Товар и его св-ва. Понятие о конкретном и об абстрактном труде.
Товар и его свойства.
Важнейшей категорией товарного производства является товар. Товар-это продукт труда, удовлетворяющий потребности и предназначенный для обмена. Товар имеет два свойства: 1) потребительная стоимость 2) стоимость.
Потребительная стоимость- это способность продукта труда удовлетворять какие-либо потребности человека, его полезность. Потр. стоимость не всегда явл. Свойством товара. Продукт может обладать полезностью, но товаром может не являться. Потр. стоимость как свойство товара во-первых должна удовлетворять не личные, а общественные потребности, во-вторых должна поступать в потребление через обмен.
Стоимость товара- это внутреннее свойство товара. Стоимость определяется затратами труда, воплощёнными в товаре. Проявляется стоимость в процессе обмена через меновую стоимость.
Меновая стоимость- это количественное соотношение в кот. один товар приравнивается к другому. Товары обмениваются друг на друга в силу того, что они содержат то общее, что делает их соизмеримыми. Таким общим явл. Труд затраченный на производство товара. Двойственность товара определяется двойственным характером труда, воплощённого в товаре труд с одной стороны выступает как труд конкретный, а с другой стороны как труд абстрактный. Конкретный труд характеризует целесообразную деятельность человека, результатом которой явл. произ-во какой-либо потребит. стоимости. Абстрактный труд есть труд вообще в физиологическом смысле слова как затрата энергии мозга, мускулов, нервов. Абстрактный трудом создаётся стоимость товара.
Основным противоречием простого товарного произ-ва явл. Противоречие между общественным хар-ом произ-ва обусловленным обществ. разделением труда и частной формой присвоения. Каждый товаропр-ль затрачивает на произ-во товара свой индивидуальный труд который определяет индивид. Стоимость товара. Однако на рынке формируется общественная стоимость товара и товары продаются не по индивидуальной стоимости а величина стоимости на рынке формируется как средняя величина в основе кот. лежат общественно необходимые затраты труда определяются общественно необходимым рабочим временем кот. измеряется при среднем уровне пр-ности с интенсивности труда, средним уровнем техники. Сл., величина стоимости товара есть средне взвешенные затраты общественного и абстрактного труда на единицу потребит. стоимости.
Факторы оказывающие влияние на величину стоимости товара: 1. Количество труда 2. Производительность труда 3. Интенсивность труда 4. Сложность труда
Основные положения маржиналистской теории предельной полезности (не трудовой теории стоимости):
1. Полезность определяется субъективно психологической оценкой людей
2. все блага подразделяются на две группы: а) имеющиеся в безграничном количестве: воздух, морская вода. Люди не считают их полезными и не оплачивают их стоимость. Б) относительно редкие и обладающие стоимостью в) человек располагает в своей потребности в порядке понижения степени их важности. При этом стоимость зависит от степени важности товара и от степени насыщения потребности. В эк. Жизни общества действует закон убывающей полезности. Суть закона сост. В том, что каждая последующая еденица товара на рынке представляет для каждого потребителя всё меньшую и меньшую полезность, т. к. их общее количество способствует всё большему удовлетворению потребностей. На рынке стоимость(ценность) товара определяется как считают маржиналисты предельной полезностью.
Предельная полезность- это полезность удовлетворяющая наименее настоятельную потребность (полезность конечного товара). Теория трудовой стоимости и теория предельной полезности рассматриваются как два отдельных направления , каждое из которых подчёркивает какое-то определённое свойство товара. Эти два направления как считают ряд учёных следует не противопоставлять, а соединять друг с другом, т.к. величина стоимости товара определяется с одной стороны затратами труда воплощёнными в товаре, а с другой стороны следует учитывать полезность товара со стороны потребителей.
Деньги: сущ-сть, происхождение, ф-ии. Закон денежного обращения.
Сущностьи ф-ии денег
В эк. лит-ре рассм. 2 концепции происх. денег: рационалистическая, эволюционная.
Первая теория впервые была изложена Аристотелем, кот. писал, что для осуществления обмена должна сущ. какая-то единица измерения, причем основанная на условности. Вторая теория изложена в «Капитале» Маркса. Согласно ей деньги возникли в рез-те процесса обмена и формирования стоимостей.
В результате процесса обмена в роли денег стали выступать благородные металлы (золото, серебро) в силу из физ-хим св-в: антикоррозионны, портативны, транспортабельны, содержат большое кол-во труда.
Деньги – это особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента.
