Формир-ние орган-ной структуры пред-тия.

В раст-ве числ-ть структурных подразделе­нии зависит от площади пашни, обычно их от 1 до 6. Это трак­торно-полеводческие бригады (ТПБ). В ТПР могут входить механизированные звенья, спец-щиеся на выращивании одной-двух культур. В жив-ве в кач-ве структурных подразделений выс­тупают молочно-товарные фермы, комплексы по откорму молод­няка крупного рогатого скота, свиноводческие, овцеводческие фермы, пасеки.

В эффек-но работающих пред-­тиях внутрихоз-ные подразделения сам-но осуще­ствляют: организацию и выполнение работ; разработку технологии пр-ва и контроль за ее соблю­дением; установление режима раб времени и контроль трудовой дисциплины; связи с другими подразд-ми; учет затрат и полученной прод-ции; распределение хозрасчетного дохода коллектива; формирование состава коллектива; выборы рук-ля и совета трудового коллектива. Внутрихоз-ное подразделение - это самоуправляемая ячейка пред-тия, несущая полную отв-ть за рез-ты своей деят-ти. Его полномочия осущ-ся через общее собрание коллектива, кот избирает своего рук-­ля. Собрание коллектива рассматривает проекты произ-­ных планов, вопросы комплектования подразд-ний кадрами, утверждает правила внутреннего распорядка, принимает другие важные решения, в т.ч. по распред-нию дохода. Рук-ли несут отв-ть за деят-ть подразд-ний, представляют и защищают их интересы, заключают договоры от имени подразд-ний.

Для решения произ-ных и других вопросов, связанных с деят-тью бригады, звена, коллективы этих подразд-ний выбирают совет. Совет решает вопросы, направленные на выпол­нение произ-ной программы, улучшение трудовой дис­циплины, повышение произ-ти труда, правильную эк­сплуатацию техники и др. Все коммерческие орг-ции пред-тия, в т.ч. с/х, определяют структуру пр-ва про­д-ции, ориентируясь на рынок. Пред-тия должны произво­дить то, что пользуется спросом, что будет продано и принесет прибыль. Кач-во планирования во мно­гом зависит от подготовки кадров подразделений.

Внутрихоз-ное план-ние, ориентируясь на конъюнк­туру рынка, должно обеспечивать наиболее целесообразное и пол­ное использование произ-ных ресурсов, структурную пере­стройку пр-ва на основе марк-вых иссл-ний, формирование дохода структурного подразд-ния для целей потребле­ния и накопления, предусматривать решение соц проблем. Внутрих-ные подразделения получают разные права в отношении реализации про изведенной или конечной продук­ции, распределения остающейся в их распоряжении части хозрас­четного дохода.

По уровню сам-ти в план-нии можно выде­лить след группы структурных подразд-ний: с высокой степенью централизации план-ния; использующие углубленный хозрасчет, внутрих-ную аренду и иные формы развитых эк-ких отно­шений; имеющие высокий уровень сам-ти в план-­нии, использовании произв-ной прод-ции и полученного до­хода, работают на принципах «внутрихоз-ного р-ка».

План-ние в структурных подразделениях пред-тия.

При план-нии пр-ной программы по раст-ву в целом по пред-тию исходят из необходимости вы­пoлнения договорных обязательств по продаже соотв-щей прод-ции, реализации прод-ции раб-кам пред-тия, полного обеспечения отрасли жив-ва собств-ми кор­мами. Кроме пр-ной программы в заданиях структурным подразд-ниям устанавливают числ-ть и состав раб-ков, закрепляемую технику, лимиты материально-денежных затрат, фонд заработной платы. Для подразд-ний разрабатывают севообороты. Пока­зывают факт размещение культур в отчетном году и их че­редование в план-мом. Разрабатывают и показывают кормовые, при­фермские, спец и почвозащитные севообороты.

При план-нии пр-ной программы по раст-ву осн показатель – урож-ть. На основании уточненной посевной площади в севообороте и план-м уровне ур-ти рассчитывают валовой сбор.

Необходимо соблюдать важный принцип внутрихоз-го расчета - создание равных эк-ких условий для всех кол­лективов пред-тия.

