Издержки предприятий РГБ: их сущность, классификация и основные направления оптимизации издержек.
С экономической точки зрения издержки предприятия РГБ представляют собой стоимость затрат предприятия питания. Расходы (издержки) предприятия питания учитываются, анализируются и планируются в абсолютном выражении - в денежных единицах, в относительных величинах - в процентах к обороту.
Классификация издержек позволяет вскрывать резервы экономии материальных, трудовых и финансовых затрат предприятия питания, снижать себестоимость продукции собственного производства, увеличивать рентабельность»! Кроме того, она имеет важное значение для предприятия питания, так как позволяет определить эффект операционного (производственного) рычага и на его основе осуществить максимизацию прибыли.
Классификация расходов на постоянные и переменные дает возможность рассчитать порог рентабельности предприятия, запас финансовой прочности, экономическую прибыль предприятия.
Издержки производства и обращения классифицируются по различным признакам: явные и неявные расходы; предельные; альтернативные; в зависимости от функций, выполняемых предприятием питания; по видам затрат; материальные и нематериальные; постоянные и переменные; по товарным группам; прямые и косвенные; по статьям и др.
По видам затрат (по экономическим элементам затрат) издержки подразделяются на затраты на оплату труда; затраты на капитал; материальные затраты; затраты на оплату услуг других предприятий и организаций.
Номенклатура издержек состоит из 15 статей.
Расходы на оплату труда, Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря, Амортизация основных средств, Износ санитарной одежды, столового белья, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, столовой посуды и приборов, Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд, Расходы на рекламу и т.д.
По отношению к обороту расходы подразделяются на постоянные (условно-постоянные), переменные (условно-переменные) и смешанные.
Постоянные издержки - это расходы, которые остаются относительно постоянными в течение определенного времени и не изменяются в связи с колебанием объема оборота. Постоянные затраты существуют даже в том случае, если предприятие питания не работает по каким-либо причинам. К постоянным издержкам можно отнести:- зарплату работников по должностным окладам и тарифным ставкам;- расходы на аренду и содержание помещений и инвентаря;- износ основных средств;
- расходы на капитальный и текущий ремонт;- износ санитарной одежды, столового белья, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, столовой посуды и приборов;- расходы на рекламу;
- часть отчислений на социальные нужды;- часть прочих расходов.
Переменные издержки - это затраты, которые изменяются (пропорционально, дегрессивно или прогрессивно) в связи с колебаниями объема оборота. К переменным расходам относят:
- проценты за пользование кредитом и займами;- расходы на транспортировку сырья и товаров;
- расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;- расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд;- потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации;- расходы на тару;- сдельный приработок, премиальные выплаты, если они зависят от объема реализации;- часть отчислений на социальные нужды;
В зависимости от функций, выполняемых предприятием питания, издержки подразделяются на издержки производства и издержки обращения.
К издержкам производства предприятия питания относятся:
- затраты на транспортирование сырья;- заработная плата работников производства;- расходы на хранение сырья и полуфабрикатов;- расходы на топливо, газ, электроэнергию;- расходы на аренду производственных помещений;- ремонт и амортизация оборудования;- износ, стоимость стирки и починки санспецодежды производственного персонала;- часть расходов на содержание складов и другие расходы, связанные с изготовлением продукции собственного производства.
Издержки обращения предприятия питания включают:- оплату труда работников;- расходы на доставку покупных товаров;- амортизацию оборудования;- расходы на стирку и починку санспецодежды персонала;- расходы на рекламу;- другие затраты, связанные с реализацией продукции собственного производства и покупных товаров.
На сумму и уровень издержек предприятия питания оказывают влияние различные факторы, которые можно подразделить на внутренние и внешние. К внешним факторам относят: - экономическую ситуацию в стране; - государственную налоговую политику; - систему ценообразования; - наличие или отсутствие конкуренции; - инфляцию; - валютный курс;
- стоимость услуг других отраслей и др.
Внутренние факторы, влияющие на издержки предприятия питания, можно подразделить на экономические и организационные. К экономическим факторам следует отнести:
- объем, состав и структуру оборота;- структуру расходуемого сырья и товаров;
- производственную программу;- эффективность и производительность труда;
- формы и системы оплаты труда, систему премирования;- товарооборачиваемости;
- порядок начисления амортизации и др.
С увеличением объема оборота на предприятиях питания возрастает сумма переменных издержек и снижается уровень постоянных издержек. В крупных ресторанах с большим объемом оборота уровень издержек ниже, чем на небольших предприятиях питания. Различие в уровне издержек на предприятиях питания, имеющих одинаковую мощность (по количеству мест), но не одинаковый объем оборота, объясняется в основном более высокой производительностью труда и большей оборачиваемостью мест. На предприятиях с большим объемом оборота удельный вес издержек снижается по таким статьям постоянных расходов, как аренда и содержание помещений, инвентаря, износ основных средств, заработная плата административно-управленческого и вспомогательного персонала, текущий ремонт.
