Оценка туристского бизнеса. Сущность и методы.

При покупке бизнеса одна из гл. пр-лем - опред-е ст-ти приобрет.компании. Разум-ся, у пок-ля и продавца мн-я по поводу ст-ти бизнеса не всегда совпадают. Во всех сл-ях необх.проведение оценки комп-и. Методы оценки:

1. Доходный подход. Ст-ть бизнеса опр-ся вел-ной ожид.д-дов. Оценка базир-ся на том предпол-и, что потенц. владелец не заплатит за бизнес сумму большую, чем тек.ст-ть буд.д-дов за интерес. его период. В рамках доходного подхода традиц-но выд-ют два основных метода оценки (в зависимости от степени детализации):

-метод капитал-и прим-ся, если в прогнозном периоде д-ды бизнеса останутся примерно на одном Ур-не, близком к нынеш. Для расчета ст-ти буд.д-д (в роли этого д-да м. выступать чист.прибыль, приб.до уплаты нал., вал.прибыль) за один врем.период (обычно год) преобраз-ся в тек.ст-ть путем дел-я на ставку капитал-и: V=D/R, где V — ст-ть бизн., D – буд.д-д компании за год, R — ставка капитал-и – отн-е рын.ст-ти бизнеса к приносимому им чист.год.д-ду. Для ЗС она опр-ся на осн.среднерын.усл-ий финанс-я сделок по схожим объектам. Для СС рассчит-ся на основе инф-и по сравнимым объектам как отн-е прибыли на вложенные средства инвесторов к стоимости вложенных средств.

• метод дисконтирования денежных потоков прим-ся в сл-е прогноз-я изменяющихся д-дов. Ст-ть компании опред-ся след.обр: – устан-ся период, на кот компания инт-сна инвестору; – вычисляются буд.ден.потоки компании за кажд.год в теч-е этого периода; – буд.ден.потоки приводятся к их сегодн.ст-ти с учетом предполаг.темпов роста комп-и, времени и период-ти получения д-дов, инфл-и. Ставка привед-я буд.денежных потоков (ставка дисконт-я) отражает мин.допустимую отдачу на влож.кап-л, при кот. инвестор предпочтет участие в проекте альтернативн. вложению тех же ср-в в др.проект с сопоставимой степ-ю риска. Приблиз-но рассчитать ст-ть бизнеса по дан.методике можно при пом.пок-ля NPV (чистой тек.ст-ти). Прим-е данного подхода позволяет потенц.пок-лю просч.неск. вар-тов разв-я бизнеса. В общ.сл-е данный подход имеет больший вес, чем другие подходы, если: • оцен-ся малый или средний бизнес; имеющейся инф-и достат-но для построения прогноза ожид.д-дов; д-ды компании устойчивы и положит.; труд и НМА имеют существ.долю в образ-и прибыли комп.

2.Рыночный подход. Ст-ть оцен. бизнеса опред-ся путем сравн-я недавних продаж сопоставимых компаний. Т.о., гл.усл-е прим-я подхода – нал-е сформировавш.рынка, на кот оценщик подыскивает свершившуюся сделку купли/продажи компании–аналога оцениваемой. Ст-ть оцениваемой компании (V1) опр-ся как произведение отношения рыночной цены компании–аналога (V2) и ее базового пок-ля (R2) на базовый пок-ль (R1) оцениваемой компании: V1=V2/R2хR1. В кач-ве базовых пок-лей м.исп-ся: прибыль до выплаты проц. и налогов, чистая прибыль, баланс.ст-ть компании и т.д.— метод рынка капитала; мультипликаторы (к-ты), рассчит. на основе рын. ст-ти акций компании–аналога при продаже контрольного (или крупного) пакета акций — метод сделок. Для провед-я оценки бизнеса необх собрать по компаниям–аналогам общ.фин. и технико-экон инф-ю, сведения о ставках д-да по альтерн. капиталовложениям, об операциях со свободно обращающимися акциями, о слияниях и поглощениях компаний в дан.отрасли. Д/этого проводят Марк.исслед-я, изучают специализир.СМИ и мат-лы консалтинговых фирм и рейтинговых агентств. При выборе компаний–аналогов необходимо рук-ся след.треб-ями: компания д.отн-ся к той же самой отрасли, что и оцениваемая, или к отрасли, кот реагирует на те же экон.явления; кач-венные и кол-венные хар-ки компании д.б.быть близки; объем инф-и по компаниям–аналогам для сравн-я их с оцен.компанией должен быть достаточен.

3.Затратный подход (на основе активов). Ст-ть бизнеса опр-ся суммой затрат рес-сов на его воспр-во или замещение с учетом физ. и морального износа. Этот подход наиб.эф-н, когда пок-ль собирается сравнить затраты на приобр-е бизнеса с затратами по созд-ю аналог.пр-я. Недостаток метода закл-ся в том, что провед-е индивид.оценки ст-ти НМА достаточно сложный и субъективный процесс. Кроме того, методы затратного подхода дают тем большие погрешности, чем больше возраст оцениваемого объекта. Сущ-ют 2осн.метода оценки, базир. на опр-и ст-ти активов:

-метод чистых активов. Статьи бух.баланса приводятся к рын.ст-ти. Оценка проводится в неск.этапов: -анализ бух. балансовых отчетов; – внесение учетных поправок (корректировок); – перевод фин.активов в рын.ст-ть; – оценка рын.ст-ти мат. и НМА; – перевод обяз-тв в тек.ст-ть. В рез-те проведенных работ ст-ть СК компании рассчитывается как рын.ст-ть совокупных активов минус текущая стоимость всех обязательств.

-метод ликвидационной ст-ти. Чистая выручка, получ после ликвидации активов пр-я и выплат его задолж-ти, привод-ся к текущ.ст-ти. Данный метод применяется, в частности, при банкротстве пр-ий. Затратный подход приобретает больший вес при оценке бизнеса в след.условиях: оцениваемая компания владеет значительными мат.активами; большая часть активов оцениваемой компании состоит из ликвидных активов (напр. обращающихся на рынке цен.бумаг, вложений в недвижимость и т.д.); оцениваемая компания либо только что образована, либо находится в стадии банкротства.

Единого рецепта прим-я описанных подходов не существует. В каждом конкретном случае подходы комбинируются в зависимости от специфики бизнеса. Если оценивается пр-венная компания со значит.активами, необходима тщательная оценка с применением затратного и рыночного подходов (в отн-и активов) одновременно с оценкой будущих доходов. Если речь идет о торговой компании, преобладает сочетание доходного и рыночного подходов. Если планируется приобрести, к примеру, заброшенный пионерский лагерь и устроить в нем полигон для пейнтбола (весьма выигрышный в последнее время вариант), то с владельцем объекта выгоднее обсуждать остаточную стоимость сущ.зд-ий и сооружений, а доходный подход приберечь для составления БП буд.проекта.

Наиболее точная картина оценки получится при применении всех трех подходов с последующим итоговым согласованием стоимости, при котором каждому результату присваивается свой весовой коэффициент.


Наши рекомендации