Альтернативные способы ликвидации

Принудительная ликвидация

Возможные причины: 1. неоднократное или грубое нарушение действующего законодательства РФ, в том числе нарушение антимонопольного, налогового, трудового законодательства; 2. ведение деятельности, запрещенной законом; 3. ведение деятельности без получения лицензий и других необходимых разрешений. Кроме того, законодатель выделяет еще одно основание для ликвидации (реорганизации) - недостаточность имущества организации для удовлетворения требований ее всех кредиторов. В этом случае возбуждается дело о банкротстве.

На практике под ликвидацией иногда понимают не только установленный Гражданским кодексом и ФЗ «О банкротстве» порядок прекращения деятельности. При таком порядке всегда возникает налоговая проверка организации. Причем налоговики имеют право проверить всю деятельность, начиная с даты создания. Этот факт пугает и бухгалтеров, и руководителей организации, и собственников. Рынок юридических услуг живо отреагировал на эту потребность, предложив несколько «своих» способов ликвидации.

Холдинги в России: правовой и налоговый статус

В России слово «холдинг» не является в полном смысле слова правовым термином. Оно, правда, встречается в различных правовых актах (в основном относящихся к приватизации), но как-то по мелочи и вразнобой. Единого нормативного акта о холдингах в РФ нет, готовившийся же к принятию законопроект о холдингах был в последний момент снят с рассмотрения. Более или менее урегулированными являются лишь банковские холдинги и группы (Закон «О банках и банковской деятельности»), но мы их здесь касаться не будем. Ввиду этого отношения внутри холдинговой структуры, а также отношения холдинга с внешним миром, регулируются отдельными положениями различных правовых актов общего назначения. Наиболее важные из них мы и рассмотрим далее.

Под холдингом мы будем понимать вертикально интегрированное объединение юридических лиц, основанное на экономической субординации. (Вторая половина определения является, по существу, расшифровкой первой: вертикальная интегрированность как раз и означает экономическую субординацию и подчинение.) Отметим, что российская традиция именует холдингом не головную компанию, а всю совокупность связанных юридических лиц. Предполагается, что природа упомянутой субординации может быть различной (не обязательно владение акциями или долями в капитале), о чем чуть ниже.

Составляющие холдинг юридические лица остаются с правовой точки зрения именно отдельными лицами, каждое со своими органами, активами, пассивами, правами, обязанностями и т.п. Какой-либо особой регистрационной процедуры для холдинга в целом законодательством не предусмотрено. Холдинг следует отличать от других организационно-правовых форм объединений юридических лиц, таких как финансово-промышленная группа, простое товарищество, ассоциация, некоммерческое партнерство и др., определенных теми или иными правовыми актами.

Гражданско-правовые аспекты

С точки зрения гражданского права, холдинг – это совокупность основного («материнского») общества и его дочерних обществ, а также их дочерних обществ и так далее. (В качестве составляющих элементов холдинга мы будем рассматривать лишь общества, а не экзотические для России товарищества или иные формы юридических лиц.) Определение основного и дочернего обществ дается в ст. 105 ГК РФ.

В соответствии с вышесказанным, выделяют три вида холдингов.

1. Имущественный холдинг.

2. Договорный холдинг.

3. Административный холдинг.

