и индивидуальных проектов;

- промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.

2. Итоговый контроль – экзамен, который может проводиться:

- в устной форме;

- в письменной форме.

Формирование итоговой оценки по дисциплине

Оценка 100% шкала оценок Описание
5(отлично) 81 – 100 баллов Выполнено 100 % работы, ответ студента полный и правильный. Студент способен обобщить материал, сделать собственные выводы, выразить свое мнение, привести иллюстрирующие примеры
4 (хорошо) 65 – 80 баллов Выполнено 75% работы, ответ студента правильный, но неполный. Не приведены иллюстрирующие примеры, обобщающее мнение студента недостаточно четко выражено
3 (удовлетворительно) 50-64 балла Выполнено 50% работы, ответ правилен в основных моментах, нет иллюстрирующих примеров, нет собственного мнения студента, есть ошибки в деталях и/или они просто отсутствуют
2 (неудовлетворительно) менее 50 баллов Выполнено менее 50% работы, в ответе существенные ошибки в основных аспектах темы.

При выведении оценки могут быть учтены баллы, полученные студентом при промежуточном контроле знаний в течение изучения дисциплины, и выведена общая оценка.

1. Программа учебной дисциплины «Экономика предприятия (фирмы)»

Тема 1. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

(лекции 2 ч., семинары 4 ч.)

Формы ведения предпринимательской деятельности. Понятия «предприятие» и «фирма». Юридическое лицо, сущность и признаки. Порядок регистрации. Коммерческие и некоммерческие организации. Факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы предприятия (фирмы). Сравнительная характеристика хозяйственных товариществ и обществ. Акционерные общества, виды. Особенности формирования уставного капитала и порядок создания АО. Структура органов управления. Виды ценных бумаг, эмитируемых АО. Классификация ценных бумаг и методы определения их доходности. Унитарные предприятия, виды, особенности создания и функционирования. Способы реорганизации и процедура ликвидации юридических лиц. Малое предпринимательство. Методы государственной поддержки малого предпринимательства. Объединения предприятий

Тема 2. Основные средства фирмы

(лекции 2 ч., семинары 4 ч.)

Экономическая сущность основных средств. Роль основных фондов в расширенном воспроизводстве. Источники формирования и структура основных средств. Активная и пассивная части основных средств. Производственные и непроизводственные основные средства. Виды стоимостной оценки. Физический и моральный износ основных средств. Обновление основных средств. Механизм начисления амортизации. Методы начисления амортизации в целях бухгалтерского учета и налогообложения. Показатели состояния и эффективности использования основных средств. Пути улучшения использования основных средств.

Тема 3. Инвестиционные и коммерческие механизмы аренды, лизинга и франчайзинга.

(лекции 2 ч., семинары 4 ч.)

Арендные механизмы и их роль в повышении инвестиционной активности предприятия. Понятие аренды, участники и содержание договора. Лизинг, экономическое содержание и участники. Государственное регулирование лизинговой деятельности. Порядок заключения лизинговой сделки. Содержание договора и методика расчета лизинговых платежей. Классификация лизинга. Финансовый и оперативный лизинг. Эффективность лизинга. Франчайзинг как метод взаимодействия малого и крупного бизнеса. Права и обязанности сторон. Эффективность франчайзинга.

Тема 4. Оборотные средства фирмы

(лекции 2 ч., семинары 4 ч.)

Экономическая сущность и структура оборотных средств предприятия. Их характеристика и классификация. Оборотные производственные фонды и фонды обращения. Методика определения потребности предприятия в оборотных средствах (нормирование оборотных средств). Норма и норматив оборотных средств. Методы нормирования. Норма и норматив. Управление запасами предприятия. Текущий, страховой, транспортный и технологический запасы. Методика расчета величины экономичного заказа. Показатели эффективности использования оборотных средств и их элементов. Направления повышения эффективности использования оборотных средств

Тема 5. Персонал фирмы и мотивация труда

(лекции 2 ч., семинары 4 ч.)

