Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием чужих результатов интеллектуальной деятельности
Не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности, за исключением средств индивидуализации, принадлежащих хозяйствующему субъекту-конкуренту.
6) паразитирование или смешение
Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения
Не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе:
1) незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации;
2) копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар.
7)Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну
Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с незаконным получением, использованием или разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну, в том числе:
1) получение и использование указанной информации, обладателем которой является другой хозяйствующий субъект-конкурент, без согласия лица, имеющего право ею распоряжаться;
2) использование или разглашение указанной информации, обладателем которой является другой хозяйствующий субъект-конкурент, вследствие нарушения условий договора с лицом, имеющим право ею распоряжаться;
3) использование или разглашение указанной информации, обладателем которой является другой хозяйствующий субъект-конкурент и которая получена от лица, имеющего или имевшего доступ к указанной информации вследствие выполнения служебных обязанностей, если не истек установленный законом или договором срок ее неразглашения.
Эта норма закона направлена на борьбу с так называемым промышленным и торговым шпионажем. К недобросовестным методам получения информации о конкуренте относятся: выведывание интересующей информации у специалистов конкурентов; сманивание ведущих специалистов для получения интересующей информации; подкуп государственных чиновников, имеющих интересующие сведения (должностных лиц финансовых, таможенных, налоговых органов); получение информации с использованием технических средств (скрытая видеосъемка, прослушивание телефонных разговоров); ведение ложных переговоров с целью получения необходимых сведений и последующим отказом от договора после их получения и др.
Разновидностью недобросовестной конкуренции является недобросовестная реклама.
Федеральный закон «О рекламе» (ст. 5) выделяет две формы ненадлежащей рекламы – недостоверную и недобросовестную, которые также запрещены.
Понятие и виды монополий
Монополия (греч. – продаю один) является экономической категорий, характеризующей определенную структуру рынка с преобладанием на нем единоличного продавца, продающего товар, на который не имеется близких заменителей. В экономической литературе такая структура рынка именуется абсолютной (чистой) монополией.
Монополия характеризуется следующими чертами:
1) на рынке представлен один субъект или группа лиц, выступающих консолидировано;
2) товар обладает уникальными, только ему присущими свойствами, в силу чего не является взаимозаменяемым товаром, т.е. не может быть сравним по своему функциональному назначении, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам;
3) контроль за ценообразованием и объектами производства осуществляется только монополистом; конкуренты (реальные и потенциальные) такой возможностью не обладают;
4) спрос на производимые в условиях монополии товары является неэластичным.
Категория «эластичный спрос» является экономической категорий и наблюдается в случае, когда изменение цены на товар вызывает обратное изменение выручки от реализации этого товара: если цена товара увеличивается, то общая выручка уменьшается; и наоборот, если цена уменьшается, то общая выручка повышается. При неэластичности спроса изменение цены вызывает прямое изменение общей выручки: если цена товара увеличивается, то общая выручка также увеличивается. В этом случае спрос на товар есть, а конкуренции нет.
В российском законодательстве отсутствует общее определение монополии. Данный термин упоминается в нормативных правовых актах применительно к субъектам, подвергающимся специальному режиму регулирования: государственным и естественным монополиям.Антимонопольное законодательство использует правовую категорию «доминирующее положение» для регулирования и контроля различной степени монополизации рынков (от абсолютной монополии до монополистической конкуренции).
В зависимости от степени вмешательства государства в установление правового режима доминирующего положения ХС на рынках различают следующие виды монополий, имеющие правовое значение:
А) создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов: государственная и естественная монополии.
Государственная монополия – монополия, создаваемая в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии, формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. Целями ее создания является защита экономических интересов государства и потребителей, укрепление безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства, ограничение свободного оборота определенных товаров (например, наркотических средств и др.). Сферы и численность государственных монополий достаточно подвижны. Государственная монополия, например, создана в сфере деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, культивированием растений, разработкой, переработкой, распределением, ввозом (вывозом), уничтожением наркотических средств, психотропных веществ (ст. 5 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3–ФЗ).
Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства этих товаров (услуг) и иных установленных законом причин (ст. 3 Федерального закона «О естественных монополиях»). Признаками естественных монополий являются следующие: существенное понижение издержек производства определенных товаров (услуг) на единицу товара по мере увеличения объема их производства; производимые ими товары (услуги) не могут быть заменены в потреблении другими товарами; спрос на данном товарном рынке на товары, производимые ими, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Регулирование естественной монополии осуществляется с помощью следующих методов: ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии;
Б) образуемые вследствие самостоятельных действий ХС без непосредственного регулирующего воздействия государства. Это – рыночные монополии, они могут появиться в результате победы в добросовестной конкуренции определенного субъекта предпринимательства и ухода с рынка других конкурентов, посредством концентрации капиталов и объединения субъектов предпринимательства, неразвитости рынка и т.д.;
В) возникающие в результате обладания исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг). Таковыми являются права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и т.п.