Концепция жизненного цикла товара, ее применение
Концепция жиз-го цикла товаров исходит из того, что любой продукт рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным товаром. Каждый предложенный на рынке товар имеет определенный цикл жизни, в течении кот. он находит своих покупателей. Туристический продукт проходит в своем развитии 5 последов-х стадий, которые характеризуются колебаниями объема продаж и прибыли. 1. Разработка продукта начинается с нахождения и разработки идеи нового турпродукта. Во время разработки нов. продукта его продажи = 0. 2. НачаломСтадии внедренияпродукта на рынок считается момент, когда турпредприятие впервые предложило его целевой аудитории. Характерная черта –медленным темп сбыта продукта, полное отсутствие или наличие незначительной прибыли. Характер-ся стадия большими затратами на маркетинг, для создания широкой осведомленности о продукте. Преимущество – полное отсутствие конкуренции. Длительность стадии внедрения продукта на рынок может варьировать в широких пределах и определяется качеством продукта, его соответствием нуждам потребителей, правильно выбранной стратегии маркетинга и последовательным ее осуществлением. Стадия роста характ-ся быстрым увеличением объема сбыта и как следствие прибыли. Затраты на маркетинг остаются высокими, но их доля в общих издержках фирмы снижается. Стадия роста связана со значительным усилием конкуренции. Характерная особенность – фирмы кот. раньше др. приступили к развитию дан. продукта, имеют значительные конкурентные преимущества. На стадии роста турфирмы стремятся расширить сферу сбыта продукта и проникнуть в нов. сегменты рынка. Это позволяет максимизировать прибыль и привлечь значительное количество нов. клиентов. Стадия роста очень выгодна фирме, а ее продление явл. важнейшей маркетинговой задачей. Стадия зрелости характер-ся замедлением роста сбыта и его стабилизацией. Это может объясняться рядом факторов: 1. изменением потребностей клиентов, 2. выходом на рынок новых, более совершенных продуктов, 3.усилением конкуренции, 4. продукт может оказаться недостаточно рентабельным для фирмы ввиду появления новых возможностей более эффективного вложения капитала. На данном этапе круг потребителей практически не расширяется. Некот. рост их числа может происходить за счет тех, кому повышение доходов позволяет стать потребителями дан. продукта. Объем получаемой прибыли на стадии зрелости начинает несколько снижаться, хотя и остается достаточно высоким. Поэтому турфирма заинтересована в максимальном продлении стадии зрелости (увеличение потребления данного продукта посредством его совершенствования, модификации комплекса маркетинга и т.д.). Стадия спада означает наступление того момента, когда турист. сфера начинает пресыщаться данным продуктом. Происходит устойчивое падение объемов сбыта и снижение размера получаемой прибыли. Это вызвано: -появлением на рынке нов. продуктов, -исчезновением потребности, кот отвечал дан. продукт. Дан. стадия может продолжаться значительно долго. В результате ослабления конкурентного давления у турфирмы отпадает необходимость в подержании высоких затрат на маркетинг, а в некоторых случаях позволяет ему даже повысить цены.. Однако это не будет явл. свидетельством выгодности дан. продукта, поскольку объем реализации на стадии спада чрезвычайно низок.
Существование жизнен. цикла турпродукта означает, что перед фирмой встают три крупные проблемы. Во 1-х, она должна своевременно изыскивать нов. продукты для замены находящихся в стадии спада, во 2-х, фирма должна уметь эффективно организовывать работу с существующими продуктами на каждой стадии, в 3-х необходима оптимизация структуры предлагаемых фирмой продуктов с точки зрения принадлежности их различным стадиям жизнен. цикла.