Персонал предприятия и его структура. Количественные и качественные характеристики персонала. Структура промышленно-производственного персонала. Методы определения потребности в рабочих кадрах. Планирование численности основных и вспомогательных рабочих. Планирование численности служащих. Движение кадров на предприятии. Мероприятия по снижению текучести кадров. Управление персоналом (наем работников, расстановка кадров, профессиональное обучение и переподготовка, карьера, условия труда, режим труда и отдыха). Производительность труда и факторы, ее определяющие. Мотивация и принципы организации оплаты труда на предприятии. Состав и структура фонда оплаты труда. Формы и системы оплаты труда.

Тема 6. Управление затратами фирмы.

(лекции 2 ч., семинары 4 ч.)

Расходы и затраты предприятия. Классификация затрат (расходов) предприятия. Себестоимость продукции и ее виды. Сметное планирование себестоимости продукции. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Цели управленческого учета. Сравнительная характеристика управленческого, финансового и налогового учета. Классификация затрат (расходов), используемая в управленческом учете. Методика CVP - анализа (анализа поведения и взаимосвязи затрат - объема производства - прибыли).Центры ответственности. Методы обоснования управленческих решений.

Тема 7. Система планов предприятия. Планирование производства и сбыта продукции (работ, услуг).

(лекции 2 ч., практические занятия 2 ч.)

Содержание темы. Функции и задачи планирования. Технология и организация планирования на предприятии. Методы планирования. Интервалы планирования. Связь долгосрочного, текущего и оперативно-календарного планирования. Координация планов фирмы. Содержание планов производства и продаж продукции. Стоимостные и натуральные показатели плана. Маркетинговые исследования и их роль в разработке плана сбыта продукции. Связь плана производства и плана сбыта. Обоснование плана производства расчетом производственной мощности. Оценка эффективности использования производственной мощности.

Тема 8. Финансовые ресурсы и финансовое планирование на предприятии.

(лекции 2 ч., семинары 6 ч.)

Содержание темы. Понятие доходов и их классификация. Выручка от продаж и методы ее определения. Цена и ее структура. Этапы ценообразования. Виды цен. Механизм формирования чистой прибыли предприятия. Налогообложение прибыли предприятия. Виды налогов, уплачиваемых российскими предприятиями. Направления использования чистой прибыли предприятия. Финансовые ресурсы предприятия. Источники и движение финансовых ресурсов. Собственный капитал предприятия и его структура. Заемные и привлеченные источники формирования финансовых ресурсов. Роль и задачи финансового планирования. Методика оценки финансового состояния предприятия (фирмы).

2. Содержание дисциплины.

Тема 1. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Выбор организационно-правовой формы предприятия (фирмы) оказывает существенное влияние на систему управления, на способ взаимодействия между участниками (учредителями) организации, на формирование взаимоотношений с контрагентами предприятия и органами государственного управления. Организационно-правовая форма предприятия (фирмы) должна соответствовать виду и масштабу предпринимательской деятельности, только в этом случае она будет способствовать развитию предприятия.

Изучив данную тему, вы узнаете:

- что такое коммерческая и некоммерческая организация и в каких организационно-правовых формах они создаются;

- какие последствия для предприятия влечет выбор той или иной организационно- правовой формы;

- особенности создания и функционирования хозяйственных товариществ и обществ;

- порядок формирования уставного капитала и управления в акционерных обществах;

- все ли субъекты хозяйственной деятельности обладают правом собственности на используемое ими имущество и что такое унитарные предприятия.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческие организации – организации, цель которых не получение прибыли, а осуществление уставной деятельности. Они могут вести предпринимательскую деятельность, но обращают свои доходы на некоммерческие цели.

Учреждения – это организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и ли иных функций некоммерческого характера. Они в известных пределах могут заниматься приносящей доходы деятельностью, что влечет у них появление права хозяйственного ведения на полученное таким образом имущество.

