Себестоимость строительства жилья при использовании фондовых механизмов хозяйствования

Предположим, что все предприятия, участвующие в «Программе строительства жилья» инвестируют свои факторы:

· государственное предприятие «Природные ресурсы» инвестирует песок, щебень, известняк, лес;

· государственное предприятие «Энергетическая компания» инвестирует газ, ГСМ, электрическую и тепловую энергию;

· «Щебеночный карьер», «Песчаный карьер» и «Леспромхоз» инвестируют затраты по добыче и переработке песка и щебня, а также затраты по заготовке леса;

· «Цементный завод» инвестирует затраты на производство цемента;

· «Завод ЖБИ» инвестирует затраты на производство сборного железобетона;

· «Деревообрабатывающий комбинат» инвестирует затраты по изготовлению окон, дверей, половой доски;

· «Строительно-монтажные организации» инвестируют оставшиеся материальные затраты, затраты на эксплуатацию машин, транспортные и накладные расходы;

· «Проектный институт» инвестирует затраты на разработку проекта.

Рассчитаем стоимость строительства 5-9 этажного 111-квартирного секционного жилого дома по фондовым механизмам хозяйствования, сведем произведенные расчеты в таблицы и проанализируем их.

Таблица №2

№ п/п Наименование показателей Ед. измерения Затратный механизм Фондовый механизм хозяйствования ± (%)
Общие затраты на строительство жилого дома Тыс. руб. 51 988,560 27 452,216 -47,19 %
Себестоимость строительства 1м² Тыс. руб. 5,888 3,139 -46,69 %
Рентабельность % 113,66 260,37 +146,71 %
Деньги, как средства платежа Тыс. руб. 51 988,560 6 050,194 -88,36 %

Как видно из Таблицы №2 при применении фондовых механизмов хозяйствования общие затраты в строительстве могут снизиться почти на 50%.

Если при затратном механизме для строительства жилого дома в рассматриваемом примере необходимо почти 52 миллиона рублей, как средств платежа, то при фондовом механизме хозяйствования денег, как средств платежа необходимо всего 6050,194 тысяч рублей, остальные деньги (27 452,216 – 6050,194 = 21 402,022) это мера стоимости, т.е. себестоимость сырья, производства, оказываемых услуг.

Итак, денег, как средств платежа необходимо в 8,6 раз меньше, следовательно, у предприятий, участников Программы освобождается значительная часть оборотных средств.

Если учесть, что предприятия стройиндустрии для строительства жилья получают кредиты в банках и выплачивают проценты за пользование кредитом, то эта разница будет еще существеннее.

Распределение прибыли участников Программы строительства жилья зависит от стоимости и величины вклада каждого участника Программы.

Стоимость вклада каждого участника Программы – себестоимость сырья, услуг, производственные затраты.

Рассчитанная себестоимость и налогооблагаемая прибыль каждого участника Программы сведены в таблицу №3.

Таблица №3

№ п/п Наименование инвесторов Инвести-ционная стоимость (тыс. руб.) Налого-облагаемая прибыль (тыс. руб.) %% участия в распределении прибыли Рента-бельность (%)
«Щебеночный карьер» 254,666 872,464 0,93 % 260,37 %
«Песчаный карьер» 220,970 757,024 0,80 % 260,37 %
«Леспромхоз» 6,574 22,523 0,02 % 260,37 %
ГУП «Энергетическая компания» 4 778,112 16 369,432 17,41 % 260,37 %
ГУП «Природные ресурсы» 264,201 905,132 0,96 % 260,37 %
«Цементный завод» 29,019 99,418 0,11 % 260,37 %
«Известковый карьер» 17,895 61,308 0,07 % 260,37 %
«Завод ЖБИ» 2 359,317 8 082,832 8,59 % 260,37 %
«Деревообрабатывающий комбинат» 134,233 459,872 0,49 % 260,37 %
«Строительно-монтажные организации» 9 995,028 34 242,172 36,41 % 260,37 %
«Проектный институт» 1 059,226 3 628,962 3,86 % 260,37 %
Фондоассоциация (инвестирование новых технологий и нематериальных активов) 1 530,000 5 241,658 5,57 % 260,37 %
Административный фактор 3 257,621 11 160,521 11,87 % 260,37 %
Управленческий фактор 3 545,263 12 145,791 12,91 % 260,37 %
Всего: 27 452,216 94 049,110 100,00% 260,37 %

Как видно из таблицы №3 соблюден принцип «равенство без уравниловки». Наполнение процента у каждого участника Программы одинаковое, а процент участия каждого зависит от величины вклада.

Государство имеет долю в распределении прибыли – 25,59% (ГУП «Энергетическая компания», ГУП «Природные ресурсы»). Это означает, что государство, не тратя бюджетных средств, а за счет инвестирования природных компонентов и энергоносителей получает в свое распоряжение в каждом построенном 100-квартирном доме 25 квартир.

