Состояние и факторы активизации инвестиционной деятельности.
Важнейшим условием активизации инвестиционной деятельности является совершенствование амортизационной политики, под которой понимается совершенствование нормативов и методов начисления амортизации, системы переоценки (оценки) основных фондов, обеспечение сохранности и целевого использования амортизационных отчислений.
В условиях ограниченности внутренних инвестиций большую роль в обновлении производства могут сыграть зарубежные инвестиции. это проверенный способ выхода из кризиса и активизации производства в период трансформации экономики.
Вторая проблема определяющая инвестиционную активность, -это обеспечение восприимчивости к нововведениям.Нужны не просто инвестиции в производство, а такие, которые позволяют выпускать высококачественную конкурентоспособную продукцию на основе высоких технологий. Думается, что в условиях дешевой рабочей силы и огромного рынка потребительских товаров стран бывшего Советского Союза иностранные инвесторы вряд ли будут заинтересованы в импорте высоких технологий. Поэтому основная задача в их освоении должна лечь на отечественные предприятия.
Мировая практика, особенно государств, ставших на путь индустриального перевооружения после второй мировой войны, например Японии, выработала универсальный набор мер, направленных на повышение восприимчивости производства к нововведениям:
1. Разгосударствление предприятий. Многие ученые и хозяйственники считают, что государственные предприятия совершенно не приспособлены к работе в новых условиях и не имеют внутренних стимулов к эффективной научно-технической деятельности. 2. Реструктуризация предприятий. Применительно к предприятию реструктуризация означает такие преобразования в производственной и организационной структуре, технике и технологии, хозяйственном механизме и т.д., которые позволили бы ему адаптироваться к рыночной экономике, стать привлекательным для инвесторов, восприимчивым к нововведениям. 3. Государственная поддержка инвестиционной политики. Высокие технологии требуют огромных затрат на научные исследования и разработки. Поэтому правительства многих стран активно стимулируют и поддерживают инновационные процессы. 4. Создание эффективной государственной системы стандартизации и сертификации продукции которая позволяет:
во-первых, создать современную информационную базу для принятия перспективных и текущих экономических решений в области научно-технической политики, структурной перестройки, маркетинговой политики, поощрения конкуренции и т.п.;
во-вторых, обеспечить высокое качество и научно-технический уровень выпускаемой продукции посредством покупки лицензий и копирования лучших зарубежных образцов продукции, развития собственной исследовательской и проектной базы, поощрения экспорта, создания системы стандартов и т.д.
5. Переподготовка и повышение квалификации кадров в области освоения новых технологий. Именно с этого аспекта начиналось создание признанной во всем мире японской системы управления качеством продукции, которая отличается своей простотой, наглядностью, высоким уровнем мотивации труда рабочих.
25.Методика оценки инвестиционных проектов при планировании инвестиций.
В целом, основными критериями целесообразности вложения денег как в производство, так и в ценные бумаги можно считать следующие: чистая прибыль от данного вложения превышает чистую прибыль от помещения средств на банковский депозит; рентабельность инвестиций выше уровня инфляции; рентабельность данного проекта с учетом фактора времени выше рентабельности альтернативных проектов; рентабельность активов предприятия после осуществления проекта увеличится (или, по крайней мере, не уменьшится) и в любом случае превысит среднюю расчетную ставку по заемным средствам; рассматриваемый проект соответствует генеральной стратегической линии предприятия с точки зрения формирования рациональной ассортиментной структуры производства, сроков окупаемости затрат, наличия финансовых ист-в покрытия издержек, обеспечения необходимых поступлений и т.д.
Инвестиции - это протяженный во времени процесс, поэтому при анализе инвестиционных проектов необходимо учитывать: привлекательность проектов по сравнению с альтернативными возможностями вложения средств с точки зрения максимизации доходов владельцев предприятия при приемлемой степени риска, т.к. именно эта цель является главной для финансового менеджмента; рискованность проектов, т.к. чем длительнее срок окупаемости, тем рискованнее проект;временную стоимость денег, т.к. с течением времени деньги изменяют свою ценность.
1.Метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли.Этот метод базируется на расчете отношения средней за период жизни проекта чистой бухгалтерской прибыли и средней величины инвестиций (затраты основных и оборотных средств) в проект. Выбирается проект с наибольшей средней бухгалтерской нормой прибыли.