Полное товарищество – это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества.

Экономика предприятия (фирмы) - student2.ru

Экономика предприятия (фирмы) - student2.ru Экономика предприятия (фирмы) - student2.ru К

                             
    Экономика предприятия (фирмы) - student2.ru   Экономика предприятия (фирмы) - student2.ru
      Экономика предприятия (фирмы) - student2.ru
 
 
    Экономика предприятия (фирмы) - student2.ru
 
  Экономика предприятия (фирмы) - student2.ru
    Экономика предприятия (фирмы) - student2.ru
 
    Экономика предприятия (фирмы) - student2.ru
 
    Экономика предприятия (фирмы) - student2.ru
 
      Экономика предприятия (фирмы) - student2.ru
 
 
    Экономика предприятия (фирмы) - student2.ru
    Экономика предприятия (фирмы) - student2.ru
 

Рис 1.1 Классификация юридических лиц.

Товарищество на вере– это товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников – вкладчиков, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товарищами предпринимательской деятельности.

Общество с ограниченной ответственностью – это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, определенных учредительными документами размеров, участники которого не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Дочерним является общество, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Зависимым является общество, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Производственный кооператив /артель/ – это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Акционерное общество – это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, ее участники (акционеры) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Открытое акционерное общество – это общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других участников и которое вправе проводить открытую подписку и свободную продажу акций.

Закрытое акционерное общество – это общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, его участники имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ

Вопросы для обсуждения

1. Может ли выбор организационно-правовой формы влиять на эффективность деятельности и перспективы развития предприятия?

2. Какие последствия для участников влечет выбор организационно-правовой формы предприятия?

3. Назовите основные достоинства и недостатки организационно-правовых форм предприятий с точки зрения их приемлемости для крупных или мелких размеров и различных видов предпринимательской деятельности.

Тесты

1. По общему правилу учредители и участники:

а) отвечают по долгам юридического лица

б) не отвечают по долгам юридического лица

в) при недостаточности имущества юридического лица субсидиарная (дополнительная) ответственность может быть возложена на полных товарищей (в полных товариществах) или на собственников имущества учреждений или казенных предприятий

2. Из перечисленных организационно-правовых форм к коммерческим организациям относятся

а) потребительские кооперативы

б) хозяйственные товарищества

в) ООО

г) АО

д) фонды

е) благотворительные организации

3. Имущество юридического лица обособляется от имущества учредителей

а) да

б) нет

Задания для самостоятельной работы.

Дайте сравнительную характеристику хозяйственных товариществ и обществ и заполните таблицу 1.

Таблица 1.1

Сравнительная характеристика

хозяйственных товариществ и обществ.

Признаки Хозяйственные товарищества Хозяйственные общества
полное Коммандитное ООО ЗАО ОАО
1. Минимальное количество участников          
2. Характеристика участников          
3. Максимальное количество участников          
4. Минимальный размер уставного капитала          
5. Количество голосов, принадлежащих участнику          
6. На основании каких учредительных документов действует          
7. Создание резервного фонда          
8. Ответственность учредителей и участников по обязательствам общества     - - -
9 . Условия выхода из организации.            

Тема 2. Основные средства фирмы

Выбор стратегии охвата рынка предполагает учет размера ресурсов предприятия (фирмы) и их ограниченность. Конкурентоспособность предприятия (фирмы) зависит от эффективности использования ресурсов, что непосредственно влияет на уровень себестоимости и прибыли, на цены на продукцию (услуги), на показатели рентабельности. Основные средства составляют значительный удельный вес в стоимости имущества предприятия. Они представляют собой средства труда, длительно используемые в производственно-хозяйственной деятельности предприятия и сохраняющие при этом свою натурально-вещественную форму. Возмещение затрат на приобретение и создание основных средств осуществляется постепенно в течение срока их полезного использования посредством начисления амортизации и включения амортизационных отчислений в расходы на производство и реализацию продукции (услуг).

