Чувство миссии: эмоциональный аспект

Чувство миссии - это испытываемая людьми эмоциональная приверженность миссии компании. Следует отметить, что даже в компаниях с сильными миссиями многие работники не испытывают сильной эмоциональной приверженности миссии. Например, нам известно, что даже в столь преуспевающей компании, как "Хьюлетт-Паккард", опрос работников показал, что большинство из них слабо верят в способности команды старших менеджеров, что свидетельствует об отсутствии чувства миссии.

Мы полагаем, что чувство миссии возникает тогда, когда ценности организации согласуются с индивидуальными ценностями работников. Поскольку ценности организации редко бывают явно сформулированными, индивидуум судит о них по принятым в компании нормам поведения. Например, если в компании действуют нормы поведения, поощряющие сотрудничество, индивидуум может заключить, что в компании взаимопомощь ценится выше, чем состязательность. Если индивидуум является коллективистом по натуре, имеет место согласие ценностей индивидуума и организации. Чем лучше политика компании согласуется с индивидуальными ценностями, тем выше вероятность формирования у индивидуума сильного чувства миссии.

Мы считаем согласование организационных и индивидуальных ценностей (проиллюстрированное на рис. 2) наиболее важной предпосылкой формирования чувства миссии, поскольку именно ценности определяют эмоциональное восприятие индивидуумом своей организации. Тем не менее согласия со стратегией организации недостаточно для формирования чувства миссии. Не редки случаи, когда группам менеджеров удается в процессе обсуждения предназначения и стратегии достичь интеллектуального согласия. Однако если это интеллектуальное согласие не трансформируется в эмоциональную приверженность, трудно ожидать от менеджеров самоотверженной работы ради реализации согласованного стратегического плана. Эмоциональная приверженность возникает тогда, когда индивидуум воспринимает ценности и нормы поведения, лежащие в основе плана, как свои собственные, благодаря чему стратегия превращается в миссию, а интеллектуальное согласие - в чувство миссии.

чувство миссии: эмоциональный аспект - student2.ru

Признание индивидуальной природы чувства миссии важно по двум причинам. Во-первых, ни одна организация, если только она не является очень маленькой, не может рассчитывать на то, что 100% ее работников обладают чувством миссии. Люди слишком разные, и индивидуальные системы ценностей слишком разнообразны, для того чтобы крупная организация могла добиться согласования своих ценностей с индивидуальными ценностями всех своих работников. Во-вторых, для формирования чувства миссии важное значение имеет тщательный отбор кандидатов при найме на работу. Ценности людей не изменяются, когда они меняют место работы. Нанимая людей с совместимыми ценностями, компания облегчает решение задачи формирования чувства миссии.

Мы уже отмечали, что даже в компаниях с сильной миссией многие работники не обладают чувством миссии. Одна из возможных причин заключается в том, что эти люди не имеют сильных индивидуальных ценностей и поэтому не испытывают сильных эмоций по отношению к компании. Другой возможной причиной является наличие противоречий между индивидуальными ценностями и ценностями компании. Индивидуумы с несовместимыми ценностями не обязательно оказываются плохими работниками, но их мотивы более эгоистичны, а настроения циничны. Подобные индивидуумы могут быть очень полезны компании, но существуют выгоды, которые могут принести компании только работники с сильным чувством миссии.

Мы разделили определения концепций миссии и чувства миссии, чтобы подчеркнуть различие между ними, поскольку, как нам кажется, менеджеры часто их путают.

Миссия - это продукт интеллектуальной деятельности, который может быть подвергнут беспристрастному обсуждению. Подобно стратегии, миссия представляет собой набор базовых утверждений, которые могут служить руководствами при разработке политики и правил поведения. Однако миссия является более общей концепцией, нежели стратегия. Она охватывает стратегию и культуру. Стратегический элемент миссии определяет то, что важно для коммерческого будущего компании, а ценностный элемент - то, что важно для культуры компании. Когда эти два элемента объединены общим предназначением, непротиворечивы и взаимно усиливают друг друга, миссия сильная. Когда они противоречат друг другу, миссия слабая.

