Основные показатели монополизации рынка, их сущность и способы расчета.
Основные показатели монополизации(концентрации) рынка
Одним из показателей служит доля фиксированного числа предприятий. Через этот показатель количественно определяется доминирующее положение на рынке. Оно возникает (на примере ФРГ) если на одно предприятие приходится 1/3 всего оборота, либо на 3 – свыше половины, на 5 – свыше 2/3. В США используется доля 4 крупных фирм на рынке(CR4).
В настоящее время в США используется комплексный показатель – индекс Харфенделя-Хиршана:
- доля i-ой фирмы на рынке(%)
i – общее число фирм на рынке
значение индекса может изменятся от 0(полная демонополизация) до 10 000 (абсолютная монополия). В связи с руководством о применении законодательства о слияниях министерство юстиций США склонно разрешать любые слияния , для которых JHH<1000, при JHH>1800 вероятен запрет всего слияния фирм на рынке. Если JHH вальирует 1000<JHH<1800, то необходимы дополнительные исследования по тем или иным фирмам. Безопасный рынок от монополизации это рынок ,где JHH<1000. Это предполагает наличие 10 и более фирм, при чём доля лидирующей не может превышать 31%, 2 - …, 3-54%, 4- 60%.
В 1938г. А. Лернер предложил индекс силы монополизации рынка, как величина обратная эластичности спроса на продукцию.
, где
М – сила монополизации
Р- монопольная цена
МС- предельные издержки
Е – эластичный спрос на продукцию
Значение коэффициента находится всегда между 0 и 1, он больше , тем большей монопольной властью обладает фирма.
Коэффициент концентрации (CR). Этот показатель равен сумме долей реализации товара на рынке нескольких крупнейших субъектов рынка. Коэффициент (индекс) концентрации для m крупнейших из общего числа (n) компаний, выпускающих данный товар, рассчитывается как сумма m рыночных долей (ki) этих компаний.
Предыдущий показатель - пороговая доля рынка, - имеет один недостаток: он применяется к отдельному предприятию и, по сути, не дает характеристики структуры рынка данного товара в целом. Этого недостатка до определенной степени лишен коэффициент концентрации, который характеризует долю нескольких (скажем, 3-х, 4-х, 5-ти, 8-ми, 12-ти) крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах. Считается, что если индекс концентрации приближается к 100, то рынок характеризуется высокой степенью монополизации, если же он немногим выше нуля, то его можно рассматривать как конкурентный.
Индекс концентрации давно применялся экономистами для исследования структуры рынка. Это один из самых распространенных показателей, который используется во многих странах мира. Например, в Германии монопольное положение компаний на рынке возникает, если:
на 1 предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке,
на 3 и менее предприятий — 50% общего оборота,
на 5 и менее предприятий — свыше 2/3 оборота. .
Однако доля фиксированного числа предприятий имеет один недостаток – этот показатель характеризует не всю совокупность предприятий на рынке и его структуру, а только позиции крупнейших производителей. Он не учитывает особенностей рыночной структуры "на окраине" отрасли.
Более того, индекс концентрации может сглаживать различия и в самом "ядре" рынка. Например, две отрасли могут иметь одинаковый индекс концентрации – 80%. Но в одной отрасли в "ядро" попадают 4 фирмы, каждая из которых контролирует по 20% рынка, а в другое "ядро" попадают 4 фирмы, которые контролируют соответственно 55%, 20%, 4% и 1% рынка. Как видим, в этом случае мы имеем явное доминирование ведущей фирмы.
И, наконец, при расчете индекса концентрации не учитывается доля рынка, которая покрывается за счет импорта. Так, например, индекс концентрации автомобильной промышленности в США определен в 93%. Это доля "Дженерал моторз", "Форд" и "Крайслер" в собственно американском производстве автомашин, тогда как почти 1/3 общего объема рынка покрывается за счет импорта. Это главная причина того, что индекс концентрации практически неприменим к оценке региональных и местных рыночных структур.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Герфиндаля-Гиршмана). Этот индекс определяется как сумма квадратов долей реализации товара на товарном рынке, выраженных в процентах, приходящихся на каждого субъекта рынка.
Недостатки, присущие индексу концентрации, критика его использования при проведении антимонопольной политики привели к тому, что в июне 1982 года Департамент юстиции США официально отказался от этого показателя и принял в качестве главной характеристики структуры рынка индекс Херфиндаля-Хиршмана.
