Индекс рентабельности, порядок расчета и оценки.
Индекс рентабельности. Отношение больше единицы указывает на полезность проекта. Проекты с более высоким соотношением выгод и затрат более выгодны, чем проекты с малым их соотношением.
Таким образом, если PI > 1, проект можно принять к реализации, если PI < 1, то проект невыгоден; если PI = 1, то проект безубыточен, (т.е. получаем точку безубыточности).
Недостатком этого критерия является то, что трудно судить, насколько один проект лучше другого, т.е. может дать ложное ранжирование, так как значения других критериев, которые будут рассмотрены ниже, могут свидетельствовать о неэффективности инвестиционного проекта (например, NPV<0);
Преимущество критерия, то что соотношение выгод и затрат может быть использовано для демонстрации того, насколько возможно увеличение затрат без превращения проекта в экономически непривлекательное предприятие. Так, отношение равное 1,05 показывает, что при росте затрат на 6 % станет отношение меньше 1, т.е. упадет ниже точки самоокупаемости, которая равна 1. Следовательно, можно быстро оценить воздействие на результат финансового и экономического риска.
60. Сетевой метод организации планирования, основные элементы и параметры сетевого графика.
Графический способ требует построения сетевого графика.
Сетевой график–полная графическая модель комплекса работ, направленных на выполнение единого задания, в которой (модели) определяются логические взаимосвязи и последовательность работ.
В сетевой модели имеются два основных элемента – работа и событие.
Работа – это процесс или действие, которое нужно совершить, чтобы перейти от одного события к другому. Она характеризуется определенными затратами времени (труда). Если для перехода от одного события до другого не требуется затрат времени (труда), то взаимная связь таких событий изображается пунктирной стрелкой и называется фиктивной работой. Фиктивная работа представляет собой, таким образом, логическую связь между событиями и показывает зависимость начала выполнения какой-либо работы от результатов выполнения другой.
Работа изображается направленной стрелкой, исходящей с какого-то события (кружок) и входящей в событие (кружок).
Событие – это фиксированный момент времени, который представляет собой одновременно окончание предыдущей работы, т.е. ее результат (исключение – начальное событие) и начало последующей работы (исключение – завершающее событие). Первоначальное событие, не имеющее предшествующих, отражает начало выполнения всего комплекса работ и называется исходным (под номером 1).
Любая непрерывная последовательность взаимосвязанных событий и работ носит название путь. Путь наибольшей длины называется критическим. Критический путь – это путь, не имеющий резервов и включающий самые напряженные работы комплекса.
Путь от начального до конечного события называется полным. Путь от данного события до завершающего называется последующим за данным событием, а от исходного события до данного – предшествующим.
Правила построения сетевых моделей:1. Составляют перечень работ в порядке их выполнения и располагают
их на графике.2. Всем стрелкам сетевого графика задают общее направление слева направо. При этом не должно быть стрелок, которые не имеют входа и выхода.3. Между одной парой событий изображают только одну работу.4. При необходимости изображения двух параллельно выполняемых работ между двумя событиями вводят дополнительное промежуточное событие и фиктивную заботу с нулевой продолжительностью.5. Из сети исключают тупиковые события, от которых не начинается ни одна работа, за исключением завершающего события комплекса.6. События нумеруют последовательно слева направо и сверху вниз или снизу вверх.
40. Применение методов моделирования в планировании деятельности фирмы
Степень неопределенности экономического поведения хозяйствующих субъектов в условиях рынка существенно выше по сравнению с централизованно планируемой экономикой.