Разумеется, в рамках одной холдинговой структуры могут сочетаться элементы нескольких различных видов холдинга. При этом абсолютное первенство по распространенности занимает имущественный холдинг.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) — один их видов корпоративной организации. Обеспечению монопольного по­ложения крупных корпораций на мировом рынке способствует вы­сокая степень концентрации научно-технического потенциала в одних руках. Расширяя набор функций и услуг, корпорации естествен­но преобразуются в ФПГ. Началом формирования ФПГ следует счи­тать образование финансовых компаний в рамках крупных промыш­ленных корпораций. В начале 80-х гг. XX в. практикой крупных кор­пораций стало включение в свою структуру финансовых компаний, выполняющих функции коммерческих банков. Но, в отличие от бан­ков, они не входят в федеральную резервную систему и не могут страховать вклады через федеральную корпорацию по страхованию.
Таким образом, отличительной особенностью и обязательным ус­ловием для ФПГ является наличие в ее составе финансово-кредитного учреждения и компании по производству продукции. При формирова­нии первых ФПГ речь шла об объединении технологически связан­ных предприятий, так как благодаря такой связи максимально кон­центрируются материальные и финансовые ресурсы на одном на­правлении, отсекаются малоэффективные элементы и достигается «прорыв» в выбранном направлении. Современные ФПГ представ­ляют собой диверсифицированные многофункциональные структу­ры, образующиеся в результате объединения капитала, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов с целью увеличения конкурентоспособности, упрочнения технологических и коопераци­онных связей и роста эффективности.
Финансово-промышленная группа — это долговременное дого­ворное объединение ряда компаний, действующее как основное для технологической или экономической интеграции.
В развитых странах широкое распространение получили так называемые «банковские» ФПГ. Центром таких объединений явля­ются банки или крупные финансовые компании. Обслуживая группу предприятий, входящих в ФПГ, банк заинтересован в их стабильной работе, в периоды кризисных ситуаций банк принимает активное уча­стие в их санации. Входящие в ФПГ финансовые компании зачастую прибыльнее, чем коммерческие банки. В 1990 г. доходы пяти круп­нейших американских банков составили 2,4 млрд долларов при общей сумме активов 604 млрд долл., а доходы пяти крупнейших финансовых компаний составили 3,2 млрд долл. при вдвое меньших активах. Четы­ре из этих пяти принадлежат автомобильным корпорациям: «Дженерал моторс», «Крайслер» и две компании «Форд». Крупнейшие радиоэлек­тронные корпорации «IBM», «Вейстингауз», «Дженерал электрик» также имеют финансовые компании, которые ведут активную работу по лизингу, предоставлению кредитов, страхованию и пр. Функции финансовых компаний расширяются и в настоящее время сравнимы с коммерческими банками (см. таблицу).

Возможность распоряжаться капиталом финансовой компании оп­ределяется степенью ее зависимости от материнской компании. Неко­торые передают 50% прибыли, другие — все 100%.
Классификация ФПГ, как правило, осуществляется по следующим характеристикам: способ формирования, тип организационного строе­ния, форма собственности, способ внутри группового управления, гра­ницы осуществления деятельности. Классификация ФПГ приведена на рисунке:


При формировании финансово-промышленных групп широко исполь­зуются принципы горизонтальной и вертикальной интеграции. В разви­тую ФПГ могут входить: банк, 8=25AB8F8>==0O компания, пенсионный фонд, консалтинговая фирма, брокерские конторы, информационно-рекламные подразделения; производственные предприятия, внешнеторго­вые компании, товарно-сырьевые биржи, страховые, транспортные и сер­висные фирмы.
Таким образом, создание ФПГ подразумевает объединение под од­ной крышей трех структур — финансовой, производственной и коммер­ческой, каждая из которых представляет совокупность предприятий.
Финансово-промышленные группы имеют следующие пре­имущества:

  • возникают новые возможности для оптимального использова­ния и перераспределения капитала в соответствии с главными стратегиями группы;
  • создаются реальные возможности для структурной перестрой­ки производственных подразделений группы;
  • происходит укрепление технологических связей между различны­ми этапами — от добычи сырья до выпуска конечной продукции;
  • улучшаются перспективы будущего развития компании за счет активного аккумулирования капитала для новых, инновацион­ных проектов.

Одним словом, тенденции формирования ФПГ отражают законо­мерности развития всего мирового производства. К таким закономерностям относятся: концентрация капитала (слияние, поглощение, создание альянсов); интеграция промышленного и финансового капиталов; диверсификация форм и направлений деятельности; глоба­лизация и интернационализация капитала; использование новейших информационных технологий, международных стандартов регулиро­вания национальных рынков.

