Методы оценки инновационных проектов
.1 Срок окупаемости инвестиций - подсчет числа лет, в теч кот И будут погашены за счет получаемого дохода (чистых денежных поступлений).
Если денежные доходы (прибыль) поступают по годам неравномерно, то срок окупаемости равен периоду времени (числу лет), за кот суммарные чистые денежные поступления (кумулятивный доход) превысят величину инвестиций.
.2 Коэффициент эф-ти И рассч путем деления среднегодовой прибыли на средн величину И. В расчет принимается среднегодовая чистая прибыль (балансовая прибыль за вычетом отч в бюджет). Средняя величина инвестиций выводится делением исходной величины инвестиций на два.
К преим-ам дан метода отн-ся простота и наглядность расчета, возм-ть сравнения альтернативных проектов по одному показателю. Недостатки - он не учитывает временной составляющей прибыли.
3 Чистая текущая стоимость. Накопленную величину дисконтированных доходов следует сравнивать с величиной инвестиций. Общая накопленная величина дисконтированных доходов за n лет будет равна сумме соответствующих дисконтированных платежей: Разность между общей накопленной величиной дисконтированных доходов и первоначальными И составляет чистую текущую стоимость (чистый приведенный эффект):
.4 Рентабельность инвестиций. Применение этого метода позволяет рассчитывать и сравнивать не только абсолютн пок-ли (чистую текущую стоимость), но и относ показатели, к кот относится рентабельность инвестиций.
.5 Метод перечня критериев - рассматривается соответствие проекта каждому из установленных критериев и по каждому критерию дается оценка проекту. Метод позволяет увидеть все достоинства и недостатки проекта и гарантирует, что ни один из критериев, которые необходимо принять во внимание не будет забыт, даже если возникнут трудности с первоначальной оценкой.
Оценка эффективности инвестиционного проекта с учетом фактора времени: методы, показатели.
Эта оценка учитывает уменьшение реальной стоимости денежных средств из-за инфляции и потерю стоимости из-за не вложения этих средств в банк под проценты. Для учета уменьшения реальной стоимости средств с течением времени потоки денежной наличности дисконтируются, то есть величина будущих доходов и расходов приводится к сегодняшнему дню. Дисконтирование осуществляется с помощью коэффициента дисконтирования, или дисконта.
Дисконт – это коэффициент увеличения или уменьшения стоимости, зависящий от процентной ставки по кредитам.
Коэффициент дисконтирования определяется на каждый год реализации инвестиционного проекта по формуле
Чистая дисконтированная стоимость — это разница между текущей, дисконтированной на базе расчетной ставки процента, стоимостью поступлений от инвестиций и величиной капиталовложений.
Модель дисконтированной стоимости позволяет определить, какой объем финансовых вложений намерен сделать инвестор для получения определенного денежного потока через заданный срок. Дисконтированная стоимость будущего потока платежей является функцией:
- инфляции,
- срока, через который ожидается будущий поток платежей,
- риска, связанного с данным будущим потоком платежей,
- стоимости денег с учетом фактора времени
других факторов.
Инновации: понятие, виды.
Инновации– это вновь созданный материал, продукция или технология впервые внедряемые в производство, другими словами – это качественное изменение производства, которые могут относится к технике, технологии, форма организационного производства и управления.
Инновационная деятельность охватывает процесс возникновения идеи, ее разработку, использование результатов в производстве, управление этим процессом, предпринимательство, выход на рынок и достижение коммерческого успеха.
Различие понятий «научно-техническая разработка» и «инновация» заключается в том, что научно-техническая разработка заканчивается разработкой комплекта документации и созданием опытного образца, а инновация имеет круг потребителей.
По содержанию инновации делятся на:
· производственные (новые виды оборудования, сырья, материалов)
· управленческие (новые методы организации производства, управления, продвижения товара на рынок)
· информационные (новые способы сбора, обработки и передачи информации)
· социальные (охватывают изменения условий труда, быта, экологии)
По уровню новизны инновации делятся на продукцию, изготовленную на основе: высоких технологий, продвинутых технологий, технологий среднего уровня, технологий низкого уровня.
По месту использования выделяются инновации: в производственной сфере (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве), в непроизводственной сфере (образование, наука).
По масштабам применения (единичные и массовые)
По уровню новизны – базисные инновации (позволяют сформировать новое поколение техники), улучшающие (изобретения, позволяющие поддерживать стабильность экономического развития), псевдоинновации ( «косметическое» улучшение продукции)
В зависимости от этапа инновационного процесса инновации могут выступать в виде ноу-хау, патента, комплекта документации, новой продукции.
Каждая инновация проходит жизненный цикл, который охватывает следующие фазы: выход на рынок, рост, зрелость, упадок, уход с рынка.
61.Характеристика инновационного процесса, содержание его этапов.
Инновационная деятельность может состоять из разных этапов, которые взаимосвязаны и обеспечивают эффективность инновационного процесса.
Идея => НИР => ОКР => Опытное производство => Освоение => Производство => Рынок
На стадии научно-исследовательских работ (НИР) исследуются возможности реализации возникшей идеи, разрабатываются методические подходы к оценке возможностей создания нового продукта (технологии). Если получены положительные результаты, то на их основе осуществляются опытно-конструкторские работы (ОКР) – разрабатывается конструкторская документация и создается опытный образец, который проходит опытные испытания (опытное производство). Если испытания проходят успешно, начинается производство новой продукции.
Инновационная деятельность характеризуется следующими отличительными чертами - повышенным риском, цикличностью развития, тесной взаимосвязью уровня новизны продукции и эффективности использования ресурсов, специальными моделями продвижения нового продукта на рынок.
Важной чертой является взаимосвязь уровня новизны продукции и эффективности использования ресурсов.
Продукция может различаться в зависимости от уровня новизны применяемых технологий: (продукция, производимая без использования научно-технических разработок, продукция на основе технологий низкого уровня, продукция на основе технологий среднего уровня, на основе продвинутых технологий, на основе высоких технологий).
При формировании программы выпуска изделий необходимо стремиться к увеличению доли продукции, производимой на основе технологий высокого или продвинутого уровня.