2.Метод расчета периода окупаемости проекта.Вычисляется количество лет, необходимых для полного возмещения первоначальных затрат, т.е. определяется момент, когда денежный поток доходов сравняется с суммой денежных потоков затрат. Проект с наименьшим сроком окупаемости выбирается. Метод игнорирует возможности реинвестирования доходов и временную стоимость денег.
3.Метод чистой настоящей (текущей) стоимости (NPV).Чистая настоящая стоимость проекта определяется как разница между суммой настоящих стоимостей всех денежных потоков доходов и суммой настоящих стоимостей всех денежных потоков затрат, т.е. как чистый денежный поток от проекта, приведенный к настоящей стоимости. Коэффициент дисконтирования при этом принимается равным средней стоимости капитала. Проект одобряется, если чистая настоящая стоимость проекта больше нуля.
4.Метод внутренней нормы рентабельности (IRR).Все поступления и затраты по проекту приводятся к настоящей стоимости по ставке дисконтирования, полученной не на основе задаваемой извне средней стоимости капитала, а на основе внутренней ставки рентабельности самого проекта, которая определяется как ставка доходности, при которой настоящая стоимость поступлений равна настоящей стоимости затрат, т.е. чистая настоящая стоимость проекта равна нулю. Полученная таким образом чистая настоящая стоимость проекта сопоставляется с чистой настоящей стоимостью затрат. Одобряются проекты с внутренней нормой рентабельности, превышающей среднюю стоимость капитала (принимаемую за минимально допустимый уровень доходности)
Хозяйственный риск.
Хозяйственный риск — это решение или действие в условиях неопределенности, связанное с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических проектов, в процессе которых есть возможность оценить ситуацию и достичь предпочтительных, по отношению к другим субъектам результатов, либо понести наименьшие потери.
Оценка риска – это совокупность регулярных процедур анализа риска, идентификации источников возникновения риска, определения возможных масштабов последствий проявления факторов риска и определения роли каждого источника в общем профиле риска данного предприятия. Оценка риска стратегии предприятия строится на всестороннем (научном, техническом, технологическом, хозяйственном, маркетинговом, социальном и т.п.) изучении предприятия и среды его функционирования как источников риска, анализе внешних и внутренних факторов риска, составление цепочек развития событий при действии тех или иных факторов риска, определении показателей оценки уровня риска, а также на установлении механизмов и моделей взаимосвязи показателей и факторов риска.
Управление риском включает в себя разработку и реализацию экономически обоснованных для данного предприятия рекомендаций и мероприятий, направленных на уменьшение стартового уровня риска до приемлемого финального уровня. Управление риском опирается на результаты оценки риска, технико-технологический и экономический анализ потенциала и среды функционирования предприятия, действующую и прогнозируемую нормативную базу хозяйствования, экономико-математические методы, маркетинговые и другие исследования.
Объектом оценки и управления риском здесь являются стратегические решения предприятия, стратегический план, содержащий ряд утверждений относительно будущего развития внешней по отношению к предприятию среды, рекомендаций по образу действий руководства и коллектива предприятия, прогнозных высказываний о реакциях на планируемые стратегические мероприятия потребителей продукции, поставщиков сырья, конкурентов и др.
В реальных хозяйственных ситуациях, в условиях действия разнообразных факторов риска могут использоваться различные способы снижения уровня риска, воздействующие на те или иные стороны деятельности предприятия. Многообразие применяемых в хозяйственной практике промышленных предприятий методов управления риском можно разделить на четыре типа:
- методы уклонения от риска;
- методы локализации риска;
- методы диссипации риска;
- методы компенсации риска.
Виды потерь и риска.
Материальные потери представляют собой непредусмотренные планом дополнительные затраты сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования и прочего имущества. Оценка этих потерь при планировании стратегии производится как в натуральных, так и в стоимостных показателях.
Трудовые потери проявляются в незапланированных затратах рабочего времени и могут выражаться в натуральных и стоимостных показателях.
Финансовые потери могут иметь форму прямого денежного ущерба, нанесенного предприятию непредвиденными обстоятельствами, например, штрафы, пени, неустойки, невозврат дебиторской задолженности, уменьшение объемов реализации вследствие снижения цен на продукцию предприятия, неполучение дивидендов на акции, принадлежащие предприятию и т.д.
