Лекция 1. Гостиничные предприятия как часть сферы услуг
1.1. Особенности сферы услуг
1.2.Гостиничные услуги: основные, дополнительные и сопутствующие
1.3.Факторы спроса на гостиничное размещение
1.4.Нормативные правовые акты Российской Федерации
и нормативные документы федеральных органов исполнительной
власти.
1.5.Средства размещения туристов
1.6.Классификация гостиниц и номеров
1.7.Функциональные требования к гостиницам
Лекция 2. Материально-техническая база гостиниц.
2.1.Характеристика материально-технической базы гостиниц
2.2.Гостиница как объект проектирования и строительства
2.3.Технологические требования по проектированию
2.4.Экологические требования
2.5.Инвестиции в гостиничном бизнесе
2.6.Формы реального инвестирования
Лекция 3. Система управления гостиничным предприятием.
3.1.Организационная структура
3.2.Учредительные и организационные документы
3.3.Организация труда в гостинице
3.4.Техническая и технологическая документация
3.5.Управление гостиничным предприятием
3.6.Административная служба
3.7.Совещания и переговоры
3.8.Управление персоналом
3.9.Формирование профессиональной культуры. Стандарты организации
Лекция 4. Организация работы функциональных служб гостиницы.
4.1.Служба маркетинга
4.2.Цена и ценообразование в гостиницах
4.3.Система продаж. Туроператоры
4.4.Рекламная и информационно-справочная деятельность
4.5.Связи с общественностью
4.6.Выставочная деятельность гостиницы
4.7.Финансовая служба
4.8.Служба безопасности
Лекция 5. Вспомогательные службы гостиницы.
5.1.Инженерно-техническая служба
5.2.Охрана труда
5.3.Служба снабжения и складирования. Бельевое хозяйство
5.4.Работа прачечной и химчистки
Лекция 6. Организация приема и размещения гостей.
6.1.Служба приема и размещения
6.2.Порядок проживания в гостинице
6.3.Бронирование мест
6.4.Оформление проживания российских граждан
6.5.Оформление проживания иностранных граждан
6.6.Расчет с клиентами
6.7.Въезд и выезд гостей
6.8.Услуги связи, банковские и другие
Лекция 7. Технология и организация обслуживания номерного фонда.
7.1.Услуги и уборочные работы
7.2.Контроль качества уборки и содержания номеров
7.3.Должностные обязанности руководителя службы номерного фонда. Организация работы персонала
7.4.Хранение ценных вещей проживающих. Учет и возврат забытых вещей
7.5.Оказание медицинской помощи
Лекция 8. Предоставление дополнительных услуг.
8.1.Платные дополнительные услуги
8.2.Бюро обслуживания (сервис-бюро)
8.3.Экскурсионные услуги
8.4.Организация работы экскурсионного бюро в гостиницах
8.5.Бизнес-центры и конференц-залы
8.6.Транспортные услуги гостиницы
8.7.Оказание торговых и других услуг
Лекция 9. Организация отдыха и спортивно-оздоровительных услуг.
9.1. Анимационная деятельность гостиницы
9.2. Используемое концертное оборудование
9.3. Оздоровительные и спортивно-оздоровительные услуги
Лекция 10. Порядок технического регулирования содержания
И форм гостиничной деятельности.
10.1. Стандартизация и сертификация, лицензирование
10.2. Совершенствование качества предоставляемых услуг
10.3. Информационные технологии
10.4. Специализированные программные продукты для гостиниц
10.5. Организация претензионной работы
Приложение 1 (с таблицами по тексту)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (основное из учебника)
1.Сокращения и некоторые термины, принятые в международном гостиничном менеджменте
2.Норма прибыли по группам капиталовложений производственного назначения
3.Правила внутреннего трудового распорядка гостиницы
4.Положение о подразделении номерного фонда гостиницы
5.Должностная инструкция заместителя генерального директора гостиницы
6.Типовые должностные обязанности секретаря-референта генерального директора
7.Квалификационные требования (профессиональные стандарты)
к некоторым должностям работников гостиниц 193
8.Форма туристской путевки
9.Технологическая карта экскурсии
10.Схема маршрута транспортной экскурсии
11.Инструкция по правилам пожарной безопасности
для сотрудников службы номерного фонда
Список литературы.
