Обозначение тарифов (Осн коды нормальных тарифов, коды второго порядка, молодёжные тарифы, экскурсионные тарифы)

Мотивация в туризме

Планирование деятельности тур предприятия

3.Стратегия развития турпредприятия и бизнеспланирование

ОТП

Обозначение тарифов (Осн коды нормальных тарифов, коды второго порядка, молодёжные тарифы, экскурсионные тарифы)

Особенности специальных экскурсионных тарифов SuperPax, Appex, SuperAppex

Планирование деятельности туристской фирмы

Планирование является важным элементом корпоративного пла­нового процесса. Процесс планирования является попыткой пред­ставить себе картину будущего, комплексно учитывающую все об­стоятельства и особенности, важные для рынка сбыта. Этот про­цесс предполагает знание настоящего состояния дел и тенденций развития, которые помогают предвидеть будущее, а также овладе­ние методикой, позволяющей смоделировать переход настоящего положения в будущее прогнозируемое состояние.

Планирование — это определение основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных ис­точников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявлении материаль­ных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. Планирование предусматривает:

¨ маркетинговый анализ (анализ соответствия новых видов деятельности требованиям рынка и конкуренции);

¨ технико-экономический анализ (анализ соответствия но­вых видов деятельности специализации предприятия, его органи­зации и технологии);

¨ финансовый анализ (анализ экономической эффективности новых видов деятельности).

Уровень качества планирования определяется следующими важнейшими условиями:

¨ компетентностью руководства фирмы на всех уровнях уп­равления;

¨ квалификацией специалистов, работающих в функциональ­ных подразделениях;

¨ наличием информационной базы и обеспеченностью ком­пьютерной техникой.

Планирование предполагает:

¨ обоснованный выбор целей;

¨ определение политики;

¨ разработку комплекса мер и мероприятий (образы дейст­вий);

¨ методы достижения целей;

¨ обеспечение основы для принятия последующих долгосроч­ных решений.

Планирование — это начальный этап управления, однако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжаю­щийся до завершения планируемого комплекса операций. Плани­рование направлено на оптимальное использование возможностей фирмы, в том числе наилучшее использование всех видов ресур­сов и предотвращение ошибочных действий, обеспечение финан­совой устойчивости и более высокой рентабельности капитала, чем у конкурентов.

Каждый менеджер (независимо от своих функциональных ин­тересов) должен быть знаком с механизмом и смыслом выполне­ния и контроля финансовых планов, по крайней мере, настолько, насколько это касается его деятельности. В зависимости от на­правленности и характера решаемых задач различают планирова­ние по времени: стратегическое или перспективное; текущее или среднесрочное.

Стратегическое планирование заключается в выборе главных целей деятельности фирмы и ориентировано на опреде­ление намечаемых конечных результатов с учетом средств и спо­собов достижения поставленных целей и обеспечения необходи­мыми ресурсами. При этом также разрабатываются новые возможности фирмы (например, расширение производственных мощ­ностей и перечня туристских услуг, повышение их качества в со­ответствии с конъюнктурой рынка; увеличение объема продаж и доли на рынке за счет высоко конкурентного туристского продук­та и услуг).

Стратегическое планирование охватывает период от 5 лет и более, ставит целью дать комплексное научное обоснование про­блем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящий период, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период.

При разработке плана основу составляют:

¨ анализ перспектив развития фирмы, выяснение факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;

¨ анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого со­стоит в определении конкурентоспособности продукции фирмы на разных рынках и возможностей для повышения результатов рабо­ты в конкурентных направлениях во всех видах деятельности;

¨ выбор стратегии на основе анализа перспектив фирмы раз­личных видов деятельности и определение приоритетов по кон­кретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспеченности ресурсами;

¨ анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых более эффективных видов деятельности и определе­ние ожидаемых результатов.

Текущее планирование заключается в определении про­межуточных целей на пути достижения стратегических задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения за­дач, использование ресурсов, внедрение новой технологии. Теку­щее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для фирмы в целом и ее отдельных подразделений в региональном, отечественном и международном масштабах, в частности: программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, ма­териально-техническому снабжению.

Основными звеньями текущего плана являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представ­ляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставлен­ных перспективным планом.

В определенной мере названная классификация планирования носит условный характер. Различие состоит в сроках получения конечного результата, а объект планирования при этом, как пра­вило, не изменяется.