Изучив данную тему, вы узнаете:

- из каких частей состоит имущество предприятия и в чем разница между внеоборотными и оборотными активами;

- факторы, влияющие на формирование амортизационной политики предприятия в целях бухгалтерского учета и налогообложения;

- с помощью каких показателей можно оценить эффективность использования основных средств.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Основные средства –часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) либо для управленческих нужд фирмы в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если его продолжительность более 12 месяцев.

Активная часть основных средств – это элементы, воздействующие на предмет труда, перемещающие его в производственном процессе и осуществляющие контроль за ходом производства (машины, оборудование, транспортные средства, инструмент).

Пассивная часть основных средств – это элементы, создающие условия для протекания процесса производства (здания, сооружения, инвентарь и принадлежности, прочие основные средства).

Производственные основные средства включают объекты, использование которых направлено на систематическое получение прибыли, как основной цели деятельности, зафиксированной в уставе предприятия ( в процессе производства промышленной продукции, выполнении строительных работ, торговле и т.п.).

Основные средства непроизводственного назначения включают объекты, не связанные с осуществлением основной деятельности (жилищного и коммунального хозяйства, здравоохранения, физической культуры и образования, т.е. объекты, созданные с целью удовлетворения социально-культурных потребностей работников).

Экономика предприятия (фирмы) - student2.ru

Рис. 2.1. Классификация основных средств

Первоначальная стоимость основных средствопределяется как сумма расходов на приобретение, сооружение, изготовление объекта, доставку и доведение до состояния, пригодного к использованию (за вычетом НДС и других возмещаемых налогов).

Восстановительная стоимость – стоимость производства или приобретения объекта в условиях и по ценам данного года.

Остаточная стоимость определяется как первоначальная (восстановительная) за вычетом начисленного износа:

ОСост = ОСперв (восст) - å И

где: ОСост – остаточная стоимость основных средств;

ОСперв (восст) - первоначальная (восстановительная) стоимость основных средств;

å И – сумма начисленного износа.

Ликвидационная стоимостьопределяется как разность между стоимостью лома от ликвидации оборудования или выручки от его реализации и стоимости затрат на ликвидацию.

       
   
Первоначальная стоимость
 
  Экономика предприятия (фирмы) - student2.ru

Рис. 2.2. Виды стоимостной оценки основных средств

Механизм начисления амортизациипредполагает начисление в течение срока полезного использования по установленным нормам сумм амортизационных отчислений, включаемых в расходы на производство и реализацию продукции. Норма амортизации определяется исходя из срока полезного использования объекта, который устанавливается при принятии объекта к учету.

Таблица 2.1.

ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ

Вопросы для обсуждения

1. Какое влияние на результаты деятельности предприятия (фирмы) оказываю структурные сдвиги в составе основных средств?

2. Какие выгоды получает предприятие (фирма) при применении ускоренных методов амортизации основных средств?

3. В каких целях предприятия проводят переоценку основных средств?

ТЕСТЫ

1. Первоначальная стоимость оборудования 90 тыс. руб., срок полезного использования –10 лет, амортизация начисляется линейным методом. Определить остаточную стоимость оборудования после шести лет его эксплуатации.

а) 54 б) 36 в) 40

2. Стоимость основных средств на начало года –12 млн. руб., на конец года –14 млн. руб., стоимость произведенной за год продукции – 15 млн. руб. Рассчитать фондоемкость продукции.

а) 1,25 б) 1,15 в) 0,87

3. Первоначальная стоимость оборудования 160 тыс. руб., срок полезного использования – 8 лет, амортизация начисляется линейным методом. Определить коэффициент износа оборудования после 5 лет его эксплуатации (на начало шестого года).

а) 31,3 % б) 37,5 % в) 62,5 %

Задачи.

1. Исходя из данных табл. 2.2 рассчитать показатели эффективности использования основных средств. Дать оценку.