Рассмотрим, на сколько можно снизить отпускную стоимость 1 м² жилья, сохранив при этом сметную прибыль участников строительства жилого дома, заложенную в сметной документации (113,66%).

Таблица №4

№ п/п Отпускная стоимость 1 м² жилой площади (тыс. руб.)   Рентабельность участников Программы
16,342 100 % 260,37 %
14,708 90 % 230,94 %
13,074 80 % 197,27 %
11,439 70 % 163,61 %
9,805 60 % 129,94 %
8,988 55 % 113,11%
8,171 50 % 96,27 %
6,537 40 % 62,61 %
4,903 30 % 28,94 %

Из Таблицы №4 видно при строительстве жилья по фондовым механизмам хозяйствования и при рентабельности участников Программы на уровне 113,11% отпускную цену на жилплощадь можно снизить на 55%. Это означает, что государство, получив в 100-квартирном доме 25 квартир за счет долевого участия в строительстве (ГУП «Природные ресурсы» и ГУП «Энергетическая компания»), остальные 75 квартир может выкупить за 33 351,177 тыс. рублей.

Итак, если при затратном механизме сметная стоимость дома 51988,56 тыс. рублей, то при фондовом механизме хозяйствования этот же дом обойдется государству 33 351,177 тыс. рублей, т.е. на 35,85% дешевле.

При рентабельности участников Программы на уровне 96,27% 75 квартир обойдутся государству в 28 357,583 тыс. рублей, т.е. на 45,45% дешевле.

При рентабельности участников Программы на уровне 62,61% 75 квартир обойдутся государству в 18 460,396 тыс. рублей, т.е. на 64,49% дешевле.

Таким образом, не ущемив интересы всех участников Программы, государство может выполнить «Программу обеспечения жильем офицеров», Национальную программу «Обеспечение жильем молодых семей», обязательства перед государственными служащими в вопросах обеспечения жильем, построив на выделенные в бюджете деньги почти в 2 раза больше.

При этом доля, приходящаяся на административный фактор, может быть направлена на премирование государственных служащих, принимавших управленческие решения в Программе.

· Фондовые механизмы хозяйствования позволяют участвовать в совместных программах предприятиям с различными формами собственности – государственной, кооперативной и частной, не ущемляя при этом чьи-либо интересы. При этом активы остаются в собственности их владельцев, независимо от того, где они работают. И от этого выигрывает и государство и бизнес.

VII. Выводы.

7.1. Природно-ресурсный потенциал государства при изменении экономических отношений позволит:

- значительно увеличить поступления в бюджет;

- увеличить валовой доход;

- снизить затраты из бюджета;

- перевести бюджет из сырьевого наполнения (доходы от торговли нефтью, газом и др.) на доходы от развития внутренних производственных источников;

- увеличить прибыль компаний, занимающихся разработкой природных ресурсов.

7.2. В целом предлагаемая экономическая модель позволит:

- сократить затраты производства и, как следствие, снизить необходимость в оборотных, кредитных и инвестиционных средствах, или при тех же затратах выпустить больше конечной продукции;

- сократить сроки и повысить качество производимой продукции;

- снизить цены на конечную продукцию, в том числе и на жильё;

- увеличить прибыль предприятий;

- создать новые рабочие места;

- увеличить на предприятиях заработную плату;

- снизить инфляцию;

- создать новые управляющие структуры.

Предлагаемые экономические механизмы разработаны на базе действующего законодательства, прозрачны для всех участников «Программ производства конечной продукции» и привлекательны для инвесторов за счет более быстрой окупаемости вложенных средств и значительного снижения рисков.

При одновременном применении предлагаемых экономических механизмов и внедрении «ноу-хау» возникает экономический кумулятивный эффект, что еще более снижает риски инвесторов и увеличивает прибыль «Программ».

VIII. ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.

Применение фондовых (корпоративных) механизмов в экономике имеет и важную политическую составляющую:

8.1. Внедрение фондовых механизмов хозяйствования в экономику России, позволит остановить рост цен на продовольственные и промышленные товары и заложить тенденцию к снижению цен на внутреннем рынке, при одновременной экономической стабилизации предприятий выпускающих эти товары.

Как следствие, увеличится покупательная способность населения, создадутся условия к снижению инфляции. Увеличится конкурентоспособность российских товаров на внутреннем и международном рынке.

8.2. При создании Программ и единого экономического пространства со странами СНГ, Россия может выступить с инициативой об инвестировании энергоносителей и природных ресурсов, или продуктов переработки природных ресурсов, в совместные «Программы производства конечной продукции».

Экономика России и стран СНГ станут -- взаимосвязанными. При этом Россия может получать из совместных «Программ …» свою долю прибыли конечной продукцией, при необходимости.

Наши рекомендации