Этапы эволюции рынка и их хар-ка

Становление простейшей формы внутреннего рынка, относится к самой ранней стадии становления товарного хозяйства, основанного на разделении труда. Этот тип общения практиковался уже в Помпеях. Собственные рынки имели Древняя Греция, Китай, Египет, Вавилон, Эфиопия. С возникновением денег между продавцом и покупателем встает посредник - купец, который оказывает услуги по продаже товаров, а также меняла, который одалживает на это деньги.

Происходит специализация рынков. Появляются национальные рынки товаров, в которых розничные рынки отделились от оптовых, рынки труда, рынки капитала часть которых уже ориентировалась на иностранных покупателей. Одной из разновидностей рынка труда была работорговля. Известными рынками, куда приезжали за «живым товаром» не только местные, но и заморские рабовладельцы, были Афины, Рим, Лион и др.

С XVI до середины XVIII века мануфактура, основанная на разделении труда, создавала условия для более масштабного производства товаров. Для такого производства на городских рынках и ярмарках становилось мало места. Постепенно они расширялись до региональных, государственных, межгосударственных и мировых. Международные рынки, представлявшие собой ту часть национальных рынков, которая была непосредственно связана с зарубежными рынками, возникли в Европе, на Ближнем Востоке, на Дальнем Востоке. Промышленность была тесно связана с национальными рынками. Великие географические открытия повлекли за собой активное развитие вывоза товаров во вновь открытые земли и стали важным фактором развития капитализма в Европе.

Узкая ремесленно – мануфактурная база перестала отвечать рыночным потребностям, и под давлением спроса в первой половине XIX века возникла крупная фабрично-заводская индустрия, продукция которой уже не могла сбываться только на внутреннем рынке, ей требовался всемирный сбыт. Так в эпоху первоначального накопления капитала произошло стягивание, перерастание локальных центров межгосударственной торговли в единый мировой рынок. Его окончательное формирование завершилось к рубежу XIX-XX веков, когда товарное производство в ведущих странах достигло высокого уровня развития. Эволюция рынка по схеме «внутренний рынок – национальный рынок – международный рынок – мировой рынок».

Этапы:

I. Охватывает период классического капитализма, основанного на индив собственности при преобладании индив частных предприятий. Его регулирование осуществлялось в основном с помощью стихийной конкуренции. На рубеже XIX-XXвв. частная предприн-ая модель рынка начала серьезно изменяться: 1) появились новые крупные монополистические объединения; 2) в экономическую систему вносятся элементы организации и планирования.

II. Под влиянием кризиса 1929-1933 гг., после военной разрухи началась новая стадия развития рынка. Ее суть – значительное усиление экономической и социальной роли государства. Однако этот процесс носил скачковый характер. В результате 50-60 гг XXвв были заложены правовые основы цивилизованного рынка. В итоге в наиболее развитых странах сложился эффективный тип рыночного хозяйства с высокой долей общественного сектора, с активной экономической политикой государства.

III. В 70-н90гг XXв происходит переосмысление роли государства в экономике, целей и методов экономической политики государства. Широкие масштабы принимает приватизация, дерегулирование, дерегламентация, децентрализация большинства сфер хозяйственной жизни. Произошел так называемый консервативный сдвиг в экономической политике.

IV. сер 90-х гг. – наше время. Этот период характеризуется интегральными процессами, интегр связями между различными государствами и частным бизнесом. Причина этому – глобальный процент проблем, стоящих перед человечеством: голод, войны, изменение климата, и др. Самостоятельно эти проблемы нельзя решить в рамках отдельно взятого государства.

Рыночная экономика
Начало XXв. Середина XXв. Начало XXIв.
1) Саморегулирование 2) Доминирование капитала 3) Частная собственность 4) Экономическое обособление 5) Разрушительные экономические кризисы   1) Либерализм 2) Идея регулирования 3) Социальное партнерство 4) Экономическая интеграция 5) Открытость 6) Милитаризация экономики 1) Регулирование 2) Социальная ориентация 3) Экономическое самоуправление 4) Равенство факторов производства 5) Социальное партнерство 6) Дифференциация частной собственности 7) Смешанный характер национальной экономики 8) Интеграция  

Таблица «Эволюция экономической системы рыночного типа» из Лемешевского 2007г, стр. 237.

Принципы и ф-ии рынка

Принципы
1. максимальная свобода экономических субъектов и свобода передвижения материальных, финансовых и трудовых ресурсов
2. полная ответственность субъектов рынка за результаты своей деятельности
3. равноправие всех форм собственности и предпринимательской деятельности
4. конкуренция как основа здорового функционирования хозяйствующей системы
5. свободное ценообразование, причем государственный контроль за ценами осуществляется только в ограниченной сфере
6. распространение рыночных отношений но все сферы хозяйствующей системы
7. открытость экономики, т.е. функционируют на равных условиях как отечественные, так и зарубежные предприниматели
8. высокая степень социальной защищенности: предоставление всем гражданам своим трудом обеспечить себе достойную жизнь, поддержание нетрудоспособных членов общества
9. исключение тотального вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов
Функции рынка:

1) Установление пропорций обмена, или ценностных эквивалентов, для товаров, попадающих в сферу обмена.

Рыночная цена = взаимодействие цены предложения (полные издержки производства) + цена спроса (ценность для потребителя).

2) Согласование структуры и объёма производства с учётом складывающихся потребностей, выведение своеобразного баланса спроса и предложения, обеспечение при этом динамичной пропорциональности и гибкости национального производства.

3) Экономическое стимулирование хозяйствующих субъектов, их ориентация на обеспечение максимального экономического эффекта и результативности производства,

4) Селекция хозяйствующих субъектов и отбор наиболее устойчивых и перспективных экономических клеток национального производства; выполнение «санитарной» роли по сворачиванию устарелых и неэффективных видов производств.

5) Переток экономических ресурсов и их закрепление в наиболее перспективных отраслях национальной экономики (перелив капитала).

6) Информационное обеспечение хозяйствующих субъектов, формирование для современной экономической системы своеобразного информационного поля (коммуникативная функция).

7) Саморегулирование товарного производства:

1Д (спрос)=1S(предложение)=1Р (цена)

8). стимулирование производства: при снижении цены сокращается не только само производство, но и осуществляется поиск снижения издержек, т.е. поиск лучшей технологии и организации производства

9) регулирование общественного воспроизводства через установление основных пропорций в народном хозяйстве посредством перелива капитала из одной отрасли в другую

10) функция воспроизводства. Работники приобретают для своей жизнедеятельности необходимые товары и услуги, факторы производства

11) информационная функция. Реализуется в ценах, которые во многом определяют поведение рыночных субъектов

12) стимулирование активной деятельности хозяйствующих субъектов через конкурентный процесс, полученные доходы и общественное признание трудовой деятельности. Через нее осуществляется преодоление иждивенчества, уравниловки и бесхозяйственности

13) реализация экономических интересов граждан через свободу экономической деятельности. Работник не привязан к какой-либо сфере деятельности и всегда может изменить ее

14) санация общественного производства: избавление от экономически не жизнеспособных структур. Посредством этого происходит дифференциации товаропроизводителя

Наши рекомендации