Корганизационным факторам относятся:- размер предприятия, занимаемая им площадь;
- режим работы предприятия;- специализация;- тип и категория предприятия питания;
- оснащенность оборудованием, стоимость оборудования. срок эксплуатации;- методы обслуживания посетителей («шведский стол», самообслуживание, предварительное накрытие столов, обслуживание официантами и др.);- система снабжения предприятий питания полуфабрикатами;
- организация труда работников, составление графиков выхода на работу, совмещение профессий;
- условия хранения сырья и товаров и др.
Важным фактором, способствующим снижению затрат, является использование различных форм обслуживания потребителей. Обслуживание официантами посетителей, сидящих за столами, может дополняться элементами самообслуживания по типу «шведский стол». При самообслуживании на предприятиях питания достигается экономия затрат труда (за счет сокращения численности официантов), увеличивается пропускная способность залов, что приводит к росту объема оборота и уменьшению уровня издержек. Этому же способствует развитие питания по абонементам, прием предварительных заказов, организация экспресс-столов, праздничное, выездное и банкетное обслуживание, отпуск блюд и кулинарных изделий на дом.
Планирование затрат на предприятии необходимо осуществлять с тем, чтобы определить возможности наиболее экономного расходования материальных, трудовых и денежных ресурсов как в целом по предприятию, так и на единицу продукции (работ, услуг).Планирование себестоимости осуществляется на предприятиях при разработке перспективных и текущих (годовых) планов и зависит от характера выпускаемой продукции.
На стадии выполнения предприятиями договорных поставок, заказов, планов необходимо постоянное осуществление контроля за расходами предприятия на производство и обращение. Так как от размера фактических затрат на производство и продажу продукции во многом зависит выполнение плана прибыли и рентабельности.
Исходя из вышеперечисленного, основными резервами снижения уровня расходов на предприятии являются:
- систематическое уменьшение затрат живого труда на единицу продукции на основе научно-технического прогресса;
- улучшение использования основных производственных фондов и увеличение в связи с этим выпуска продукции на каждую гривну основных фондов;
- рациональное использование сырья, материалов, топлива, энергии и сокращение затрат на единицу изделия без снижения качества продукции;
- сокращение потерь от брака и ликвидация непроизводительных расходов;
- сокращение расходов по сбыту продукции;
- устранение излишеств в аппарате управления производством на основе рациональной его организации;
- строгий учет и контроль за расходами на предприятии.
17.Ценообразование на продукцию и услуги предприятий РГБ: понятие, функции и методы расчета цены.
Каждое коммерческое предприятие встает перед проблемой определения цены на свои товары и услуги. Ценообразование - это процесс формирования цен на товары и услуги.
С целью установления цены необходимо проводить серьезный анализ возможных последствий каждого варианта решения. При этом каждое предприятие должно выработать для себя четкую политику цен и определенную стратегию ценообразования.
В условиях рыночных отношений ценообразование представляет собой сложный процесс, который подвержен воздействию множества внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся: увеличение объемов реализации, укрепление рыночных позиций, получение запланированного объема прибыли, маркетинговые цели, объем издержек обращения. Внешние факторы учитывают степень государственного регулирования, уровень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и розничных предприятий торговли.
Кроме того, следует принимать во внимание некоторые общеэкономические критерии, которые определяют отклонение уровня цен от потребительской стоимости товара. К критериям, зависящим от деятельности предприятия (внутренние критерии), можно отнести: рекламу товара; его специфику и качество; особенности производственного процесса; жизненный цикл товара; длительность продвижения товара от производителя до потребителя; организацию сервиса при продаже; организацию послепродажного обслуживания; объем рынка; имидж производителя.
Внешние критерии, которые не зависят от предприятия, включают: политическую стабильность страны; отсутствие на рынке трудовых, материальных или финансовых ресурсов; характер регулирования экономики государством; уровень и динамику инфляции; объем покупательного спроса; уровень конкуренции между производителями однородной продукции.
Методы расчета цен довольно многообразны. Главенствующую роль среди методов играют затратные методы ценообразования. Это объясняется тем, что они обеспечивают расчет продажной цены на товары и услуги путем прибавления к издержкам обращения какой-то конкретной величины. Выделяют следующие методы ценообразования: - метод «издержки плюс»; - метод минимальных затрат; - метод повышения цены посредством надбавки к ней; - метод целевого ценообразования.
