Ii. порядок выполнения дипломного проекта
Дипломный проект выполняется в соответствии с утвержденным календарным графиком, устанавливающим содержание и сроки выполнения работы в целом и отдельных ее частей, а также сроки сдачи работы на кафедру, ее предзащиты и защиты. Ход выполнения графика работы и проблемы, возникающие в процессе дипломного проектирования, периодически обсуждаются на заседаниях кафедры. Текущий, оперативный контроль выполнения работы осуществляется научным руководителем дипломного проекта. Руководство кафедры своевременно организует прохождение предзащиты, где проверяется готовность дипломника к участию в процедуре защиты работы перед членами Государственной аттестационной комиссии (ГАК) и отвечает за организацию защиты дипломных проектов в соответствии с установленной процедурой и в установленные сроки.
Работа над выполнением дипломного проекта осуществляется поэтапно в следующей последовательности:
· 1 этап - организационный (выбор темы; утверждение ее заведующим кафедрой и назначение научного руководителя; определение предприятия, на базе которого выполняется дипломный проекта; разработка плана и графика выполнения проекта; подготовка и согласование с научным руководителем задания на дипломное проектирование);
· 2 этап - подготовительный этап (изучение литературы и составление библиографии по теме проекта, сбор фактических данных на предприятии, их обработка и анализ); составление пояснительной записки.
· 3 этап – в соответствии с темой выпускной работы и техническим заданием дипломник проводит научное исследование, анализ и решение поставленной проблемы в теме дипломной работы.
· 4 этап – технический (подготовка иллюстративных материалов, подписание теоретической, аналитической, экономической и проектной частей научным руководителем; сдача материалов на кафедру, согласование с заведующим кафедрой, назначение рецензентов);
· 5 этап – заключительный (отзыв научного руководителя, рецензирование дипломного проекта, подготовка доклада, прохождение предзащиты на кафедре и защиты проекта перед членами ГАК, подготовка к сдаче работы и иллюстративных материалов в архив).
III. СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
И ЕГО РАЗДЕЛОВ
Техническое задание (пояснительная записка) должно содержать: теоретический анализ поставленной проблемы и пути ее решения; в аналитической части дается общая характеристика объекта исследования, а затем анализ финансово-хозяйственной деятельности с использованием методов ФСА (финансово-стоимостной анализ); уточняются часные конкретные проблемы и намечаются пути решения основной проблемы. Проектная часть на основе предыдущего исследования разрабатывается дерево целей и формулируются три проектных мероприятия с целью решения основной проблемы. Экономическая часть дается технико-экономическое обоснование проекта.
В таблице 1 представлены типовая структура основных частей дипломного проекта и рекомендуемое соотношение их объемов.
Содержание и структурное соотношение основных частей
дипломного проекта
Отклонения от рекомендуемого объема могут составлять не более 10 %.
Во введении обосновывается важность и актуальность разрабатываемой темы для конкретного объекта дипломного проектирования, формулируется цель и задачи, решение которых необходимо для достижения поставленной цели, описывается информационная база.(5-7 страниц)
В теоретической части дипломник должен обосновать свою точку зрения на теоретические и методологические подходы к решению поставленных во введении задач.
Теоретическая часть состоит из четырех параграфов – в трех дается проблемное изложение общетеоретических вопросов по теме выпускной работы, а в четвертом – приводится обзор законодательных и нормативных актов органов управления различных уровней по теме дипломного проекта. В содержании параграфов необходимо учесть законодательные, нормативные акты федеральных, региональных и муниципальных органов управления, включить анализ и оценку работ ученых и практиков в области страхования.(22-25 страниц)
В аналитической частидипломник должен продемонстрировать умение проводить комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности организации на основе использования методов ФСА и современных научных методик.
Обязательными для использования являются: методы ФСА, прогнозирование, графические методы и другие.
Аналитическая часть состоит из двух разделов:
1. Комплексный анализ деятельности предприятия (организации).
В данном разделе целесообразно отразить название и организационно-правовую форму предприятия (организации), на материалах которого выполняется дипломный проект.
