Тема 9: Виды деятельности предприятия

План

1. Инновационная деятельность предприятия;

2. Инвестиционная деятельность предприятия;

3. Внешнеэкономическая деятельность предприятия;

4. Природоохранная деятельность предприятия.

1. Инновационная деятельность предприятия.Инновация - это развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия. При этом инновация - это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последова­тельную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Инновационный процесс направлен на создание требуемых рынков продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономичес­кой среды, в которой он функционирует и развивается. Поэтому только, на инновационном пути развития возможен подъем экономи­ки.

Инновационная деятельность - это деятельность, направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследоваемой и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффек­тивном реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.

Классификация инноваций на соответствующие группы осуществляется с помощью следующих признаков.

По признаку возникновения инноваций выделяются две группы: защитные и стратегические.

Защитная группа инноваций обеспечивает необходимый уровень конкурентоспособности производства и продукции на основе внедрения соответствующих нововведений как способа защиты от конкурентов.

Стратегическая формирует перспективные преимущества в конкурентной борьбе.

По предмету и сфере приложения инноваций происходит деление нововведений на продуктовые (новые продукты и материалы), рыночные (новые сферы использования товара, возможность реализации инноваций на новых ранках), процессные (технологии, новые методы организации и управления производством).

По степени новизны инноваций выделяют:

-нестандартные группы инноваций, включающие новый товар, произведенный на основе впервые разработанного технического решения, не имеющего аналога;

-улучшающие - новые товары или технологические процессы, разработанные

на основе использования достижений научно-технического процесса и обеспечивающие совершенные технико-эксплуатационные характеристики в сравнении с действующими аналогами;

-модификационные - нововведения, расширяющие эксплуатационные возможности товара или технологического процесса.

По характеру удовлетворения потребностей инновационные группы определяются нововведениями, которые удовлетворяют сложившиеся на рынке новые потребности.

По масштабам распространения инновации могут быть базовыми для молодых отраслей, производящих однородный продукт, или используемыми во всех отраслях промышленного производства.

2. Инвестиционная деятельность предприятия.Инвестиции – текущий прирост ценности капитального имущества в результате производственной деятельности данного периода, т.е. та часть дохода, которая не была использована для потребления.

Черты:

1)Инвестиции – это процесс затраты живого и общественного труда.

2)Нововведения в инвестиционный процесс. Это новый способ удовлетворения потребностей дающий прирост полезного эффекта и основанный как правило на достижениях в науке и технике.

Инвестиции – расходы на создание, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение капитала, а также изменение оборотного капитала.

Инвестиции– все виды активов или средств вкладываемых в хозяйственную деятельность с целью получения прибыли.

Виды инвестиций:

1)по объектам вложения средств: реальные, финансовые, интеллектуальные. Реальные (чистые) инвестиции – капитальные вложения, т.е. еще не овеществленный, но вкладываемый в средства производства капитал. Вложение капитала в развитие материально-технической базы и совершенствование технологических процессов торгового предприятия. Финансовые инвестиции – вложение капитала в различные финансовые активы торгового предприятия. Наиболее значительны – акции, помещение капитала в банк, портфельные инвестиции. Интеллектуальные инвестиции – покупка пакетов, лицензий, ноу-хау, вложение в НИОКР, переподготовка персонала.

2)По характеру участия в инвестировании: прямые, непрямые инвестиции. Прямые – непосредственное участие торгового предприятия в выборе объектов инвестирования и вложений капитала. Непрямые инвестиции – инвестирование капитала предприятия опосредованное другими хозяйствующими субъектами.

3)период инвестирования: краткосрочный, долгосрочный. Краткосрочное вложение не более 1 года, долгосрочное более 1 года.

Формы реализации инвестиций:

1)путем кредитования.

2)прямые затраты денежных средств.

3)Покупка ценных бумаг.

Основная цель инвестиционной политики торгового предприятия – выбор и реализация наиболее эффективный путей расширения его активов для развития в долгосрочной перспективе.

3. Внешнеэкономическая деятельность предприятия.Внешнеэкономическая деятельность предприятий - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок.

Перечисленные негативные факторы послужили основной причиной реформирования внешнеэкономических связей, направленных:

- на расширение прав отраслевых министерств и ведомств, предприятий, объединений.

- на расширение числа участников внешнеэкономической деятельности за счет создания совместных предприятий, международных объединений и организаций;

- на развитие экспортного потенциала России, включая совершенствование его структуры, повышение степени конкурентоспособности и увеличение доли продукции;

- на развитие механизма государственного стимулирования экспорта;

- на формирование современной инфраструктуры внешнеэкономической деятельности.