Таблица 2.2.

Показатели Предыдущий год (0) Отчетный год (1) Отклонение +,-
1. Объем выпуска продукции, тыс. руб.  
2. Прибыль, тыс. руб.  
3. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.  
4. Среднегодовая стоимость активной части основных средств, тыс. руб.  

2. Первоначальная стоимость оборудования 80 тыс. руб., срок полезного использования 8 лет и 4 месяца. Начислить амортизационные отчисления за первые 3 месяца после ввода оборудования в эксплуатацию в целях налогообложения нелинейным методом.

3. Стоимость основных средств на начало года –18 млн. руб., введено за год основных средств на сумму 6 млн. руб., выбытие составило 4 млн. руб. Рассчитать коэффициенты обновления и выбытия. Дать оценку.

Тема 3. Инвестиционные и коммерческие механизмы аренды, лизинга и франчайзинга.

Основная задача предприятий (фирм) в условиях острой конкуренции с импортируемыми товарами – внедрение современных технологий, переоснащение действующего парка оборудования и снижение на этой основе издержек производства. Ее решение, как правило, осложняется в связи с нехваткой финансовых ресурсов. Эти же трудности возникают у предприятий (фирм) при необходимости расширения своей деятельности путем приобретения дополнительного оборудования, зданий и сооружений. В данном случае решением проблемы может стать аренда или лизинг необходимого имущества.

Изучив данную тему, вы узнаете:

- что дает предприятию использование договора аренды имущества;

- в чем отличие лизинга от аренды;

- какие цели преследуют участники лизинговой сделки вступая в договор лизинга;

- в чем состоят особенности различных видов лизинга;

- почему стартовые позиции малых предприятий, вступающих в отношения франчайзинга, гораздо выше самостоятельно действующих малых предприятий, не вступивших в подобную систему.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Аренда — это основанный на договоре имущественный наем, пред­полагающий срочное возмездное владение и пользование или временное пользование имуществом путем передачи его арендодателем аренда­тору за плату.

Арендодатель — собственник имущества, сдающий его в аренду (в качестве арендодателя могут выступать также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду).

Арендатор — получатель имущества, использующий его в своих целях в соответствии с назначением имущества или согласно условиям, согласованным в договоре.

Аренда с выкупом имущества – вид аренды, при которой на основании до­говора объекты могут переходить в собственность арендатора. Если данное условие отсутствует в договоре, то могут заключаться до­полнительные соглашения. В случае аренды с выкупом арендатор может получить в собственность имущество ранее указанного срока при условии внесения всей выкупной цены.

Лизинг- это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам на установленный срок, за определенную плату и в соответствии с условиями, закрепленными договором, с пра­вом выкупа имущества лизингополучателем.

Лизингодатель (арендодатель) — юридическое лицо или предприниматель, приобретающие имущество в собственность и передающие его во временное владение и пользование лизинго­получателю за определенную плату и на согласованных в договоре условиях.

Лизингополучатель (арендатор) — юридическое лицо или предприниматель, принимающие имущество в пользование в соответствии с договором лизинга.

Экономика предприятия (фирмы) - student2.ru

Договор лизинга
Экономика предприятия (фирмы) - student2.ru

 
  Экономика предприятия (фирмы) - student2.ru

Рис. 3.1. Схема лизинговых отношений

Финансовый лизинг — это лизинг с полной окупаемостью, при котором лизингодатель (арендодатель) по поруче­нию лизингополучателя (арендатора) приобретает в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и пре­доставляет его лизингополучателю во временное владение и пользо­вание за плату. В течение срока договора финансового лизинга имущество прак­тически полностью амортизируется, и лизингодатель за счет ли­зинговых платежей возвращает его стоимость или большую его часть.

Оперативный лизинг – вид лизинга, при котором лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю за плату во временное владение и пользование на определенный срок. По ис­течении срока действия договора предмет лизинга возвращается лизингодателю.