Необходимость экономического обоснования планов предопре­деляет систему показателей, включающую:

Количественные показатели ( объем продаж, численность персонала, фонд оплаты труда, сумма прибыли, затраты, количе­ство туристов, ночевок и др.);

Качественные показатели, выражающие эффективность производства, его отдельных факторов (производительность труда, фондоотдача, качество продукта, услуг и др.).

В настоящее время не существует какой-то строгой, официаль­но утвержденной методологии по составлению плана экономичес­кого развития туристской фирмы. К этому процессу подходят по-разному, особенно это касается количества разделов плана.

Примерная структура плана может быть следующей:

¨ производственная программа, под которой понимается пла­новое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству туристского продукта, разработанное на основе заключенных кон­трактов и договоров, портфеля заказов, наличия производствен­ных мощностей и ресурсов;

¨ план по издержкам (затратам);

¨ план по труду и кадрам;

¨ план инвестиций;

¨ план социального развития трудового коллектива;

¨ финансовый план.

Завершающим этапом плана является разработка сводной ана­литической записки. Ее содержание строится на методологии со­ставления традиционной для общественной практики пояснитель­ной записки к годовому отчету.

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Изменение рыночной среды обусловливает необходимость применения стратегического подхода к системе хозяйствования на предприятиях туризма. По своей сути стратегия является долгосрочным плановым документом, результатом стратегического планирования.

Первым, наиболее существенным и определяющим решением при стратегическом планировании является выбор целей. Основная цель предприятия называют миссией. Исходя из общей задачи, предприятия формулируют остальные его стратегических целей, которые должны быть конкретными и измеряемыми, сбалансированными, сориентированным во времени и достижимыми, ресурсно обеспеченными, и такими, которые поддерживают друг друга. После определения миссии и целей начинается диагностический этап стратегического планирования. Первым важным шагом является изучение внешней среды – это непрерывный процесс наблюдения, изучения и контроля действия внешних относительно предприятия факторов с тем, чтобы своевременно и исчерпывающе определить возможности и угрозы для предприятия, т.е. позитивную и негативную действие внешних факторов – политических, экономических, научно-технических, социальных, международных и т.д.

Для разработки и осуществления стратегии большое значение имеет анализ рыночных факторов, которые через свою постоянную и высокую изменчивость могут непосредственно повлиять на успех или крах предприятия. Речь идет о микроэкономические анализ спроса, предложения и уровня конкуренции. Методы выбора генеральной стратегии можно разделить на две группы: первая – за монопрофильнои деятельности или узкой номенклатуры туристических услуг, предлагаемых потребителям; вторая – за диверсифицированного производства. Анализ показывает, что туристические организации, фирмы, компании, которые успешно конкурируют в сфере туризма, руководствуются тремя стратегическими методами, которые применяются как отдельно, так и в сочетании.