Кроме того , установлен ряд ограничений по численности входящих в Финансово-промышленые группы предприятий и численности персонала. Необходимо отметить , что большинство ограничений вызывают споры среди специалистов и заинтересованных лиц .

При создании Финансово-промышленых групп в России учитываются , следующие антимонопольные ограничения " Во избежания злоупотребления доминирующим положением не допускается приобретение крупными Финансово-промышлены ми группами монопольного влияния на местных товарных рынках и ограничение доступа на них иным хозяйственным субъектам , в том числе иностранным ; при создании Финансово-промышленых групп на принципах экспортных картелях не должны объединяться фирмы , являющиеся конкурентами на определенном рынке , если включение таких фирм в Финансово-промышленые группы приведет к значительному затруднению или ограничению конкуренции на внутреннем рынке ".

№14.Ассоциации. Особенности объединения в ассоциациях

Ассоциации (союзы)

Правовое положение

Ассоциации (союзы) объединения нескольких коммерческих организаций в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Некоммерческие организации также могут добровольно объединяться в ассоциации (ст. 121 — 123 ГК РФ; ст. 11, 12 Закона о НО).

Учредители

Учредителями ассоциаций являются юридические лица. Ассоциации основаны на членстве. Их члены сохраняют самостоятельность и права юридического лица. По окончании финансового года по своему усмотрению можно выйти из ассоциации. Член ассоциации может быть исключен из нее по решению оставшихся участников. С согласия членов ассоциации в нее может войти новый участник.

Учредительные документы

Учредительные документы ассоциации — учредительный договор и утвержденный устав. В учредительных документах должны быть обязательно указаны:

1) сведения о составе и компетенции органов управления ассоциацией

2) порядок принятия ими решений;

3) порядок распределения имущества после ликвидации.

Формирование имущества

Имущество ассоциации формируется учредителями, а также из доходов от ее деятельности.

Органы управления

Высшим органом управления является общее собрание членов ассоциации. Исполнительный орган может быть коллегиальным и (или) единоличным (ст. 29, 30 Закона о НО).

Предпринимательская деятельность

Осуществление предпринимательской деятельности запрещено. В противном случае ассоциация преобразуется в хозяйственное общество или товарищество.

Ответственность

Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами. Ассоциация отвечает своим имуществом, на которое по законодательству РФ может быть обращено взыскание (ст. 25 Закона о НО).

1. Краткий комментарий правовых основ деятельности ассоциаций (союзов)

Ассоциации и союзы представляют собой объединения различных юридических лиц, основанные на корпоративных (членских) началах. Данные объединения, во-первых, являются юридическими лицами; во-вторых, будучи некоммерческими организациями, осуществляют координацию предпринимательской деятельности участников, а также представляют и защищают их общие, в том числе имущественные, интересы. Общественные и иные некоммерческие организации, включая учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) (пп. 1, 2 ст. 121 ГК РФ; пп. 1, 2 ст. 11 Закона о НО), которые, однако, не вправе осуществлять управленческие функции в отношении участников. Поэтому члены ассоциации или союза полностью сохраняют самостоятельность и права юридических лиц (п. 3 ст. 121 ГК РФ, п. 3 ст. 11 Закона о НО).

Учредителями ассоциаций и союзов могут выступать коммерческие и некоммерческие организации, причем как порознь, так и совместно (п. 4 ст. 50 ГК РФ), хотя практическая необходимость в координации деятельности или совместной защите общих интересов обычно возникает у однородных по характеру деятельности групп (видов) юридических лиц. В законах не указывается минимально необходимое число участников этих организаций. Таким образом, право решения данного вопроса предоставляется самим учредителям. Одно и то же юридическое лицо, сохраняя полную самостоятельность, может входить одновременно в несколько ассоциаций и союзов.

