Несколько слов о человеке дела.

Генри Форд (1863-1947) — американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру. Его лозунгом было «автомобиль для всех» — завод Форда выпускал наиболее дешёвые автомобили в начале эпохи автомобилестроения. Ford Motor Company существует и по сей день.

Генри Форд известен также тем, что изобрел и впервые стал использовать -- промышленный конвейер. Вопреки распространённому заблуждению, конвейер внедряли и до этого, однако Генри Форд создал первую коммерчески успешную линию.

Книга Форда «Моя жизнь, мои достижения» -- ЯВЛЯЕТСЯ Классическим произведением -- по НАУЧНОЙ организации Труда.

Генри Форд любил говорить: «Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, но в том, чтобы ДЕЛАТЬ деньги -- ради УЛУЧШЕНИЯ жизни людей». Он впервые осознал необходимость -- повернуться лицом к Труду. Говоря о своём успехе, он скромно заметил:

«Мой секрет успеха заключается -- в умении понять точку зрения другого человека, и смотреть на вещи -- и с его, и со -- своей точек зрения…»

ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА И ПЕРСОНАЛА.

Г. Форд, будучи всего лишь руководителем компании, а не профессиональным экономистом, впервые на практике выяснил, что Оплата труда является -- ГЛАВНЫМ, основным фактором -- в отличие от Капитала, технологий, инвестиций, определяющим развитие экономики, ВВП, предприятий всех отраслей экономики через их прямые и латентные связи и всей социально-экономической системы государства.

Обратите внимание, ещё столетие назад Г. Форд открыл и доказал на практике то, что никак не могут понять или вернее – НЕ ХОТЯТ понимать экономисты либерального, монетарно-виртуального толка.

Именно -- Труд, оплата труда, внешняя и внутренняя Мотивация персонала -- ОПРЕДЕЛЯЕТ монетарно-фискальную политику в государстве, а не наоборот (либералы это давно поняли, просто у них задача стоит противоположная той, что решал Г. Форд.)

По его мнению, в реальной экономике -- РОЛЬ банков, инвестиций, капитала, по сравнению -- с ОПЛАТОЙ труда персонала, НИЧТОЖНА. Он утверждал, что если этого -- не понимать, то эффективного экономического РАЗВИТИЯ государства – НЕ БУДЕТ, а вот кризисы, революции, войны -- Неизбежны.

Для этого обратимся к книге одного из основателей современной американской экономики Г. Форду («Моя жизнь, мои достижения»). Попытаемся отобразить социально-экономическую политику Г. Форда и его -- концепцию трудовой Мотивации персонала в период расцвета деятельности его предприятий. С этой целью рассмотрим динамику основных экономических показателей автомобильных заводов Форда за период 1910-1921 г.г.

Как видно из Рис.1.1., за исследуемый период 1910-1921 г.г. Г.Форд снизил средние цены на свои автомобили (учтены цены на другие транспортные средства) с 950 до 387,5 долл. США, т.е. в 2,5 раза. Такое снижение цен естественно привело к росту совокупного спроса на автомобили Г. Форда, что позволило ему увеличить выпуск автомобилей с 19 до 1250 тыс. шт. в год, т.е. в 67 раз. При этом объём реализации вырос с 17,7 до 484,4 млн. долл. США или более чем в 27 раз.

Таких успехов, по мнению Г. Форда, он достиг не из-за широкого внедрения конвейерной технологии, всеобщей механизации труда, при которой «…никто из наших людей – НЕ ПЕРЕУТОМЛЯЕТСЯ на работе», а реализации его главной цели «…уделять максимум внимания Заработной плате, иначе говоря, сообщать -- максимальную Покупательную способность».

По его мнению: «…Решение вопроса о достойной Заработной плате -- УСТРАНЯЕТ девять десятых – ПРОИЗВОДСТВЕННО ЭКОНОМИЧЕСКИХ проблем, а новейшая техника и технологии – всего лишь помогают РАЗРЕШАТЬ все остальные», но не наоборот: «…Предприятие, которое – ПЛОХО оплачивает труд своих работников, -- всегда неустойчиво и ТЕРЯЕТ -- большие доходы, само себе – ТОРМОЗИТ своё собственное РАЗВИТИЕ».

Им впервые были заложены практические основы теории трудовой Мотивации, которую в дальнейшем развили Питирим Сорокин и А. Маслоу.

Г. Форд пишет, что, когда «…Мы в состоянии -- ПЛАТИТЬ Высокую оплату» персоналу на своих предприятиях, то «…этим выбрасывается много денег, которые СОДЕЙСТВУЮТ -- обогащению лавочников, торговых посредников, фабрикантов и рабочих других отраслей, а их благосостояние обязательно ОКАЗЫВАЕТ -- положительное влияние и на наш Сбыт.