Развитие производства существующего туристического продукта по сформированных направлениях. Расширение географии поездок, формирование и продажа услуг за счет новых районов туристического назначения. Внедрение встречных сфер туристической деятельности, в том числе через создание новых предприятий. Развитие туризма на основе стабильного рынка и устойчивого положения на нем можно проследить на примере работы Бюро международного молодежного туризма “Спутник”. С 1958 года до 1995 года “Спутник” сохраняет постоянный рост туристических продаж и предложений. За период с 1970 по 1985 годы эта компания ежегодно увеличивает объем оказанных туристических услуг на 15%, опережая темпы роста других предприятий и объединений. До 1993 года “Спутник” фактически был единственным производителем услуг по сформированных направлениях и сумел подойти к уровню стабильного продажи туристического продукта в Украине и почти во всех регионах бывшего СССР, даже в условиях своей собственной децентрализации. Развитие туризма за счет расширения географии путешествий и формирования нового туристического продукта принес успех многим туристическим предприятиям, которые появились на туристическом рынке в 1992-1994 годах. В противовес “Спутнике” и “Интурист”, такие туристические фирмы, как “Сам”, “Гамалия”, “Венея”, “Яна” и другие, активно развиваются за счет постоянного внедрения новых маршрутов и туров, а также новых типов программ пребывания. Новые туры и услуги в сочетании с рынком спроса позволили этим фирмам расширить реализацию собственного туристического продукта практически во всех регионах Украины и достичь высоких показателей в развитии своих предприятий. Внедрение новых видов деятельности принесло дальнейшее развитие некоторым крупным и средним туристическим предприятиям. Начиная с 1996 года, руководство ряда крупных фирм принимает решение о вложение средств в развитие туристической инфраструктуры (строительство гостиниц, мотелей, ресторанов, кафе, приобретение пассажирского транспорта и т.д.). И сегодня они наиболее представительные компании в туристической отрасли Украины. Это гостиничный комплекс «Днепр» в Киеве, туристические комплексы «Карпаты» в Яремче и «Черемош» в Черновцах, туристические объединения «Турист» и «Спутник-Украина», туристические фирмы «Сам», «Гамалия», « Венея», «Вокруг света», «Мсредиан», «Ренессанс», «СВ-тур», «Евротур-ВИТ» «Кнаус» и др. В выборе соответствующей стратегии необходимо иметь в виду, что методы, изложенные выше, можно соединять между собой и они могут практически совпадать при разработке программы развития на несколько лет. Базовая стратегия как генеральное направление является стержнем стратегического плана предприятия. В соответствии с циклом развития, можно выбрать одну из таких базовых стратегий: стратегию роста, что отражает намерение предприятия увеличивать объемы продаж, прибыли, капиталовложений и т.п.; стратегию стабилизации – в случае деятельности предприятия за ощутимой нестабильности объемов продаж и прибыли; стратегию выживания – чисто оборонительную стратегию, которая применяется за глубокого кризиса предприятия. Стратегия туристического предприятия должна быть хорошо разработана и четко сформулирована, а затем доведена до сведения каждого сотрудника. Детализация стратегического плана фирмы может проводиться либо для всей фирмы в целом или по отдельным подразделениям фирмы, отдельных направлениях работы. Крупные туристические предприятия проводят детализацию стратегии по направлениям своей деятельности: туроператорской, турагентской, сопутствующей. Малым фирмам достаточно разработать генеральную стратегию по основному виду деятельности. Один из важных этапов создания туристической фирмы – ее бизнес-план (бизнес-программа) будущей деятельности. Он является основой финансового менеджмента как для нового предприятия, так и для действующей фирмы. Бизнес-план предприятия – это письменный документ, в котором изложена суть, направления и способы реализации предпринимательской идеи, сформированы рыночные, производственные, организационные и финансовые аспекты будущего бизнеса, а также особенности управления им. В рыночной системе хозяйствования бизнес-план выполняет две важные функции: внешнюю (ознакомление заинтересованных деловых людей с сущностью и эффективностью реализации новой предпринимательской идеи) и внутреннюю (отработка системы управления внедрения предпринимательского проекта. Разработка бизнес-плана нового предприятия производится поэтапным (Итеративный) методом, а конечной целью является обоснование необходимости создания этого предприятия или реализация его инвестиционной программы. Первая составляющая бизнес-плана для нового предприятия – выбор основного вида уставной деятельности. Если это туристическая деятельность, то при этом необходимо решить еще две проблемы. Выбрать сопутствующие виды деятельности, т.е. диверсифицировать основу своего бизнеса для снижения финансовых рисков ввиду того, что туристический бизнес очень чувствителен к ряду объективных или форсмажорних факторов: политических, экономических и т.д. Даже при наиболее благоприятных условиях для туристического предприятия, ситуация может стать прямо противоположной, независимой от предпринимателя (межнациональные конфликты, изменение налоговой политики, транспортных тарифов, уровня инфляции и др.). Желательно выбрать такие виды основной и дополнительной деятельности, которые были бы приоритетными на длительный период, имели бы налоговые льготы, т.е. заложить изначально в бизнес-план стабилизирующие финансовые факторы и факторы профилактики от банкротства. Следующий этап бизнес-плана – выбор дислокации бизнеса (его географии). Если будущая основная деятельность связана с формированием производством и реализацией внутренних туров, то необходимо определить регион приема-отправки туристов. Если фирма будет заниматься также международным туризмом, то необходимо выбрать те страны и регионы, куда будет реализовываться туристический продукт, производимый предприятием. А это связано с маркетингом рынка туристических услуг в выбранных странах, изучением специфики их макро и микроэкономики, налоговой политики, нормативно-правовой базы, инфраструктуры, туристско-рекреационных ресурсов и др. Очередным этапом бизнес-плана является исследование рынка туристических услуг. Цель этого этапа: доказать конкурентоспособность выбранных регионов (стран); выбрать в этих регионах свой сегмент туристического бизнеса. Доведение конкурентоспособности региона необходимо не только самому предпринимателю, но и его будущим инвесторам. Здесь необходима исключительная объективность анализа и учет всех потенциально возможных факторов, ибо именно на этом этапе начинается формирование прогноза будущих источников дохода. Определив регион рынке сбыта туристических услуг, необходимо произвести расчет максимально возможной емкости этого рынка на перспективу по годам, месяцам, сезонам, дням недели. Затем приступают к анализу конкурентной среды. При этом изучается статистика численности туристических фирм, зарегистрированных в данном регионе, их объемы реализации туристических услуг, ценовые факторы, наличие монополистов, отличий собственного туристического продукта от аналогичного продукта конкурентов. Если объем рынка и уровень конкуренции позволяет “вписаться” в туристический бизнес в этом регионе, то принимается решение по сегментации рынка услуг и разработке следующих этапов бизнес-плана. Один из важных элементов выживания туристического предприятия в условиях конкуренции – ценовой фактор, но для нового предприятия маневрирования ценой услуг возможно в определенных пределах, за исключением производства нового неконкурентного туристического продукта. Важной составляющей бизнес-плана является маркетинг-план, который включает следующие составляющие: технологию реализации туристического продукта, способы стимулирования продаж, ценообразование, стратегию рекламной компании, формирование общественного мнения о фирме и т.д. Следующий этап бизнес - планирования – это план производства туристических услуг и контроль качества туристического продукта. Здесь необходимо рассмотреть вопросы подготовки туров, их методическое обеспечение, наличие страхования и договорной документации, формирование пакета документов на получение лицензии, разработки системы обеспечения и контроля качества предоставляемых услуг и др.