Метод «издержки плюс». Он предполагает расчет цены продажи путем прибавления к цене производства или закупки и хранения товаров фиксированной дополнительной величины - прибыли. Данный метод широко применяется различными предприятиями торговли и связан с определенными трудностями в его использовании, которые заключаются в сложности определения уровня добавочной суммы, поскольку отсутствует точный способ или форма ее расчета. Добавочная сумма постоянно меняется в зависимости от типа предприятия, вида товара, сезона и состояния конкурентной борьбы на рынке товаров и услуг, уровня доходов населения.
Как правило, вначале при продвижении нового товара на рынок, устанавливают относительно высокую цену, которая позволяет быстрее окупить расходы, осуществленные на стадии его разработки и внедрения, когда объемы продаж еще невелики. По мере наращивания объемов продаж осуществляют снижение цены для достижения наиболее оптимального соотношения прибыли и издержек обращения.
Метод минимальных затрат предполагает установление цены на минимальном уровне, достаточном для покрытия расходов на производство и подготовку товара для продажи. Минимальные издержки определяются исходя из суммы необходимых затрат на сбыт конкретного товара. Продажа товара по цене, рассчитанной по данному методу, эффективна на стадии насыщения рынка, т.е. когда отсутствует рост продаж и основной целью предприятия торговли является сохранение объема сбыта на определенном уровне.
Методом повышения цены посредством надбавки к ней расчет цены продажи товара осуществляется путем умножения цены производства или цены закупки и хранения сырья и материалов на определенный коэффициент добавочной стоимости исходя из соотношения:
Ps=PP*(1 + D), где: Ps - цена продажи турпродукта; РР - цена закупки; D - торговая надбавка или коэффициент добавочной стоимости (повышающий коэффициент).
или , где: П- общая сумма прибыли от продаж.
Вид формулы выбирается исходя из ценовой политики предприятия торговли.
Например поездка в Подмосковье (дом отдыха Компонент) от туроператора «Звёздный путь» на 15 дней: проживание 1-2-местный номер со всеми удобствами, 3-х разовое питание, посещение бассейна (1 час в день), посещение сауны (1 раз в неделю), пользование спортивным и тренажёрным залом, просмотр кинофильмов. Розничная цена (цена продажи) такого тура – 8750 руб. Комиссия для турагентов составляет 10%. Рр = 7875 руб. – закупочная цена для турагента; П = 875 руб. – прибыль турагента;
Ps= 7875*(1+0,11111)=8749,99≈8750 руб. – цена тур поездки.
Метод целевого ценообразования предполагает определение цены в соответствии с целевой прибылью таким образом, чтобы цена продажи на товар рассчитывалась с учетом объема продаж, который обеспечивает получение намеченной прибыли. При этом необходимо постоянно учитывать влияние такого фактора, как конъюнктура рынка. Однако при данном методе цена рассчитывается исходя из интересов продавца и не принимается во внимание отношение покупателя. Поэтому цену необходимо определять, ориентируясь на спрос потребителей. Если дифференциация соответствующих товаров и услуг по ценам принимается покупателями, то становится возможным контроль и регулирование цены продажи. Таким образом, цена определяется на уровне, обеспечивающем получение максимально возможных прибылей для предприятия торговли.
Метод нормативной калькуляции наиболее подходящий метод для расчета цен на туристский продукт. При этом имеется в виду, что в большинстве случаев туристский продукт представляет собой пакет услуг, рассчитанный на группу людей. В нее входят как туристы, так и лица, сопровождающие эту группу на конкретном маршруте (гид-переводчик, экскурсовод и т. д.).
Цена турпакета на одного туриста, то есть стоимость туристской путевки, определяется по формуле:
где: Ц - цена турпакета на одного туриста, руб.; И - себестоимость услуг, входящих в турпакет, составленный туроператором руб.; И - косвенные налоги (НДС) по отдельным видам услуг туризма, руб.; П - прибыль туроператора, руб.: С - скидка, предоставленная туроператором туристу с цены отдельных видов услуг, входящих в турпакет, руб.; ±К - комиссионное вознаграждение турагента, реализующего турпакет (знак «+» означает надбавку к цене турпакета; знак «-» означает скидки с цены туроператора в пользу турагента). руб.; Ч - количество туристов в группе, чел.; К - количество лиц, сопровождающих группу туристов по определенному маршруту, чел.
При заключении договора с турагентами на реализацию своих туров туроператор может исходить из двух позиций. Туроператор продает турагенту туристский пакет по цене, которую он должен получить с турагента. В этом случае турагент делает надбавку в свою пользу на цену туроператора. Туроператор не вмешивается в размер установления этой надбавки. В условиях конкуренции на туристском рынке в целях полной продажи турпакетов и для сохранения своего имиджа туроператор предоставляет турагенту турпакет для реализации по твердой фиксированной цене. В этом случае турагент получает комиссионное вознаграждение в форме скидки со стоимости турпакета.