Потери времени связаны с темпами реализации стратегии, когда процесс производственно-хозяйственной деятельности осуществляется медленнее, чем было предусмотрено в плане.
Другим источником потерь является перерасход материалов, сырья, топлива, энергии и прочих материальных факторов производства из-за сбоев в производственном процессе. Большие потенциальные потери кроются в возможном снижении цен, по которым планируется реализовать продукцию, росте издержек, обусловленном увеличением транспортных расходов, торговых наценок, накладных расходов и прочих факторов. Определенную опасность представляют налоги и платежи во внебюджетные фонды, если их ставки повышаются в процессе реализации плана.
Выделяют следующиегруппы рисков.
1. Внешние риски.
1.1. Непредсказуемые внешние риски: • меры государственного воздействия в сферах налогообложения, ценообразования, землепользования, финансово-кредитной, охраны окружающей среды и т.д.; • природные катастрофы (землетрясения, наводнения, ураганы и прочие климатические катаклизмы); • уголовные и экономические преступления (терроризм, саботаж, рэкет); • внешние эффекты: экологические (аварии), социальные (забастовки), экономические (банкротство партнеров, клиентов, срыв поставок), политические (запрет на деятельность и т.д.);
1.2. Предсказуемые внешние риски: • рыночный риск (изменение цен, валютных курсов, требований потребителей, конъюнктуры, конкуренция, инфляция, потеря позиции на рынке); • операционный риск (нарушение правил эксплуатации и техники безопасности, отступление от целей проекта, невозможность поддержания рабочего состояния машин, оборудования, сооружений и т.д.);
2. Внутренние риски. 2.1. Внутренние организационные риски: • срывы работ из-за недостатка рабочей силы, материалов, задержки поставок, неудовлетворительных условий, изменения ранее согласованных требований и появления дополнительных требований со стороны заказчиков и партнеров, ошибок в планировании и проектировании, неудовлетворительного оперативного управления процессом реализации стратегий и т.п. • перерасход средств вследствие срыва планов работ, неэффективной стратегии снабжения и сбыта, низкой квалификации персонала, ошибок в составлении смет и бюджетов, предъявления претензий со стороны партнеров, поставщиков и потребителей.
2.2. Внутренние технические риски:
изменение технологии выполнения работ, ошибки в проектной документации, поломки техники, низкое качество поставляемых материалов, сырья, комплектующих изделий и т.д.
3.Прочие риски: • правовые (возникающие в связи с приобретением лицензий, патентов, авторских прав, торговых марок, защитой информации с помощью данных методов); • транспортные и таможенные инциденты; • риски, связанные со здоровьем людей (телесные повреждения, смертельные травмы); • повреждение имущества при демонтаже и передислокации и т.д. Знание причин и механизмов действия рисков позволяет найти эффективные средства их предотвращения и снижения.
28.Показатели и методы оценки риска в планировании.
Риск — случайная категория и поэтому наиболее обоснованно с научных позиций характеризовать его как вероятность возникновения определенного уровня потерь.
При всесторонней оценке риска следовало бы устанавливать для каждого абсолютного или относительного значения величины возможных потерь соответствующую вероятность возникновения такой величины.
Построение кривой вероятностей (или таблицы) — исходная стадия оценки риска. Применительно к
При построении приняты следующие предположения.
1. Наиболее вероятно получение прибыли, равной расчетной величине —ПРр. Вероятность (Вр) получения такой прибыли максимальна, соответственно, значение ПРр можно считать математическим ожиданием прибыли.
Вероятность получения прибыли, большей или меньшей по сравнению с расчетной, тем ниже, чем больше такая прибыль отличается от расчетной, т.е. значения вероятностей отклонения от расчетной прибыли монотонно убывают при росте отклонений.
2. Потерями прибыли (DПP) считается ее уменьшение в сравнении с расчетной величиной ПРр. Если реальная прибыль равна ЛР,то ВПР=ПРр-ПР.
3. Вероятность исключительно больших (теоретически бесконечных) потерь практически равна нулю, так как потери заведомо имеют верхний предел (исключая потери, которые не представляется возможным оценить количественно).
Первая точка (ОПР = 0 и В = Вр) определяет вероятность нулевых потерь прибыли.