Он характеризует не долю рынка, которая контролируется несколькими крупнейшими компаниями, а распределение "рыночной власти" между всеми субъектами данного рынка. Максимальное значение, которое может принимать этот индекс, соответствует ситуации, когда рынок полностью монополизирован одной фирмой. В этом случае, очевидно, HH1 = 100² = 10000.
Если число фирм на данном рынке больше единицы, то индекс может принимать различные значения в зависимости от распределения рыночных долей. Пусть, например, на данном рынке действуют 100 фирм. Рассмотрим два крайних случая. Если на долю одного гиганта приходится 90,1% объема продаж, а доля каждой из остальных 99 фирм составляет лишь 0,1% общего объема, то HH1 = 90,1² + 99*0,1² =8119,1.
Если же рыночные доли всех 100 фирм равны и каждая составляет 1% общего объема рынка, то HH1 = 100*1² = 100.
HH1<1000. Рынок оценивается как неконцентрированный, и слияние, как правило, беспрепятственно допускается.
1000<HH1<1800. Рынок рассматривается как умеренно концентрированный. Однако если HH1>1400 - требуется дополнительная проверка целесообразности слияния со стороны Департамента юстиции. Во всяком случае, такой уровень индекса (1400) вызывает тревогу и рассматривается как некий предупредительный сигнал.
IHH>1800. Рынок считается высококонцентрированным. В отношении слияний в этом интервале значений (1800-10000) действуют три нормы:
если в результате слияния HH1 увеличивается не более чем на 50 пунктов, слияние обычно разрешается;
если же он увеличивается более чем на 100 пунктов, слияние запрещается;
рост HH1 на 51-99 пунктов становится, как правило, основанием для дополнительной проверки целесообразности слияния.
Индекс Линда. В странах ЕС для анализа рыночных структур широко используется индекс, предложенный сотрудником Комиссии ЕС в Брюсселе Ремо Линда. Этот индекс, как и индекс концентрации, рассчитывается лишь для нескольких (m) крупнейших фирм и, следовательно, также не учитывает ситуации на "окраине" рынка. Однако в отличие от индекса концентрации он ориентирован на учет различий в "ядре" рынка.
Индекс Лернера. Это показатель рыночной власти фирмы. Он используется в экономической теории для характеристики степени монополизированности экономики. Предполагается, что с ростом монополизма увеличивается разрыв между ценой товара и предельными издержками на его производство. В условиях совершенной конкуренции его значение равно 0. Индекс Лернера показывает относительное превышение цены товара над предельными издержками его производства.
Индекс Лернера как показатель степени конкурентности рынка имеет следующий вид: L = (P – MC) / P = - 1 / Ed , где Ed - эластичность спроса по цене на продукцию данной фирмы.
Значение индекса Лернера можно прямо связать с индексом Херфиндаля-Хиршмана для олигополистического рынка, предположив, что он описывается моделью Курно [5]. В этом случае средний для отрасли индекс Лернера (когда весами служат доли фирм на рынке) будет вычисляться по формуле: L = - HHI / Ed , где НHI - индекс концентрации Херфиндаля-Хиршмана.
Взаимосвязь между индексом Херфиндаля-Хиршмана и индексом Лернера является главным достоинством индекса Херфиндаля-Хиршмана с точки зрения экономической теории. Это его свойство широко используется в эмпирических исследованиях.
Кроме того, для оценки уровня концентрации рынка могут использоваться и такие статистические показатели, как:
Дисперсия рыночных долей - показатель концентрации, определяющий степень разброса объемов выпуска фирм.
Показатель абсолютной энтропии - показатель концентрации, характеризующий абсолютную степень стихийности фирм в принятии основных решений относительно цены и объема продаж, которая присутствует на данном рынке.
Показатель относительной энтропии - показатель концентрации фирм на рынке, характеризующий относительную степень стихийности фирм в принятии основных решений о цене и объеме продаж данного рынка по сравнению с условиями свободной конкуренции.
Следует указать и такие показатели, как индекс Джини и Бейна, которые расширяют возможности анализа и оценки уровня рыночной концентрации.
Индекс Джини. Вычислением этого показателя можно измерить не только уровень концентрации. Индекс Джини используется при изучении широкого круга социально-экономических процессов:
изменения неравномерности распределения земли, орудий производства, доходов и т.п.
определения концентрации производства, капитала, рабочей силы и т.д.
сравнения интенсивности этих процессов в разных совокупностях, в одной и той же совокупности в разное время.
Значение индекса находится в интервале [0, 1]. Чем ближе значение к 1, тем выше концентрация.
Коэффициент Бэйна - показатель рыночной власти фирмы на основе сравнения доходности данной фирмы со средней доходностью рынка в целом.