Основы предпринимательства (Entrepreneurship)
Факультет международных отношений
Регистрационный номер
Рабочей программы учебной дисциплины
/ / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы предпринимательства (Entrepreneurship)
основной образовательной программы
высшего профессионального образования бакалавриата
подготовки по направлению 031900 “Международные отношения”
Для получения квалификации (степени) бакалавра
код дисциплины: по учебному плану:_________ форма обучения:очная
виды промежуточной аттестации: зачетов –нет, экзаменов – 1
Трудоемкость учебной дисциплины:___зачетных единиц
Санкт-Петербург
Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебных занятий
Цели и задачи курса
Формирование у студентов комплекса знаний и практических навыков о принципах предпринимательской деятельности в России и других странах мира.
Задачи:
- Изучить исторические, социальные, экономические и политические условия формирования национальных и международных моделей предпринимательской деятельности.
- Изучить организационно-правовые формы институтов предпринимательской деятельности и механизмы их хозяйственной деятельности.
- Ознакомить студентов с основными понятийно-категориальными элементами предпринимательской деятельности.
- Сформировать понимание связи процессов, тенденций и явлений в сфере современной предпринимательской деятельности в России.
- Сформировать у студентов устойчивый интерес к предпринимательской деятельности, создать предпосылки для вовлечения в предпринимательскую деятельность некоторой части потенциальных предпринимателей с меньшими издержками и более высокими шансами на успех.
1.2. Язык обучения: русский, английский
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)
Предполагается, что студенты обладают базовым наборомобщегуманитарных знаний, владеют как минимум одним иностранным языком на уровне не ниже intermediate, в состоянии использовать техники визуальной презентации на платформе MicrosoftOffice, PowerPoint или аналогичных программах.
Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)
ОКБ-6: владеет основами методологии научного исследования, готов применять полученные знания и навыки для решения практических задач в процессе обучения и в профессиональной и социальной деятельности.
ПК-26: способность правильно использовать терминологический аппарат, принятый в среде специалистов по организации международной деятельности.
1.5. Знания, умения и навыки, осваиваемые обучающимися при изучении дисциплины
Предполагается получение студентами знаний, связанных с основами предпринимательской деятельности в России и в других странах мира. Ожидаемым результатом курса будет возможность студентов использовать основные научные и практические методы предпринимательской деятельности.
Семинар 1.
Знакомство с курсом и обзор основных тем курса. Презентация профессиональных компетенций предпринимательской деятельности.
Вопросы для обсуждения:
· В чём сходства и отличия предпринимательской деятельность (business) от управленческой деятельности ( management).
· Что такое «формула предпринимательского успеха».
· Эволюция «теории рынка».
· История возникновения и сущность предпринимательской деятельности.
Семинар 2.
История успеха. Знакомство с биографиями выдающихся и необычных предпринимателей, внесших исключительный вклад в развития предпринимательства в мире.
Вопросы для обсуждения:
· Савва Тимофеевич Морозов, Конрад Николсон Хилтон, Томас Кук, Пол Галвин, Джон Морган, Джон Рокфеллер, Генри Форд, Стив Джобс, Майкл Делл, Бил Гейтс, Соичиро Хонда, Акио Морита, Уолт Элиас Дисней, Даниель Сваровски, Джеффри Безос;
· Особенности психологического портрета успешного предпринимателя.
· В чем социальная ответственность предпринимателей?
Семинар 3.
Вопросы для обсуждения:
· Виды и формы предпринимательской деятельности.
· Механизмы взаимодействия объектов и субъектов предпринимательской деятельности;
· Государство как самый большой предприниматель. Слабые и сильные стороны государственного участия в предпринимательской деятельности.
Семинар 4.
Вопросы для обсуждения:
· Организационно правовые формы предприятий: ОАО, ЗАО, ООО, ИП, ГУП, ГЧП, СП.
· Ответственность и права участников предприятий различных форм собственности.
· Чем отличается государственное и социальное предпринимательство?
· Основные институты государственного регулирования предпринимательской деятельности.
· Особенности налогового регулирования России и других стран.
Семинар 5.
Вопросы для обсуждения:
· Как зарегистрировать свое предприятие?
· В чём сущность сделки и их виды. При каких обстоятельствах сделка становится недействительной? Заключение и расторжение договоров.