Валовой сбор план-т в бункерной массе и массе после до­работки с учетом неиспользуемых отходов.

Расход ср-в на удобрения и химикаты определяют исходя из норм внесения и фин возм-тей пред-тия.

Лимит затрат рассчт исходя из потребности в оборотных сред­ствах и планово-учетных цен на них. Планово-учетные цены раз­рабатывает планово-эк-кая служба пред-тия. Они предназначены для сопоставления в ст-ном выражении пла­н и факт затрат.Данные для обоснования единых планово-учетных цен на то­варно-матер ценности можно брать из материалов бухучета. Складскую наценку можно рассчитать по формуле, руб.,

Н=ЗР/С

где З - затраты на содержание склада; Р - норма рент-ти; С – ст-ть поступивших товар­но-матер цен-тей.

Объектами план-ния в жив-ве выступают молоч­но-товарные фермы (МТФ), фермы и комплексы по откорму мо­лодняка крупного рогатого скота, свинофермы (СТФ), овцефермы (ОТФ), птицефермы и др.

Для структурных подразд-ний жив-ва также раз­рабатываются как натуральные, так и ст-ные пок-ли пр-ва прод-ии. Особ-сть -если по раст-ву задания доводятся в основном в целом до бригады, то по некоторым структурным подразделениям жив-ва они доводятся не только до бригады, но и до конк­ретных раб-ков.

В произ-ных заданиях для структурных подразд-ний план-т пок-ли не только на год, но и по кварталам, меся­цам план-го года.

Важный этап - подведение итогов деят-ти подразд-ний. Для этого применяют оценочные пок-ли. По всем струк-ным подразд-ям оценочные пок-ли должны отвечать определенным требованиям. 1)учитывать специфику деят-ти соотв-го подразд-ия, степень его влияния на общественные рез-ты; 2)пок-ли должны всесторонне хар-ть ито­ги работы; 3)оценочные пок-ли д.б. свободны от влияния факторов, складывающихся по не зависящим от работы конкрет­ного коллектива причинам; 4)в кач-ве оценочных следует выбирать пок-ли, достоверность которых обеспечива­ется учетом; 5)оц пок-ли д.б. понят­ны коллективу хозрасчетных подразд-ний.

Основа расчета итоговых пок-лей хозрасчетной деят-ти подразд-ний - плановые и фактические данные об объектах пр-ва и реал-ции прод-ции, затрат. В жив-ве расчетные цены определяют с учетом факто­ров, влияющих на кол-ные рез-ты пр-но-­хоз-ной деят-ти структурных подразд-ний, на сле­дующие виды прод-ции.

60. Бюджетное план-ние па пред-тии АПК.

Бюдж-ние - это способ упр-ния пр-но-­фин деят-тью пред-тия, основанный на разра­ботке бюджетов по центрам отв-ти, орг-ции выпол­нения и контроля с целью достижения намеченных рез-тов.

Бюджет пред-тия можно определить как финплан скоординированный по всем ф-циям и подразделениям, балансирующий доходы и расходы, поступления и выплаты ден ср-в, прирост активов и капитала, официально утвержденный руководством на определенный период.

Бюджеты - это важный элемент текущего упр-ния, дей­ствующего в рамках стратегического. Обычно бюджеты разрабатывают в рамках текущего план-ния с горизонтом в один год и разбивкой по месяцам.

Последовательное и согласованное осущ-ние всех ф-ций фин упр-ния на пред-ии. Финструктура пред-тия может создаваться в форме выделения центров финучета (ЦФУ). К таким центрам обычно относят следующие подразд-ия пред-тия: профит-центр, деят-ть кот связана с подразд-ми, обеспечивающими получение прибыли; центр затрат, работающий с подразделениями, непосредствен­но не создающими прибыль; венчур-центр - связан с видами деят-ти, кот могут принести прибыль в будущем.

При постановке бюдже­тирования необходимо: сформулировать главные фин и нефинвые цели; выявить, с помощью каких пок-лей можно контролировать достижение этих целей; определить задачи, обеспечивающие достижение главных це­лей, кот могут быть решены с помощью бюджетирования.