Вторая точка (ОПР = ПРр и В = Вд) характеризуется величиной возможных потерь, равной ожидаемой прибыли, т.е. полной потерей прибыли, вероятность которой равна В д. Точки 1 и 2 являются пограничными, определяющими положение зоны допустимого риска.
Третья точка (ОПР = ВР и В = Вкр) соответствует величине потерь, равных расчетной выручке ВР. Вероятность таких потерь равна Вкр. Точки 2 и 3 определяют границы зоны критического риска.
Четвертая точка (ОПР = ИС и В = BКТ) характеризуется потерями, равными имущественному (ИС) состоянию предпринимателя, вероятность которых равна ВКТ. Между точками 3 и 4 находится зона катастрофического риска.
Потери, превышающие имущественное состояние предпринимателя, не рассматриваются, так как их невозможно взыскать.
Вероятности определенных уровней потерь являются важными показателями, позволяющими высказывать суждение об ожидаемом риске и его приемлемости, поэтому построенную кривую можно назватькривой риска.
Если вероятность катастрофической потери выражается показателем, свидетельствующим об ощутимой угрозе потери всего состояния (например, при его значении, равном 0,2), то предприниматель заведомо откажется от такого проекта и не пойдет на подобный риск.
Таким образом, если при оценке риска удается построить не всю кривую вероятностей риска, а только установить четыре характерные точки (наиболее вероятный уровень риска и вероятности допустимой, критической и катастрофической потери), то задачу такой оценки можно считать успешно решенной.
В итоге, имея значения трех показателей риска и критериев предельного риска, сформулируем самые общие условия приемлемости риска при планировании проектов:
• показатель допустимого риска не должен превышать предельного значения (Вд < Кд);
• показатель критического риска должен быть меньше предельной величины (Вкр < Ккр),
• показатель катастрофического риска не должен быть выше предельного уровня (Вкт < Ккт).
Следовательно, главное в оценке хозяйственного риска состоит в искусстве построения кривой вероятностей возможных потерь или хотя бы в определении зон и показателей допустимого, критического и катастрофического риска.
Рассмотрим способы, которые могут быть применены для построения кривых вероятностей возникновения потерь.
В числе прикладных способов построения кривой риска выделим статистический, экспертный, расчетно-аналитический.
Статистический способ состоит в том, что изучается статистика потерь, имевших место в аналогичных видах предпринимательской деятельности, устанавливается частота появления определенных уровней потерь.
Экспертный способ, известный под названием метода экспертных оценок, применительно к предпринимательскому риску может быть реализован путем изучения мнений опытных руководителей или специалистов.
Расчетно-аналитический способ построения кривой распределения вероятностей потерь и оценки на этой основе показателей риска базируется на теоретических представлениях. К сожалению, как уже отмечалось, прикладная теория риска хорошо разработана только применительно к страховому и игровому риску.
В заключение еще раз можно отметить, что методы анализа и оценки предпринимательского риска необходимо совершенствовать и создавать новые.
29.Методы снижения риска в плане.
В системе управления риском важная роль принадлежит правильному выбору мер предупреждения и минимизации риска, которые в значительной степени определяют ее эффективность.
Наиболее часто при этом применяются следующие группы методов: технические, правовые, организационно–экономические.
Технические методы основаны на внедрении различных технических средств, например, систем противопожарного контроля, банковских электронных расчетов, охранной сигнализации и т.п.
К группе правовых методов относятся страхование, залог, неустойка (штраф, пеня), поручительство (гарантия), задаток.
Организационно–экономические методы включают комплекс распорядительных мер, направленных на предотвращение потерь от риска в случае наступления неблагоприятных обстоятельств, а также на их компенсацию в случае возникновения потерь. Они, как правило, реализуются с помощью различных управленческих регламентов. Рассмотрим наиболее распространенные методы снижения риска в стратегическом планировании.
1. Страхование. 2. Поручительство. Данный вид минимизации рисков предусматривает, что при недостаточности средств у должника поручитель несет ответственность по его обязательствам перед кредитором. 3. Залог. Данный метод снижения риска относится к способам обеспечения исполнения обязательств, при котором кредитор (залогодержатель) имеет право в случае невыполнения должником (залогодателем) обеспеченного залогом обязательства получить удовлетворение своего требования из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами. 4. Распределение риска. Чаще всего этот способ снижения риска применяется в случае разработки и реализации проекта несколькими исполнителями (инвесторами, проектировщиками, строителями, заказчиком).5. Резервирование средств. Создание резервов ресурсов на покрытие непредвиденных расходов позволяет компенсировать риск, возникающий в процессе реализации планов предприятия, и тем самым ликвидировать различные «сбои» в работе.