Учредительными документами ассоциации и союза являются учредительный договор и устав (п. 1 ст. 122 ГК РФ, п. 1 ст. 14 Закона о НО). В первом определяются цели создания объединения и условия участия в нем, а во втором — его статус. При наличии противоречий в условиях, содержащихся в этих документах, предпочтение должно быть отдано уставу как документу, непосредственно определяющему статус объединения в его взаимоотношениях с третьими лицами. Учредительные документы ассоциации (союза) должны содержать ее наименование, сведения о задачах и целях, об основном предмете ее деятельности, о составе и компетенции органов управления, порядке принятия ими решений и распределения имущества, остающегося после ликвидации организации.

Поскольку такая некоммерческая организация создается на корпоративных началах, ее высшим органом является общее собрание членов (их представителей) компетенция и порядок работы которого определяются уставом (пп. 1-3 ст. 29 Закона о НО). Исполнительные органы ассоциации (союза) формируются ее высшим органом. Они могут быть коллегиальными и (или) основанными на единоначалии. Исполнительный орган осуществляет текущее руководство и подотчетен высшему органу управления.

Имущество ассоциации первоначально образуется из вступительных и членских взносов ее участников, их добровольных пожертвований и становится собственностью ассоциации. При этом учредители (участники) ассоциации или союза не приобретают на это имущество никаких прав (п. 3 ст. 48 ГК РФ). В законодательстве не содержится требований к минимальному количеству имущества такой некоммерческой организации или размеру взноса участника. Имущество ассоциации (союза) используется ею для достижения целей, предусмотренных учредительными документами.

Члены ассоциации (союза) при недостатке ее имущества для удовлетворения требований кредиторов несут субсидиарную (дополнительную) ответственность своим имуществом в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации (п. 4 ст. 121 ГК РФ, п. 4 ст. 11 Закона о НО).

Ассоциация или союз не вправе сами осуществлять предпринимательскую деятельность, но могут создавать для этой цели хозяйственные общества или участвовать в них. Доходы, полученные в результате этой деятельности, не могут быть распределены между членами объединения, а должны использоваться исключительно на его нужды.

Член ассоциации (союза) вправе участвовать в управлении ее делами ин равных началах с другими членами (участниками). Он может безвозмездно пользоваться услугами, предоставляемыми ассоциацией (союзом) (п. 1 ст. 123 ГК РФ, п. 1 ст. 12 Закона о НО). В течение двух лет со времени выхода или исключения его из ассоциации (союза) за ним сохраняется дополнительная ответственность по долгам объединения в размере, пропорциональном его взносу в ее имущество. Новые участники принимаются в объединение по единогласному решению его членов, причем на них может быть возложена дополнительная ответственность (которую они обязаны нести личным имуществом) по долгам объединения, возникающим до момента их принятия (п. 3 ст. 123 ГК РФ, п. 3 ст. 12 Закона о НО).

Ассоциация (союз) реорганизуется и ликвидируется по общим правилам действующим в отношении юридических лиц. Такое объединение по единогласному решению его членов может быть преобразовано в фонд или автономную некоммерческую организацию, а в случае возложения на него учредителями обязанности ведения предпринимательской деятельности должно быть преобразовано в хозяйственное общество или товарищество. В связи с наличием субсидиарной ответственности членов ассоциации (союза) по ее долгам такая некоммерческая организация не может быть признана банкротом (п. 2 ст. 65 ГК РФ).

Остаток имущества объединения, образовавшийся по завершении его ликвидации, используется в целях, определенных его уставом, либо в иных предусмотренных законодательством целях (п. 1 ст. 20 Закона о НО) и не может распределяться между членами ассоциации (союза).

№15 Консорциумы, синдикаты и промышленные узлы. Управление крупными диверсифицированными объединениями

Консорциумы. Синдикаты. Промышленные узлы

Наряду с бессрочными организационными объединениями типа хол­динга и ассоциации возникают временные объединения предприятий, организаций для решения конкретных задач в течение определенного периода времени, называемые консорциумами. Они объединяют предпри­ятия любой подчиненности и любой формы собственности.

