Прибыльность как основная цель фирмы
Добавленная стоимость, созданная фирмами, распределяется между несколькими группами экономических агентов. Потребители получают выгоду, поскольку они покупают товары и услуги по ценам ниже максимальных цен, которые они готовы заплатить. Поставщики услуг труда и других входных ресурсов имеют выгоду, поскольку они получают вознаграждения, превосходящие минимальные вознаграждения, за которые они готовы предоставлять ресурсы. Акционеры, принимающие риски, связанные с предприятием, получают прибыль, т.е. разность между полученными доходами и понесенными затратами.
Если деловое предприятие создает добавленную стоимость для всех перечисленных выше -
участников, имеющих различные интересы, естественно рассматривать фирму как организацию,
обслуживающую разнородную клиентуру. В рамках подобной многосторонней модели
фирмы деловое предприятие рассматривается как коалиция нескольких заинтересованных
сторон или претендентов, включая акционеров (чья цель - получение прибыли), высших менеджеров (чьи цели - заработная плата, льготы, престиж и власть) и наемных работников
(которые заинтересованы в достойной заработной плате, хороших условиях труда и сохранении рабочих мест). Внешние претенденты, такие, как потребители, поставщики и государство,
также имеют свои, важные для них, интересы. Расхождения в интересах наблюдаются
даже внутри одной группы претендентов. Например, менеджеры склонны отождествлять свои
интересы с интересами своего структурного подразделения или функционального отдела.
Многосторонний подход к постановке целей фирмы отражает признание того факта, что деловое предприятие является общественным институтом, обслуживающим интересы нескольких групп претендентов. В Японии и в Европе (особенно в Германии) уравновешивание интересов множества заинтересованных в корпорации групп является давней традицией. В Германии эта традиция институциолизирована в наблюдательных советах, включающих в себя представителей акционеров и наемных работников. Согласно этому подходу, главная задача высшего менеджмента заключается в согласовании интересов различных групп претендентов.
Хотя разработка стратегий, учитывающих многочисленные цели, в принципе возможна,
необходимость определения приоритетов и поиска компромиссов чрезвычайно усложняет
эту задачу. Чтобы избежать таких сложностей, мы примем реалистичное упрощающее пред
положение о том, что деловое предприятие преследует единственную доминирующую цель,
заключающуюся в максимизации прибыли. В качестве обоснования допущения, что цель
максимизации прибыли первична для фирмы, можно привести четыре довода:
1. Главным мотивом для владельцев компании является получение прибыли, поскольку прибыль определяет личные доходы этих индивидуумов. Хотя в большинстве стран, включая
Великобританию, Канаду, США, акционеры обладают ограниченным контролем над менеджерами открытых корпораций, закон обязывает директоров таких корпораций действовать в интересах своих акционеров.
2. Усиливающаяся конкуренция (особенно международная) способствует сближению интересов различных групп претендентов. Основной общий для всех них интерес заключается
в выживании фирмы, для чего необходимо, чтобы в долгосрочном периоде норма прибыли, получаемой фирмой, превосходила затраты на капитал. Несмотря на увеличение корпроративных прибылей в 1990-е годы, многие фирмы не смогли получить отдачу, покрывающие затраты на капитал. В 1994 году, отмеченном ростом прибыльности и котировок
акции на фондовых биржах США, 533 из 1000 крупнейших нефинансовых компаний, за
регистрированных на фондовых биржах США, получили чистую операционную прибыль
после уплаты налогов, меньшую, чем затраты на капитал. Можно констатировать, что по
мере обострения международной конкуренции все меньше компаний смогут позволить
себе роскошь преследовать цели, несовместимые с максимизацией прибыли. Если компания не способна в долгосрочном периоде получать отдачу, превосходящую затраты на капитал, она погибнет вследствие неспособности привлечь капитал, необходимый для возмещения активов.
3. Внешнее давление, заставляющее фирмы заботиться об увеличении прибыли и действовать в интересах акционеров, оказывается со стороны финансовых рынков. Характерной
особенностью финансового окружения корпораций в 1980-е и 1990-е годы стала активизация "рынка корпоративного контроля". Возрастание количества поглощений корпораций, многие из которых были насильственными, означает для компаний, допустивших снижение цен своих акций вследствие неспособности максимизировать прибыль, усиление угрозы быть перекупленными собственниками, способными переориентировать эти компании на максимизацию прибыли. Таким перекупщиком может стать конкурент (например, банки BankOne и Nationsbank осуществили несколько насильственных поглощений других банков США), компания, специализирующаяся в реструктуризации корпораций (такая, например, как конгломерат Tomkins) или инвестиционная группа (подобная группе Kohlberg Kravis Roberts, купившей компанию RJR Nabisco, что стало одним из- самых крупных приобретений за всю историю мирового бизнеса). Возросшее давление на высших менеджеров компаний, вынуждающее их действовать в интересах акционеров, оказывается со стороны институциональных акционеров. Особенно сильное давление на советы директоров, не способные обеспечить удовлетворительную прибыль на акционерный капитал, оказывают крупные пенсионные фонды, подобные фонду California Public Employees Retirement System.
