Тенденции и перспективы развития малого бизнеса.
Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом
Комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:
- нормативно-правовое;
- финансово-кредитное;
- информационно-техническое;
- организационное;
- кадровое и консультационное обеспечение;
- внешнеэкономическая деятельность.
Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности. В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.
Следует оградить малый бизнес от бюрократии, сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить числе контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Следует искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию.[23, c.21-30]
Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей в первую очередь в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская. Также следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федерального и региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования. Для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса необходимо широкое использование лизинга и франчайзинга. Если франчайзинговая система завоевывает у нас в стране все больше позиций, то лизинг находится лишь в зачаточном состоянии. Дальнейшему развитию этих форм деятельности среди предприятий малого бизнеса должны содействовать крупные предприятия.
Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме.[24, c.30-39]
Перспективы малого бизнеса. В России около миллиона предприятий малого бизнеса: это значит, что к малому бизнесу относится каждое пятое предприятие. Несмотря на внушительные цифры, доля услуг и продукции, предоставляемых населению, составляет всего лишь 8% - сказывается дефицит оборотных средств, которых не хватает на «раскрутку» и развитие производства. В скорой экономической помощи малый бизнес нуждается так же сильно, как и в государственной правовой поддержке. Далеко не все надеются получить кредит в банке - стандартная процедура рассмотрения заявки занимает слишком много времени. С развитием микрокредитования и появлением экспресс - кредитов для малого бизнеса картина несколько изменилась.
Да, деньги для бизнеса сегодня стало только быстрее, но и проще получить именно благодаря появлению такого банковского продукта, как экспресс - кредит. Конечно, и с помощью экспресс - кредита все проблемы малого бизнеса разом не решить. Во-первых, проблем у малого бизнеса множество. Во-вторых, возможности микрокредитования все-таки не безграничны. Например, максимальная сумма может оказаться недостаточной для бизнеса с большими оборотами или срок выдачи кредита может не устроить заемщика. Чтобы кредит выдавался действительно быстро, данный продукт должен быть массовым, а банк, его предлагающий, - технологичным. Еще лучше, если предприниматель берет кредит уже не первый раз, то есть обладает кредитной истории (конечно, положительной). Еще одно ограничение связано с тем, что банки кредитуют уже существующий бизнес - кредитовать «бизнес с нуля» пока никто не решается: очень высок риск. Как правило, обязательные требования для предоставления кредита: «возраст» бизнеса не менее полугода, местная прописка предпринимателя и наличие стабильной прибыли у предпринимателя.
Изучая перспективы развития малого бизнеса и анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого бизнеса, можно указать на следующие его преимущества:
1. Большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;
2. Более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
3. Относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;
4. Гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
5. Большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
6. Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;
7. Упрощенное ведение учета хозяйственной деятельности предприятия;
8. Относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала;
9. Сосредоточение всего размера получаемой прибыли в одних руках - у хозяина предприятия и др. [22, c. 16-28]
Малый бизнес располагает значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений из расчета на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.
На мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные функции.
На современном этапе повышение перспективы развития малого бизнеса в экономике - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.
Заключение.
В настоящее время сектор малого предпринимательства уже занял свое место в экономике страны и представляет собой достаточно влиятельную экономическую и политическую силу. Его динамика за несколько последних лет показывает, что этот сектор переходит от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, организация при их участии новых хозяйственных связей, активизация их производственной и инновационной деятельности, прогрессивные структурные сдвиги.
Исходя из всего выше сказанного, я еще раз убеждаюсь в том, что тема господдержки малого бизнеса для моей курсовой работы была выбрана не зря. Кроме того, следует сказать, что было достаточно интересно выявить особенности, проблемы и перспективы развития и господдержки малого бизнеса в России.