Один из ответственных этапов бизнес-плана – планирование работы персонала, который объединяет в себя такие аспекты, как расчет необходимого количества сотрудников, формирование штатного расписания, разработка квалификационных требований к персоналу, должностных инструкций и форм оплаты труда и т.д. Целесообразно включать в бизнес-план также разделы “Юридическое планирование” и “Управление рисками”, в которых указывается форма собственности, правовой статус предприятия, схема подчиненности, угроза банкротства, санкции и штрафы контролирующих органов и др.

Наиболее важным и сложным разделом бизнес-плана является “Стратегия финансирования” или “Финансовый план”. Он представляет собой основу финансового менеджмента, от которого зависит стабильная работа предприятия. Фактически этот раздел обобщает все предыдущие разделы бизнес-плана. Основная цель финансового плана – это обеспечение положительного денежного остатка от начала до окончания реализации проекта. Кроме того, финансовый план раскрывает необходимость в капитале и эффективность его использования. Финансовый менеджмент и прогнозирование финансовой стабильности предприятия должны быть привязаны к выбранных сегментов рынка и региона конкуренции, а также увязаны с другими разделами бизнес-плана. Если создаваемое туристическое предприятие имеет целью реализацию конкретного инвестиционного проекта, то в бизнес-план вводится дополнительный раздел “Инвестиционное планирование”. В заключении хотелось бы отметить, что мы рассмотрели комплексную программу действий по решению приоритетных для туристического предприятия задач, определили его миссию и главную цель, а так же становится понятным, что стратегия формулирует цели и способы достижения задач, которые ставит перед собой предприятие.

Обозначения тарифов

Какие бывают тарифы

 

Опубликованные тарифы ИАТА

Говорить о тарифах невозможно без упоминания организации "IATA" (ИАТА - Международная Ассоциация Авиаперевозчиков). Без аккредитации этой международной организации не осуществляет ни один регулярный рейс ни одна авиакомпания (первые три цифры на любом международном билете есть код ИАТА авиаперевозчика: "Аэрофлот" - 555, "Люфтганза" - 220 и т.д.). ИАТА также нормирует международную тарифную политику и аккредитует туристические агентства. Международные тарифы, регулируемые ИАТА - базисные тарифы, независящие от авиакомпании, мы будем называть тарифами ИАТА. К этим тарифам применим термин - "опубликованные тарифы", т.е. информация о них занесена в тарифные справочники и доступна во всех компьютерных системах бронирования.

Нормальные тарифы

После того, как мы упорядочили тарифы в глобальном масштабе, можно перейти к делению и по условиям применения, что непосредственно отражается на стоимости авиабилета. Стоит отметить, что приведенная ниже классификация в равной мере применима ко всем трем выше перечисленным группам тарифов.

