Анализ прибыли и рентабельности (финансового состояния)

Этот раздел является обязательным для исполнения, кроме дипломных проектов, выполняемых на базе нехозрасчетных подразделений предприятия.

Если на предприятии установлен внутренний хозрасчет или известны цены на продукцию, выпускаемую данным подразделением, то анализ финансовых результатов доводится до расчета прибыли от реализации. Если результаты работы подразделения известны только в натуральных или условно-натуральных показателях, то в качестве финансового результата можно считать удельную или штучную себестоимость. Для бюджетных организаций (налоговая инспекция, таможня и т.п.) лучше рассчитывать бюджетную прибыль как разницу между доходами бюджета, получаемыми от функционирования данной организации (подразделения) и расходами бюджета на ее содержание.

Прежде чем выполнять данный раздел, необходимо проанализировать налоговый режим, в рамках которого действует организация, тщательно изучить Налоговый кодекс (те главы, которые касаются уплачиваемых организацией налогов). Затем изучаются данные аналитического учета по счету 90 (прибыли и убытки), данные налогового учета, форма 2 баланса предприятия. В случае расхождений данных налогового и бухгалтерского учета, разница указывается по строке «корректировка налогооблагаемой прибыли».

В процессе анализа прибыли изучается динамика финансового результата по видам деятельности и факторы, на нее повлиявшие. Необходимо проанализировать структуру прибыли по доходам от обычных видов деятельности и прочих поступлений. Необходимо также проанализировать структуру коммерческих и управленческих расходов и их влияние на величину прибыли фирмы.

Пример приведен в таблице

ПРИМЕР:

Таблица 6.3.2.9.1

Расчет динамики прибыли и рентабельности

Показатель Ед. изм. Базовый год Отчетный год Прирост
Тыс. руб. %
Объем реализации (без НДС) Себестоимость Валовая прибыль Управленческие расходы Коммерческие расходы Прибыль от реализации Прочие доходы Прочие расходы Балансовая прибыль Корректировка налогооблагаемой прибыли Налогооблагаемая прибыль Налог на прибыль Чистая прибыль Рентабельность продукции (услуг) Рентабельность расчетная тыс.руб. тыс.руб. тыс.руб. тыс.руб. тыс.руб. тыс.руб. тыс.руб. тыс.руб. тыс.руб. тыс.руб. тыс.руб.   тыс.руб. тыс.руб. тыс.руб. %   %        

Примечания: для больших организаций необходимо более детально показать порядок формирования балансовой прибыли, разбив прочие доходы и расходы по соответствующим составляющим (внереализационные, операционные, проценты по кредиту). Строки «Корректировка налогооблагаемой прибыли» и «Налогооблагаемая прибыль» необходимо указывать только тогда, когда есть расхождение данных бухгалтерским и налоговым учетом. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, указываются только строки «Доходы организации», «Расходы организации», «Превышение доходов над расходами», «Единый налог по УСН», «Чистая прибыль». Для предприятий торговли и общественного питания строку «Объем реализации» заменяют на «Товарооборот (без НДС)», строку «Себестоимость» на «Товар в закупочных ценах», вместо рентабельности продукции рассчитывают наценку в процентах (валовая прибыль/товар в закупочных ценах), а вместо рентабельности расчетной – рентабельность удельную (балансовая прибыль/товарооборот).

Прибыль после уплаты налогов необходимо проанализировать как по позициям отвлечённых средств на штрафы и пени контрольным органам, так и в направления распределения прибыли по фондам: потребления, накопления и социальному, учитывая, в том числе, процентную или дивидендную политику предприятия в отношении собственников или акционеров.

Анализ рентабельности целесообразно проводить как в динамике за ряд анализируемых периодов, так и в сопоставлении с аналогичными фирмами. Необходимо рассчитать рентабельность продукции (услуг), а также рентабельность расчетную либо удельную (для торговли и общественного питания). Желательно также рассмотреть и рентабельность капитала. Проанализировав данные в динамике, желательно (а для дипломных проектов, связанных с повышением прибыли или рентабельности – обязательно) сделать факторный анализ прибыли или рентабельности.

Наши рекомендации