Понятие о зависимостях, законах и закономерностях организаций
В любой организации имеются управляемые, частично управляемые и неуправляемые процессы. Например, процесс принятия решения и исполнения его, процесс управления сбытом продукции, воспитательный процесс и т.д. Каждый процесс включает четыре составляющие (рис. 1.):
• входное воздействие (вход). Им может быть поступающая информация, распоряжение вышестоящего руководителя, инициатива самого руководителя;
• преобразование входного воздействия (функция 1). Оно заключается в обработке входного воздействия по известному или новому алгоритму;
• результат преобразования входного воздействия (выход). Им может быть управленческое решение или исполнительское действие самого руководителя;
влияние результата на входное воздействие (функция 2). Оно заключается либо в корректировке алгоритма обработки начального входного воздействия (2) либо в изменении (усилении или ослаблении) его значения (1).
Рис. 1 Схема управленческих процессов в организации
Функция 1 отражает зависимость результата от входного воздействия, функция 2 — зависимость корректировки на входное воздействие от результата (обратная связь). Функция 2 может либо усиливать входное воздействие с ростом значения результата (положительная обратная связь), либо ослаблять его с ростом значения результата (отрицательная обратная связь).
Процесс, изображенный на рис. 1, обладает следующими особенностями (рис. 2):
Входное воздействие |
• запаздыванием обратной связи,
• наличием порога нечувствительности,
• ограничениями на переменные,
• схождением на намеченный уровень или расхождением от
него.
Ограничения на входное воздействие
Рис. 2 Графическая интерпретация процесса:
1 - порог нечувствительности, 2 - изменение результата от входного воздействия, 3 - ограничение результата при увеличении входного воздействия
Зависимости между входными воздействиями и выходными результатами могут иметь различный вид (табличные, графические, формульные, словесные; набор параграфов, статей, инструкций, положений). Например, зависимость производительности труда в организации от количества работников с высшим образованием можно представить в виде графика (данные условные) на рис. 3.
Производительность труда
Рис. 3. Пример графической зависимости
При анализе организаций влияние входного воздействия (переменной) на результат и результата на входное воздействие принято характеризовать не словом «функция», а словом «зависимость».
Зависимость — это связь между переменными входа и выхода. Зависимость может включать общее и особенное (индивидуальное) для каждой организации. Зависимости могут быть:
• объективными и субъективными,
• кратковременными и долговременными,
• моральными и аморальными.
Объективные зависимости формируются независимо от воли людей. Если руководитель учитывает неотвратимость действия этих зависимостей, то он может их использовать во благо себе, в противном случае эти зависимости могут помешать его усилиям.
Субъективные зависимости формируются людьми для реализации глобальных целей организации или страны. К кратковременным зависимостям относятся, например, зависимость выбора вариантов решения оперативного планирования (при корректировках) от имеющегося времени, зависимость сверхурочной производительности труда от величины оплаты; зависимость подбора кадров от личностных качеств нового руководителя. К долговременным относятся: зависимость заработной платы работника от его производительности, зависимость прибыли организации от величины устойчивого спроса на ее продукцию, зависимость производительности труда аппарата управления от его информированности и др.
Моральные зависимости связаны с соблюдением установленных в общественной формации (группе стран, одной стране или регионе) норм поведения человека, идеалов добра и зла. Аморальные зависимости связаны с обычаями или традициями, так или иначе нарушающими международные права человека. Такие зависимости проявляются либо в незаконных общественных формированиях, либо в организациях, находящихся в неестественных условиях существования.
Таким образом, все решения, принимаемые человеком, или его поступки так или иначе подчиняются некоторым осознанным или неосознанным зависимостям. Из категории «зависимость» вытекает понятие закона. Закон — это зависимость, которая либо:
• зафиксирована в законодательных документах (конституции, законодательных актах, уставах и т.д.);
• является общепринятой нормой для большой группы людей и организаций. (Такие нормы зафиксированы в Библии, Коране, Талмуде и т.д.).
• получила признание и поддержку авторитетных ученых (синергия, пропорциональность и композиция и т.д.).
Законы аналогично зависимостям бывают объективными и субъективными, кратковременными и долговременными, моральными и аморальными.
Объективные законы носят название законы организации, а субъективные — законы для организаций. Так же, как и зависимости, законы могут быть представлены в виде таблиц, графиков, формул, словесных описаний, набора параграфов и статей, инструкций и положений.
Закон — это динамика функционирования организации, а положение, статья, данные таблицы и т.д. — это статика.
Обычно область действия переменных закона достаточно обширна. Возможные сочетания ситуаций в законе можно сгруппировать по каким-либо признакам, т. е. создать набор закономерностей в рамках данного закона. При этом упрощается процедура их применения и понимания. Для каждой закономерности можно разработать методические толкования для руководителей и специалистов. Таким образом, закономерность является частью закона. Графически это выглядит следующим образом (рис. 4).
Рис.4. Закон и закономерности
Закон изображен пунктирной линией, а его закономерности в областях 1, 2, 3, и 4 получены аппроксимацией в виде прямых линий. В теории организации часто нет необходимости математически точно описывать закон сложными выражениями, достаточно, выбрав интересующую область его действия, использовать простые аппроксимации в виде прямых линий, асимптот, парабол и т.д. Каждая из представленных на рис. 4 закономерностей может использоваться самостоятельно.
Закон, закономерность с позиций менеджмента можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достижения. Например, закономерность создания организаций — это:
- выявление конкретной общественной потребности либо потребности группы людей;
- исследование потребностей на устойчивость, объем, степень неудовлетворенности;
- формирование объекта управления (состав, профессиональный уровень, функциональные обязанности);
- создание субъекта управления (состав, профессиональный уровень, функциональные права и обязанности). В состав
- субъекта управления могут входить физические и (или) юридические лица;
- • проектирование организации (организационная структура управления, географическое расположение и структура — сосредоточенная или распределенная).
Таким образом, закон (закономерность) имеет механизм действия и механизм использования. Механизм действия — это формирование зависимости выходных параметров от входных; определение допустимой инерционности, запаздывания и порога реагирования. Механизм использования — это набор правил и норм для реализующего механизм действия работника с указанием перечня его прав и ответственности.