6 Методы ценообразования и виды ценовых стратегий
Цена – важнейший элемент комплекса маркетинга. Предприятия стремятся не поддаваться стихии рынка, а пытаются сами сформировать выгодные и им, и потребителям цены. В совокупности цена конкретного продукта определяется взаимным действием трех групп факторов: индивидуальных издержек производства и сбыта, состояния спроса и уровня конкуренции на рынке. С учетом этих факторов разработаны методы ценообразования: 1. Ценообраз-е на основе издержек (затратный метод) основано на калькуляции издержек производства, обслуживания, накладных расходов, желаемой прибыли. Дан. метод не учитывает: -уровень спроса на турпродукт; -уровень цен конкурентов; -и прочее. При выборе этого метода турпредприятие может достаточно точно определить структуру своих затрат, но ценообразование на продукты значительно упрощаются. 2.Ценообразование с ориентацией на уровень конкуренции достаточно характерно для предприятий, работающих в сфере туризма. При этом цены устанавливаются в зависимости от требовательности клиентов, предоставляемого сервиса и ответной реакции конкурентов. 3. Ценообразование с ориентацией на спрос основано на изучении желаний потребителей и установлении цен, приемлемых для целевого рынка. Использование дан. методов позволяет определить исходную цену турпродукта. Использование дан. методов позволяет определить исходную цену турпродукта. Однако окончательная цена может отличаться от предлагаемой заранее. Это обусловлено выбором фирмой той или иной ценовой стратегии.
Ценовая стратегия- это выбор возможной динамики изменения исходной цены турпродукта в условиях рынка, наилучшим образом соответствующей цели предприятия. Определение ценовой стратегии зависит от того, на какой продукт устанавливается цена: на новый или продукт сформировавшегося рынка сбыта. Степень новизны продукта играет в ценообразовании заметную роль, поскольку методология определения цен на новые и уникальные услуги является весьма сложной проблемой. У новых и особенно уникальных продуктов боле широкие и менее четкие границы сравнения и сопоставления их с другими продуктами. Для успешного продвижения нового туристического продукта может быть использовано несколько ценовых стратегий. Наиболее распространенными среди них являются стратегии: снятия сливок и проникновения на рынок.
Виды: 1. Стратегия «снятия сливок»(высоких цен) предполагает первоначальную продажу нового турпродукта по высоким ценам (испол-ся при отсутствии конкуренции и при предложении нов. видов услуг). В последствии, когда рынок оказывается насыщенным и появляются продукты-аналоги, фирма идет на снижение цен. 2. Стратегия цен проникновения на рынок (низкий уровень цен с целью оказания влияния на возможно большее число потребителей). С ростом продаж по мере освоения рынка цена несколько повышается, но так, чтобы это не мешало расширению объема реализации.
Для успешного продвижения новых туристических продуктов могут использоваться и другие стратегии ценообразования. 3. Стратегия престижных цен (намерено выс. цены). Предназначены для привлечения потребителей, кот. более обеспокоены качеством продукта, его уникальностью или статусом, чем ценой. 4. Стратегия «следования за лидером» (соотнесение фирмой цен на свои продукты с движением и характером цен лидера на данном рынке). Подобный подход внешне весьма привлекателен и удобен для фирм, не желающих или не имеющих возможности проводить свои собственные разработки ценовой стратегии.
По отношению к туристическим продуктам сформировавшегося рынка сбыта также может быть использовано несколько вариантов ценовых стратегий. 5. Стратегия скользящей падающей цены (цена последовательно скользит по кривой спроса). Для того чтобы стимулировать спрос и оградить предприятие о конкуренции, необходимо разрабатывать новые модели продуктов. 6. Стратегия преимущественной цены применяется при опасности вторжения конкурентов в область деятельности предприятия. Суть – достижение преимущества перед конкурентами по издержкам (цена устанавлив-ся ниже цен конкурентов) или по качеству (цена устанавливается выше цен конкурентов, чтобы продукт оценивался как уникальный и престижный). 7. Стратегия цены сегмента рынка (наиболее полное приспособление турпредприятия к заранее определ-ым различиям в спросе). Формирование цены зависит от запросов потребителей, а также от их желания и возможностей оплатить определ. сумму за туруслугу. 8. Стратегия ценовых манипуляций явл. одним из средств повышения ценности услуги в глазах клиентов. Ценовые манипуляции могут использовать принцип контраста, когда на примерно одинаковые туристические продукты устанавливаются разные цены. Когда разница в таких ценах не слишком велика, у клиентов складывается устойчивое мнение о необходимости приобретения более дорогих продуктов, качество кот. гарантируется более высокой ценой.