Эффективность использования материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов в гостиничном предприятии.

Из всех показателей эффективности использования трудовых ресурсов наиболее обобщающим является производительность труда. Производительность труда - это выработка продукции на одного работающего в единицу времени или затраты труда на производство единицы продукции. Исходя из такого определения производительности труда следуют и её показатели и измерители. К важнейшим из них относятся следующие.

1. Выработка продукции в единицу времени одним работником: В = О / Т

где О - объем произведенной продукции (в натуральном, условно-натуральном и денежном выражениях),

Т - численность работающего персонала, чел. (или трудовые затраты на выпуск продукции)

2. Трудоемкость продукции. Тр = Т / О

где Т - затраты труда в человеко-днях, человеко-часах.

Пути повышения производительности труда:

1. Улучшение качества перерабатываемого сырья и достаточный его объем для полной загрузки производственной мощности при наличии спроса на выпускаемый продукт.

2. Снижение затрат сырья и полезных веществ в нем на всех этапах выращивания, уборки, хранения, переработки, транспортировки. Увеличивая объем сырья и полезных веществ нем при прочих равных условиях - увеличивается и количество вырабатываемой продукции, повышается производительность труда.

3. Механизация и автоматизация производственных процессов. Это прямо высвобождает численность, а значит повышает производительность труда.

4. Масштабное внедрение ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологий. При этом растет объем выпускаемой продукции, а значит и повышается производительность труда.

5. Использование трудосберегающей техники и технологии. Снижая трудозатраты, это также прямо повышает производительность труда.

6. Увеличение масштабов производства, концентрация производства. Производительность труда растет за счет условно-постоянной численности, то есть тех категорий работников, число которых мало зависит от роста объема производства (руководящий персонал, рабочие, занятые на аппаратурных процессах, охрана и т.д.). С удвоением масштабов производства, как правило, в пищевой промышленности производительность труда возрастает в полтора раза.

7. Рост до оптимального размера уровня специализации, кооперирования и комбинирования.

8. Совершенствование организации управления, труда и производства.

9. Экономическое, материальное и моральное стимулирование повышения производительности труда. Хотя сам рынок является универсальной стимулирующей системой, но в рамках отдельных отраслей, фирм и предприятий должны быть и свои стимулирующие системы с учетом конкретных условий их Функционирования.

10. Внедрение научно-обоснованного нормирования труда и научной организации труда.

К обобщающим показателям эффективности использования материальных ресурсов относятся материалоотдача, материалоемкость, коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент использования материалов.

Материалоотдача определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат. Этот показатель характеризует отдачу материалов, т.е. сколько произведено с каждой гривны потребленных материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и т. д.).

Материалоемкость продукции рассчитывается отношением суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции. Она показывает, сколько материальных затрат необходимо произвести или фактически приходится на производство единицы продукции.

Коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат определяется отношением индекса валовой или товарной продукции к индексу материальных затрат. Он характеризует в относительном выражении динамику материалоотдачи и одновременно раскрывает факторы ее роста..

Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции исчисляется отношением суммы материальных затрат к полной себестоимости произведенной продукции. Динамика этого показателя характеризует изменение материалоемкости продукции.

Коэффициент материальных затрат представляет собой отношение фактической суммы материальных затрат к плановой, пересчитанной на фактический объем выпущенной продукции. Он показывает на сколько экономно используются материалы в процессе производства, нет ли их перерасхода по сравнению с установленными нормами. Если коэффициент больше 1, то это свидетельствует о перерасходе материальных ресурсов на производство продукции, и наоборот, если меньше 1, то материальные ресурсы использовались более экономно.

Частные показатели материалоемкости применяются для характеристики эффективности использования отдельных видов материальных ресурсов (сырьеемкость, металлоемкость, топливоемкость, энергоемкость и др.), а также для характеристики уровня материалоемкости отдельных изделий (отношение стоимости всех потребленных материалов на единицу продукции к ее оптовой цене).