Обязательным является анализ организационной структуры управления предприятием, функциональных связей и зависимостей между структурными подразделениями. Выделение основных иерархических уровней управления следует дополнить анализом прав и функциональных обязанностей менеджеров-руководителей.
Основные организационно-экономические характеристики предприятия (организации) должны сопровождаться комплексной оценкой ресурсного потенциала и проблем организации; технологический уровень и качество услуг, количественные и качественные характеристики результатов деятельности организации, определение перспектив, решение основной проблемы.
Анализ рекомендуется проводить по следующим направлениям, используя данные за два и более отчётных периода:
· анализ объема и ассортимента услуг;
· анализ труда и заработной платы;
· анализ наличия, движения и эффективности использования основных производственных фондов;
· анализ наличия и эффективности использования оборотных средств;
· анализ себестоимости;
· анализ прибыли и рентабельности.
Анализируя различные показатели, необходимо определить экономическую эффективность деятельности организации, чтобы в проектной части, планируя и реализуя конкретные мероприятия, выявленные потери ликвидировать или же сократить их размер.
2. Аналитическая часть должна заканчиваться выводами, в которых сформулированы основные проблемы и узкие места в деятельности предприятия (организации) с определением их влияния на величину результирующих показателей деятельности организации: выручку от реализации продукции (услуг), прибыль, рентабельность, производительность труда и т.п.
Объем данного раздела 35-40 страниц.
№ п/п | Наименование показателя | Базовый год 2011 год. | 2009 год | 2010 год. | Темп прироста (%) |
А | Б | ||||
1. | Объем выручки от продажи турпутевок, тыс. руб. | ||||
2. | Полная себестоимость турпутевок, тыс. руб. Из них: | 64,5 | |||
3. | Валовая прибыль (п.1-п.2) | 1009,2 | 3997,8 | 396,1 | |
4. | Прочие доходы | - | - | - | - |
5. | Прочие расходы | 18,5 | |||
6. | Балансовая прибыль (п.3+п.4-п.5) | 874,2 | 3972,8 | 454,5 | |
7. | Налог на прибыль (20%) | 174,84 | 969,4 | 794,56 | 454,5 |
8. | Чистая прибыль (п.6-п.7) | 699,36 | 3877,6 | 3178,24 | 454,5 |
9. | Численность работающих | - | - | ||
10. | Фонд оплаты труда | ||||
11. | Рентабельность услуг ((п.3/п.2)*100%) | 3,26 | 9,83 | 6,57 | 201,5 |
12. | Рентабельность продаж ((п.3/п.1)*100%) | 3,16 | 8,95 | 5,79 | 183,2 |
13. | Себестоимость на 1 рубль реализованных услуг (п.2/п.1) | 0,97 | 0,91 | (0,06) | (6,2) |
14. | Производительность труда (п.1/п.9) | 1065,5 | 1864,6 | 799,1 | |
15. | Среднемесячная заработная плата ((п.10/п.9)/12) | 5,92 | 6,51 | 0,59 | 9,97 |
16. | Планируемый срок действия | - | |||
17. | Планируемые инвестиции (капитальные вложения) | - | |||
18. | Чистый доход | 699,36 | 12017,64 | 1718,4 | |
19. | Индекс доходности (руб./руб.) | 26,49 | 26,49 | ||
20. | Срок окупаемости | - | 0,04 | 0,04 |
Проектная часть должна быть нацелена на разработку экономических и организационных мероприятий, направленных на разрешение проблем и ликвидацию узких мест, выявленных в аналитической части. Для этого дипломник составляет дерево целей. Данные мероприятия должны способствовать повышению организационного, социального, экономического уровня развития предприятия (организации), усилению его конкурентоспособности и, в конечном счете, – росту эффективности деятельности, что должно найти свое подтверждение в улучшении основных финансовых результатов деятельности предприятия. Количество проектных мероприятий - три.
Объем данного раздела (7-10 страниц)
Экономическая часть посвящена расчету экономической эффективности проекта. В этой части обосновывается методика расчета, производятся расчеты и анализируются результаты. Экономическое обоснование проводится индивидуально по каждому отдельно взятому организационно-экономическому мероприятию, сформулированному дипломником при выполнении поставленных перед ним задач и проектных мероприятий.