· Основные причины банкротства предприятия.
· Качественные признаки внутрифирменного предпринимательства.
Семинар 6.
Вопросы для обсуждения:
· При каких условиях стоит начинать свой бизнес?
· В чём специфика Start-Up.
· Каковы основные факторы успеха инноваций?
· Основные отличия и сходства «классической» предпринимательской деятельности и инновационной
· Почему франчайзинг является самой распространённой современной безнес моделью?
Семинар 7.
Подготовка пяти (5) предпринимательских идей. Изложение этих идей, отбор одной идеи для дальнейшей работы.
Вопросы для обсуждения:
· Перечислите основные характеристики предпринимательской идеи.
· Каковы основные условия трансформации идеи в успешный бизнес-проект7
· Проанализируйте структуру бизнес-плана.
· «Тянущие» и «толкающие» факторы, побуждающие к предпринимательской деятельности.
Семинар 8.
Проработка бизнес- идеи. Формирование бизнес-проекта. Анализ рыночной среды. Описание конкурентных преимуществ и конкурентных недостатков. SWAT- анализ проекта.
Вопросы для обсуждения:
· Каковы основные формы визуализации бизнес-идей и бизнес-проектов? Их природа, цель и методы их использования.
· Цена товара и издержки производства.
· Как можно санировать предприятие?
Семинар 9.
Составление бизнес-плана проекта.
Вопросы для обсуждения:
· Основные способы финансирования бизнес-проекта.
· Сильные и слабые формы лизинговых схем.
· Слабые и сильные стороны современных финансовых институтов, участвующих в финансирование предпринимательской деятельности.
· Оцените инвестиционную привлекательность вашего проекта.
Семинар 10.
Составление и презентация технико-экономического обоснования проекта.
Вопросы для обсуждения:
· Предприниматель и наемные работники. Формы найма и механизмы контроля.
· Современно российское трудовое законодательство. Слабые и сильные стороны.
· Какие системы мотивации и стимулирования наемного персонала наиболее эффективны?
· Что такое коммерческая тайна?
Семинар 11.
Составление и презентация календарного плана проекта.
Вопросы для обсуждения:
· Что такое социальное предпринимательство?
· Компетентный подход и возможности обучению предпринимательству?
· Взаимосвязь между доверием и контролем в отношениях между предпринимателями.
· Сущность и значение малого предпринимательства?
Семинар 12.
Составление и презентация сметы проекта.
Вопросы для обсуждения:
· Основные экономические мультипликаторы эффективности бизнес-проекта.
· Методы анализа эффективности бизнес-проекта
· Чем отличаются добросовестная и недобросовестная конкуренция?
· Экономическое равновесие фирмы и издержки производства.
· Зачем нужен факторинг?
Семинар 13,14,15.
Презентация и визуализация всего бизнес-проекта. Обсуждение проектов.
Семинар 16.
Подведение итогов.
Вопросы для обсуждения:
· Перечислите характерные особенности предпринимательства в России на разных исторических этапах
· Особенность международной предпринимательской деятельности
· Каковы тенденции изменения предпринимательской практики в России и других странах мира
· Я – предприниматель! Это возможно?
Кадровое обеспечение
2.2.1.Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины:
- наличие диплома о высшем профессиональном образовании по политологической или исторической специальности (направлению);
- наличие публикаций по различным аспектам международных отношений;
- практический опыт в организации профессиональной деятельности в области международные отношения.
2.2.2.Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом:
- лаборант кафедры или факультета;
- инженер компьютерного оборудования.
2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебногопроцесса:
- анкеты;
- опросные листы;
- отзовы студентов на интернет странице курса в социальной сети «Вконтакте» по адресу http://vk.com/club57876467
Информационное обеспечение
2.4.1. Список обязательной литературы:
Учебники:
- Яу Н. Искусство визуализации в бизнесе. Как представить сложную информацию простыми образами. М.: изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2013.
- Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. СПб: Питер, 2013.
- Самарина В.П. Основы предпринимательства. М.: КНОРУС, 2010.
- Kuratko. F. D & Hodgetts. M.R (2007), "Entrepreneurship; theory,
process, practice" 12th edition, Sanat printers, Haryana
2.4.2. Список дополнительной литературы:
1. Адизнес И. Управление жизненным циклом корпорации. СПб: Питер, 2008.
2. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Учебник для ВУЗов. – СПб: Питер, 2013.
3. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность. СПбГУ: изд-во Высш.школа менеджмента,2011.
4. Буров В.П., Ломакин А.Л., Морошкин В.А. Бизнес – план фирмы. Теория и практика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010.
5. Валдайцев С.В., Молчанов Н.Н. Пецольдт К. Малое инновационное предпринимательство. – М.: Проспект, 2011.
6. Валдайцев С.В., Молчанов Н.Н. Пцеольт К. Малое инновационное предпринимательство. М.: Проспект, 2011.
7. Валиева Э.И. Эволюция теории предпринимательства в рыночной экономике // Молодой ученый – 2013 - №6. С. 287-290. (www.moluch.ru/archive/53/7019/)
8. Виленский А. Парадокс поддержки малого бизнеса: предварительные итоги кризиса // Вопросы экономики, 2011, №8, с. 149-155.
9. Воскресенский Ю. Хулиганы в бизнесе. История успеха Business FM.М.: Альпина Паблишер, 2012.
10. Голембиовский С.А. Бизнес –план в стиле Russian. – М.: Ось-89, 2008.
11. Головачев А.С. Конкурентоспособность организации. М.,2012.
12. Горшкова Л.А. Горбунова М.В. Основы управления организацией. Практикум: учебное пособие / под ред. Л.А. Горшковой. 2-е изд., перераб.и доп. – М.: КНОРУС, 2012.
13. Государственные антикризисные программы поддержки бизнеса. Мировой, российский и региональный опыт: Антология / под ред. О.С. Белокрыловой. – М.: Содействие – XXI век, 2010.
14. Громков А., Четвертакова Е. Бизнес – план. Составление. Нормы и рекомендации. – М.: А-Приор, 2010.
15. Дорофеев В., Костылева Т. Принцип Касперского. Телохранитель Интернета (Серия: Библиотека «Коммерсантъ». Люди). М.: ЭКСМО, 2011.
16. Каширин А., Семенов А. В поисках бизнес-ангела. Привлечение стартовых инвестиций в России. М.: Вергина, 2007.
17. Каширин А., Семенов А. Венчурное инвестирование в России. М.: Вергина, 2007.
18. Кесслер Э. Радикальный стартап. 12 правил бизнес-дарвинизма. М.: Альпина Паблишер, 2012.
19. Кононов Н. Бог без машины. Истории 20 сумасшедших, сделавших в России бизнес с нуля. – М.: Юнайтед Пресс, 2011. – 240 с.
20. Котин М. И ботаники делают бизнес. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 272 с.
21. Кузьмичев А.Д. Фанаты бизнеса. Истории о тех, кто строит наше будущее. – М.: ЭКСМО, 2012.
22. Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010.
23. Лейси С. Мечтай, создавай, изменяй! Как молодые предприниматели меняют мир и зарабатывают состояния (Brilliant, Crazy, Cocky: How the Top 1% of Entrepreneurs Profit from Global Chaos...: Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 256 с.
24. Манчулянцев О. Бизнес. Начало. От идеи до первого миллиарда. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 230 с.
25. Мезрич Б. Миллиардеры поневоле. Альтернативная история создания Facebook (The Accidental Billionaires: The Founding of Facebook). – М.: Юнайтед Пресс, 2011. – 240 с.
26. Михаловиц М. Стартап без бюджета. Rework. Бизнес без предрассудков. Управление стартапом. Как руководить компанией на разных этапах. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011.
27. Никконен А.И., Родионов И.И. Венчурный капитал и прямые инвестиции в инновационной экономике. СПб: РАВИ, 2010.
28. Образцова О.И. Предпринимательский потенциал российского общества: Россия в Global Entrepreneurship Monitor // Вопросы статистики, 2007, № 7, с. 29-38.
29. Организация предпринимательской деятельности. Учебник, под ред. В.Я. Горфинкеля. М.: Проспект, 2013.
30. Орлова Е.Р. Бизнес – план. Методика составления и анализ типовых ошибок. – М.: Омега – Л, 2012.
31. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора (Business Model Generation: A Handbook for Visionaries, Game Changers, and Challengers). – М.: Альпина Паблишер, 2011. – 288 с.