Поэтому для руководителей и специалистов ныне существующих предприятий новый смысл и практическое значение приобретают методы перспективного анализа, когда нужно принимать управленческие решения, конструируя возможные ситуации и делая выбор из нескольких альтернативных вариантов. Особо значение подобные методы имеют при составлении бюджетов капиталовложений и анализе отдельных инвестиционных проектов. Это ни что иное, как анализ и выбор новых видов деятельности. В случае, когда число альтернативных вариантов больше двух (n > 2) задача выбора существенно усложняется, техника "прямого счета" оказывается практически неприемлемой. Наиболее удобный вычислительный аппарат – методы оптимального программирования (оптимального планирования). Эти методы (линейное, нелинейное, динамическое, целочисленное программирование и др.) достаточно хорошо разработаны в теории, однако на практике в экономических исследованиях относительную известность получило линейное программирование. Так, по данным обследования 204 американских корпораций, в 1977 году 70 % респондентов заявили о наиболее частом применении моделей линейного программирования в процессе обоснования управленческих решений. Наибольшее же применение в американских корпорациях находила имитация решений на ЭВМ. 86 % из 172 руководителей "подразделений количественного анализа" заявило об использовании данного метода.[1] Одна из основных причин этого состоит в том, что результаты расчетов по имитационной модели легче интерпретируются и более понятны для специалистов-практиков, чем рекомендации, полученные с помощью оптимизационной модели. Но у имитационного моделирования есть существенный недостаток – с его помощью получается неоптимальное решение. Поэтому некоторые ученые при создании модели коммерческой организации предлагают дополнить ее оптимизирующим блоком и нередко имитация становится первым шагом на пути создания аналитических и оптимизационных моделей. В свою очередь модели математического программирования служат предварительным фильтром для быстрого отбора плановых альтернатив, не требуя при этом значительных затрат на обеспечение функционирования самих этих моделей, что немаловажно.
Многие руководители американских фирм считают, что применение экономико-математических методов в обосновании управленческих решений очень высокодоходное дело, равносильное открытию новых предприятий с целью извлечения прибыли.
2.Краткая характеристика организационно-правовых форм предприятий.По организационно-правовому статусу хозяйствующие субъекты подразделяются на две группы: обладающие правами юридического лица и не обладающие ими. Основная цель коммерческих организаций– извлечение прибыли, некоммерческих–достижение уставных целей функционирования. Коммерческие организации могут создаваться в формах хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Участники (члены) этих форм организаций имеют лишь обязательственные права в отношении юридического лица, но не имеют вещественных прав на его имущество.Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).Полное товарищество характеризуется высоким уровнем доверия участников друг к другу, тк не исключена ситуация, когда сделку от имени товарищества заключает один из них, а имущественную ответственность по ней (при недостатке имущества товарищества) будут нести все участники личным имуществом. Поэтому круг участников полного товарищества ограничен.Товарищество на вере (ТНВ) (коммандитное товарищество) отличается от полного товарищества тем, что наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по его обязательствам своим имуществом (полными товарищами), имеются один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков только в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО)– коммерческая организация, учрежденная одним или несколькими лицами, уставный капитал которой разделен на доли определенных учредительными документами размеров.Акционерным обществом (АО) признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники АО(акционеры)не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.Акционерные общества могут быть открытыми (ОАО) и закрытыми (ЗАО). Их отличают следующие принципиальные моменты: способы размещения акций, процедура их переуступки па вторичном рынке, число акционеров и порядок ведения дел.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество, находящееся в государственной собственности, может принадлежать унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальной – только на праве хозяйственного ведения.В зависимости от вида собственника (государство, государственный орган, муниципальный орган) и вещного права (права хозяйственного ведения или оперативного управления) на имущество унитарные предприятия подразделяются:
–на государственные на праве хозяйственного ведения;
–государственные на праве оперативного управления (казенные предприятия);
– муниципальные.
Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Некоммерческие организации не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам высших органов управления за выполнение возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в этой работе.
Без права юридического лица в аграрной сфере действуют крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, подсобные и садово-огородные хозяйства граждан.
33.Организационно-правовые формы предприятий в лесном хозяйстве в современных условиях.Государственная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность) и ее субъектам (республикам, краям, областям, городам федерального значения и т.п.).Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.Объекты государственной и муниципальной собственности закрепляются за юридическими лицами (унитарными предприятиями и учреждениями) во владение, пользование и распоряжение.Коммерческие организации могут создаваться в формах хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Участники (члены) этих форм организаций имеют лишь обязательственные права в отношении юридического лица, но не имеют вещественных прав на его имущество.Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – коммерческая организация, учрежденная одним или несколькими лицами, уставный капитал которой разделен на доли определенных учредительными документами размеров.
Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью – договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительный документ – устав.
Акционерным обществом (АО) признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.Акции – принципиальная особенность этой формы предпринимательства, ибо только АО разрешено выпускать ценные бумаги. Номинальная стоимость всех выпущенных АО акций не должна превышать размер уставного капитала. Законодательством России предусмотрен выпуск только именных акций, то есть держатели акций регистрируются в специальном реестре.