При прогнозировании изменения основных показателей могут быть использованы два подхода:
· нормативный, при котором организации обоснованно предписывается достижение определенного изменения показателя, например: «увеличить выручку от реализации на 5%» (так называемый метод управления по целям);
· расчетно-аналитический, при котором рост показателей определяется неиспользованными резервами или потерями, выявленными в аналитической части. Так, например, если анализ показал, что выявленная проблема приводит к ежегодной потере выручки от реализации на сумму 100 тыс. руб., то естественно принять, что в результате внедрения мероприятия, решающего данную проблему, выручка увеличится на 100 тыс. руб.
Результаты расчетов по каждому мероприятию сводятся в таблицу (см. табл. 1).
Таблица 1
№ п/п | Наименование показателя | До проведения мероприятий | После внедрения мероприятий | Абсолютный прирост (+/-) | Темп прироста (%) |
А | Б | ||||
1. | Объем выручки от продажи турпутевок, тыс. руб. | ||||
2. | Полная себестоимость турпутевок, тыс. руб. Из них: | 64,5 | |||
3. | Валовая прибыль (п.1-п.2) | 1009,2 | 3997,8 | 396,1 | |
4. | Прочие доходы | - | - | - | - |
5. | Прочие расходы | 18,5 | |||
6. | Балансовая прибыль (п.3+п.4-п.5) | 874,2 | 3972,8 | 454,5 | |
7. | Налог на прибыль (20%) | 174,84 | 969,4 | 794,56 | 454,5 |
8. | Чистая прибыль (п.6-п.7) | 699,36 | 3877,6 | 3178,24 | 454,5 |
9. | Численность работающих | - | - | ||
10. | Фонд оплаты труда | ||||
11. | Рентабельность услуг ((п.3/п.2)*100%) | 3,26 | 9,83 | 6,57 | 201,5 |
12. | Рентабельность продаж ((п.3/п.1)*100%) | 3,16 | 8,95 | 5,79 | 183,2 |
13. | Себестоимость на 1 рубль реализованных услуг (п.2/п.1) | 0,97 | 0,91 | (0,06) | (6,2) |
14. | Производительность труда (п.1/п.9) | 1065,5 | 1864,6 | 799,1 | |
15. | Среднемесячная заработная плата ((п.10/п.9)/12) | 5,92 | 6,51 | 0,59 | 9,97 |
16. | Планируемый срок действия | - | |||
17. | Планируемые инвестиции (капитальные вложения) | - | |||
18. | Чистый доход | 699,36 | 12017,64 | 1718,4 | |
19. | Индекс доходности (руб./руб.) | 26,49 | 26,49 | ||
20. | Срок окупаемости | - | 0,04 | 0,04 |
Экономические показатели эффективности мероприятий
№ п/п | Наименование показателя | До проведения мероприятий | После внедрения мероприятий | Абсолютный прирост (+/-) | Темп прироста (%) |
А | Б | ||||
1. | Объем выручки от продажи турпутевок, тыс. руб. | ||||
2. | Полная себестоимость турпутевок, тыс. руб. Из них: | 64,5 | |||
3. | Валовая прибыль (п.1-п.2) | 1009,2 | 3997,8 | 396,1 | |
4. | Прочие доходы | - | - | - | - |
5. | Прочие расходы | 18,5 | |||
6. | Балансовая прибыль (п.3+п.4-п.5) | 874,2 | 3972,8 | 454,5 | |
7. | Налог на прибыль (20%) | 174,84 | 969,4 | 794,56 | 454,5 |
8. | Чистая прибыль (п.6-п.7) | 699,36 | 3877,6 | 3178,24 | 454,5 |
9. | Численность работающих | - | - | ||
10. | Фонд оплаты труда | ||||
11. | Рентабельность услуг ((п.3/п.2)*100%) | 3,26 | 9,83 | 6,57 | 201,5 |
12. | Рентабельность продаж ((п.3/п.1)*100%) | 3,16 | 8,95 | 5,79 | 183,2 |
13. | Себестоимость на 1 рубль реализованных услуг (п.2/п.1) | 0,97 | 0,91 | (0,06) | (6,2) |
14. | Производительность труда (п.1/п.9) | 1065,5 | 1864,6 | 799,1 | |
15. | Среднемесячная заработная плата ((п.10/п.9)/12) | 5,92 | 6,51 | 0,59 | 9,97 |
16. | Планируемый срок действия | - | |||
17. | Планируемые инвестиции (капитальные вложения) | - | |||
18. | Чистый доход | 699,36 | 12017,64 | 1718,4 | |
19. | Индекс доходности (руб./руб.) | 26,49 | 26,49 | ||
20. | Срок окупаемости | - | 0,04 | 0,04 |
Результаты расчетов по всем рассматриваемым мероприятиям обобщаются и оформляются в таблицу вида табл.2.