Тарифы не накладывающие никаких ограничения на перевозку, принято называть нормальными. К ним можно отнести тарифы: Первого (обычно обозначается "F"), Бизнес ("C") классов и полный годовой тариф экономического класса ("Y"). Билеты выписанные по этим тарифам обычно подлежат полному возврату, свободному изменению дат и маршрута, не имеют ограничений ни по датам, ни по срокам действия.

Экскурсионные тарифы

Некий переходный тип тарифов между нормальными и специальными (в названии обычно присутствует "EE"). Экскурсионный тариф обычно имеет некие минимум и максимум пребывания в пункте вашего назначения. Билет выписанный по этому тарифу почти всегда подлежит полному возврату, позволяет изменять даты и маршрут перевозки.

Специальные тарифы

Самая обширная категория тарифов, которыми пользуется основная масса пассажиров. Логика авиакомпании здесь достаточна очевидна - чем дешевле тариф, тем жестче условия его применения. Поэтому, имеет смысл рассмотреть основные условия применения и ограничения специальных тарифов более подробно.

Обычно все тарифы данной группы имеют минимальный и максимальный сроки пребывания в пункте назначения (т.н. Minimum stay и Maximum stay). За редким исключением, большинство специальных тарифов имеет минимум пребывания ночь с субботы на воскресенье (т.н. "Правило воскресенья" - Sunday Rule) и максимум один месяц. Например, Вы летите в Париж авиакомпанией Air France в субботу и возвращаетесь в Москву в воскресенье той же недели: стоимость билета по тарифу IRUIV (конфиденциальный тариф компании) составит 505 USD ("правило воскресенья" выполнено). Если же Вы полетите по тому же маршруту с понедельника по субботу, т.е. не захватите в Париже ночь с субботы на воскресенье, то стоимость билета составит 1437 USD (тариф S - опубликованный тариф компании).

Другой важный критерий это наличие промежуточных остановок по маршруту (т.н. "Стоповер" - Stopover). Стоповер-ом считается остановка более чем на сутки. Почти все специальные тарифы или не допускают таких остановок или требуют определённой доплаты за такую возможность. Например, Вы летите в Чикаго с голландской авиакомпанией KLM. Вылетаете из Москвы в 16:00 - в Амстердаме Вы в 17:40, а рейс в Чикаго вылетает в 14:05 на следующий день, поскольку в Амстердаме Вы меньше суток, то можно рассчитывать на тариф QLSALE1M (560 USD). Если же Вы решили посмотреть Амстердам дня три, то тариф 560 USD не применим, поскольку стоповеры по нему не разрешены, и заплатить придется по тарифу QLXAPGO (640 USD), который разрешает две остановки с доплатой 125 USD каждая - итого имеем 765 USD!

Часто имеется необходимость прилететь в один пункт, а вернуться назад из другого (т.н. незавершенный круговой маршрут или Open jaw). Такой маршрут для специальных опубликованных тарифов обычно разрешен в пределах одной страны, например Вы летите в Берлин, а возвращаетесь из Франкфурта. Для конфиденциальных тарифов возможность разрыва по маршруту, определяется тарифной политикой конкретной авиакомпании.

Разумеется, все специальные тарифы имеют фиксированные даты вылета и прилёта, изменение которых запрещено совсем или разрешено с существенными штрафами. В редких случаях разрешается "переписать" авиабилет по новым датам с добором до более высокого тарифа, пересчитанного от пункта начала перевозки, что тоже обходится в значительную сумму. Возврат билета, выписанному по специальному тарифу производится только в исключительных случаях.

Еще одной характерной особенностью этой группы тарифов является, невозможность бронировать его - в правилах применения указано, что оплата и выписка авиабилета должна быть произведена не позднее 24 - 72 часов после бронирования; участие в "листе ожидания" (так называемый Waiting List) также ограничено. К выше сказанному можно добавить, что квота мест (т.е. количество мест в самолете, которое авиакомпания может продать по этому тарифу, исходя из коммерческой выгоды) крайне ограничена. Очевидно, что в разгар туристического сезона сложно рассчитывать на самый дешевый билет.

Рассмотреть все существующие специальные тарифы в рамках данной публикации не представляется возможным, поэтому коснемся наиболее распространенных.