Участники консорциума сохраняют хозяйственную самостоятельность и могут быть одновременно членами других ассоциаций, совместных предприятий, консорциумов. После выполнения задач консорциум прекращает свое существование. К консорциумам следует отнести и временные межотраслевые инвестиционные, научно-технические и другие комплексы, создаваемые для реализации научно-технических, инвестиционных, экологических и других программ.

Одной из ассоциативных форм коллективного предпринмательства является синдикат. Данная форма предпринимательства связана в ос­новном со сбытом продукции и распространена главным образом г до­бывающих отраслях, сельском и лесном хозяйстве. На долю, например, известного международного синдиката ОПЭК, занимающегося добычей и реализацией нефти на мировых рынках, приходится около 2/3 миропо го экспорта нефти. Как правило, синдикат организует единую службу (контору) по сбыту, в ведение которой члены синдиката должны сдавать по заранее огово­ренной цене и квоте продукцию, предназначенную для совместной продажи. Дирекция синдиката в ряде случаев организует закупку сырья, мате­риалов и других продуктов для участников синдиката на деньги, выру-ченные от продажи их продукции. Внутри синдиката допускается конку­рентная борьба. Основная цель-с и иди ката — расширить и удержать рын­ки сбыта, регулировать объемы выпуска продукции внутри синдиката и цены на внешних рынках сбыта продукции.

Промышленные узлы — это группа предприятий и организаций, ко­торые размещаются на смежных территориях и совместно использу­ют производственную и социально-бытовую инфраструктуру, природ­ные и другие ресурсы, создают общие производства межотраслевого и местного территориального значения, сохраняя при этом свою са­мостоятельность.

В промышленных узлах формируются условия для развития мик­ротерриториальной интеграции, кооперации, специализации произ­водства, более полного использования уникального оборудования, производственных площадей и мощностей по переработке вторичных ресурсов, организации межотраслевых производств, обслуживающего хозяйства.

Предпринимательство, таким образом, перестало считаться приори­тетной областью действия одиночек, превратившись в повседневные за­нятия руководителей и специалистов крупных предприятий и затронув государственные и межгосударственные отношения. Это объясняется тем, что крупномасштабные предпринимательские союзы (концерны, холдинги, ассоциации и др.) во многих

отраслях экономики могут более гибко и надежно, чем каждое предприятие в отдельности, реализовать достоинства предпринимательства:

ü применять различные формы организации производства: аренду, под­ряд,

кооперативы;

ü добиваться многоканального использования сырьевой базы, широко­го

тиражирования и комплексного применения прогрессивной техники и технологии;

ü полностью перевести цикл "исследование — производство — потреб­ление"

на межотраслевую, в том числе кооперативную, основу;

ü развивать коллективные вспомогательные и обслуживающие произ­водства;

ü создавать территориальную производственную и социальную инфра­структуру.

Однако было бы совершенно неправильно указывать только позитив­ные стороны новых производственных формирований.

При их создании возникает много проблем. В России это обусловле­но прежде всего несовершенством законодательства: не полностью про­работаны методы согласования работы комплексов с центральными и местными административно- хозяйственными ведомствами; не установ­лены границы экономической самостоятельности этих комплексов; вза­имоотношения ассоциаций, концернов с государственными и местными органами управления во многих случаях не имеют четкой правовой рег­ламентации; не разработаны правовые основы информационного обслу­живания комплексов, а также развития кооперации, сохранения сложив­шихся производственных связей.

Кроме того, при образовании крупных производственных комплек­сов, как правило, обостряется проблема монополизма. Создание сверхкрупных производственных комплексов, сосредоточивающих на своих предприятиях выпуск основной части однотипной продукции страны, представляетреальную угрозу возникновению монополизации рынка, усиления инфляции, сдерживания научно- технического прогресса.

Решение проблемы состоит в организации параллельных производств однотипной продукции, развитии внешнеэкономических связей. Одна­ко на создание параллельных структур и конкурсное размещение зака­зов потребуется значительное время. Поэтому государственные органы считают первоочередным и наиболее доступным методом ограничения монополизма разработку системы экономических и правовых мер госу­дарственного регулирования процессов интеграции производства в рам­ках концернов и ассоциаций.

