Основные этапы работ по организации проведения экономического анализа на предприятии.

Важным условием для успешной деятельности предприятия является проведение анализа его работы, и разработка на основе результатов анализа мер по использованию выявленных резервов.

Методическое руководство за ходом проведения экономического анализа осуществляет экономический отдел. Ответственность за организацию проведения анализа несет заместитель директора по экономике. Экономические службы в силу своей компетенции проводят анализ определенных сфер деятельности.

В бухгалтерии проводят анализ баланса в результате которого дается оценка:

1 имущественного состояния предприятия;

2 финансового состояния предприятия;

3 затрат на производство.

Работники финансового отдела анализируют:

- поступление выручки от реализации;

- формирование прибыли и ее распределения;

- денежные притоки и оттоки;

- взаимодействие с бюджетом и внебюджетными фондами;

- взаимодействие с дебиторами и кредиторами.

Работники отдела организации труда и его оплаты (ОТиЗ) анализируют:

- производительность труда;

- использование рабочего времени и ФОТ;

- обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами.

Отдел маркетинга занимается анализом рынка сбыта, объема продаж, цен и рентабельности продаж.

Экономический отдел проводит анализ:

- выполнения заданий производственной программы;

- себестоимости продукции, работ и услуг.

Этапы проведения анализа на предприятии.

1. Разработка рабочей программы анализа, которая отражает:

- объект анализа;

- цель и круг анализируемых вопросов;

- исполнителей и ответственных лиц;

- сроки проведения анализа.

Четкое распределение заданий по исполнителям.

2. Отбор необходимой информации; проверка документов, используемых в анализе и показателей на предмет их достоверности.

3. Основным источником является бухгалтерская отчетность, которая используется при проведении финансово-инвестиционного анализа.

4. Аналитическая обработка данных – самый сложный этап, в ходе которого с помощью специальных приемов и методов проводится сам экономический анализ. Данный этап предполагает широкое применение аналитических таблиц, расчетов.

5. Обобщение результатов анализа – этап, связанный с установлением положительных и отрицательных факторов, повлиявших на результаты деятельности предприятия.

6. Выводы и рекомендации – по итогам проведенного анализа устанавливается резервы улучшения деятельности предприятия, и предлагаются конкретные мероприятия по их исполнению.

Результаты анализа в зависимости от целей и масштабов оформляются в виде:

- пояснительной записки к годовому отчету;

- докладной записки на имя руководителя.

Последовательность проведения анализа и оценки потенциала предприятия включает ряд определенных процедур:

1. аналитическая структуризация анализируемого объекта, цель которой получить представление о его составе, структуре, свойствах, отношениях,

2. группировка и классификация элементов хозяйственной деятельности предприятия,

3. изучение количественных и качественных характеристик этих элементов,

4. изучение видов связей между элементами,

5. количественная и качественная оценка резервов,

6. оценка факторов, влияющих на эффективность хозяйственной деятельности предприятия,

7. обобщение аналитических данных, сравнение однородных показателей, выявление связей, закономерностей и противоречий,

8. установление критерия эффективности хозяйственной деятельности предприятия,

9. оценка результатов анализа (расчет социально-экономической эффективности или описательная характеристика основных результатов).

2.3 Структура комплексного бизнес-плана.

Бизнес-план — это план развития предприятия (деловой единицы), необходимый для освоения новых сфер деятельно­сти фирмы, создания новых видов бизнеса.

Бизнес-план может быть разработан как для нового, только создающегося предприятия, так и для уже существующих экономических организаций на очередном этапе их развития.

Основные цели бизнес планирования:

• определяет степень жизнеспособности и будущей устойчиво­сти предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности;

• конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количе­ственных и качественных показателей развития;

• привлекает внимание и интерес, обеспечивает поддержку со стороны потенциальных инвесторов фирмы;

• помогает получить ценный опыт планирования, развивает пер­спективный взгляд на организацию и ее рабочую среду.

Бизнес планирования учитывает не только внутренние цели предприниматель­ской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. Помимо инвесторов заинтересованными лицами будущего бизнеса являются потенциальные потребители и поставщики фирмы.

Уровень составленного бизнес-плана становится показателем надежности и серьезности предпринимателя и его дела.

Как правило, бизнес-план является отправной точкой для начала переговоров между предпринимателем и возможными инвесторами (например, банками).

В современных российских условиях бизнес-планирование осуществляет еще одну важную функцию — он является инструментом процесса приватизации государственных предприятий. Здесь он использу­ется для обоснования предложений по приватизации, для опреде­ления круга задач, связанных с санацией (оздоровлением) прива­тизируемых предприятий. Бизнес-план входит в состав проспек­тов эмиссии ценных бумаг, публикуемых при акционировании эко­номической организации.