Самая дешевая группа - так называемые "SUPER SAVER"-ы. В эту группу входят тарифы с приставкой "супер". Наиболее распространенные - "супер-апекс" и "супер-пекс". Эти тарифы имеют очень большое количество ограничений, начиная с "дэдлайн-а" (Deadline), т.е. крайний срок покупки билета по такому тарифу (чаще всего встречаются: за 21 день, за 14 дней, за 7, за 3 дня, и наоборот - не ранее 7 дней, не ранее 3-х дней) и кончая так называемыми "Блэкаут" днями (BlackOut days) - дни по которым, этим тарифом летать нельзя. Наиболее гротескно в этом плане выглядит система "Супер Сэйв" тарифов в США и Канаде, ограничения здесь накладываются не только на номера рейсов и на конкретные аэропорты в городе, но и на дни недели, на время суток и даже на национальность пассажира и цель его поездки!

В последнее время заметное распространение получили специальные предложения (Special Offers) и различные рекламные (Promotional) тарифы. Их появление связано с желанием авиакомпаний заполнить незагруженные рейсы в межсезонье, привлечь пассажиров на новые рейсы и сохранение конкурентоспособности на конкретном направлении рынка. Пожалуй самый большой минус этих программ - это их непредсказуемость. Невозможно заранее предсказать, какая авиакомпания и на каком направление выступит со специальным предложением, каковы будут его сроки действия и стоимость билета. Поэтому информация, что кто-то, когда-то летал куда-то за совсем незначительную сумму часто имеет только познавательный интерес.

Выделяют следующие классы основных тарифов :

Тариф Код тарифа Класс обслуживания Срок оформления Минимум пребывания в пункте назначения Максимум пребывания в пункте назначения
Youth Q Молодежный тариф до 25 лет - экономический класс не ранее 7 дней до вылета - - - 6 месяцев или 1 год
Super Saver H Специальное предложение - экономический класс за 7 дней до вылета ночь с субботы на воскресенье 1 месяц
Apex V Апекс - экономический класс за 7 дней до вылета ночь с субботы на воскресенье 1 месяц
Pex K Пекс - экономический класс - - - 3 дня или ночь с субботы на воскресенье 3 или 6 месяцев
Excursion M Экскурсионный - экономический класс - - - 3 дня или ночь с субботы на воскресенье 6 месяцев
Normal Y Годовой - экономический класс - - - - - - 1 год
Business C, J Годовой - бизнес класс - - - - - - 1 год
First F, A Годовой - первый класс - - - - - - 1 год