Удельная материалоемкость может быть исчислена как в стоимостном выражении, так и в натуральном или условно – натуральном выражении (отношение количества или массы израсходованных материальных ресурсов на производство i-го вида продукции к количеству выпущенной продукции этого вида). В процессе анализа фактический уровень показателей эффективности использования материалов сравнивают с плановым, изучают их динамику и причины изменения, а также влияние на объем производства продукции

Обобщающими показателями являются фондоотдача и фондоемкость.

Фондоотдача – показатель выпуска продукции на 1 рубль стоимости основных фондов

Фо = Объем продаж / Среднегодовую стоимость основных фондов предприятия

Фондоемкость – показывает долю стоимости основных фондов, приходящуюся на каждый рубль выпускаемой продукции.

Фе = Среднегодовая стоимость основных фондов / объем продаж

Эффективность использования финансовых ресурсов помогают оценить следующие показатели:

Бюджетная эфф-ть (отдача по налогам), коммерч.эфф-ть (для всех участников проект).

1.Валовая маржа (ВМ) – результат после возмещения переменных затрат. ВМ=В-Зпер. , где В-выручка.

2.Сила воздействия операционного рычага=ВМ/П, где П-прибыль

3.Точка безубыточности – такая выручка от реализации услуг, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще и не имеет прибыли. П=ВМ-Зпост=0

4.Порог рентабельности/критического объема (Порог Рент). Порог Рент=(Зпост./ВМ)*В

5.Порог Рент связан с точкой безубыточности, чем он выше, тем сложнее перешагнуть.

6.Запас финансовой прочности (ЗФП). Абсол.: ЗФП=В-Порог Рент; Относит: ЗФП(%)=ЗФП/В*100%.

7.Рентабельность:

8.- общая. Робщ= П/(Ф+ОС)*100%, Ф – среднегодовая стоимость осн.производ.фондов; ОС – среднегодовая стоимость оборотных средств.

9.- услуг (продаж). Рп=Пот реализ.у/Себ.у.*100%

10.- чистой прибыли. Рчп=Пчист/Объем реал.у. – доля чистой прибыли в объеме реализации у.

11.- оборотных активов. Роа=Пчист/ОС – прибыль по отношению к используемым оборотным средствам. Чем выше, тем эффективней и лучше.

12.- внеоборотных активов. Рвоа=Пчист/ОФ

13.Затраты на 1 рубль реализации – сколько затрачено средств для получения 1 рубля объема реализцаии: Зр=Себ/Объем реализации

14. Расчет эффективности использования привлеченных средств (кредита). Эффект финансового рычага.

ЭФР = (Рсс-Пс) * (Зс/Сс)

ЭФР – эффект финансового рычага

Рсс – рентабельность собственных средств

Пс – процентная ставка за кредит, которым пользуется предприятие

Зс – заемные средства

Сс – собственные средства

Разница междурентабельность и процентной ставкой может быть отрицательной, положительной и нулевой. Положительный вариант означает, что использование кредита даст дополнительный прирост рентабельности собственных средств, нулевой – оставит неизменной, а отрицательный – снизит, т.е принесет предприятию убытки.

эффективность использования информационных ресурсов на предприятии: стоимость ед-цыинформ., стоимость хранения и т.д., поскольку невозможно оценить именно ее вклад в эффективность предприятия. Однако эффективность можно оценить по косвенным показателям. Например, внедрение автоматизированной системы управления может привести к:

· росту загрузки за счет более эффективного использования номерного фонда, модуля работы с групповым бронированием;

· рост загрузки за счет системы интернет-бронирования;

· рост доходов от телефонных услуг ( за счет тарификатора)

· росту доходов от интернет-услуг;

· существенному росту доходов от телевизионных услуг (при внедрении системы интерактивного телевидения);

· росту престижа гостиницы (за счет внедрения систем доступа и безопасности);

· росту оборота ресторана (за счет увеличения загрузки гостиницы);

· снижение суммарных издержек предприятия (за счет внедрения систем управления и контроля запасами).

Наши рекомендации