Монополизм: сущность, причины, этапы развития и краткая их хар-ка
Монополия
До сер. 19 века в нац-ых экономиках сущ-ла совершенная (относительно свободная конкуренция – рынок св. конкуренции). На отраслевых рынках нах-сь так много продавцов, как и много покупателей однородной, практически одинаковой продукции, при этом масштаб пр-ва каждого производителя (продавца) был настолько мал, что он не мог повлиять уст-ие рыночной цены на д. тип продукции. При совершенной конкуренции капиталы могли свободно входить в д. отрасль и выходить из неё.
Со 2-й пол. 18 в. нач-ся возникновение крупных предприятий и их объединение, что привело к увеличению их доли на отраслевых рынках.
Причины появления монополии:
1. само развитие производительных сил общества
2. концентрация пр-ва, т.е. сосредоточение его всё б. крупных предпр-ях, увелич-ие числа раб силы, увелич-ея объёмов пр-ва
3. централизация капитала
Этапы развития монополии.
В.И. Ленин в своей работе «империализм как высшая стадия капитализма» выделяет 3 этапа:
1.рынок совершенной конкуренции до 1825г (до 1-ого мир. кризиса перепроиз-ва). Проявляются признаки зарождения монополии.
2.до сер 50-60гг 19в. появл. крупные монополии. Однако они пока ещё не занимают доминирующего положения
3.конец 19- нач 20- вв. Капитализм перешёл в новую стадию, империализм. Крупные монополии занимают доминир. Положение в эк-ке страны
После 2-о мир войны (50-60гг) нов становление развитие капитализма: появления транснац. корпораций и междунар. монополий. Капитал «перерос» нац. границы.
Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – некот объединение ряда предпр-ий различных сфер нар хоз-ва, занимающ. Доминир. позиции в производ-ве и реализации одного или многих видов продукции.
Монополия характеризуется сл. факторами:
1.монополист является единственным производителем данного товара;
2.продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;
3.проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска пр-ва;
4.степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен).
Формы.
1 формой капиталистического мон-ого объед-ия предств. пулы, ринги, корнеры, конвенции. Эти формы представляли собой временные соглашения м-у предприятиями обычно одной отрасли, создаваемые в целях поддержания какого-либо уровня цен, объёмов пр-ва и дележа сообща полученной прибыли.
Например, корнер – способ, придуманный еще в ХVI веке. Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке о временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники «ринга» получают повышенный доход.
Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такие более высокие формы монополистических объединений как :
1. Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме производства, ценах, рынках сбыта. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям. Хар-ая особенность: картель не огранич-л полностью производственную и снабженческо-сбытовую ф-ию участников картеля. Добиться усиления собств. могущества каждый из уч-ов картеля мог за счёт пр-ва нерегламентированных картельных соглашений продукции.
Наиб широко картели представлены в Германии.
2. Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой. Наиб широко представл в России и Франции. Предприятия, вхот в синдикат могли усиливать своё могущество на рынке за счёт пр-ва и реализации продукции, нерегламентированной соглашением о синдекате.
3. Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Иными словами, они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста
+
4. Концерн. Явл-ся высшей формой монополистического объединения. Объед-т предприятия различных, но взаимосвяз отраслей экономики (торговли, транспорта, сферы услуг, финансов и т.д.) Осн причина возникновения концерна – межотраслевая конкуренция. Концерн специализирует св. предприятия, используя комбинирование и диверсификацию пр-ва. Наиб распространены – в Японии.
5. Конгломерат – концерн особого типа, отличающия от дифференцированного концерна тем, что в нём объед-ся различные не связанные м-у собой компании многих отраслей промышленного пр-ва и других сфер экономики. Эти компании почти самостоятельны, они контролируются штаб-квартирой когломерата только по узкому кругу финансовых вопросов.
6.Консоциум – объед-е монополий для решения каких-либо стратегических проблем. Пример – проникновение и завоевание рынка других стран. Такая форма носит, как правило, неустойчивый хар-р
7. Междунар. монополии (олигополии). Могут основываться либо на капитале одной страны (транснациональные корпорации ТНК), либо на капитале населения многих стран (многонациональные корпорации)
Существуют разные типы монополий, которые можно классифицировать на три основных:
1. естественная,
Основными признаками естественной монополии являются следующие:
· Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.
· Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции вряд ли может окупиться.
· Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. К таким товарам относится, например, электроэнергия.
· Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.
Существуют два типа естественных монополий:
а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба. Например, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры.
С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.
Административная
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным, министерствам, гос комитетам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
3. экономическая
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.