Планирование себестоимости продукции на предприятии.

Различают:

- последовательное планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего); - скользящее планирование (по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.; - жесткое планирование (конкретно указываются все цели и мероприятия); - гибкое планирование (учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом).

В принципе любая фирма имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно различить следующие виды планирования:

- общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы); - стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, НИОКР, персонала); - тактическое (условий хозяйственных операций - производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т.д.); - оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период).

Основными признаками стратегического планирования являются:

- цель планирования - долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы; - носитель идеи планирования - высший менеджмент; - проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования; - горизонт планирования - долгосрочное; - охват - глобальный, широкий спектр альтернатив; - принципы - изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).

Обычно важнейшие вопросы планирования - рынки сбыта.

Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, МТС, персонала.

Отличительными чертами оперативного планирования являются:

- носитель идей планирования - средние и низшие уровни менеджмента; - задача планирования - обеспечение относительной надежности и относительного структурирования; - горизонт; - глубина; - диапазон; - основа; - короткие и средние сроки; - детализация планов; - ограниченный спектр альтернатив; - созданный потенциал.

Оперативным планированием охватываются отдельные функциональные области предприятия.

При планировании решается множество проблем, основные причины которых:

- особенности исходного состояния (проблемы планирования плохо структурированы, их тяжело определить и измерить); - особенности конечного состояния (характер влияния на цели и ресурсы при планировании не определен, а проявит себя только в будущем, множественность целей); - проблемы альтернатив (имеется неопределенность в отношении имеющихся альтернатив, поиск других требует времени и средств); - проблемы инструментария (выбор наиболее оптимального); - большое число лиц, участвующих в планировании; - ответственность (ЛПР принимает на себя ответственность, план же составляют другие); - проблема контроля (в ходе составления, выполнения и корректировки).

37. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Классификация факторов

Факторы, влияющие на себестоимость продукции, можно классифицировать по нескольким признакам
1. По содержанию выделяют технические и технологические факторы.
К техническим можно отнести, например, внедрение новой прогрессивной техники, механизация и автоматизация производства, научно-технические достижения, улучшение использования основных фондов, техническая и энергетическая вооруженность труда.
К технологическим - изменение ассортимента продукции; продолжительность производственного цикла; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов, применение экономичных заменителей и полное использование отходов в производстве; совершенствование технологии продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости.
2. По времени возникновения выделяют планируемые и внезапные факторы. Предприятие может планировать следующие мероприятия - ввод и освоение новых цехов; подготовка и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов; оптимальное размещение отдельных видов продукции по предприятию. К внезапным (не планируемым) факторам относятся производственные потери; изменение состава и качества сырья; изменение природных условий; отклонения от установленных норм выработки продукции и другие.
3. По месту возникновения факторы делятся на внешние (независящие от предприятия) и внутренние (зависящие от предприятия). На себестоимость продукции независимо от предприятия может повлиять экономическая обстановка в стране, инфляция; природно-климатические условия; технический и технологический прогресс; изменение налогового законодательства и другие факторы. К внутренним можно отнести производственную структуру предприятия; структуру управления; уровень концентрации и специализации производства; продолжительность производственного цикла.
4. По назначению выделяют основные и второстепенные факторы. Данная группа факторов зависит от специализации предприятия. Если рассматривать материалоемкое производство, например, мясоперерабатывающее предприятие, то к основным можно отнести следующие факторы: цены на материальные ресурсы и расход сырья и других материалов; техническая вооруженность труда; технологический уровень производства; норма выработки продукции; номенклатура и ассортимент продукции; организация производства и труда. В меньшей степени на себестоимость продукции повлияет структура управления; природно-климатические условия; заработная плата производственных рабочих; структура прочих затрат и другие факторы.