Чувство миссии не является результатом интеллектуального воздействия. Это глубоко личное чувство. Некоторые люди обладают очень сильным чувством миссии, другие не обладают им вовсе. Со временем количество работников с чувством миссии будет увеличиваться, если компания последовательно проводит политику и развивает культуру в соответствии с миссией. Тем не менее даже в компании "Хьюлетт-Паккард", имеющей ясную миссию в течение более 30 лет, лишь 50% работников обладают тем, что мы могли бы признать чувством миссии.

ВЫВОДЫ ИЗ МОДЕЛИ МИССИИ

Описанная модель миссии приводит к выводам, важным для всех уровней бизнеса и для всех людей, связанных с ним. Мы очень надеемся, что наше исследование поощрит команды менеджеров уделять этому предмету больше времени.

Во-первых, согласно данной модели, организационные ценности должны быть совместимыми с индивидуальными ценностями работников. Данная модель позволяет измерить степень подобной совместимости, что внесет объективность в обсуждение вопросов, связанных с организационной культурой и человеческими ресурсами. Например, можно установить, не противоречат ли ценности того или иного менеджера или отдела ценностям организации, провозглашенным в миссии.

Если ценности организации "встроены" в нормы поведения, конфликты ценностей проявляются в несоблюдении менеджерами и рядовыми работниками этих норм. Например, трудно установить, верят ли менеджеры химической лаборатории в "поддерживающий менеджмент". Гораздо легче посредством наблюдений определить, соблюдают ли эти менеджеры соответствующие нормы поведения в отношениях с подчиненными. Таким образом, сильная сторона предложенной модели заключается в том, что она обращает внимание менеджеров на необходимость согласования организационных ценностей и индивидуальных ценностей работников.

Во-вторых, модель требует, чтобы стратегия и ценности взаимно усиливали друг друга. Можно идентифицировать множество ценностей, совместимых с конкретной стратегией, но гораздо труднее выделить из них те, которые резонируют со стратегией достаточно сильно.

Предлагаемое в описанной модели миссии понимание роли норм поведения подсказывает решение этой проблемы. Требование, чтобы стратегия и ценности были преобразованы в немногочисленные влиятельные нормы поведения, выдвинуто именно для обеспечения сильного резонанса между стратегией и ценностями. Если нам удается "сжать" миссию в короткий перечень знаковых норм поведения, мы можем быть уверенными в том, что стратегия и ценности резонируют сильно. Если же нам это не удается, т.е. влиятельные нормы поведения отсутствуют, резонанс между стратегией и ценностями слабый. В последнем случае необходимо совершенствовать миссию, для чего требуется продолжить эксперименты и исследования.

Таким образом, управление миссией является непрерывным и длительным процессом. Немногим компаниям удавалось ясно сформулировать нормы поведения, отвечающие их миссиям, без многолетней работы над этой проблемой. Уяснив необходимость разделяемого понимания миссии, согласования стратегии и ценностей, а также ясного формулирования норм поведения, менеджеры смогут избавиться от пренебрежительного отношения к миссии и продолжать анализ, размышления и экспериментирование достаточно долгое время, чтобы разработать миссию, на основе которой будет создана великая компания.

СТАТЬЯ 4

СТРАТЕГИЯ КАК ПОИСК ПРИБЫЛИ

РОБЕРТ М. ГРАНТ

Сутью любого бизнеса является создание добавленной стоимости. Добавленная стоимость
может создаваться двумя способами - посредством производства или посредством коммерции. Производство создает добавленную стоимость путем физического преобразования
продуктов, представляющих меньшую ценность для потребителей, в продукты, представляющие большую ценность. Коммерцияне связана с физическим преобразованием, а создает добавленную стоимость путем перемещения товаров в пространстве или во времени. Торговля заключается в перемещении товаров из мест, где они меньше ценятся потребителями, в места, где они ценятся больше. Спекуляциязаключается в покупке продуктов, когда они обладают меньшей ценностью, и их последующей продаже, когда они обладают большей ценностью. Таким образом, сущность коммерции заключается в перепродаже.

Наши рекомендации