Таблица 2
Экономические показатели эффективности проекта
№ п/п | Наименование показателя | Ед. изм. | До проведения мероприятий | Мероприятие 1 | Мероприятие 2 | Мероприятие 3 | После внедрения мероприятий | Изменения | |
+/- | % | ||||||||
Выручка (без НДС) | Тыс. руб | ||||||||
Себестоимость | Тыс. руб | ||||||||
Стоимость основных производственных фондов | Тыс. руб | ||||||||
Численность работающих | Чел. | ||||||||
Фонд оплаты труда | Тыс.руб. | ||||||||
Балансовая прибыль (с.1 – с.2) | Тыс. руб | ||||||||
Рентабельность производства (с.5/с.2)х100 | % | Х |
Перечень показателей, приведенных в табл.1, является рекомендуемым, и может быть уточнен и изменен в соответствии с темой и целями дипломного проекта.
При выполнении разделов дипломного проекта, в которых решаются вопросы анализа, оптимизации или прогнозирования экономических показателей, дипломник должен использовать современные экономико-математические методы, а также информационные технологии и специализированные пакеты прикладных программ.
Объем данного раздела 7-10 страниц.
В заключении отражаются конкретные выводы и рекомендации, полученные в результате решения каждой задачи, поставленной во введении.
Объем данного раздела 2-3 страницы.
Список литературы должен содержать не менее 75-80 наименований, среди них в обязательном порядке – не менее 5 статей по теме дипломного проекта в специализированных журналах и периодической печати, также в список литературы могут включаться Интернет- источники (с полным указанием ссылки на местонахождение данной статьи), но не более 5.
Приложения в работе являются необязательными, но желательными. Они могут быть включены как вспомогательный материал к основному тексту дипломного проекта, подтверждающий отдельные положения, выводы, предложения. К ним относятся финансовая отчетность исследуемого объекта, промежуточные расчеты, таблицы дополнительных цифровых данных, формулы, расчеты, результаты решений задачи на компьютере.
Приложения должны иметь последовательную нумерацию и заголовки, отражающие их содержание. Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов. Каждое приложение начинают с новой страницы; в правом верхнем углу пишут слово «Приложение» с соответствующим порядковым номером (например, «Приложение 1»).
IV. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
Дипломный проект оформляется на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word. Размер полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Нумерация страниц – справа вверху страницу. Межстрочный интервал – 1,5; размер шрифта – 14, гарнитура – Times New Roman.
Нумерация страниц в дипломном проекте сквозная. Таблицы и рисунки, расположенные на отдельных страницах, список литературы и приложения включаются в сквозную нумерацию страниц. Первой страницей является титульный лист(не нумеруется), второй – оглавление и т.д.
Каждую проектную часть, а также введение и заключение начинают с новой страницы.
Части и параграфы должны иметь краткие, соответствующие содержанию заголовки, которые выносятся в содержание. В конце заголовка точку не ставят. Подчеркивание и перенос слов в заголовках не допускается. Выделение заголовка производят увеличением жирности.
Текст дипломного проекта должен быть иллюстрирован таблицами и наглядными материалами (схемами, графиками, диаграммами и др.). Они располагаются в тексте или выносятся на отдельную страницу. Все наглядные материалы и таблицы должны иметь заголовок и быть пронумерованы.