Специальный тариф – это о тариф перевозчика и известные так же как поощрительные тарифы и отличаются от нормальных тарифов тем, что предлагают путешествие по низким ценам. Ставит перед покупателем целый ряд ограничительных условий по срокам пребывания (min, max), сезонность, по дням выполнения рейса (выходные, будние дни) и др.
Все специальные тарифы можно разделить на:
- экскурсионные тарифы.
- прочие специальные или поощрительные тарифы для отдельных категорий граждан (студенческие, молодежные и т.д.)
- групповые тарифы.
- тарифы «инклюзив тур».
Все эти специальные тарифы публикуются в тарифных справочниках, а так же АСБ перевозчика.
Специальный тариф обозначается в билете специальным кодом. Код имеет определенную последовательность и состоит из нескольких элементов, которые имеют свое название и условие обозначения, есть элементы обязательные, а есть на усмотрение перевозчика.
Код специального тарифа имеет следующею последовательность
1. Код класса обслуживания ОБЯЗАТЕЛЕН и обозначается одной буквой.
Первый класс – P (премиум)
F (нормальный)
A (со скидкой)
Бизнес класс - J (бизнес премиум)
C (нормальный)
D, I, Z (со скидкой)
Эконом класс - W (эконом премиум)
Y (нормальный)
B, H, K, L, M, N, Q, T, V, X, E, U (со скидкой)
2. Код сезонности. Обозначается одной буквой НЕ ОБЯЗАТЕЛЕН
H – высший сезон (high season) / (peak season)
L – низший сезон (low season) / (basic season)
K, J, F, T, Q, Y – промежуточный сезон (shoulder season) / (intermediate season)
промежуточный сезон может быть нескольких уровней.
Сезонность тарифа для всего маршрута, как правило, определяется датой начала перевозки.
3. Код дня недели. Обозначается одной буквой НЕ ОБЯЗАТЕЛЕН
W – тариф выходного дня
X – рабочие дни
День отправления на первом международном участке в каждом направлении определяет применяемый тариф.
Тариф по дням недели, как правило, комбинируется на основе половин перевозки туда и обратно (1/2 RT)
4. Код времени суток. Обозначается одной буквой НЕ ОБЯЗАТЕЛЕН
N – ночной тариф
D – дневной тариф
R – ограничение по времени суток, о котором можно получить информацию из правила к данному уровня тарифа.
Иногда время, в которое должно начинаться или осуществляться путешествие, может быть вынесено отдельной строкой на экране после названия тарифа.
5. Код тарифа или категория пассажира. Обозначается двумя буквами ОБЯЗАТЕЛЕН
1. AB- тариф предварительной покупки, низкий уровень. Advance Purchase Fare (Примечание 1).
2. AC-тариф агента по отправке грузов (только США, прим.2). Cargo Agent.
3. AD- агент (прим.2). Agent. (только США, прим.2).
4. AF- территориальный зональный тариф. Area Fare. (прим.1)
5. AN-безвозвратная предварительная покупка. Non-refundable Advance Purchase Fare. (прим.1)
6. AP-предварительно оплаченный экскурсионный тариф. Advance Purchase Fare. (прим.1)
7. AS- воздухземля – наземный разрыв. Air/Surface.
8. AT- путешествие сопровождающего по сниженному тарифу, чтобы сопровождать инвалида Attendant travelling at discounted fare to accompany disabled passenger. (прим.2).
9. BB- бюджетный тариф. Budget Fare. (прим.1)
10. BD- бюджетный со скидкой Budget Discount. (прим.1).
11. BP- бонусная программа (для тех, кто часто летает). Bonus Program (Frequent Flyer)
12. BT- оптовый тур «все включено»/операторский пакет (TOP) внутри Европы. Bulk Inclusive Tour/Operator Package (TOP) Fare within Europe
13. CA- сопровождающий груз. Cargo Attendant. (прим.2).
14. CB- дополнительное место для ручной клади. Extra seat for cabin baggage/
15. CD-пожилой пассажиргражданин. Senior Citizen. (прим.2)
16. CF-каботажный тариф. Cabotage Fare.
17. CG- гид-кондуктор. Tour Guide-Conductor. (прим.2).
18. CH- ребенок большой от 2 до 12 лет. Child. (прим.2)
19. CL- священники. Clergy.(прим.2)
20. CN- компаньон, платящий применимый тариф. Companion.
21. CP- компаньон – сопровождающий компаньон. Companion. (прим.2)
22. CT- круговое путешествие. Circle Trip.(прим.3)
23. DA- открой Америку. Discover America.(прим.1)
24. DD- со скидкой по выбору. Discounted – optional(прим.1)
25. DE- узнай Европу. Discover Europe Pass.(прим.1)
26. DF- правительственный тариф - по выбору, чтобы предшествовать любой применяемой скидке код напр. DFEM, DFSD. Government Fare(прим.2)
27. DG- правительственный чиновник. Government Officials(прим.2)
28. DH- уменьшенный тариф для персоны, официально направляющейся на слушание тур.агентств. Reduced Fare.(прим.2)
29. DL- рабочий. Labour.(прим.2)
30. DM- скидка, не охваченная индустриальными правилами, только для использования on-line. Discount not covered by industry regulations for on-line use only.(прим.2)
31. DN- узнай Северную Америку – СШАКанада. Discover North America Fare – USACanada.(Прим.1)
32. DP- дипломаты и находящиеся у них на иждивении. Diplomats and Dependents.(прим.1)