Высокое повсеместное вознаграждение Труда работников -- равносильно РОСТУ всеобщего Благосостояния…» Или в соответствии с экономической теорией, закономерно ПРИВОДИТ -- к УВЕЛИЧЕНИЮ совокупного -- Спроса и росту ВВП.

Г. Форд впервые озвучил, что РОСТ оплаты труда на его заводах напрямую -- РАЗВИВАЕТ всю экономику и инфраструктуру страны, в частности, оптовую и розничную торговлю, сельское хозяйство, строительство, промышленность, финансово-инвестиционную систему. Это обеспечивает -- устойчивое функционирование всех Государственных институтов.

Что же сделал Г. Форд для персонала, что -- позволило резко поднять трудовую мотивацию, и, как следствие, значительно повысить производительность труда, качество выпускаемой продукции и добиться потрясающих успехов на его заводах?

Для этого ещё раз обратим внимание на Рис.1.1. роста динамики выпуска автомобилей. Как видно из Рис.1.1., высокий темп роста выпуска автомобилей наметился, начиная с 1913-1914 г.г. Спад производства автомобилей в 1917-1919 г.г. был связан с выполнением военных заказов для правительства США.

Всё очень просто. Он поднял минимальную -- оплату труда на своих заводах в 5 раз по сравнению с другими отраслями американской экономики. Чтобы понять, сколь высока была эта минимальная оплата труда, приведём простой пример.

Любой сотрудник, только поступив к Г.Форду -- на работу и получив всего лишь минимальную оплату труда в 1914-1916 г.г., мог за 3 месяца работы -- приобрести автомобиль модели «T». Одновременно с повышением оплаты труда он -- СОКРАТИЛ рабочий день с десяти -- до восьми часов, а рабочую неделю -- до 48 рабочих часов.

Каждый работник Г. Форда получал не только достойную Заработную плату, но и свою -- ДОЛЮ Прибыли. Те же из них, кто, благодаря росту сбережений, что является -- прямым следствием Роста оплаты труда, вкладывали их -- в акции предприятий Г.Форда, имели ещё более высокие доходы.

Рассмотрим ещё один важный социально-экономический фактор деятельности любого предприятия -- ТЕКУЧЕСТЬ Кадров — также влияющий на ЗАТРАТЫ. Г. Форд отмечает, что, благодаря -- ПОВЫШЕНИЮ Оплаты труда, были ЗНАЧИТЕЛЬНО -- УМЕНЬШЕНЫ Затраты, связанные -- с Текучестью кадров. Что особенно -- ВАЖНО.

Так, в 1914 году, когда вступил в действие первый единый социально-экономический План развития коллектива «…у нас было 14000 служащих, при такой численности -- раньше текучесть кадров ежегодно составила бы около 50 тыс. человек…

В 1915 году мы должны были нанять только 6508 человек, и более двух третей из них было приглашено потому, что наше предприятие -- РАСШИРИЛОСЬ. При старом движении рабочего состава и наших новых потребностях мы были бы теперь вынуждены ежегодно -- нанимать около 200 000 новых работников, что было бы почти практически невозможно…»

При этом он обращает внимание и на другие сопутствующие социально-экономические факторы, такие как ЗАТРАТЫ -- на Обучение и адаптацию новых сотрудников. В частности, он пишет:

«…Даже при кратком учебном времени, которое необходимо для изучения почти всех наших операций, всё-таки было бы -- НЕВОЗМОЖНО ежедневно, еженедельно или ежемесячно -- НАНИМАТЬ постоянно новый персонал. Ибо, хотя наши рабочие, по большей части, через три - пять дней обучения в состоянии уже выполнять -- удовлетворительную работу, в удовлетворительном темпе и качестве -- они всё-таки только после -- ГОДИЧНОГО Опыта работы -- начинают работать на Профессиональном уровне, что очень важно…»

Подведём итоги. Г. Форд впервые ввёл -- Мотивационный критерий, по которому он оценивал интегральный фактор труда в размере 90%, организационно-технологический фактор -- всего в размере 10%. Трудовой фактор, внешнюю и внутреннюю мотивацию персонала он развивал в следующих направлениях.

1. С помощью ВЫСОКОЙ минимальной оплаты труда, что позволяло каждому члену коллектива -- заинтересованно трудиться на своём рабочем месте.

2.Для повышения мотивации персонала в результатах деятельности всей компании в целом им с 1900 г. была введена -- Оплата труда, как доля участия каждого работника в доходах всей компании.