30.Содержание и функции тактического планирования.
Тактическое планирование занимает промежуточное положение между долгосрочным стратегическим и краткосрочным (оперативно-календарным). Стратегическое планирование рассчитано на длительный период (10—15 лет). Однако на многих предприятиях стратегия основана на среднесрочном планировании. Поэтому стратегический план, как правило, охватывает период не более 5 лет, тактический — 1—2 года, оперативный — менее 1 года. Составить тактический план на период более двух лет не представляется возможным, поскольку происходят частые изменения во внешней и внутренней среде предприятия.
Тактический план представляет собой развернутую программу всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности коллектива предприятия, направленную на выполнение заданий стратегического плана при наиболее полном и рациональном использовании материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов. Особое внимание в тактическом плане должно уделяться показателям эффективности и качества работы: росту производительности труда; снижению себестоимости продукции; экономии материальных ресурсов; повышению качества и конкурентоспособности продукции; повышению в целом эффективности производства; соблюдению договорных и бюджетных обязательств.
Тактический план имеет многофункциональное назначение. В целом он выполняет три основные функции, частично перекрывающие друг друга: прогнозирования, координации и контроля. Хорошо составленный план, естественно, должен содержать цели, которые должны быть достигнуты в планируемом периоде, что невозможно сделать без прогнозирования, т.е. «заглядывания» в будущее. Отличительная особенность тактического плана заключается в том, что он заставляет руководителей и специалистов всех уровней предприятия направлять свои усилия на поиск целей и задач, реализующих установки стратегического плана. Следующая функция тактического планирования — координация действий. План, устанавливая определенные пропорции между ресурсами и видами деятельности, создает хорошую основу для координации усилий всех участников предприятия. Координация, в свою очередь, требует интеграции всех разделов тактического плана. Если различные разделы тактического плана разрабатываются одной и той же группой людей, что имеет место на предприятиях с централизованной системой планирования, не возникает каких-либо принципиальных трудностей с интеграцией планов. В этом случае вопрос заключается в том, насколько качественно происходит интеграция планов. И, наконец, важнейшей функцией тактического плана является обеспечение эффективного контроля. Насколько точно реализуются целевые установки плана зависит от того, как налажен контроль за его выполнением. Система отчетности о выполнении плана, методы оценки и измерения результатов деятельности всех структурных подразделений предприятия должны позволить организовать управление по отклонениям.
Чтобы тактический план выполнял возложенные на него функции, он должен удовлетворять следующим требованиям. 1. Гибкость плана. 2. Полнота планирования. 3. Поддержка со стороны высшего руководства. 4.Комплексность планирования. 5. Ответственность за разработку и выполнение планов. 6. Приоритет текущих решений над планом. 7. Точность, ясность, лаконичность формулировки плана. 8. Участие исполнителей в разработке плана.
31.Содержани е и структура тактического плана.
Тактическое планирование занимает промежуточное положение между долгосрочным стратегическим и краткосрочным (оперативно-производственным) планированием.
Стратегический план, как правило, охватывает период не более 5 лет, тактический план – 1-2 года, оперативный - менее 1 года. Происходящие изменения во внешней и внутренней среде не позволяют составлять тактический план на период более двух лет. Тактическое планирование является средством реализации стратегических планов.
Решения, принимаемые при тактическом планировании, менее субъективны, чем при стратегическом, потому что базируются на более объективной и полной информации. Реализация тактического плана сопряжена с меньшим риском, решения более детальны, касаются внутренних проблем предприятия и имеют меньший разрыв во времени. Тактические решения легче оценить, ранжировать и выбрать оптимальный вариант.
Особое внимание в тактическом плане должно уделяться показателям эффективности и качества работы: росту производительности труда; снижению себестоимости продукции; экономии материальных ресурсов; повышению качества и конкурентоспособности продукции; повышению в целом эффективности производства; соблюдению договорных и бюджетных обязательств.
32.Порядок разработки тактического плана.