Осн принципы бюдж-ния.

1. Согласование целей, требующее, чтобы процесс бюджетиро­вания начинался «снизу вверх», так как нижестоящие руководите­ли лучше знают ситуацию на рынке и со своей стороны обеспечат реализуемость бюджетных величин. 2. Установление приоритета в отношении координации бюд­жетирования, что обеспечивает использование дефицитных ре­сурсов в наиболее"выгодном направлении. 3. Соподчиненность. 4. Ответственность.

5. Постоянство целей.6. Последовательность - бюджет формируется в соответствии с учетной политикой предприятия, при меняемой последовательно от одного отчетного периода к другому. 7. Соответствие финансовому (бухгалтерскому) учету. 8. Взаимосвязь технико-экономических показателей, при­сутствующих в бюджетах различных уровней, что обеспечивает согласованность и преемственность входных и выходных пара­метров развития предприятия, принятие действенных управ­ленческих решений и моделирование последствий осуществле­ния последних.

Эффективная организация бюджетирования на предприятии АПК возможна при соблюдении следующих требований: наличие единого документа, реrламентирующего бюджетный процесс; организация бюджетного комитета; установление жесткой учетной и финансовой дисциплины; выстраивание приоритетов в учете и финансах; четкое разграничение полномочий и ответственности отделов и служб.

По сравнению с другими инструментами финансового план-ния на пред-тии бюдж-ние обладает рядом преимуществ: позволяет координировать работу ведущих специалистов раз­личных структур;способствует эффективному распределению ресурсов между структурами предприятия; снижаются затраты рабочего времени персонала фин-­эк-ких служб пред-тия на выборку данных; дает возможность более эффективно расходовать денежные ре­сурсы предприятия; помогает сделать более значительной роль менеджеров среднего и низшего звеньев в процессе управления финансовыми ресурсами; оказывает положительное влияние на мотивацию членов тру­дового коллектива предприятия; является достаточно точным и надежным инструментом соиз­мерения результатов деятельности всех звеньев предприятия. Роль системы бюдж-ния в упр-нии пред-тием заключается в том, чтобы представить всю финансо­вую информацию, показать движение денежных средств, финансо­вых ресурсов, счетов и активов в максимально удобной форме.

