Ценовая система: сущность и основные виды цен

Ценовая система — это единая, упорядоченная совокупность раз­личных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального й миро­вого рынков. Различают следующую дифференциацию цен:

♦ по отраслям и сферам обслуживания экономики; по степени участия государства в процессе ценообразования; по стадиям ценообразования; по транспортной составляющей; по характеру ценовой информации.

Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания эконо­мики строится на основе учета особенностей отдельных отраслей на­ционального хозяйства и включает следующие виды цен:

• оптовые цены на продукцию промышленности — цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потре­бителей, кроме населения, независимо от форм собственности;• закупочные цены на продукцию сельского хозяйства — это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермами и населением (продукция личных хозяйств);• цены на продукцию строительства — представляют собой либо сметную стоимость объекта (предельный размер затрат на стро­ительство каждого объекта), либо усредненную сметную сто­имость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м^ жилой площади, 1 м^ малярных работ и т.д.);• тарифы грузового и пассажирского транспорта — плата за пере­мещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортны­ми организациями с отправителей грузов и населения;• цены на потребительские товары — используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям;• тарифы на услуги — система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям.

Кроме того, различают экспортные и импортные цены.

Экспортные цены — это цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услу­ги) на мировом рынке.Импортные цены — это цены, по которым фирмы закупают то­вары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию ус­танавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны. При этом в структуре импортных цен значительное место занимают косвенные налоги — акциз и налог на добавленную стоимость.

Дифференциация цен по степени участия государства в процессе ценообразования включает следующие виды цен:

• рыночная цена — цена, складывающаяся на рынке в процессе вза­имоотношений субъектов ценообразования под влиянием конъ­юнктуры. Рыночные цены по условиям их фондирования подраз­деляются на свободные, монопольные и демпинговые;♦ регулируемая цена — цена, складывающаяся на рынке в процессе прямого государственного воздействия. Регулируемые цены по условиям их формирования подразделяются на фиксированные и предельные.

Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает коли­чественную взаимосвязь цен, складывающихся по мере движения товара (услуги) от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены последующей стадии. Различают оптовые цены из­готовителя, отпускные оптовые цены, оптовые цены закупки и рознич­ные цены {смлабл. 16.1).

40. Выбор метода ценообразования. Зная график спроса, расчетную сумму издержек и цены конкурентов, фирма готова к выбору цены собственного товара. Цена это будет где-то впромежутке между слишком низкой, не обеспечивающей прибыли, и слишком высокой, препятствующей формированию спроса. Минимально возможная цена, как уже было отмечено выше, определяется себестоимостью продукции, максимальная– наличием каких-то уникальных достоинств в товаре фирмы. Цены товаров конкурентов и товаров заменителей дают средний уровень, которого фирме и следует придерживаться при назначении цены.1) Расчет цены по методу «средние издержки плюс прибыль». Самый простой способ ценообразования заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара. Этот способ широко используется как в рыночных, так и в нерыночных секторах экономики.Стандартными наценками пользоваться как правило не логично, для установления оптимальной цены необходимо учитывать особенности текущего спроса и конкуренции. И все же методика расчета цен на основе наценок остается популярной по ряду причин. Во-первых, продавцы больше знают об издержках, чем о спросе.Привязывая цену к издержкам, продавец упрощает для себя проблему ценообразования. Ему не приходится слишком часто корректировать цены в зависимости от спроса. Во-вторых, если этим методом ценообразования пользуются все фирмы отрасли, их цены скорее всего будут схожими. Поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму. В-третьих, многие считают методику расчета «средние издержки плюс прибыль» более справедливой по отношению и к покупателям, и к продавцам. При высоком спросе продавцы не наживаются засчет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить справедливую норму прибыли на вложенный капитал.2) Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевойприбыли.Это еще один метод ценообразования на основе издержек. Фирма стремится установить цену, которая обеспечит ей желаемый объем прибыли. Такаяметодика ценообразования основывается на графике безубыточности. На нем представлены общие издержки и ожидаемые общие поступления при разных условиях объема продаж. Гипотетический график показан на рисунке 2.4.

