Тема: Производственные мощности и производственная программа

Производственная программа-запланированный выпуск продукции определенного назначения номенклатуры и качества. Производственная программа разрабатывается на основе плана маркетинга в натуральных и стоимостных единицах измерения. В качестве натуральных единиц может быть использована любая единица (длина, площадь, объем и т.д.) в соответствии с отраслевой принадлежностью предприятия. Производственная программа об основывается производственными мощностями предприятия. В качестве стоимостных единиц измерения в производственной программе используются показатели: валовая продукция(ВП), товарная продукция, реализованная продукция.

Валовая продукция- стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за исследуемый период времени. ВП=

1 способ: ВП= Во(валовой оборот)- Вво(внутризаводской оборот)

Валовой оборот предприятия- стоимость всего объема продукции за определенный период времени, независимо от того использовалась ли эта продукция внутри предприятия либо за его пределами.

Внутризаводской оборот- стоимость продукции , которая вырабатывается одними цехами и потребляется другими внутри данного предприятия.

2 способ: ВП= Тп(товарная продукция) - НЗПн.г.(незавершенная продукция)+ НЗПк.г.

Товарная продукция- вся продукция произведенная для реализации отгружённая, но может быть неоплаченная + продукция на складе готовая для реализации(товар)

Реализованная продукция-это та продукция в счет которой на расчетный счет и иные счета предприятия поступили денежные средства в любом измерении.

Номенклатура продукции- перечень или наименование изделий, работ, либо услуг.

Ассортимент- разновидность этих изделий по : типам, видам, сортам, размеру в разрезе номенклатуры.

Последовательность разработки производственной программы:

1)Определяется номенклатура и ассортимент продукции; объем ее поставок в натуральном выражении по договорам;

2)Определяется план поставок продукции в натуральном выражении по потребителям;

3)Определяется изменение остатков не реализованной продукции на начало и конец планируемого периода;

4)Определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении с распределением внутри планируемого периода (либо поквартальная или помесячная);

5)Объемы производства обосновываются балансами производственных мощностей;

6)Рассчитываются стоимостные показатели производственной программы;

7)Составляется график отгрузки продукции в соответствии с договорами заказчиков;

8)Программа планируется по основным цехам предприятия и увязывается со вспомогательными и обслуживающими службами; (строительный, инструментальный, транспортный и т.д. Цех)

Производственная мощность- это максимально возможный выпуск продукции при определенных условиях: технические, технологические, организационные и социальные.

Фактический выпуск продукции можем взять по данным форма1-П. А проектную- по паспорту предприятия.

Производственная мощность цехов, либо участков определяется: по мощности технологического оборудования. Которые оснащены однотипным оборудованием определяется методом прямого счета путем умножения часовой производительности оборудования на количество единиц оборудования и на фонд рабочего времени.

Производственная мощность цехов массового и крупносерийного производства определяется путем отнесения планового , эффективного фонда времени работы конвейера к такту схода готовых изделий с конвейера.

Основными факторами определяющими производственную мощность являются:

1)качество исходного сырья и мат. ресурсов

2)производительность основных фондов

3)степень использования фонда рабочего времени

4)Уровень квалификации работающего персонала

Основными факторами, определяющими производственную мощность:

1)в добывающих отраслях явл. разведанность шахтного поля или промышленные запасы шахтного поля( они должны быть обеспечены на 70-80 лет

2)в обрабатывающих отраслях- определяется мощностью основных(ведущих) цехов

3)в отраслях перерабатывающих сырье, радиусом сырьевой зоны.

Производственные мощности рассчитываются на начало периода- входная, на конец периода- выходная производственная общность

Среднегодовая производственная мощность- рассчитывается по методике средне годовой стоимости основных фондов с учетом их движения. Основным показателем, характеризующим использование производственных мощностей является коэф.использования произв.мощности : Кпм= Вф/ ПМпр.(плановая, расчетная)

20.02.12

Тема : Планирование на предприятиях

1)Основы планирования.

2)Бизнесс планирования, как особая форма планирования на предприятии.

Основы планирования.

Эффективная работа предприятий во многом определяется на сколько реальны перспективы развития предприятия. В рыночных условиях предприятие самостоятельно формируют свои планы, исходя из своих собственных ресурсов и на основе прямых договоров между потребителями и производителями продукции. В основе разработки планов предприятия лежат :

а) нормы и нормативы

б) система показателей

Норма-это абсолютный размер (максимально допустимый) расходования мат.ресурсов на единицу продукции.

Норматив-относительная величина, который характеризует степень использования предметов и орудий труда и их расходование на единицу площади, на единицу величины, например: веса и объема. Получается Норматив путем соотношения двух абсолютных величин, например: уровень фондоотдачи, или рентабельности.

Нормыдолжны быть прогрессивными и разработаны с учетом достижения НТП.

В качестве показателей, используемых в планах могут быть : количественные показатели- это как правило абсолютные величины, например: валовая продукция, товарная или реализованная продукция.