33. DT- учителя. Teacher.(прим.2)
34. EE- экскурсионный. Excursion.(прим.1)
35. EU- тарифы знакомства с Европой
36. EM- для эмигрантов. Emigrant.(прим.2)
37. EX- дополнительное место для комфорта пассажира. Extra seat for passenger comfort.
38. GA- групповой – родственники. Group – Affinity. (прим.4,5)
39. GC- групповой – общие интересы. Group – Common Interest. (прим.4,5)
40. GE- групповой – путешествие для учебы агентов во время отпуска. Group – vocational training trips for passenger agents. (прим.4,5)
41. GI- групповой – побудительный. Group – Incentive. (прим.4,5)
42. GM- групповой для военнослужащих.Group – Military. (прим.4,5)
43. GN- групповой для неродственников. Group – Non affinity. (прим.4,5)
44. GO- групповой для собственной пользы. Group – Own Use. (прим.4,5)
45. GP- групповой – школьники. Group – School. (прим.4,5)
46. GS- для экипажа корабля. Group –Ship’s Crew.(прим.2,7)
47. GU- групповой экскурсионный. Group – Excursion.(прим.5,7)
48. GV- групповой «все включено». Group Inclusive Tour. (прим.4,5)
49. GX- групповой – предварительная продажа. Group – Advance purchase fare. (прим.4,5)
50. GY- групповой молодежный. Group Youth Fare. (прим.4,5)
51. GZ- групповой РЕХ тариф. Group – PEX fare. (прим.4,5)
52. IB- АТА служащие, путешествующие по делам промышленности, только для рейсов внутри страны. ATA Employee travelling on industry business, ATA domestic only.(прим.2)
53. ID- для работающих в авиационной промышленности. Air Industry Employee. (прим.2)
54. IE- эскорт для неприемлемого пассажира. Escort to accompany an Inadmissible Passenger. (прим.2)
55. IF- вступительный тариф. Introductory Fare. (прим.1)
56. IG- инаугурационный гость. Inaugural Guest. (прим.2)
57. IN- детский. Infant. (прим.2)
58. IP- тариф быстрой покупки. Instant Purchase Fare. (прим.1)
59. IS- тариф позднего бронирования. Late booking Fare. (прим.1)
60. IT- тур «все включено». Inclusive Tour. (прим.1)
61. MA- военный – категория А. Military – Category A.
62. MM- военный. Military. (прим.2)
63. MR- военный для рекрутов. Military Recruit.
64. MU- военный ожидающий тариф. Military Stand-by Fare.
65. MY- миссионерский. Missionary.
66. MZ- военный – категория Z. Military- Category Z.
67. OJ- открытые челюсти – наземный разрыв.Open Jaw.(прим.3)
68. OR- сирота/сопровождающие сироты. OrphanOrphan Escort.(прим.2)
69. OW- в одну сторону для одного. One Way – single.(прим.3)
70. OX- экскурсионный в один конец. Excursion OW-Fare.(прим.1)
71. PO- семейный тариф, для членов семьи. Family Fare – family members.(прим.1,2,6)
72. PF- семейный тариф, применяется как для главы семьи, так и для членов семьи. Family Fare.(прим.1,2,6)
73. PG- паломнический. Pilgrim.(прим.2)
74. PH- семейный тариф для главы семьи. Family fare – Head of family. (прим.1,6)
75. PR- для продвижения (чего-либо). Promotional Fare. (прим.1)
76. PX- РЕХ тариф. PEX Fare. (прим.1)
77. RG- обычный агент по продажам. General Sales Agent. (прим.2)
78. RP- регулярный пассажирский тариф. Regular Passenger Fare. (прим.2)
79. RT- круговой тариф- обратный. Round Trip-return.(прим.3)
80. RW- круговой тариф – мировой (вокруг света).Round-the-World. (прим.1)
81. SB- тариф глубокого инвалида. Seriously Disabled Passenger Fare. (прим.2)
82. SC- индивидуальный для членов экипажа корабля. Ship’s Crew Member – Individual. (прим.2)
83. SD- студенческий. Student. (прим.2)
84. SE- специальное событие – используется в случае, когда «все включено» или индивидуальные тарифы или публичные творческие тарифы применяются для туров по поводу специального события, в случае индивидуального или GIT тарифов код SE должен быть показан в конце индивидуального или GIT обозначения. Special Event.(прим.5)
85. SF- обозначенный согласованный F класс. Bilaterally agreed F class Entitlement.(прим.3)
86. SH- тариф супругов – муж или жена. Spouse Fare – Husband or wife.(прим.6)
87. SR- специальное европейское круговое путешествие. Special Euro Round Trip Fare.
88. SS- супер экономный. Super Saver Fare. (прим.1)
89. ST- супружеский тариф – сопровождение супруги. Spouse Fare- Accompanying Spouse.(прим.1,2,6)
90. SX- супер РЕХ. Super-PEX Fare. (прим.1)
91. SZ- дополнительное место для растягивания. Extra seat(s) for Stretcher.
92. UD- делегаты на встречи IATA/UFTAA и ассоциации национальных турагентов.Delegate to joint IATAUFTAA meeting and National Travel Agent Association Officials. (прим.2)
93. UU- тариф ожидания, предварительное бронирование не разрешено. Stand-by Fare. (прим.1)
94. VU- посещение США. Visit USA. (прим.1)
95. ZS- молодежный тариф – студенческий сертификат требуется. Youth Fare- student certificate required. (прим.2)
96. ZZ- молодежный тариф. Youth fare. (прим.2)
Примечания:
1. Когда срок действия

Наши рекомендации