4. Даже если не учитывать общую заинтересованность претендентов в выживании фирмы,
цель максимизации прибыли скорее согласуется с их интересами, нежели противоречит им. Для обеспечения прибыльности в долгосрочном периоде необходимы хорошее обращение с наемными работниками и развитие их потенциала, честность в отношениях с потребителями поставщиками и ответственное поведение по отношению к обществу и окружающей среде. Успехи таких компаний, как "Леви Страус" (Levi Strauss), "Маркс & —CrreHeep^Marks & Spencer), "Харлей-Дэвидсон" (Harley-Davidson) и "Сони Корпорейшн" (Sony Corporation), доказывают, что строгое следование правилам деловой этики и забота об интересах поставщиков и наемных работников вполне совместимы с долгосрочной сверхприбыльностью.
Предположение о том, что обеспечение долгосрочной прибыльности является единственной стратегической целью фирмы, существенно упрощает анализ стратегии, но не устраняет всех неопределенностей. Что должна максимизировать фирма: валовую прибыль, прибыль в процентах выручки от продаж, норму отдачи от акционерного капитала, норму отдачи от инвестированного капитала или что-то другое? Каким должен быть учетный интервал времени? Каким образом следует учитывать риски? Наконец, что такое прибыль? Должны ли мы рассматривать учетную прибыль, поток денежных средств или экономическую ренту?
ЧТО ТАКОЕ ПРИБЫЛЬНОСТЬ
Прибыль - это разность между полученными доходами и понесенными затратами, которая может быть распределена между владельцами фирмы. Если мы ставим своей целью максимизацию прибыли, мы должны иметь ясное представление о том, как следует измерять прибыль. Требование к менеджерам максимизировать прибыль имеет смысл, только если достигнуто согласие относительно того, что такое прибыль и как следует ее измерять. Неопределенность концепции прибыли становится очевидной, как только мы рассмотрим показатели, используемые для оценки прибыльности компаний. В табл. 1 приведены значения нескольких показателей прибыльности для некоторых крупных компаний. Использование различных способов измерения прибыли приводит не только к различным выводам при сравнении прибыльности различных фирм, но и к различным стратегическим выборам. Далее рассматриваются несколько вопросов, требующих ответов для устранения указанной неопределенности.
Что следует максимизировать - полную прибыль или норму прибыли? В последнем случае возможно несколько вариантов: мы можем отнести прибыль к выручке от продаж (отдача от продаж), полной стоимости активов (отдача от активов) или стоимости акционерного капитала (отдача от акционерного капитала). Любой из этих выборов может привести к ошибочным стратегическим решениям. Например, требование «максимизировать полную прибыль» может поощрять инвестиции в направления деятельности, являющиеся прибыльными, но, тем не менее, не обеспечивающими покрытие затрат на инвестированный капитал. В то же время максимизация нормы прибыли может поощрить фирму к распродаже активов, в результате чего опасно усилится зависимость фирмы от немногочисленных наиболее прибыльных направлений деятельности.
Какой интервал времени следует использовать при измерении прибыли? Какой бы показатель ни был выбран для этого, определение временного интервала имеет решающее значение. Требование "максимизировать прибыль за следующий год" может привести к совершенно иным стратегическим решениям, нежели требование "максимизировать прибыль за следующее десятилетие".
Как следует измерять прибыль? Учетная прибыль определяется в соответствии с принципами бухгалтерского учета, используемыми компанией при составлении финансовых отчётов. Следовательно, учетная прибыль зависит от правил бухгалтерского учета, принятых в стране регистрации компании. Когда в сентябре 1993 года автомобильная компания "Дэймлер-Бенц" (Daimler-Benz) регистрировалась на фондовой бирже Нью-Йорка, пересчет ее чистого дохода в соответствии с принятыми в США принципами бухгалтерского учета привел к тому, что значительная прибыль (согласно немецким принципам бухгалтерского учета) превратилась в убыток. Помимо того что объявленная прибыль компании зависит от принятых в стране регистрации правил и соглашений, касающихся учета инфляции, налогообложения, инвестиций, затрат на НИОКР, амортизации, изменений обменных курсов и чрезвычайных обстоятельств, каждая компания обладает определенной свободой в интерпретации принципов бухгалтерского учета, что также влияет на величину объявленной прибыли.