1.открытия китайцами бумажных денег, они стали проникать и в Европу. Бумажные деньги функц-ли в течение длит времени,
Ф-ии:
1. Мера стоимости. Деньги выступают мерой стоимости. Общество считает удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей разнообразных благ и ресурсов. Благодаря денежной системе нам не надо выражать цену каждого продукта через все другие продукты, на которые он мог бы быть обменен; мы не должны выражать стоимость скота через зерно , цветные карандаши , сигары , автомобили и т. д. Использование денег в качестве общего знаменателя означает, что цену любого продукта достаточно выразить только через денежную единицу. Такое использование денег позволяет участникам сделки легко сравнивать относительную ценность различных товаров и ресурсов. Подобные сравнения облегчают принятие рациональных решений. В качестве меры стоимости деньги используются и в сделках с будущими платежами.
2. Средство платежа. Деньги выступают как средство платежа. Эта функция денег проявляется прежде всего в обслуживании платежей вне сферы товарооборота. Это налоги, социальные выплаты, проценты за кредит. Деньги легко принимаются в качестве средства платежа. Это удобное, на мой взгляд, социальное изобретение , позволяющее платить владельцам ресурсов и производителям “товаром” ( деньгами ), который может быть использован для покупки любого из всего набора товаров и услуг, имеющихся на рынке.
3. Средство обращения. Деньги выступают как средство обращения обслуживания товарооборота. Во-первых и прежде всего деньги являются сегодня средством обращения, деньги можно использовать при покупке и продаже товаров и услуг. Как средство обмена деньги позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена. И , представляя удобный способ обмена товарами , деньги позволяют обществу воспользоваться плодами географической специализации и разделения труда между людьми.
4. Средство накопления ( сбережения ). Деньги служат средством сбережения. Поскольку деньги наиболее ликвидное имущество, они являются наиболее удобной формой хранения богатства. Владение деньгами за редким исключением не приносит денежного дохода, который извлекается при хранении богатства , например , в форме недвижимого имущества ( собственности ) или ценных бумаг ( акций , облигаций и т. д. ) . Однако деньги имеют то преимущество, что они могут быть безотлагательно использованы фирмой или домашним хозяйством для любого финансового обязательства.
5. Мировые деньги . Функция “ мировые деньги “ - это деньги в системе международных экономических отношений.
В нач. 70-хз гг XX в деньги утратили связь с золотом. Деньги сейчас обращаются как абсолютно ликвидное средство обмена. Важнейшим условием обращения денег и покупательной способности явл. их соразмерность с товарооборотом или стоимостью товаров, предложенных к реализации. Это требование выражает закон денежного обращения(Закон денежного обращения был сформулирован К.Марксом в его фундаментальном труде "Капитал"): , М - количество денежных знаков, необходимое в данный момент для обращения; Ц - сумма цен товаров, подлежащих реализации; В - сумма цен товаров, платежи по которым выходят за рамки данного периода; П- сумма цен товаров, проданных в прошлые периоды, сроки платежей по которым наступили; ВП- сумма взаимопогашенных платежей; V - скорость оборота денежной единицы.
В наиболее общем виде этот закон получил название закона Фишера и зависимость м/у денежной и товарной массой выражена Фишером в следующей форме: М=PQ/V, М – кол-во денег в обращении, Р – цена товара,Q–кол-во товара, V – скорость оборота.
– инфляция.
Пример. В течение года в стране продается 10 млрд.еиниц товара (Q) по цене 500 руб. за единицу (P). Скорость обращения денег равна 5 оборотам в год (V). Определить необходимую денежную массу (M). М = (10 . 500)/5 = 1 000 млдр.руб.
Уравнение Фишера показывает, что, если цены на товары в стране ростут, то необходимо увеличивать массу денег в обращении. В противном случае возникнет дифицит денег. Такая ситуация имела место в России в первой половине 1992 года, когда в результате либерализации цен, они резко подскочили, а государство не успело привести в соответствие с ними денежную массу . В этой ситуации власти вынуждены вводить более крупные купюры.
Опредление денежной массы - непростое дело. Проблема состоит в том, что в современной экономике различные виды финансовых активов одновременно в той или иной степени выполняют различные функции денег (денежные агрегаты). Так Центральный банк США, называемый Федеральным резервным банком, расчитывает объем денежной массы и публикует результаты расчета в разрезе двух показателей М1 и М2.
М1предназначен для измерения объема фактических средств обращения, то есть денежной массы в узком смысле слова.
При помощи М2 ( денежная масса в широком смысле слова) пытаются измерить запас высоколиквидного имущества (активов), которым владеет население
Современная денежная система включает в себя 2 важнейших компонента: 1). Неразменные гос. банкноты и беллоную монету 2). Депозиты до востребования или текущие счета в нац. кредитной системе.
Новым моментом в движении депозитных денег явл. переход от традиционных форм к совершению безналичных платежей в системе расчетов с помощью ЭВМ, т.е. электронных денег