Производственная мощность

Производственная мощность — это максимально возможный выпуск продукции, предусмотренный на соответствующий период (декаду, месяц, квартал, год) в заданной номенклатуре и ассортименте с учетом оптимального использования наличного оборудования и производственных площадей, прогрессивной технологии, передовой организации производства и труда.

Расчет производственной мощности завода ведется по всем его подразделениям в следующей последовательности:

— по агрегатам и группам технологического оборудования;— по производственным участкам;

— по основным цехами заводу в целом.

Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих цехов, участков, агрегатов. Измеряется производственная мощность, как правило, в натуральных или условно-натуральных единицах.

При расчете производственной мощности нужно исходить из имеющегося оборудования и площадей, передовой организации производства, применения полноценного сырья, наиболее совершенных инструментов и приспособлений, режима работы предприятия.

Для расчета производственной мощности необходимо иметь следующие исходные данные:

— плановый фонд рабочего времени одного станка:

— количество машин;

— производительность оборудования;

— трудоемкость производственной программы;

— достигнутый процент выполнения норм выработки.

Производственная мощность ведущих подразделений определяется по формуле:

Ценовая система: сущность и основные виды цен - student2.ru (2.1)

где ПМ — производственная мощность подразделения (цеха, участка); n — количество единиц одноименного ведущего оборудования, ед.; Нт — часовая техническая (паспортная) мощность единицы оборудования, ед.; Ф — фонд времени работы оборудования, часов.

При расчете производственной мощности предприятий машиностроения, заводов по производству строительных материалов, текстильных, швейных и обувных фабрик, предприятий пищевой промышленности и некоторых других также необходимо учитывать производственные площади. Расчет выполняется по формуле:

Ценовая система: сущность и основные виды цен - student2.ru (2.2)

где S — производственная площадь цеха, выделяемая для организации производственных потоков, кв. м; Sн — производственная нормативная площадь (с учетом проходов) на одно рабочее место, кв. м; Т — режимное время работы, час.; t — затраты времени на изготовление одного изделия, час.

В краткосрочном периоде производственная мощность является постоянной величиной.

Входная производственная мощность — это мощность на начало отчетного или планируемого периода.

Выходная производственная мощность — это мощность предприятия на конец отчетного или планируемого периода. При этом выходная мощность предыдущего периода является входной мощностью последующего периода. Выходная мощность рассчитывается по формуле:

ПМвых = ПМвх + ПМт + ПМр + ПМнс – ПМвыб (2.3)

где ПМвых — выходная производственная мощность; ПМвх — входная производственная мощность; ПМт — прирост производственной мощности за счет технического перевооружения производства; ПМр — прирост производственной мощности за счет реконструкции предприятия: ПМнс — прирост производственной мощности за счет расширения (нового строительства) предприятия; ПМвыб — выбывающая производственная мощность.

Расчета среднегодовой производственной мощности. Она определяется по формуле:

Ценовая система: сущность и основные виды цен - student2.ru (2.4)

где ПМс — среднегодовая производственная мощность; ПМiввод. — вводимая i-я производственная мощность; t — количество месяцев в году, в течение которых будет действовать i-я мощность; ПМjвыв — выводимая j-я производственная мощность; t - количество месяцев в году, в течение которых не будет действовать j-я выводимая мощность; 12 — количество месяцев в году.

44. Сущность и функции финансов предприятия.