Следовательно, проводимые в стране экономические реформы, направленные в целом на формирование рыночных отношений, обуславливают необходимость возможности для предприятий, фирм, кооперативов и их союзов независимо от формы собственности выхода на внешний рынок.

Основные цели внешнеэкономической деятельности:

-изменение объема экспорта и импорта;

-обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и др.);

-изменения соотношения экспортных и импортных цен.

Тема 9: Виды деятельности предприятия - student2.ru

Вновь созданному предприятию не следует начинать свою деятельность с внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами, необходимо накопить определенный опыт, работая на внутреннем рынке.

К основным формам относят:

Консорциумы – форма объединения предприятий производственного и внешнеэкономического профиля деятельности. Их доля в общей численности участников внешнеэкономической деятельности составляет не более 0,5 %. Создаются консорциумы для реализации крупномасштабных проектов (например, строительство объектов за рубежом). Участниками консорциума являются предприятия-производители и поставщики экспортной продукции, проектные и финансовые организации. Действие консорциума может иметь разовый (при строительстве конкретного объекта) и долговременный характер (при необходимости реализации какой-либо внешнеэкономической программы).

Внешнеэкономические организации (ВО) МВЭС обслуживают ВЭС государственного уровня на условиях межправительственных соглашений, в том числе экспорт по лицензиям Министерства внешнеэкономических связей (МВЭС), специальный (критический) импорт по отдельным решениям правительства.

Отраслевые внешнеэкономические объединения (ВЭО) призваны содействовать развитию внешнеэкономической деятельности предприятий и объединений отрасли.

Смешанные общества создаются за границей с участием средств крупных российских экспортеров и иностранных партнеров. Цель создания смешанных обществ – содействие расширению отечественного экспорта. Через смешанные общества получают более полную информацию о рынке сбыта, степени конкурентоспособности продукции.

Торговые дома представляют собой ассоциации самого различного рода внешнеторговых, производственных, транспортных, складских, научно-исследовательских, банковских и страховых организаций, входящих в их состав на добровольной основе и осуществляющих свою деятельность как у себя в стране, так и за рубежом. Близки к торговым домам, но с меньшей универсализацией (сбыт собственной национальной продукции) трейдинговые компании. Основными функциями трейдинговых компаний являются выбор «рынка для товара и товара для рынка», предоставление кредита покупателю, транспортировка, оформление документации.

4. Природоохранная деятельность предприятия.Организации следует внедрять эффективную систему управления окружающей средой, с тем чтобы помочь защитить здоровье людей и окружающую среду от потенциальных воздействий своей деятельности, продукции или услуг, а также чтобы участвовать в сохранении и улучшении качества окружающей среды.

Государства совместно принимают конвенции по охране окружающей среды, реализуют международные экологические программы.

Если сравнивать количественные показатели по внедрению стандартов ИСО серии 14000 в России, то можно увидеть Общественном Регистре сертификации систем экологического менеджмента, что цифра эта пока не велика – 100 предприятий по всей России.

Предприятия имеют свободу выбора в определении области внедрения стандартов ИСО серии 14000, но, главное, СЭМ позволяет:

- Разработать собственную экологическую политику;

- Идентифицировать экологические аспекты и определить их значимость;

- Идентифицировать требования законодательных и нормативных актов;

- Разработать программу внедрения экологической политики;

- Адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам;

- Получить дополнительные экономические выгоды в результате признания деятельности предприятия в области охраны окружающей среды со стороны потребителей, поставщиков, населения и общественности.

Наиболее трудоемкими процессами для разработчиков являются: определение приоритетных экологических аспектов, разработка целевых и плановых экологических показателей, контроль над соблюдением законодательных и иных экологических требований.

Ниже приведены возможные критерии, по которым может проводиться ранжирование экологических аспектов на предприятии:

- Масштаб воздействия;

- Серьезность воздействия;

- Вероятность воздействия;

- Продолжительность воздействия;

- Соблюдение существующих законодательных требований в области охраны окружающей среды;

- Важность изменения воздействия;

- Влияние воздействия на экологические платежи предприятия;

- Потребление энергоресурсов;

- Стоимость изменения;

- Влияние на имидж предприятия.

Экономические мероприятия предусматривают:

- разработку системы показателей природоохранной деятельности подразделений;

- разработку нормативной базы для планирования, составления мероприятий и финансового плана обеспечения проведения природоохранных мероприятий ;

- систему санкций к подразделениям, нарушающим нормы и правила охраны окружающей среды;

- систему поощрения:

- за внедрение технологии и оборудования, направленных на сокращение отходов производства, оказывающих вредное воздействие на охрану окружающей среды;

- за решение вопросов регенерации, рециркуляции, нейтрализации токсичных отходов;

- за увеличение использования вторичного сырья, отходов.

Наши рекомендации