Прямой лизинг - собственник имущества (поставщик) само­стоятельно, без посредников, сдает объект в аренду.

Косвенный лизинг - передача имущества в аренду осущест­вляется через посредника.

                 
  Экономика предприятия (фирмы) - student2.ru
 
    Экономика предприятия (фирмы) - student2.ru
 
    Экономика предприятия (фирмы) - student2.ru
 
    Экономика предприятия (фирмы) - student2.ru
 
    Экономика предприятия (фирмы) - student2.ru
 
    Экономика предприятия (фирмы) - student2.ru
 
   
Срок лизинга

Экономика предприятия (фирмы) - student2.ru

Долгосрочный лизинг (более 3 лет)
Краткосрочный лизинг (до1,5 лет)
Среднесрочный лизинг (от1,5 до 3 лет)
Экономика предприятия (фирмы) - student2.ru Экономика предприятия (фирмы) - student2.ru .

Рис. 3.2 Виды лизинга

Франчайзинг– это способ взаимодействия малого и крупного бизнеса, при котором крупное предприятие (франчайзер) на основании договора предоставляет право мелкому предприятию (франчайзи) использовать его товарный знак, фирменные технологии и отработанную систему ведения бизнеса за установленное вознаграждение.

Договор коммерческой концессии - это договор, по которому одна страна (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в т.ч. право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие, предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания и т.д.

ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ

Вопросы для обсуждения

1. Какие преимущества получает предприятие, используя договор аренды имущества по сравнению с договором купли - продажи?

2. Назовите основные отличия лизинга от аренды.

3. В каких случаях предприятию выгодно использовать возвратный лизинг?

4. Какие преимущества дает лизинг всем участникам лизинговой сделки?

5. Какие преимущества получает правополучатель и правообладатель, заключая договор коммерческой концессии?

ТЕСТЫ

1. Имущество, переданное в лизинг, в обязательном порядке должно учитываться:

а) на балансе лизингодателя

б) на балансе лизингополучателя

в) в зависимости от условий договора

2. Лизинговые платежи у лизингополучателя относятся на:

а) себестоимость продукции

б) валовую прибыль предприятия

в) чистую прибыль предприятия

3. Срок договора при финансовом лизинге:

а) сравним со сроком полезного использования имущества или превышает его

б) существенно короче срока полезного использования

Задачи

Рассчитать лизинговые платежи по договору финансового лизинга и составить график уплаты лизинговых взносов на основании данных:

стоимость имущества, передаваемого в лизинг – 80 млн. руб.

срок договора – 5 лет

срок полезного использования имущества – 10 лет

амортизация начисляется линейным методом, коэффициент ускорения к норме - 2

процентная ставка по кредиту, использованному лизингодателем на приобретение имущества – 18 % годовых

процент комиссионного вознаграждения лизингодателя – 10% годовых

дополнительные услуги, оказываемые лизингодателем в течение срока договора – 1 млн. руб.

лизинговые платежи вносятся ежегодно, равными долями

Тема 4. Оборотные средства фирмы

Оборотные средства обслуживают процесс производства и реализации продукции и являются наиболее мобильной частью имущества предприятия, они непрерывно трансформируется из одной материально-вещественной формы в другую. В балансе оборотные средства представлены в виде производственных запасов, средств в расчетах и денежных средств. Чем быстрее оборотные средства совершают свой кругооборот, тем меньше потребность предприятия в них, что ведет к снижению затрат и увеличению объемов прибыли, получаемой предприятием. Размер оборотных средств, их структура и скорость оборота оказывают определяющее влияние на результаты деятельности и финансовое состояние предприятия.

Изучив данную тему, вы узнаете:

- экономическое содержание и состав оборотных активов предприятия;

- какие источники использует предприятие для формирования оборотных средств;

- как определить потребность предприятия в оборотных средствах;

Наши рекомендации