Акционерные общества могут быть открытыми (ОАО) и закрытыми (ЗАО). Их отличают следующие принципиальные моменты: способы размещения акций, процедура их переуступки па вторичном рынке, число акционеров и порядок ведения дел.Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Создание и деятельность унитарных предприятий регулируются кроме ГК РФ Законом РФ «Об унитарных предприятиях» (2002). Имущество, находящееся в государственной собственности, может принадлежать унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальной – только на праве хозяйственного ведения.
К федеральным гос. предприятиям относятся научно-производственные учебно опытные л-х и др. Предприятия они создаются по решению уполнамоченного федерального гос. Органа или органа субьекта РФ.
Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого предприятия при недостаточности его имущества во всех случаях.
32.Зарубежный опыт планирования лесного хозяйства. В отдельных промышленно развитых странах, на характер планов лесоуправления, методологический подход к их формированию и динамику развития последнего с учетом изменений в структуре спроса на ресурсы и услуги леса.
Такая постановка обзора зарубежного опыта важна именно для данного этапа вхождения России в рыночные отношения, поскольку на государственном уровне еще не преодолена «аллергия» первых реформаторов крайнего либерального толка к планированию в условиях рыночной экономики. Не случайно на протяжении последнего десятилетия, как ранее отмечалось, так и не было выработано стратегического программного подхода к реформированию основных секторов национальной экономики, в том числе и лесного.
Обзор обсуждаемой проблемы начинается с США потому, что первые реформаторы России взяли эту страну за образец, используя американских советников. Но при этом они упустили то немаловажное явление, что в этой стране большое внимание уделяется стратегическому планированию в лесном секторе, для которого примат общественного мнения стал примером и для других стран. Вместе с тем США - крупнейший в мире производитель и потребитель основных лесных продуктов. Но эта страна прошла сложный и весьма драматичный путь освоения своих лесов, который отразился на коренном изменении общественного отношения к ним, особенно в последней трети XX века.
За последние 20 лет изменился и характер планов и методы их составления. Во-первых, сама лесная политика переросла в общественную политику, т.е. в отношении общественности к лесам, целям и способам их использования и в первую очередь в общественных, а отнюдь не в частных интересах. Поэтому, во-вторых, изменился и характер планов: «... проблемы национального лесного планирования – это больше, чем технические проблемы. Многие из них - это проблемы социальные, экономические и политические».
Для США определились три уровня планирования: федеральный,региональный (штаты) и местный (районный).Комитет ученых, назначенный секретарем по сельскому хозяйству, разработал проект правил планирования, который был опубликован 31 августа 1978 г. в соответствующем федеральном реестре. С учетом общественного мнения эти правила были пересмотрены и еще раз опубликованы 4 мая 1979 г. для общего (открытого) обозрения.
Верхний, т.е. федеральный уровень лесного планирования — «национальные планы-носят программный характер» с оценкой ситуации с лесами, их ресурсами с учетом спроса их на долгосрочную перспективу, что было показано на примере приведенного обзора ранее составленных прогнозов.
Затем, на уровне штатов, лесное планирование «отражает федеральную структуру за исключением того, что масштабы поменьше и целя соответствующих законных органов власти, управляющих лесными землями штатов, различаются». Планирование на уровне штатов, как и федеральное планирование, имеет дело с конкурирующими между собою интересами». При этом и требования аналогичны, включая интегрированный подход, «конструктивный цивилизованный диалог между группами с противоположными интересами», решать все возникающие проблемы способами, понятными людям». Отмечается, что «пока еще ни одна из попыток лесного планирования на уровне штатов не была идеально успешной в решении этих проблем»
5 Порядок определения начальной цены аукционной единицы.
Начальная цена предмета аукциона должна определяться в соответствии с предварительной оценкой лесов на основании статьи 95 ЛК
Статья 95. Оценка лесов
1. Оценка лесов (оценка лесных участков и оценка имущественных прав, возникающих при использовании лесов) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
2. Для целей настоящего Кодекса может определяться кадастровая стоимость лесных участков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, именно организатор аукциона, а не потенциальный арендатор лесного участка или покупатель лесных насаждений обязан подготовить за счет своих (бюджетных) средств всю документацию, необходимую для организации аукциона, в том числе кадастровый план лесного участка, а при необходимости - профинансировать и провести его проектирование (землеустройство, межевание).