Рыночная власть потребителей
Внутри отрасли фирмы работают на двух типах рынков: на рынках входных ресурсов фирмы приобретают сырье, комплектующие, финансовые и человеческие ресурсы у поставщиков этих факторов производства; на рынках конечных результатов они продают свои товары и услуги покупателям (которые могут быть дистрибьюторами, потребителями или другими производителями). На обоих рынках относительная прибыльность двух участников трансак-ционной сделки зависит от относительного экономического потенциала сторон. В процессе продажи потребителям важны следующие два фактора, определяющие силу потребительского потенциала: ценовая чувствительность потребителей и относительная рыночная власть.
Ценовая чувствительность потребителей.Степень чувствительности потребителей к цене, начисляемой продавцами в отрасли, зависит от следующих четырех основных факторов:
• Чем более существенна доля приобретаемого товара в общей структуре затрат потребителя, тем более чувствительным он будет к цене, которую ему нужно за него заплатить. Производители напитков высокочувствительны к стоимости алюминиевых банок, так как они составляют значительную долю издержек в этой сфере бизнеса. В то же время большинство компаний нечувствительны, например, к стоимости аудиторских услуг так как эти затраты несоизмеримо малы по сравнению с общими расходами компании.
• Чем менее дифференцирован продукт, предлагаемый поставщиками, тем более склонны потребители переключаться на альтернативный продукт, имеющий более привлекательную цену. Производители маек, лампочек и чистых видеокассет имеют больше оснований опасаться угрозы конкурентного давления со стороны крупного супермаркета "Волмарт" (WalMart), чем производители парфюмерной продукции.
• Чем интенсивней конкуренция среди потребителей, тем сильнее их давление на своих поставщиков с целью снизить закупочную цену. По мере того как конкуренция в мировом автомобилестроении усиливается, все большее давление испытывают поставщики деталей и комплектующих со стороны своих заказчиков с требованиями снизить уцену, улучшить качество и ускорить доставку.
• Чем значительнее роль комплектующего товара/услуги отрасли в формировании качества конечного товара/услуги, тем менее чувствительны потребители к запрашиваемой за товар цене. Относительно производителей микропроцессоров ["Интел" (Intel), "Моторола" (Motorola), "Адвансед МикроДивайсиз" (Advanced Micro Devices)] потребительский потенциал производителей персональных компьютеров ограничен жизненной важностью этих компонентов для функционирования их продукта.
Относительная рыночная власть. Рыночная власть, в конечном итоге, базируется на отказе одной из сторон участвовать в сделке. Баланс сил между двумя участниками транзакционной сделки зависит от того, насколько убедительно и эффективно каждая из сторон будет осуществлять подобную угрозу. Ключевой вопрос заключается в величине издержек, которую каждая из сторон в состоянии понести от несостоявшейся сделки. Вторым по важности вопросом является умение каждой из сторон улучшать свою рыночную позицию путем умелой игры. Рыночную власть потребителей относительно продавцов определяют следующие факторы:
• Размер и концентрация потребителей относительно поставщиков. Чем меньше потребителей на рынке и чем масштабней их закупки, тем большую ценность они представляют для производителя, а значит, для него существует больший риск при потере хотя бы Одного из них. В силу своих размеров организации медицинского обеспечения могут покупать медицинские услуги в больницах и у частнопрактикующих врачей по гораздо более низким расценкам, чем это делают индивидуальные пациенты.
• Осведомленность потребителей. Чем больше информации имеют потребители о своих поставщиках, их ценах и издержках, тем легче им вести переговоры с целью получения более выгодных для себя условий. Доктора и юристы обычно не афишируют свои расценки, не делают этого и торговцы на восточных базарах. Чем меньшее представление имеет потребитель об относительных ценах на рынке, тем легче контролировать и ней-трализовывать его власть. В то же время осведомленность о цене не играет роли, если потребитель при этом не осведомлен также и о качестве продукта. На рынках парикмахерских услуг, оформления интерьеров и управленческого консультирования способность потребителей торговаться ограничена отсутствием четкого представления о качестве приобретаемого продукта.
• Способность к вертикальной интеграции. При отказе одной из сторон участвовать в сделке другая сторона вместо традиционного поиска альтернативного покупателя или поставщика может решиться на самостоятельные действия по типу "сделай сам". Крупные переработчики пищевых продуктов фирмы "Хейиц & Кампбелс Суп" (Heinz & Campbell's Soup) уменьшили свою зависимость от олигопольных поставок консервных банок путем создания собственного производства металлической тары. Крупные розничные сетевые продавцы все более активно вытесняют торговые марки производителей со своих полок, заменяя их собственными торговыми марками. При этом совсем необязательно в действительности осуществлять обратную интеграцию - достаточно лишь видимой угрозы.
На практике наблюдается тенденция к концентрации потребителей, приводящей к снижению уровня цен и прибыли в отраслях-поставщиках (16). Данные PIMS говорят о том, что с увеличением среднего размера покупки, а также доли покупок от общего количества товара прибыль фирм-поставщиков снижается (17).
Рыночная власть поставщиков
Анализ факторов, определяющих относительную власть между производителями в отдельной отрасли и их поставщиками, аналогичен анализу взаимоотношений между производителями и потребителями. Поскольку факторы, определяющие эффективность власти отраслевых поставщиков по отношению к власти отраслевых потребителей, мало чем отличаются от факторов, определяющих власть отрасли по отношению к своим потребителям, они вряд ли нуждаются в дополнительном анализе.
Такие товары широкого потребления, как природное сырье, полуфабрикаты и комплектующие, поставляются небольшими фирмами крупным производителям. Вследствие отсутствия дифференциации продукта поставщикам обычно не хватает рыночной власти для переговоров. Поэтому поставщики товаров широкого потребления, как правило, стремятся усилить свою рыночную власть за счет образования картелей (OPEC, Международная организация кофе или фермерские коммерческие кооперативы). Аналогичная логика лежит в основе образования профессиональных союзов.
Исследования PDMS на тему влияния рыночной власти поставщиков на прибыльность отрасли отражают сложность проблемы. Увеличение концентрации закупок характеризуется экономическими выгодами в раннем периоде. Впоследствии растущая концентрация среди потребителей вызывает снижение прибыли по причине растущей власти поставщиков. Власть поставщиков существенно увеличивается за счет прямой интеграции в бизнес своих потребителей. Когда фирма становится конкурентом своим же отраслевым поставщикам, возврат на инвестиции снижается на 2%. Следовательно, существование профсоюзов напрямую связано со снижением прибыльности (табл. 3).
Таблица 3 Влияние профсоюза на прибыльность
ПРОЦЕНТНОЕ СООТНОШЕНИЕ РАБОТНИКОВ, СОСТОЯЩИХ В ПРОФСОЮЗЕ
Нет | От 1 до 35% | От 35 до 60% | От 60 до 75% | Свыше 75% | |
ROI (%) | |||||
ROS (%) | 10.8 | 9.0 | 9.0 | 7.9 | 7.9 |