3.Он стимулировал работников вкладывать свои сбережения -- в Производство через покупку акций или прямого кредитования заводов Г. Форда.

4. Впервые заложил основы в будущем -- знаменитых японских кружков Качества.

5. Экономически стимулировал -- Рационализаторское движение и инициативу каждого члена коллектива не только на своём рабочем месте, но и поощрял -- прямые контакты любого работника и менеджеров высшего звена, минуя промежуточные звенья.

6. Экономически поощрял -- освоение смежных профессий и карьерный рост.

7. Экономически стимулировал -- Профессиональный рост и ротацию персонала.

8. Г. Форд -- уровнял оплату труда инвалидов и здоровых людей.

9. Учитывая, что минимальная оплата труда позволяла работнику (мужчине) безболезненно содержать семью, он экономически -- стимулировал добровольное увольнение жён работников, чтобы они больше времени посвящали семье и детям.

10. Г. Форд ввёл -- бесплатное медицинское обслуживание, и социальное, пенсионное страхование на случай -- получения производственной травмы или увечий.

11.Г. Форд экономически стимулировал -- не только обучение смежным профессиям каждого сотрудника, но и учёбу в школе, колледже и в высших учебных заведениях -- за счет Производства.

12.Г. Форд впервые, задолго до японцев, ввёл принцип для поставщиков -- «Поставка -- точно в срок». Озвучим его подход: «Если бы транспорт был совершенно реорганизован, так что можно было бы рассчитывать на равномерный подвоз материалов, было бы вообще излишне -- обременять себя складом».

Глубокое понимание роли трудовой Мотивации -- позволило Г. Форду, впервые в мире в 1910-1913 г.г. РАЗРАБОТАТЬ -- Пятилетний ПЛАН -- Социально-Экономического РАЗВИТИЯ коллектива всей компании, который вступил в силу 12 января 1914 г.

Объясняя необходимость данного плана, Г. Форд пишет, что мы ввели этот план не потому, что решили заботиться о своём персонале -- «устраивая раздачу благ», а потому что -- «Высокие ставки (оплата труда) являются -- самым ВЫГОДНЫМ деловым принципом».

Мало того он акцентирует внимание читателя своей книги «Моя жизнь, мои достижения» -- не на своих Организационно-технологических разработках, а именно -- на ВЫСОКОЙ оплате труда, что, по его мнению, является -- единственно самым Выгодным. Он считал, что главной его заслугой являются -- не разработанные им конвейерные технологии, а проводимая компанией -- ПОЛИТИКА Высоких доходов и заработной платы.

Он предвосхитил и заложил практические основы -- теории человеческого капитала, разработанные позже нобелевскими лауреатами Теодором В.Шульцем и Гэри Беккером. Именно это открытие сделало его одним из самых богатых людей в мире.

В его книге красной нитью проходит мысль, почему другие предприниматели – НЕ МОГУТ понять эту простую истину о том, что, только -- не жадничая и ЧЕСТНО -- ДЕЛЯСЬ доходами со своим персоналом, можно по настоящему -- РАЗВИТЬ свое дело и обогатиться.

В основу Социально-Экномического плана РАЗВИТИЯ производства были положены -- ЛИЧНЫЕ интересы каждого работника компании. Практически, по мнению большинства американцев, Г. Форд заложил Социально-Экономические основы нынешней Америки.

Если цены на товары -- ВЫШЕ, чем доходы народа, то нужно -- ПРИСПОСОБИТЬ цены к доходам – то есть СНИЗИТЬ эти цены, насколько это экономически возможно. Обычно, цикл деловой жизни начинается процессом производства, чтобы -- окончиться потреблением. Но когда потребитель – НЕ ХОЧЕТ покупать того, что продаёт производитель, или у него не хватает денег, то тогда производитель -- ВЗВАЛИВАЕТ вину на потребителя и утверждает, что дела идут плохо, не сознавая, что он, своими жалобами, запрягает лошадей позади телеги.

Следует уточнить, что Г. Форд понимал под доходами домашних хозяйств. Это не только Заработная плата персонала, но по Г. Форду это и «…УЧАСТИЕ -- в прибыли персонала», которое впервые им было введено ещё в 1900 г., а также СОЦИАЛЬНЫЕ -- выплаты, доходы, полученные персоналом -- от вложений сбережений в акции компании Г. Форда.

Г. Форд прекрасно разбирался в том, что РОСТ -- сбережений сотрудников компаний, НИЗКИЕ цены -- на автомобили, их ВЫСОКОЕ -- Качество, реализуют -- его политику:

Наши рекомендации