32. Пелих А., Кизилова Т., Пронценко А. Бизнес- план, или Как организовать собственный бизнес. – М.: Ось-89, 2012.
33. Сборник бизнес-планов реальных организаций. Под ред. Ю. Лапыгина. М.: Омега-Л, 2011.
34. Соломатин А. Мотиватор. Религия предпринимателя. – М.: Альпина Паблишер, 2011. – 200 с.
35. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / Отв.ред. А.А. Московская. – М.: НИУ ВШЭ, 2011.
36. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / Отв.ред. А.А. Московская. М.: НИУ ВШЭ, 2011.
37. Стивенс К. Миллионеры из App Store. Секреты разработчиков приложений-бестселлеров (Appillionaires: Secrets from Developers Who Struck It Rich on the App Store). – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 256 с.
38. Теория предпринимательства в России: по материалам «Глобального мониторинга предпринимательства». М.: изд-во ГУ-ВШЭ, 2010.
(www.hse.ru/pubs/lib/data/access/ticket/1377947595c75a742edbce02dbad91806497e9e1bb/ДЖЕМ_сборник_макет.pdf)
39. Тиньков О. Как стать бизнесменом. – М.: Альпина Паблишер, Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 264 с.
40. Фирсова О.А. Управление рисками организаций. М.: МАБИВ, 2012.
41. Фокс Дж. Дж. Как делать большие деньги в малом бизнесе. Неочевидные правила, которые должен знать любой владелец малого бизнеса (How to Make Big Money in Your Own Small Business: Unexpected Rules Every Small Business Owner Needs to Know). – М.: Альпина Паблишер, 2011. – 176 с.
42. Фузеев А., Фузеева М. Start-Up. Открываем новый бизнес-проект. С чего начать, как преуспеть. СПб: Питер, 2009.
43. Чепуренко А.Ю. Социология предпринимательства: Учебное пособие. – М.: изд-во ГУ-ВШЭ, 2007.
44. Черняк В.З. История предпринимательства: Учебное пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. – М.: ЮНИТИ-Дано, 2010.
45. Широкова Г.В. Управление предпринимательской фирмой. СПбГУ: изд-во Высш.школа менеджмента, 2011.
46. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
47. Экслер А. OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. – 208 с.
48. Sahlman W., Stevenson H., Roberts M., Bhide A. The Entrepreneurial Venture. Harvard Business School Press. 1999.
49. Aldrich, H.E., Carter, N.M. & Reynolds, P.D., 2004. Teams. In: Gartner, W.B., Shaver, K.G. Carter, N.M. & Reynolds, P.D., eds. Handbook of Entrepreneurial Dynamics: The Process of Business Creation. Thousand Oakes: Sage, pp. 299–310.
50. Barrood J. C. Entrepreneurship and Innovation: Global Insights from 24 Leaders: A compilation of insights and best practices from leading entrepreneurs and innovators. – Madison: Rothman Institute of Entrepreneurship (November 30, 2010. – 184 pp.
51. Berkun Sc. The Myths of Innovation. – Sebastopol (CA): O’Reilly Media Inc., 2011. – 226 pp.
52. Bessant J., Tidd J. Innovation and Entrepreneurship. – Chichester, Wiley and Sons Ltd., 2011. – 590 pp.
53. Clark, B.R. Building the Entrepreneurial University http://www.unesco.org/iau/iaunew42.html
54. Davidsson, P., & Honig, B., 2003. The role of social and human capital among nascent entrepreneurs, in: Journal of Business Venturing, Volume 18, Issue 3 , pp. 301-331
55. Drucker P. F. Innovation and Entrepreneurship. – Oxford: Elsevier, 2007. – 244 pp.
56. Eckhardt, J.T., &Shane, S.A., 2003. Opportunities and Entrepreneurship, in: Journal of Management, Volume 29, Issue 3 , pp. 333-349
57. Gartner, W.B., Shaver, K.G., Carter, N.M. & Reynolds, P.D., 2004. Handbook of Entrepreneurial Dynamics: The Process of Business Creation. Thousand Oaks, CA: Sage.
58. Granovetter, M., 1994. Business Groups. In: Smelser, N., & Swedberg, R. The Handbook of Economic Sociology. Princeton: Princeton Univ. Press, p. 453-475.