Финансы – денежные отношения между субъектами хозяйствования. Предприятиевступает в денежные отношения:1.С другими предприятиями по поводу покупки сырья, материалов, топлива иреализации своей продукции.2.С государством – уплата налогов.3.С кредитными учреждениями (кратко- и долгосрочные займы).4.С трудовым коллективом (выплата ЗП, дивидендов).5.Со страховыми организациями (страхование предприятий).6.Рынок ценных бумаг (размещение акций, облигаций).В финансовой системе можно выделить две подсистемы – общегосударственные ифинансы и финансы предприятия. Функции финансов:1.Формирование финансовых фондов (источников). Проявляется, когда создаётсяпредприятие, в виде формирования уставного капитала и т.д.2.Распределение и перераспределение денежных средств. Осуществляется впроцессе кругооборота средств хозяйствующего субъекта.3.Контроллирующая функция. Внутренний контроль – бухгалтерия предприятия.Внешний – налоговая инспекция, федеральное казначейство и т.д.Контролирующие органы могут применять штрафные санкции и другие мерывоздействия при невыполнении обязательств.

45. Денежные фонды и резервы предприятий: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, фонд заработной платы, фонд накопления, валютный фонд. ..

Основными источниками организации в приобретении имущества и финансировании процесса производства являются средства собственников, аккумулированные в форме уставного капитала, других видов капиталов, образуемых организацией в установленном порядке, а также прибыль, оставленная участниками на расширение производства, - так называемые собственные средства предприятия.

Денежные фонды предприятия можно разбить на 4 группы:

1. Фонды собственных средств:. уставный капитал;. добавочный капитал;. резервный капитал;. инвестиционный фонд;. валютный фонд;. прочие.2. Фонды привлеченных средств:. фонд потребления;. расчеты по дивидендам;. доходы будущих периодов; резервы предстоящих расходов и платежей.3. Фонды заемных средств:. кредиты банков;. факторинг;. лизинг;. прочие.4. Оперативные денежные фонды:. для выплаты заработной платы;. для выплаты дивидендов;. для платеже в бюджет;. прочие.

Уставный капитал – это сумма вкладов первоначально инвестированных собственниками в имущество предприятия для обеспечения его уставной деятельности. Его размер всегда четко определен в учредительных документах предприятия. Уставный капитал является основой всей деятельности любого предприятия, имеет важное экономическое значение.Резервный капитал – это страховой капитал предприятия, предназначенный для возмещения убытков от хозяйственной деятельности, а также для выплаты доходов инвесторам и кредиторам в случае, если на эти цели не хватает прибыли. Средства резервного капитала выступают гарантией бесперебойной работы предприятия и соблюдения интересов третьих лиц.
Наличие такого источника предает последним уверенность в погашении предприятием своих обязательств.

Инвестиционный фонд предназначен для развития производства. В нем концентрируются:

1) Амортизационный фонд, предназначенный для простого производства основных фондов;2) Фонд накопления, образуемый за счет отчислений от прибыли и предназначенный для развития производства. Эта часть дохода, используемая на прирост производственных и непроизводственных основных фондов, а также для создания страховых запасов и резервов.3) Заемные и привлеченные источники.Валютный фонд формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспортных операций и для импортных операций. Этот фонд не имеет самостоятельного целевого значения. Он выделяется постольку, поскольку операции в валютой имеют свои особенности. В этих целях предприятием в коммерческих банках, имеющих лицензию Центрального Банка, для проведения валютных операций открываются валютные счета.

Вторая группа денежных фондов – это фонды привлеченных средств. Они имеют двойственных характер. С одной стороны, эти средства находятся в обороте предприятия, а с другой – они принадлежат его работникам (дивиденды и фонд потребления). Подтверждает их двойственность то, что, во-первых, в балансе предприятия они находятся в пятом разделе пассива, то есть среди краткосрочных обязательств, а во-вторых, при некоторых расчетах они исключаются из обязательств предприятия.

Третья группа денежных фондов предприятия – это фонды заемных средств. К заемным средствам кроме кредитов относят лизинг. Лизинг – пользование юридическим или физическим лицом не принадлежащими ему средствами труда вместо приобретения их в свою собственность; одна из форм кредитования товаров длительного пользования.

Наши рекомендации