Близким «родственником» бизнес-плана можно назвать такой документ, как технико-эконо­мическое обоснование (ТЭО). ТЭО — это еще один вариант плана развития предприятия. В связи с этим функции ТЭО во многом близки функциям бизнес-плана.

Главным отличием ТЭО от бизнес-плана является то, что тех­нико-экономическое обоснование — это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов. Поэтому особый акцент в структуре ТЭО сделан на производственно-технические аспекты проекта, в то время как коммерче­ские, рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти не раскрытыми. Следовательно, можно говорить о гораздо более уз­ком, специфичном характере ТЭО по сравнению с бизнес-планом.

Предлагается следующая последовательность изложения материалов ТЭО:

1. Общие исходные данные и условия.

2. Рынок и мощность предприятия.

3. Материальные факторы производства.

4. Место нахождения предприятия.

5. Проектно-конструкторская документация.

6. Организация предприятия и накладные расходы.

7. Трудовые ресурсы.

8. Планирование сроков осуществления проекта.

9. Финансово-экономическая оценка проекта.

Для российских предприятий ТЭО является более привычной формой обоснования экономического проекта из-за указанных особенностей его содержания.

2.4 Роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей.

Деятельность любого предприятия ориентирована на получение определенных результатов. Однако одни предприятия уверенно достигают поставленных целей своей деятельности, а другие – работают менее успешно. Результат зависит не только от правильно выбранного вида деятельности, наличия достаточного количества ресурсов, но от грамотного управления имеющимися ресурсами, но и от планирования основных показателей деятельности.

В широком смысле управление означает воздействие на процесс, объект, систему для сохранения их устойчивости или перевода из одного состояния в другое в соответствии с заданными целями.

Управление в узком смысле представляет собой конкретные способы (методы) воздействия на объект управления для достижения конкретной цели. Управление осуществляется на основе различных форм и методов воздействия на объект управления.

Анализ деятельности хозяйствующего субъекта является одним из наиболее действенных методов управления, основным элементом обоснования управленческих решений.

Как видно из рис. управление воздействует на все виды ресурсов, планирование и анализ являются его функциями. Планирование строится на данных полученных в результате аналитической оценки использования имеющихся ресурсов и выявления резервов повышения эффективности использования ресурсов.

Технико-организационный уровень производства (блок 2) включает в себя:

- качество продукции и используемой техники,

- прогрессивность технологических процессов,

- техническая и энергетическая вооруженность труда,

- степень концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования, длительность производственного цикла и ритмичность производства, уровень организации производства и управления;

- наличие необходимых материальных и финансовых ресурсов для нормального функционирования предприятия и выполнения его производственной программы;

- уровень маркетинговой деятельности по изучению спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, рынков сбыта, организации торговли, рекламы.

- природные условия (это обстоятельство играет важную роль в ряде отраслей народного хозяйства, особенно в сельском хозяйстве и добывающей промышленности).

От всех этих условий производства зависит степень использования производственных ресурсов: средств труда (3), предметов труда (4) и самого живого труда (5). Интенсивность использования производственных ресурсов проявляется в таких показателях как фондоотдача основных производственных средств, материалоемкость производства продукции, производительность труда.

Эффективность использования производственных ресурсов в свою очередь проявляется в трех измерениях:

- в объеме и качестве произведенной и реализованной продукции (6),

- в величине потребления или затрат ресурсов на производство(7),

- в величине примененных ресурсов (8), то есть авансированных для хозяйственной деятельности основных и оборотных средств.

Сопоставление показателей объема продукции и себестоимости характеризует величину прибыли и рентабельности продукции (9), а также затраты на 1 рубль продукции. Сопоставление показателей объема продукции и авансированных основных и оборотных средств характеризует воспроизводство и оборачиваемость капитала (10), то есть фондоотдачу основных производственных фондов и оборачиваемость оборотных средств. Полученные показатели в свою очередь в совокупности определяют уровень рентабельности хозяйственной деятельности (11). Уровень общей рентабельности в числителе формулы отражает не только прибыль от реализации продукции, но и другие финансовые результаты.

Основные этапы работ по организации проведения экономического анализа на предприятии. - student2.ru

От выполнения плана по прибыли и в целом финансового плана, с одной стороны, и от оборачиваемости оборотных средств – с другой, зависят финансовое состояние и платежеспособность хозрасчетного предприятия (12).

Такова общая принципиальная схема формирования экономических и финансовых показателей хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, экономический анализ – играет важную роль в разработке и мониторинге основных плановых показателей деятельности т.к. воздействует на повышение эффективности хозяйствования, приведение в действие резервов роста производительности труда, повышение качества продукции, снижение ее себестоимости, улучшение всех показателей производственно-хозяйственной деятельности отраслей, производственных объединений и предприятий.

Наши рекомендации