Как я считаю, мне удалось достаточно полно и четко дать понятие малого малого бизнеса и выделить его особенности. Я выявила существующие формы малого бизнеса: производственные коoперативы, хoзяйственные товарищества и общества, государственные муниципальные унитарные предприятия, - и его виды по назначению: производственный, финансово-кредитный, коммерческо-торговый и бизнес в сфере услуг. Кроме того, я проанализировала важность развития сектора малого бизнеса в российской экономике, выяснив, что малый бизнес играет немаловажную роль в экономике нашей страны, образуя связующие звенья в экономике. Определила возможные способы его поддержки и основные нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу в РФ. Рассмотрела особенности малого бизнеса в России, а именно: низкий процент венчурной специализации, низкая легитимность малого бизнеса, постоянная нехватка финансирования, неустойчивость малого бизнеса. Затем я выявила основные проблемы малого бизнеса – это недостаточная ресурсная база, законодательная база, отсутствие системы проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий, кадры и так далее, – и проанализировала возможные способы их решения. После чего я попыталась проследить тенденции и перспективы развития малого бизнеса.
В настоящее время усиливается роль малого предпринимательства в формировании общих основ рыночной экономики и предпринимательской среды, в определении тенденций воспроизводства частного капитала.
Для эффективной реализации задач необходимы не только изменения основных макроэкономических параметров, но и применение специальных мер государственной поддержки малого предпринимательства, создание специфических условий и инфраструктурных механизмов, ускоряющих его развитие, стимулирующих увеличение числа «здоровых» малых предприятий и рост деловой активности, облегчающих их доступ к ресурсам производства. Именно таким образом могут быть решены антикризисные задачи увеличения объемов производства, создания новых рабочих мест, освоения производства новых товаров и услуг, роста налоговых поступлений, а через них - задачи экономического роста, обеспечения национальной безопасности, регионального развития, социальной стабильности.
Список используемой литературы.
1.Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2. Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. Кн.2. М.: Высшая школа экономики, 2002. - 344 с.
3.Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М., 2004. – 190c.
4.Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Конституционное право России. М.: Издательский дом Дашков и К, 2004. 1121 с.
5. Государственное управление: основы теории и организации: Учебник. В двух томах / Под ред. В.А. Козбаненко. — М., 2002. Т. 1. –268c.
6.Идеи А.А. Богданова и современность. Материалы III межвузовской научно-практической конференции молодых ученых / Под ред. А.И. Турчинова. - М, 2004. –206c.
7.Кавеев Х. «Роль и место малых предприятий в экономике РФ» // Власть, №8-9, 2008 г. –c.22-29
8.Касьянова Г.Ю., Котко Е.А. «Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете» - М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво», 2007 г. –316с.
9.Лукьяненко В.И. Государственный аппарат России: проблемы организации, управления, контроля. — М., 2004. –224c.
10.Львов Ю.А.,«Основы экономики и организации бизнеса» - Спб.: ГМП «Фармико», 2006 г. –304c.
11.Прудников А. С., Авсеенко В. И. Конституционное право России. М.: ЮНИТИ, 2005. 687 с.
12.Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления : — Ростов-на-Дону, 2007. –415c.
13.Рагимов С.Н. Налогообложение малого предпринимательства. М.: Книжная редакция «Финансы» - 2003. –309c.
14. Чечеткина О.Н. Факторы и особенности рисков малого предпринимательства в производственной сфере // Управление персоналом. – 2008. - № 7. – С. 11-15.
15. Савченко В. Е. Современное предпринимательство: (экономические и организационные основы; проблемы формирования и регулирования). — М.: ОАО Изд-во Экономика, 2004.
16.Чиркин В.Е.Система государственного и муниципального управления: Учебник. - М.: Юристъ, 2005.– 379 с.
17.Шамхалов Ф.И. Теория государственного управления. — М., 2002. –239c.
18.Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. – М.: Консалтбанкир, 2002. –298 с.
19. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб. пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по экономическим специальностям, по направлениям «Экономика», «Управление»/Под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. –376c.
20. Иоффе А. Только развитие предпринимательства обеспечит ускорение роста экономики / Бизнес для всех - № 10 – 2003. – с. 23-29.
21.Блюменфельд В. «Большие проблемы малого бизнеса»: Экономика и жизнь,2007 г. –c.20-33.
22.Дедул А. «Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы»// Федеральная газета № 1-2 февраль 2007 г. –c.16-28.
23. Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. - №4. – 2005. – с. 21-30.
24.Квасюк В. Большая забота о малом бизнесе / Российская газета, № 30, 2004. –c.30-39.
25. Тематический портал «Малый бизнес» www.small-business.web-3.ru
26. Информационный портал поддержки малого и среднего бизнеса Белгородской области www.mb31.ru
27. Сайт федеральной службы государственной статистики России www.gks.ru