Лекция 1
ГОСТИНИЧНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ЧАСТЬ СФЕРЫ УСЛУГ
Особенности сферы услуг
Структура занятости населения свидетельствует, что в социально-экономическом развитии стран, территорий существенно изменились роль и значимость сферы услуг. Например, в странах Западной Европы в сфере услуг задействовано более 66 % общего числа занятого населения, в США — 73 %, а в приросте новых рабочих мест на этот сектор приходится 80 —90 % новых рабочих мест.
Сфера услуг — это совокупность видов экономической деятельности, удовлетворяющая культурные, интеллектуальные, духовные и физические потребности населения. В зависимости от способа производства различают материальные и нематериальные услуги — основные, дополнительные, сопутствующие. Специалисты выделяют ряд характерных особенностей сферы услуг:
клиент является участником процесса обслуживания; оказание услуг требует активного взаимодействия как сотрудника предприятия, так и потребителя; качество услуги в значительной степени определяется уровнем среды коммуникаций;
процессы производства и потребления совпадают во времени; гостиницы имеют короткий производственный цикл, что приводит к возможности получения высоких доходов;
объемы обслуживания непостоянны во времени, подвержены сезонным колебаниям спроса;
места размещения предприятий сферы услуг определяются потребительским спросом;
высока доля трудовых затрат, успех деятельности предприятий во многом зависит от уровня квалификации персонала и его профессиональной культуры;
услугу нельзя измерить, оценить до того, как она предоставлена;
производство услуг зафиксировано во времени и пространстве; их невозможно накапливать, «складировать», так как они рассчитаны на удовлетворение реальных потребностей, в конкретный момент.
Гостиничные предприятия находятся в постоянном взаимодействии с микро- и макросредой. Изменения внешних факторов (экономической активности, государственной политики, культуры, международных отношений, конкуренции, социальных отношений) влияют на их деятельность и обусловливают необходимость их учета при разработке стратегии развития предприятия.
Туристская индустрия — это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность и предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.
Государственное регулирование сферой туризма осуществляется на разных уровнях. На федеральном уровне сферу туризма регулирует Федеральное агентство по туризму в составе Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ; на региональном — разные министерства, комитеты, департаменты. Некоторые регионы России образовали областные комитеты, отделы и управления туризма, которые входят в состав органов, регулирующих экономическое развитие региона, или в состав местных министерств, департаментов, управлений поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг.
Согласно Правилам предоставления гостиничных услуг в РФ, гостиница — это имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг.
Гостиничную деятельность могут осуществлять юридические лица и индивидуальные предприниматели, обладающие или наделенные в установленном порядке имущественными правами на какое-либо коллективное средство размещения по непосредственному распоряжению и управлению им для предоставления услуг по временному размещению и обслуживанию граждан.
Гостиница имеет свои особенности в организации хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета и налогообложения в соответствии с требованиями законодательства о защите прав потребителей.
При образовании нового предприятия налоговая инспекция в соответствии с представленными документами включает гостиницу в состав Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО) и присваивает коды Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) по соответствующим классификаторам: принадлежность органу управления (Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления — ОКО ГУ), место нахождения (Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления — ОКАТО); вид деятельности (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности — ОКВЭД), форма собственности (Общероссийский классификатор форм собственности — ОКФС); организационно-правовая форма (Общероссийский классификатор организационно-правовых форм — ОКОПФ).
Согласно ОКВЭД, услуги гостиниц относят к разделу Н — «Гостиницы и рестораны», подразделу 55 — «Деятельность гостиниц и ресторанов».