38. Пути снижения себестоимости продукции

Можно выделить следующие основные направления снижения себестоимости продукции промышленного предприятия:
1. Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства. По данной группе также анализируется влияние на себестоимость научно-технических достижений и передового опыта.
Снижение себестоимости может произойти при создании автоматизированных систем управления, использовании ЭВМ, совершенствовании и модернизации существующей техники и технологии. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве. Большой резерв таит в себе и совершенствование продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости, снижение веса машин и оборудования, уменьшение габаритных размеров и др.
2. Совершенствование организации производства и труда. Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.
Значительное уменьшение затрат живого труда может произойти при сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа рабочих, не выполняющих норм выработки. При улучшении использования основных фондов снижение себестоимости происходит в результате повышения надежности и долговечности оборудования; совершенствования системы планово-предупредительного ремонта; централизации и внедрения индустриальных методов ремонта, содержания и эксплуатации основных фондов.
Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий.
В первом случае предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как проводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции.
Во втором случае величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению.
Также важно сокращать цеховые и общезаводские расходы. Это заключаются прежде всего в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах; а также в сокращении затрат на заработную плату вспомогательных и подсобных рабочих.
3. Изменение объема и структуры продукции может привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. С увеличением объема производства количество условно-постоянных расходов на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости.
4. Улучшение использования природных ресурсов. Здесь учитывается: изменение состава и качества сырья; изменение продуктивности месторождений, объемов подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья; изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат.
5. Отраслевые и прочие факторы: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы.
Значительные резервы заложены в снижении расходов на подготовку и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов, в уменьшении затрат пускового периода по вновь вводимым в действие цехам и объектам.

Производственная мощность

Производственная мощность — это максимально возможный выпуск продукции, предусмотренный на соответствующий период (декаду, месяц, квартал, год) в заданной номенклатуре и ассортименте с учетом оптимального использования наличного оборудования и производственных площадей, прогрессивной технологии, передовой организации производства и труда.

Расчет производственной мощности завода ведется по всем его подразделениям в следующей последовательности:

— по агрегатам и группам технологического оборудования;— по производственным участкам;

— по основным цехами заводу в целом.

Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих цехов, участков, агрегатов. Измеряется производственная мощность, как правило, в натуральных или условно-натуральных единицах.

При расчете производственной мощности нужно исходить из имеющегося оборудования и площадей, передовой организации производства, применения полноценного сырья, наиболее совершенных инструментов и приспособлений, режима работы предприятия.

Для расчета производственной мощности необходимо иметь следующие исходные данные:

— плановый фонд рабочего времени одного станка:

— количество машин;

— производительность оборудования;

— трудоемкость производственной программы;

— достигнутый процент выполнения норм выработки.

Производственная мощность ведущих подразделений определяется по формуле:

Альтернативные способы ликвидации - student2.ru (2.1)

где ПМ — производственная мощность подразделения (цеха, участка); n — количество единиц одноименного ведущего оборудования, ед.; Нт — часовая техническая (паспортная) мощность единицы оборудования, ед.; Ф — фонд времени работы оборудования, часов.

При расчете производственной мощности предприятий машиностроения, заводов по производству строительных материалов, текстильных, швейных и обувных фабрик, предприятий пищевой промышленности и некоторых других также необходимо учитывать производственные площади. Расчет выполняется по формуле:

Альтернативные способы ликвидации - student2.ru (2.2)

где S — производственная площадь цеха, выделяемая для организации производственных потоков, кв. м; Sн — производственная нормативная площадь (с учетом проходов) на одно рабочее место, кв. м; Т — режимное время работы, час.; t — затраты времени на изготовление одного изделия, час.

В краткосрочном периоде производственная мощность является постоянной величиной.

Входная производственная мощность — это мощность на начало отчетного или планируемого периода.

Выходная производственная мощность — это мощность предприятия на конец отчетного или планируемого периода. При этом выходная мощность предыдущего периода является входной мощностью последующего периода. Выходная мощность рассчитывается по формуле:

Наши рекомендации