Приватизация муниципальной собственности
Приватизация муниципальной собственности является одним из наиболее важных
элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местного
самоуправления в условиях рыночной экономики. Пункт 4 статьи 29 Федерального
закона «Об общих принципах.» гласит, что порядок и условия приватизации
муниципальной собственности определяются населением непосредственно или
представительными органами муниципального образования. Доходы от приватизации
муниципальной собственности в полном объеме поступают в местный бюджет.
Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 123-ФЗ «О приватизации
государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества
в Российской Федерации» определяет основные способы приватизации
муниципального имущества:
1) продажа муниципального имущества на аукционе, в том числе акций
созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на
специализированном аукционе;
2) продажа муниципального имущества на коммерческом конкурсе с
инвестиционными и (или) социальными условиями;
3) продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых
акционерных обществ их работниками;
4) выкуп арендованного муниципального имущества;
5) преобразование муниципальных унитарных предприятий в открытые
акционерные общества, 100% акций которых находятся в муниципальной
собственности;
6) внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы
хозяйственных обществ;
7) отчуждение находящихся в муниципальной собственности акций созданных в
процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцами муниципальных
ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.
[3]
Важнейшим документом в области приватизации муниципального имущества является
местная программа приватизации. В законе Московской области «Об общих
принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной
собственностью в Московской области» закреплено, что местные программы
приватизации могут устанавливать ограничения на приватизацию отдельных
объектов муниципальной собственности, в том числе сданных в аренду (кроме
выкупа имущества по договорам аренды с правом выкупа); перечень объектов,
намеченных к приватизации и обоснование их выбора; критерии выбора способа
приватизации объектов муниципальной собственности; дополнительные льготы при
приватизации объектов муниципальной собственности, предоставляемые
представителям определенных социальных групп и др.
Можно заключить, что возможности для создания и укрепления собственной
экономической основы у местного самоуправления имеются. Органы местного
самоуправления обязаны осуществлять контроль за полнотой и своевременностью
поступления средств от покупателей объектов приватизации, обеспечить учет
поступающих средств по каждому проданному объекту, предоставлять налоговому
органу по месту расположения сведения о поступлении средств в местный бюджет,
то есть они должны организовать процесс приватизации имущества.
Классификация объектов права муниципальной собственности может быть представлена следующим образом. Право муниципальной собственности распространяется на следующие объекты:
1. Недвижимое имущество (недвижимость):
а) земля (земельные участки);
б) объекты, неразрывно связанные с землей: водные объекты, леса и иные, неразрывно связанные с землей объекты растительного мира;
в) здания, сооружения, помещения;
г) иные недвижимые вещи, в том числе: приравненные к недвижимым вещам имущественные комплексы (предприятия) и движимые вещи (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания).
2. Движимое имущество:
а) вещи, входящие в состав основных и оборотных производственных фондов, материальных запасов (оборудование, транспортные средства, сырье, материалы и др.);
б) деньги и ценные бумаги.
3. Квази-вещи:
а) доли (паи) в уставных капиталах коммерческих юридических лиц (хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов);
б) иные имущественные права.
Право муниципальной собственности предполагает включение объекта в перечень (реестр) муниципальной собственности. Это было предусмотрено распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. № 114-рп, утвердившим Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 декабря 1993 г. органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, исходя из интересов местного населения. Решения органов местного самоуправления о включении объектов (имущества) в состав муниципальной собственности могут быть оспорены в судебном порядке.
Основанием для включения (исключения из реестра) выступают также акты органов государственной власти и управления Российской Федерации и субъекта Федерации, решения судов.
Право собственности на муниципальное недвижимое имущество, а также ограничения и обременения этого права (ипотека, аренда, арест) подлежат государственной регистрации в реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.