Нумерация таблиц и наглядных материалов осуществляется раздельно. Например, табл.2.1 – первая таблица второй главы; рис.1.4.2 – второй рисунок первой главы, параграф четвертый.
Разделительные листы не нумеруются и при подсчете страниц дипломного проекта не учитываются.
Все иллюстрации в дипломном проекта размещаются сразу после ссылки на них в тексте, называются рисунками и обозначаются словом «Рис.». Каждый рисунок должен сопровождаться кратким названием. Название рисунка и его номер располагают под рисунком. После номера рисунка ставится точка. После пробела с заглавной буквы приводят его наименование, в конце которого точка не ставится.
Статистический материал дипломного проекта целесообразно оформлять в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь нумерационный и тематический заголовки, который размещают над соответствующей таблицей.
Нумерационный заголовок предназначен для того, чтобы упростить ссылку на таблицу в основном тексте. Он оформляется следующим образом:
· над тематическим заголовком с выравниванием вправо в виде слова «Таблица» с последующим номером без точки на конце (например, Таблица 3);
· над продолжением таблицы нумерационный заголовок оформляется в виде слов «Продолжение табл…» с последующим номером и выравнивается вправо (например, «Продолжение табл.3.1»);
· над окончанием таблицы нумерационный заголовок оформляется в виде слов «Окончание табл.» (например, «Окончание табл.3.1»).
Ссылки на таблицы в основном тексте пояснительной записки даются в сокращенном виде (например, «табл.2»). Показатели таблицы могут иметь одинаковую размерность (единицу измерения), тогда она выносится в тематический заголовок. Если показатели имеют различную размерность, в таблицу включают отдельную графу «Единица измерения». Последние могут быть записаны в сокращенном виде, но с соблюдением действующих стандартов. Графа «№ п/п» включается в таблицу, только если в тексте должны быть ссылки на строки таблицы. Допустимо вместо отдельной графы проставлять соответствующий номер с последующей точкой непосредственно перед наименованием показателя. По-моему, это лишнее.
Формулы, помещенные в дипломный проект, нумеруются. Порядковый номер формулы приводится в круглых скобках справа от нее и записывается арабскими цифрами. Под формулой пишут слово «где», а затем расшифровывают ее составляющие в той последовательности, в которой они приведены в формуле. В конце формулы и в поясняющем ее тексте знаки препинания расставляются в соответствии с правилами пунктуации.
При использовании в дипломном проекте цитат и мнений других авторов обязательны библиографические ссылки на источники. После упоминания литературного произведения или приведения цитаты в квадратных скобках проставляют номер (например [17]), под которым это произведение значится в списке литературы, а при цитировании – также номер страницы, на которой она приведена (например, [19, с.67]).
Последовательность включения источников в список литературы следующая:
· законодательные материалы РФ, решения правительства и статистические материалы;
· книги и статьи по алфавиту авторов и заглавий с учетом последующих (вторых и третьих) букв;
· неопубликованные документы (отчеты о НИР, ТЭО, диссертации и т.д.);
· книги и статьи, опубликованные на иностранном языке;
· электронные источники.
Нумерация источников в списке литературы должна быть сквозной.
Законченный дипломный проект подшивается в папку для дипломных работ и прошнуровывается через 3 отверстия.
Дипломный проект должен быть подписан дипломником на следующих листах: титульном, каждом из разделительных листов, бланке задания. Подпись должна быть расшифрована и рядом проставлена дата окончания работы над разделом или дипломным проектом в целом.
Руководитель подписывает: титульный лист, разделительные листы, бланк технического задания. Подпись руководителя должна быть расшифрована и рядом проставлена дата проверки каждой из частей и дипломного проекта в целом.
Заведующий кафедрой, допуская дипломный проект к защите, утверждает и подписывает каждую из частей и дипломный проект в целом.
На обложку дипломного проекта в верхнем правом ее углу наклеивается и заполняется дипломником бланк по образцу, представленному в Приложении 9.
Для презентации дипломного проекта на публичной защите дипломник должен приготовить раздаточные материалы (в количестве 5 комплектов), которые выполняются в компьютерном наборе на листах формата А4.(Один комплект должен содержать 7-9 иллюстративных страниц)