Тактический план разрабатывается в два этапа. Первый подготовительный этап начинается за шесть-семь месяцев до начала планируемого года. На этом этапе выполняется технико-экономический анализ деятельности предприятия, изыскиваются резервы производства, разрабатываются прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы. На данном этапе проводятся маркетинговые исследования, изучается потребность в изготовляемой продукции, ее качество, ассортимент, конкурентоспособность. На основе полученных данных составляют проект плана и дают обоснование его ключевых показателей. Разработанный проект плана при необходимости согласовывается с вышестоящими организациями и местными органами власти.
На данном этапе важная роль отводится предплановой работе, которая заключается в сборе, обобщении и анализе исходной информации. Вся информация может быть разделена на внешнюю и внутреннюю. Внешняя содержит различные маркетинговые, конъюнктурные и общеэкономические прогнозные оценки Внутренняя информация характеризует потенциал предприятия: наличие и структуру производственных мощностей; численность и профессиональный состав кадров; наличие и потребность в оборотных средствах; запасы сырья, топлива, материалов, готовой продукции.
На втором этапе разрабатывается окончательный вариант плана, в котором рассчитываются все показатели работы предприятия, предусмотренные структурой плана. Планово-экономический отдел предприятия, исходя из показателей стратегического плана, рассчитывает контрольные цифры по каждому разделу плана и доводит их до всех заинтересованных структурных подразделений предприятия. Последние составляют проекты отдельных разделов плана.
После разработки разделов плана производится их взаимная увязка, а при необходимости — корректировка по ресурсам и срокам выполнения запланированных мероприятий. Например, объемы и сроки поставки сырья, материалов, комплектующих изделий увязываются с планом производства и реализации продукции, финансовым планом. Таким образом, достигается сбалансированность всех разделов плана, устанавливается согласованный порядок и очередность выполнения всех работ, устанавливаются сроки и ответственные исполнители по всему кругу хозяйственных операций и запланированных мероприятий, определяются источники и размеры финансирования.
К работе над планом на этом этапе широко привлекается весь аппарат управления предприятием. Отдельные плановые решения целесообразно обсудить на производственных совещаниях, научно-технических советах по направлениям деятельности предприятия, в трудовых коллективах цехов, участков. Проект плана в целом должен быть обсужден на совете (правлении) предприятия. Окончательный вариант плана утверждается первым руководителем предприятия Работу на втором этапе целесообразно проводить за один-два месяца до начала планируемого года.
Точность и реалистичность плана во многом зависит от последовательности разработки отдельных его разделов (частных планов). Наиболее целесообразной может быть последовательность работы над разделами плана, представленная на сетевом графике (рис 1.2). В табл. 1.1 дана характеристика выполняемых в процессе разработки плана работ. Трудоемкость и продолжительность работ зависят от объема вычислительных и логических операций, выполняемых в процессе разработки плана. В свою очередь объем вычислительных операций определяется спецификой предприятия и зависит от глубины и широты номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, количества типоразмеров применяемого оборудования, выполняемых в процессе изготовления продукции деталеопераций, наименований используемого сырья, материалов, полуфабрикатов, численности работающих, географического расположения потребителей и поставщиков. Различной также будет трудоемкость разработки отдельных разделов тактического плана. В табл. 1.1 дана относительная трудоемкость разработки разделов плана в процентах, рассчитанная по фактическим данным ряда машиностроительных предприятий с численностью работающих от 2 до 6 тыс. человек. Указанные показатели позволяют более четко организовать процесс составления плана.
33.Зарубежный опыт тактического планирования.
Изучение литературы по проблемам внутрифирменного планирования показало, что в ряде индустриально развитых стран созданы эффективные системы планирования. Особого внимания заслуживает опыт США. Следует отметить, что некоторые компании стараются избегать самого слова "планирование", ссылаясь на то, что этот термин является слишком широким и может иметь разный смысл. Он заменяется другими выражениями: "определение будущих возможностей", "оценка возможностей в будущем" и т. д. Основой работы по тактическому планированию в США является составление финансовых программ (бюджетов) компании, предусматривающих развитие производства в соответствии с прогнозами сбыта. Наиболее широко распространена пятилетняя финансовая программа, которая дробится на годовые тактические планы. Годовой план — скользящий. По истечении каждого квартала к нему добавляются новые три месяца и вся работа предприятия снова планируется на год вперед. Перспективные и текущие тактические планы тесно увязываются. Текущие планы представляют собой детализацию перспективных планов. Стратегический план при этом охватывает период времени в 10 лет.
