Приватизация муниципальной собственности

Приватизация муниципальной собственности является одним из наиболее важных

элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местного

самоуправления в условиях рыночной экономики. Пункт 4 статьи 29 Федерального

закона «Об общих принципах.» гласит, что порядок и условия приватизации

муниципальной собственности определяются населением непосредственно или

представительными органами муниципального образования. Доходы от приватизации

муниципальной собственности в полном объеме поступают в местный бюджет.

Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 123-ФЗ «О приватизации

государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества

в Российской Федерации» определяет основные способы приватизации

муниципального имущества:

1) продажа муниципального имущества на аукционе, в том числе акций

созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на

специализированном аукционе;

2) продажа муниципального имущества на коммерческом конкурсе с

инвестиционными и (или) социальными условиями;

3) продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых

акционерных обществ их работниками;

4) выкуп арендованного муниципального имущества;

5) преобразование муниципальных унитарных предприятий в открытые

акционерные общества, 100% акций которых находятся в муниципальной

собственности;

6) внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы

хозяйственных обществ;

7) отчуждение находящихся в муниципальной собственности акций созданных в

процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцами муниципальных

ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.

[3]

Важнейшим документом в области приватизации муниципального имущества является

местная программа приватизации. В законе Московской области «Об общих

принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной

собственностью в Московской области» закреплено, что местные программы

приватизации могут устанавливать ограничения на приватизацию отдельных

объектов муниципальной собственности, в том числе сданных в аренду (кроме

выкупа имущества по договорам аренды с правом выкупа); перечень объектов,

намеченных к приватизации и обоснование их выбора; критерии выбора способа

приватизации объектов муниципальной собственности; дополнительные льготы при

приватизации объектов муниципальной собственности, предоставляемые

представителям определенных социальных групп и др.

Можно заключить, что возможности для создания и укрепления собственной

экономической основы у местного самоуправления имеются. Органы местного

самоуправления обязаны осуществлять контроль за полнотой и своевременностью

поступления средств от покупателей объектов приватизации, обеспечить учет

поступающих средств по каждому проданному объекту, предоставлять налоговому

органу по месту расположения сведения о поступлении средств в местный бюджет,

то есть они должны организовать процесс приватизации имущества.

Классификация объектов права муниципальной собственности может быть представлена следующим образом. Право муниципальной собственности распространяется на следующие объекты:

1. Недвижимое имущество (недвижимость):

а) земля (земельные участки);

б) объекты, неразрывно связанные с землей: водные объекты, леса и иные, неразрывно связанные с землей объекты растительного мира;

в) здания, сооружения, помещения;

г) иные недвижимые вещи, в том числе: приравненные к недвижимым вещам имущественные комплексы (предприятия) и движимые вещи (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания).

2. Движимое имущество:

а) вещи, входящие в состав основных и оборотных производственных фондов, материальных запасов (оборудование, транспортные средства, сырье, материалы и др.);

б) деньги и ценные бумаги.

3. Квази-вещи:

а) доли (паи) в уставных капиталах коммерческих юридических лиц (хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов);

б) иные имущественные права.

Право муниципальной собственности предполагает включение объекта в перечень (реестр) муниципальной собственности. Это было предусмотрено распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. № 114-рп, утвердившим Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 декабря 1993 г. органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, исходя из интересов местного населения. Решения органов местного самоуправления о включении объектов (имущества) в состав муниципальной собственности могут быть оспорены в судебном порядке.

Основанием для включения (исключения из реестра) выступают также акты органов государственной власти и управления Российской Федерации и субъекта Федерации, решения судов.

Право собственности на муниципальное недвижимое имущество, а также ограничения и обременения этого права (ипотека, аренда, арест) подлежат государственной регистрации в реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Наши рекомендации