59. McPherson, M., Smith–Lovin, L., & Cook, J.M., 2001. Birds of a Feather: Homophily in Social Networks. In: Cook, K. & Hagan, J., eds. Annual Review of Sociology, 27. Palo Alto, CA: Annual Reviews Inc., pp. 415–444.
60. Penrose E.T. , 1959. The Theory of Growth of the Firm. – White Plains, NY: M.E.Sharp.
61. Perrow, C. Small Firms Networks, 1993. In: Swedberg, R., ed. Explorations in Economic Sociology. N.Y.: Russell Sage Found., p. 377-402.
62. Reynolds, P.D., & White, S.B. 1997. The Entrepreneurial Process: Economic Growth, Men, Women, and Minorities. Westport, CT: Quorum Books.
63. Ries E. The Lean Startup: How Today's Entrepreneurs Use Continuous Innovation to Create Radically Successful Businesses. – London: Crown Business, 2011. – 336 pp.Волков В. Силовое предпринимательство . – Спб.. М.: Летний сад, 2002. – 282 pp.
64. Ruef, M., Aldrich, H.E., & Carter, N.M., 2003. The Structure of Founding Teams: Homophily, Strong Ties, and Isolation among U.S. Entrepreneurs. American Sociological Review, 68(2), pp. 195–222.
65. Shane, S., 2004. Academic entrepreneurship: University spinoffs and wealth creation. Cheltenham, UK and Northampton, MA: Elgar.
66. Shane, S., Locke, E.A. & Collins, Ch.J., 2003. Entrepreneurial motivation, in: Human Resource Management ReviewVolume 13, Issue 2 , pp. 257-279.
67. Shaw, E. & Conway, S., 2000. Networking and the Small Firm In: Carter, S. & Jones-Evans, D., eds. Enterprise and Small Business: Principles, Practice and Policy, Harlow: Pearson Education, p. 367-383.
68. Welter, F. & Smallbone, D., 2003. Entrepreneurship and Enterprise Strategies in Transition Economies: An Institutional Perspective. In; Kirby D. & Watson, A., eds. Small Firms and Economic Development in Developed and Transition Economies: A Reader. – Aldershot: Ashgate, p. 95-11
2.4.3. Перечень иных информационных источников:
Внешнеполитические ведомства и международные организации:
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) http://www.asean.or.id/
Всемирная торговая организация (ВТО) http://www.wto.org/
Всемирный банк http://www.worldbank.org/
Европейский Союз (ЕС) http://europa/index.htm/
Информационный центр НАТО в России http://www.nato.int/docu/other/ru/
Информационный центр Совета Европы в России http://www.coe.ru/
Международный валютный фонд (МВФ) http://imf.org/
Международный Суд http://www.icj-cij.org/
МИД РФ http://www.mid.ru/
Организация Объединенных наций (ООН) http://www.un.org/
Организация Североатлантического договора (НАТО) http://www.nato.int/
Совет Европы http://www.coe.int/
Институты изучения международных отношений Российской Академии наук :
Институт Африки http://www.inafr.ru/
Институт востоковедения www.ivran.ru
Институт Дальнего Востока http://www.ifes-ras.ru/
Институт Европы www.ieras.ru
Институт Латинской Америки http://www.ilaran.ru/
Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) http://www.imemo.ru/
Институт США-Канады http://www.iskran.ru/
Научно-исследовательские институты и информационно-аналитические центры:
Институт стран Азии и Африки МГУ http://iaas.msu.ru/
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ http://www.mgimo.ru/
Московский Центр Карнеги http://www.carnegie.ru/
Научно-образовательный форум по международным отношениям http://www.obraforum.ru/
ПИР-Центр http://www.pircenter.org/
Портал аналитических центров стран СНГ и Балтии http://thinknets.org/
Российский институт стратегических исследований http://www.riss.ru/
Совет по внешней и оборонной политике (СВОП) http://www.svop.ru/
The Governance World Watch http://www.unpan.org/
World Citizen Web http://www.worldcitizen.org/
Факультет международных отношений
Регистрационный номер
Рабочей программы учебной дисциплины
/ / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы предпринимательства (Entrepreneurship)
основной образовательной программы
высшего профессионального образования бакалавриата
подготовки по направлению 031900 “Международные отношения”