Особенности предприятий энергетических сетей.
Электричество является универсальным видом энергии, которую можно передавать на большие расстояния, легко распределять и эффективно использовать, превращая в любой другой вид энергии или работу.
Надежное обеспечение потребителей электрической энергией стандартных параметров и в необходимом объеме является основной целью функционирования городской системы электроснабжения.
Городская система электроснабжения состоит из трех взаимосвязанных подсистем: 1) электроснабжающая, предназначенная для распределения электроэнергии между отдельными районами города с помощью центров питания и линий электропередачи напряжением 35-110 кВ; 2) распределительной, предназначенной для распределения энергии между отдельными городскими потребителями с помощью распределительных и трансформаторных пунктов, питающих и распределительных ЛЭП; 3) внутренней, предназначенной для распределения электроэнергии между группами или отдельным электроприемниками потребителей. Городские системы электроснабжения имеют несколько уровней напряжения: 1) электроснабжающие сети высокого напряжения 35—110(150>—220(330) кВ; 2) питающие и распределительные сети среднего напряжения 6-10-20 кВ.
Для выбора системы построения электрических сетей необходимо учитывать мощность и число потребителей, их расположение и расстояние до центров питания, условия надежности электроснабжения, возможность и необходимость резервирования отдельных элементов, способы коммутации линий электропередачи, конструкцию трансформаторных подстанций, используемые средства защиты и автоматики. Поэтому схемы отличаются большим разнообразием. По принципу построения схемы сети разделяются на разомкнутые и замкнутые. Разомкнутые сети состоят из отдельных линий и получают питание с одной стороны. Замкнутые сети могут иметь один, два и более источников питания. Преимуществом этой сети является более высокий уровень надежности электроснабжения.
В городах распределение электроэнергии напряжением 6-10 кВ осуществляется по радиальным, магистральным и смешанным схемам. При радиальной схеме каждая подстанция питается отдельными линиями. Эти схемы просты и надежны, но требуют больших расходов проводов, кабелей и оборудования. При магистральных схемах к одной линии присоединяется группа из нескольких трансформаторных подстанций. Эти схемы дешевле радиальных, но менее надежны. Поэтому для повышения надежности электроснабжения городские подстанции выполняются с двумя трансформаторами и подключаются по двухлу-чевой или петлевой схемам. Двухлучевая схема обходится дороже петлевой с резервными перемычками. Однако двухлучевая схема имеет значительные преимущества, так как надежна в эксплуатации и обладает высоким быстродействием. Для питания зданий высотой 9-16 этажей используют радиальные или магистральные схемы с переключателями на вводах. При выходе из строя одной питающей линии все электроприемники здания подключаются к линии, оставшейся в работе. Для питания зданий высотой 7 этажей и больше, имеющих потребителей I категории, применяют радиальные схемы с (автоматическое включение резерва) АВР на вводах в здание. Важным моментом при проектировании электрических сетей является выбор напряжения. По условиям безопасности все электроустановки разделяются ПУЭ (правила устройства электроустановок) на установки до 1 кВ и выше 1 кВ. Опыт проектных организаций в ряде случаев дает однозначный ответ при выборе напряжения для сетей до 1 кВ. Распределительные сети низкого напряжения промышленных и коммунальных предприятий, жилых и общественных зданий сооружаются на напряжение 660/380/220 В.
Окончательный выбор напряжений обосновывается технико-экономическим сравнением двух вариантов электрической сети. При этом в одном варианте напряжение берется ближайшим меньшим полученного расчетом, а во втором – ближайшим большим стандартным напряжением. Шкала стандартных напряжений принята следующая: 3, 6, 10, 20, 35, 110, 150, 220, 330, 500, 750, 1150 кВ.
Выбор параметров электрической сети представляет собой технико-экономическую задачу и должен производиться совместно с выбором схемы электроснабжения. При этом следует определить: 1) расчетную мощность нагрузок; 2) расположение и мощность источников и центров питания, распределительных пунктов и трансформаторных подстанций; 3) наиболее целесообразную конфигурацию сети; 4) номинальное напряжение на всех участках сети и 5) сечение воздушных и кабельных линий электропередачи. При выборе схемы питания городских районов рекомендуется рассмотреть следующие варианты:
• двухцепные линии без резервирования;
• двухцепная и одноцепная линия с резервированием;
• две двухцепные линии с резервированием.
Схема распределения электроэнергии по территории города должна строиться так, чтобы все ее элементы постоянно находились под нагрузкой. В случае аварии с одним из элементов сети оставшиеся в работе могли воспринять его нагрузку путем ее перераспределения между собой с учетом допустимой перегрузки.
Схемы могут быть одно- и двухступенчатые. На первой ступени распределения электроэнергии от ЦП (центр питания) до РП (распределительный пункт) рекомендуются радиальные схемы, так как магистральные здесь не имеют существенных преимуществ. При этом отдельные секции РП, нормально работающие раздельно с АВР на секционном выключателе, присоединяются к разным линиям. Следует учитывать, что сооружение РП целесообразно, если количество отходящих линий будет больше 10.
Схемы распределения энергии от РП до ТП могут быть как радиальные, так и магистральные. Радиальные схемы следует применять для питания больших сосредоточенных нагрузок или когда нагрузки расположены в различных направлениях от источника питания. Радиальное питание двух трансформаторных ТП без сборных шин на первичном напряжении следует осуществлять от разных секций РП отдельными линиями для каждого трансформатора. Магистральные схемы 6-10 кВ должны применятся при соответствующем (линейном) расположении подстанций. Число трансформаторов, присоединяемых к одной магистрали, может быть принято от 2 до 4. Магистральные схемы, с точки зрения надежности питания, могут быть с двумя и более параллельными цепями. В частности, двухцепные магистрали применяются для присоединения двух-трансформаторных подстанций без сборных шин первичного напряжения или подстанций с двумя секциями сборных шин.
31. Принципы нормирования труда в ГХ;