Показатели могут быть качественными - это как правило относительные величины, характеризующие эффективность производства, например: рентабельность.

Показатели могут быть объемные- это абсолютные величины в целом, например: по процессу, по предприятию, либо по производственной единицы, например: объем добычи по шахте, в том числе: механизированным способом.

Могут использоваться средние показатели, или удельные - показатели, получаемые в сравнении двух удельных величин, например: средняя з/п по предприятию, средние издержки по предприятию, либо удельные капитальные вложения.

Все планы классифицируются по следующим принципам:

1) по времени их реализации:

2)

1)оперативно календарные(месячные планы)

3)Средне-срочные, как правило на год

4)Долго срочные

5)Стратегические планы- планы более трех лет

2) по функциональному назначению планов:

1)производственный (план производства)

2)коммерческие планы (снабжение и сбыт)

3)инвестиционные планы (план внедрения новой техники)

4)план по труду и з/п

5)финансовый план

3) по видам (уровням) управления:

1)общефирменный план

2)цеховый

3)планы работы бригад

4) по видам изделий:

1)планы на освоенную продукцию

2)план, находящийся в процессе освоения

Количество показателей в планах растет, начиная от цеха предприятия и уровня выше.

В оперативно-календарных планах указываются показатели:

- обеспеченность каждого рабочего места мат.ресурсами, инструментами, оборудованием, вывоз готовой продукции с рабочего места.

в планах участков или цехов, как правило указывается подетальная номенклатура производства, качество продукции по показателям, численность персонала, производительность труда, фонд з/п цеха или участка и нормы расхода мат.ресурсов.

Основными показателями в планах предприятия являются: объем продаж или выручка от реализации, прибыль от реализации, чистая прибыль, которая должна остаться на предприятии; общий фонд з/п, в том числе по категориям; общий объем инвестиций и план по новой технике.

В современных условиях нет единого плана развития предприятия, а есть отдельные виды планов:

- производственная программа

- план по маркетингу

- план по научным исследованиям и разработкам

- план инвестиций и капитального строительства

- план по ВЭД

- план по труду и з/п

- план по издержкам производства

- план по охране окружающей среды

Бизнес

Бизнес планы разрабатываются в следующих случаях:

1)на новую продукцию, на техническое перевооружение и реконструкцию

2)На привлечение дополнительных инвестиций на предприятиях

3)На создание совместных и международных предприятий

Структура бизнес плана включает следующих разделы:

1)резюме

2)характеристика предприятия

3)характеристика объекта бизнеса и его конкурентные преимущества

4)план маркетинга

5)анализ финансового состояния предприятия (при разработке плана финансового оздоровления)

6)план производства

7)финансовый план

8)анализ рисков

9)организационно-правовая форма предприятия

Резюме:

Пишется в последнюю очередь, но представляется первым листом. Объем работ по резюме- 0,5-1 страница. Объект бизнеса, предмет деятельности, перечислить основных конкурентов, необходимый объем инвестиций, источники их финансирования, если заемные, то график гашения затрат должен быть предаставлен, срок окупаемости, сколько создаем дополнительных рабочих мест, сумма налогов, поступающих в местный бюджет, прибыль от реализации, точка безубыточности (порог рентабельности)

Характеристика предприятия:

-Из устава предприятия (1 лист), либо паспорт предприятия ( полное наименование предприятия, дату регистрации, все реквизиты предприятия: почтовые, телеграфные и банковские реквизиты.

Характеристика объекта бизнеса:

- технология

- указываем всех конкурентов, которые могут встать на пути, и свои преимущества по качеству и цене

- план маркетинга (должны определить объем продаж, на основе конкурентных преимуществ, указать долю рынка, приходящаяся на наш объект бизнеса, реклама - фирменная и продуктовая и разработать формы стимулирования продаж.

Анализ хозяйственной деятельности:

- проводится по данным бухгалтерского баланса за последние 2 года, а если предприятие работает год, то за год с поквартальной разбивкой.

Методами анализа финансового состояния являются:

- Вертикальный анализ, т.е. Определяем долю активов и пассивов в имуществе предприятия

- Горизонтальный анализ- т.е. Рассчитываем темпы изменения всех показателей в динамике

- Трендовый анализ- прогноз развития экономических явлений во времени

Анализируются показатели ликвидности баланса: т.е. Возможности погашения обязательств предприятия за счет его активов, в анализе рассчитываются показатели типа финансового состояния: определяются стадии кризиса и банкротства- явного или реального, временного, умышленного или преднамеренного и фиктивного банкротства по моделям:

- американская модель - Z 2

- Эдварда Альтмана (!!!)

- по модели Лиса

- по модели Таффлера

- по модели Бивера

Производственный план состоит из следующих частей:

1)производственная программа

2)Из разработки потребностей в основных фондах и оборотных средствах

3)Из разработки сметы затраты производства

4)Разработка организационного плана

5)Расчет численности персонала и фонда оплаты труда

6)Фонд оплаты труда

Наши рекомендации