Оперативные плланы

В с/х пр-ве, чтобы обеспечить своевременное выполнение работ, необходимо составлять планы на более короткие периоды — оперативные, в которых детально определяется организация отдельных рабочих процессов. К опер планам на с/х п/п относят рабочие планы по периодам сельскохозяйственных работ в раст-ве, планы-наряды, квартальные (месячные, декадные) плановые задания в жив-ве. Опер планы по периодам работ разрабатывают в раст-ве, жив-ве, строительстве, обслуживающих и подсобных произ-вах. В отраслях раст-ва используют опер-ные рабочие планы по периодам с/х работ, реализации продукции и обслуживанию техники. Их составляют на основе год планов п/п, подразделений и технол-их карт по возделыванию с/х к-р. Выделяют 5 периодов с/х работ в раст-ве, на каждый из к-ых разрабатывают рабочие планы по п/п и структурным подразделениям. 1) весенние работы: боронование, культивация, внесение удобрении, посев и посадка с/х к-р, др работы. 2) уход за растениями, парами и уборка сена: междурядная обработка пропашных к-р, подкормка посевов, полив, опрыскивание и опыливание с/х к-р от вредителей и болезней, обработка паров, уборка сена с естественных сенокосов и сеянных трав и др.3)уборка оз и ранних яр к-р, посев оз под урожай буд года и подъем зяби. Одновременно проводится комплекс работ по подработке зерна, скашиванию силосных к-р и закладке силоса, скирдованию соломы, лущению стерни, внесению удобрения и др. 4) осенние работы: уборка поздних яр зерновых и тех-их культур, продолжение подъема зяби, заготовка сенажа и силоса, реализация продукции по договорным обязательствам и т. д. 5) зимние работы: подвозка кормов к фермам, снегозадержание, заготовка удобрений, вывоз навоза, подработка семян, ремонт тракторов, с/х машин и др. В плане определяют ежедневную потреб-ть в раб силе, тракторах, с/х технике, автомобилях, живой тягловой силе, материалах, предусматривают расстановку рабочих и ср-в механизации, мероприятия по высокопроизводительному использованию МТП. Типовых форм рабочих планов нет. Примерный рабочий план должен вкл след пок-ли: виды работ с указанием V и кач-ва их выполнения; календарные сроки каждой работы и число рабочих дней; место проведения работы (номер севооборота, поля, к-ры); состав агрегатов; число людей для обслуживания агрегатов и выполнения механизированных, конно-ручных и ручных работ; сменные (дневные) нормы выработки; ежедневную потребность в тракторах, машинах и орудиях, транспортных средствах и рабочей силе. Рабочие планы дают возможность определить приоритеты в работе, вовремя привлечь средства механизации и людей к выполнению конкретных процессов. Орг-ия рабочих процессов осуществляется на основе заранее проведенных плановых расчетов, что обеспечивает их выполнение в оптимальные агротех-ие сроки, дает возможность избежать простоев и холостых переездов агрегатов, производительно использовать технику и раб силу. В соответствии с рабочим планом готовят необходимое количество семян, топлива и смазочных материалов, удобрений и т. д. Др вид оперативного планирования на с/х п/п — план-наряд. План-наряд представляет собой задание на выполнение определенных работ бригаде, звену, агрегату, отдельным работникам. Задание выдают в письменной форме, иногда устно, рассчитаны они на различные сроки, как правило на 1—10 дней. В плане-наряде указывают виды работ, место их выполнения, объем и сроки, нормы выработки, агротехнические требования, число необходимых работников, а также машин, орудий, рабочего скота. По окончании смены или срока плана-наряда бригадир на обратной стороне отмечает объем выпол-ых работ, сроки их выполнения, каче-ые пок-ли, число- задействованных работников, расход топлива и т. д. В результате план-наряд превращается в учетный документ, используемый для контроля за выполнением работ. В жив-их отраслях с/х п/п в кач-ве оперативных планов используют декадные, месячные и квартальные задания по производству молока, мяса, яиц, получению приплода, постановке животных на откорм и снятию ихс откорма и др. При составлении месячных плановых заданий по производству продукции жив-ва пок-ли выхода продукции уточняют в зависимости от периода, норм кормления и условий содержания скота. Произ-во мяса в живой массе по месяцам может быть рассчитано на основе помесячного оборота стада. Для этого по каждой половозрастной группе устанавливают среднемесячное поголовье животных, число кормо-дней по группам скота за месяц и среднесуточный прирост живой массы.

Кроме декадных, месячных и квартальных планов по выходу продукции жив-ва в с/х п/п составляют аналогичные планы по получению приплода, постановке и снятию животных с откорма. Разрабатывают их на основе плана произ-но-фин д-ти и хозрасчетных заданий, уточняя показатели год планов и заданий на определенный период в зависимости от изменений условий пр-ва, в т.ч. погодных. Хорошо налаженный контроль за выполнением оперативных планов способствует повышению ответственности рук-лей и специалистов п/п, активности работников, позволяет определить и поощрить лучших из них.

Один из действенных видов контроля — периодический контроль за выполнением оперативных планов. В конце определенного периода с/х работ сравнивают намеченное и достигнутое, т. е. плановые пок-ли с факт-ими данными учета. Анализ выполнения плановых пок-лей по хоз-ву и подразделениям дает возможность подвести итоги работы за определенный период, выявить недостатки, их причины, наметить мероприятия по улучшению работы. Результаты контроля используют также при составлении оперативных планов на след период. Периодический контроль не обеспечивает полного и своевременного устранения недочетов в работе, поэтому наряду с ним необходим текущий контроль. Текущий контроль дополняет периодический данными проверки выполнения планов за более короткий промежуток времени, дает возможность оперативно выявить и своевременно устранить недостатки. К проведению оперативного контроля следует привлекать и самих исполнителей работ, которые морально и материально заинтересованы в своевременном и кач-ом их выполнении. Как периодический, так и текущий контроль — важные ср-ва борьбы за кач-ое и своевременное выпол. планов.

Наши рекомендации