Сущность и правовые основы местного самоуправления

МСУ – многосторонняя деят-ть местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории. (вопросы МСУ: комплексное соц-экон развитие территории, рациональное использование земель местного сообщества, ЖКХ и благоустройство территории, трансп перевозки местного значения, бытовое и торговое обслуживание, здравоохран, образование и тд)

ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» 06.10.2003 №131. (с изменениями и дополнениями вступающими в силу с 01.01.2008)

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций

В законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова "местный" и "муниципальный" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Территориальные основы и компетенция органов

Местного самоуправления

МСУ осуществляется на всей территории РФ. Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Территориальную основу МСУ составляют муниципальные образования. МО – городское, сельское поселение или иная территория, на которой в соответствии с законом осуществляется МСУ, действуют выборные и иные органы МСУ) В РФ существуют 5 видов МО:

1.1.- сельское поселение – сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

1.2. – городское поселение – городское поселение – город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

2– муниципальный район – неск посел или посел и межселенных территорий, объед общей террит, в границах кот МСУ осуще в целях решения ? местного значения межпоселенческого характера;

3 – городской округ – гор посел, кот не входит в состав мун района и органы МСУ котор осущ полномочия по решению вопросов местного значения:

1. формирование, утверждение и использование местного бюджета,

2. установление местных налогов и сборов,

3. Владение, распоряжение и пользование имуществом, нах-ся в мун собств-ти;

4. орг-ия в границах МО тапло-, электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения,

5. орг мероприятия по охр окр среды,

6. Орг и предост нач общего, осн общего, среднего полного образования,

7. орг и ок на тер-ии горокругамед помощи (виды),

8. орг библ обсл,

9. сбор, вывоз, утил и переработка ТБО,

10. огр благоустр и озел тер-ии,

11. планир застройки, уст правил землепользования и застройки тер-ии горокруга.

4 – внутригородская территория города федерального значения – часть террит гор фед значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Границы и статус МО установлены в 2003—2005 г. Порядок изменения границ и преобразования МО установлен ФЗ.

Компетенция.В соответствии с Конституцией РФ МСУ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения МО, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ осуществляется населением и (или) органами МСУ самостоятельно. ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения. Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов МСУ отдельными государственными полномочиями РФ и субъектов РФ предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами МСУ государственных полномочий, не переданных органам МСУ.


Наши рекомендации