Работа по тактическому планированию, как правило, состоит из четырех звеньев: прогнозирования сбыта, планирования производства; планирования будущих потребностей в сырье, материалах, оборудовании и рабочей силе; планирования инвестиций и прибыли.
Пролонгация и корректировка 5-летнего плана ежегодно начинается в марте и заканчивается в октябре. При этом второй год текущей пятилетки становится первым, а пятый — четвертым. К ним прибавляется следующий год — пятый. Так, на исходе 1988 г. концерн имел план до 1993 г.
В тактический план концерна "Фиат" и его структурных подразделений включаются следующие показатели:
• себестоимость продукции; • продажная цена; • расходы на гарантийное обслуживание продукции; • общие административные расходы, включая торговые расходы и рекламу; • запасы материалов и незавершенного производства, • доход; • запасы готовой продукции, включая запасные части; • финансовые выплаты и долги;
• остатки дохода; • доля на рынках в сопоставлении с конкурентами; • относительные темпы изменения объемов продажи продукции.
Огромный опыт внутрифирменного планирования накоплен в Японии. Распространенный в Японии метод "точно в срок" заключается в планировании и реализации различных услуг, поставок потребителю сырья, материалов, комплектующих изделий по точно установленному графику, прямо на линии обработки, минуя складские запасы.
Многие российские предприятия разрабатывают текущие планы с использованием следующих показателей:
• номенклатура и количество выпускаемой продукции в натуральном выражении; • объем реализации (продаж) продукции (услуг) (руб.); • себестоимость единицы продукции; • прибыль; • численность персонала по категориям; • фонд оплаты труда и средний уровень заработной платы; • запасы материалов, незавершенного производства и готовой продукции на складе; • размер оборотных средств по группам; • объем капитальных вложений по направлениям; • отдельные мероприятия по новой технике и технологии; • прочие (по мере выявления).
Часть мероприятий, связанных с проектами освоения новой продукции и новых технологий, а также с инвестициями и строительством объектов, включается в отдельные планы, которые составляются на весь период осуществления мероприятий — до 2—5 лет и более.
Разумеется, что подобные показатели, методы и календарный период планирования могут корректироваться для каждой фирмы в зависимости от ее отраслевой принадлежности, размеров, конкретных внутренних и внешних условий. Тем не менее, данный пример наглядно демонстрирует возможность эффективного одновременного использования методов долгосрочного и текущего планирования.
34.Цели и задачи планирования продаж.
Цель планирования продаж: состоит в том, чтобы своевременно предложить покупателям такую номенклатуру товаров и услуг, которая бы соответствовала в целом профилю производственной деятельности предприятия и возможно полнее удовлетворяла их потребности. Планирование продаж заключается в определении характера новых товаров и их параметрических рядов, соотношения объемов выпуска старых и новых изделий, уровня цен и конкурентоспособности продукции, объема гарантий, качества сервиса, необходимости создания принципиально новых изделий или следования за фирмой-лидером их выпуска.
Планирование продаж – непрерывный процесс, начинающийся в момент зарождения идеи нового товара, продолжающийся в течение всего жизненного цикла изделий и заканчивающийся с изъятием его из производственной программы. Основными задачами планирования продаж являются: · Определение существующих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции, исследование закономерностей покупательского поведения на соответствующих рынках; · Критическая оценка продукции предприятия, осуществляемая с позиции покупателя; · Оценка конкурирующих изделий по различным показателям конкурентоспособности; · Принятие решений о том , какие изделия следует исключить из-за недостаточной конкурентоспособности и снизившейся рентабельности, а какие следует добавить в номенклатуру выпускаемой продукции, в том числе за счет развития других направлений производства, выходящий за рамки сложившейся специализации предприятия; · Изучение возможностей производства новых или модернизации выпускаемых изделий; · Прогнозирование возможных объемов продаж продукции, цен, себестоимости и рентабельности; · Проведение рыночных тесто новой продукции для выяснения ее приемлемости потенциальным покупателям; · Разработка рекомендаций производственным подразделениям предприятия относительно потребительских свойств параметрического ряда изделий, их цен, упаковки, предпродажного и послепродажного сервиса в соответствии с результатами тестирования.