Задача 29. Диагностика конкурентной среды

На рынке представлено 12 фирм, объемы реализации продукции за базовый и отчетный период которых представлены в таблице

Таблица – Объемы реализации продукции на рынке

№ предприятия Объем реализации продукции в сопоставимых ценах, млрд.руб.
2012г. 2013г.

Необходимо определить степень монополизации и уровень интенсивности конкуренции на рынке в базовом и отчетном периодах с помощью коэффициента энтропии.

.

Решение

Коэффициент энтропии представляет собой среднюю долю предприятий, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины:

Задача 29. Диагностика конкурентной среды - student2.ru

где Е – коэффициент энтропии;

Pi – доля продаж i-той фирмы на рассматриваемом товарном рынке;

n – число хозяйствующих субъектов на рынке.

Таблица – Вспомогательные расчеты для определения коэффициента энтропии

№ предприятия Объемы реализации продукции, млрд.руб. Рыночная доля фирмы,Pi, доли ед. Задача 29. Диагностика конкурентной среды - student2.ru
2012г. 2013г. 2012г. 2013г. 2012г. 2013г.
0,0324 0,0256 0,1111 0,0938
0,0819 0,0744 0,2049 0,1933
0,1371 0,1569 0,2724 0,2906
0,0726 0,0712 0,1904 0,1881
0,0871 0,0815 0,2126 0,2043
0,0279 0,0239 0,0999 0,0892
0,1482 0,1603 0,2829 0,2935
0,1210 0,1183 0,2555 0,2525
0,03130 ,0293 0,1084 0,1034
0,0253 0,0256 0,093 0,0938
0,1356 0,1381 0,2709 0,2734
0,0994 0,0948 0,2295 0,2233
Итого 1,0000 1,0000 2,3317 2,2994

Коэффициент энтропии составляет:

в базовом периоде (2012г.) Задача 29. Диагностика конкурентной среды - student2.ru ;

в отчетном периоде (2013г.) Задача 29. Диагностика конкурентной среды - student2.ru

Чем больше коэффициент энтропии Е, тем больше экономическая неопределенность, тем ниже уровень концентрации продавцов на рынке. В отчетном периоде уровень концентрации рынка увеличился, что следует оценить отрицательно. В целом же коэффициент энтропии принимает достаточно низкие значения, что свидетельствует о достаточно высокой концентрации рынка.

Билет 30

Источники финансирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.

Банковский кредит.

2. Инновационный кредит. На выдаче инновационных кредитов специализируются инновационные банки и инновационные фонды. Инновационные банки заинтересованы во внедрении высоко-прибыльных изобретений и перспективных новшеств. Доступность инновационного кредита для небольшой фирмы предоставляется большей, чем возможность получения коммерческого кредита, что обусловлено специализированной направленностью инновационных банков. Инновационные банки могут приобретать исследования и разработки для организации производства новых товаров и услуг или оказывать посреднические услуги в сфере маркетинга инноваций.

3. Эмиссия ценных бумаг. Привлечение инвестиционных ресурсов "под выпуск" ценных бумаг носит название эмиссионного финансирования и значительно способствует привлечению средств для осуществления крупных вложений инновационной фирмы.

4. Венчурное финансирование. Функциональной задачей венчурного финансирования является помощь росту конкретного бизнеса путем предоставления определенной суммы денежных средств в обмен на долю в уставном капитале или некий пакет акций.

5. Самофинансирование. Может осуществляться двумя способами: из прибыли, распределенной на цели развития и теоретически - из амортизационного фонда.

6. Государственное финансирование. Формы государственного участия в финансировании инновационной деятельности из средств республиканского и местных бюджетов осуществляется через президентские, научно-технические программы (государственные, отраслевые, территориальные и межгосударственные), программы поддержки предпринимательства, инновационные проекты, участие государства в создании элементов инновационной инфраструктуры, подготовку кадров для инновационной деятельности. Финансирование инновационных проектов и работ по организации производства наукоемкой продукции осуществляется также средствами Белинфонда. Они выделяются субъектам инновационной деятельности на конкурсной основе и на договорных условиях. Средства направляются на финансирование инновационной части проекта, связанной с выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Объём выделяемых средств может составлять до 50% от общего объема средств, выделяемых для финансирования всего проекта. Остальная часть средств должна быть представлена из других внебюджетных источников.

Проблема: программы финансирования средствами республиканских и местных бюджетов и специализированных внебюджетных фондов труднодоступны для инновационных предприятий Республики Беларусь или не популярны среди них. Одной из причин является долгое и сложное оформление, как подачи заявки на проекты, так и отчетности по его выполнению.

Наши рекомендации