Распределение оборота общественного питания в разрезе форм собственности

 
Оборот общественного питания, тыс.руб., в т.ч. по формам соб-ти: 127968,1 149,74 132,9 154,4 178,8
государственная и муниципальная 46020,2 51,6 83,1 96,5 122,7
другие формы собственности 81947,9 98,1 48,9 57,9 56,1
Оборот общественного питания, % в том числе по формам собственности:  
государственная и муниципальная
другие формы собственности

В структуре расходов населения на оплату услуг устойчиво доминируют четыре вида услуг, на долю которых приходится 86,4% общего объема. К ним относятся: коммунальные услуги (38,9%), услуги пассажирского транспорта (22,0%), услуги связи (11,0%) и жилищные услуги (14,5%).

Объемы услуг, оказанные населению в частном секторе экономики, в основном представлены услугами, выполненными физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. На их долю в общем объеме платных услуг населению приходится 4,5%

Значительная доля индивидуального предпринимательства наблюдается в сфере услуг пассажирского транспорта (20,4%).

Наибольший удельный вес в общем объеме бытовых услуг занимают услуги бань и душевых (46,0%), ритуальные услуги (16,4%).

Из общего объема услуг бытового характера, в 2007 году крупными и средними организациями реализовано 94,4% общего объема бытовых услуг, субъектами малого предпринимательства – 5,6%.

Индивидуальные предприниматели освоили практически все виды бытовых услуг, кроме услуг по ремонту автотранспортных средств, услуг бань и душевых и ритуальных услуг, которые пока полностью представляются организациями. Это объясняется рядом причин, среди которых, прежде всего, следует отметить затруднительность приобретения специального оборудования для качественного выполнения таких видов услуг и площадей для его размещения, жесткий контроль со стороны санэпидемиологической службы за соблюдением санитарно-гигиенических стандартов в этой области деятельности[3].

Анализ нужд потребителей:

· Кто является конечными пользователями? Типы людей, покупающих продукцию.

· Где они находятся?

· Как часто покупают продукцию? На основе каких факторов они принимают решение о покупке? Как определяют качество продукции? Как реагируют на цену продукции?

· Сколько готовы заплатить за обслуживание?

· Насколько удовлетворены существующей продукцией?

Анализ конкурентов:

· Кто они? Каково качество их продукции и услуг? Какова репутация?

· Лояльны ли к ним их покупатели?

· Каков размер бизнеса (количественная оценка)?

· Какой тип гарантий предлагают?

· Какие стратегии маркетинга используют?

· Насколько эффективны?

ПЛАН МАРКЕТИНГА

В этом разделе должно быть показано, что реализация товара не вызовет серьезных проблем. Он должен содержать информацию об основных видах товаров; о рекламной кампании, которую Вы планируете провести, каким образом Вы предполагаете ее организовать, какие средства массовой информации использовать и почему, с какой частотой и периодичностью Вы предполагаете рекламировать свой бизнес; о других формах стимулирования сбыта; о политике ценообразования; о Ваших общих затратах на маркетинговые цели и организацию контроля в сфере маркетинга.

Вам предстоит разработать единую маркетинговую стратегию, направленную на достижение главной цели Вашей коммерческой деятельности, — получение прибыли. В предыдущем разделе бизнес-плана описываются характеристики рынка, маркетинговая стратегия, приведенная в данном разделе, обрисовывает конкретные маркетинговые действия, которые предприниматель планирует осуществить для достижения своих целей.

РИСКИ И СТРАХОВАНИЕ

Управление рисками начинается с объективного выявления основных рисков, с которыми может столкнуться Ваш бизнес и разработки методов защиты от них. В этом разделе бизнес-плана Вы должны указать наиболее значительные риски, возникающие при реализации Вашего проекта и указать способы уменьшения негативных последствий неблагоприятного развития событий.

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Занятие бизнесом требует затрат денег, времени, физических и моральных сил. Поэтому одна из главных причин составления финансового плана – оценить целесообразность и зрелость Вашего коммерческого проекта в целом. Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга.

Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий.

Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств.

Необходимо четко показать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень четкости сметы. Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта.

Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам): перечень и ставки налогов; формирование капитала за счет собственных средств, кредитов выпуска акций и т.д.; порядок выплаты займов, процентов по ним.

Обычно финансовый раздел бизнес-плана представлен тремя основными документами:

- отчетом о прибылях и убытках (показывает деятельность предприятия по периодам);

- планом движения денежных средств;

- балансовой ведомостью.

При необходимости может быть представлен график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале; предполагаемый график уплаты налогов.

В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта.

Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита (инвестиций), которые запрашиваются по проекту.

В финансовом разделе бизнес-плана необходимо продемонстрировать следующие основные моменты:

· прибыльность: позволяет оценить, является ли предприятие достаточно привлекательным для участников бизнеса, чтобы рассмотреть возможность начала их участия с учетом существующих рисков;

· поток наличности: позволяет оценить, являются ли инвестиции в данный бизнес безопасными и будут ли платежи, причитающиеся участникам, осуществляться в соответствии с графиком.

Очень важно понять, что не существует автоматической зависимости между прибыльностью бизнеса и его способностью генерировать наличные средства. Фактически, какой-то бизнес может быть высоко прибыльным, но привести к банкротству ввиду недостатка наличных средств. Другие предприятия могут показывать убытки в бухгалтерской документации, но генерировать наличные средства в счет долгосрочной перспективы развития бизнеса.

Не существует стандартного периода планирования. Правило состоит в том, что продолжительность периода планирования должна быть достаточной для генерирования проектом необходимых наличных средств.

Весь планируемый период должен быть разделен на несколько временных отрезков для того, чтобы проиллюстрировать развитие бизнеса и выявить любой критический период, в течение которого бизнесу может потребоваться финансовая поддержка.

До составления финансовой отчетности необходимо сделать некоторые допущения (предположения) относительно

· расчета себестоимости единицы продукции или услуг (заключается в установлении цены на единицу продукции (услуг) и выявлении переменных затрат на единицу продукции (услуг));

· предположения о продажах (должны соответствовать заключениям, сделанным в разделе маркетинга);

· предположения о накладных расходах (арендная плата, страховка, коммунальные платежи, оплата телефона, рекламы и т.д.);

· предположения о потоке наличности;

· предположения об источниках финансирования плана.

Ваша потребность в различного рода кредитных ресурсах определяется на основе прогноза движения денежных средств, в значительной степени зависят от того, какие ресурсы будут необходимы для развития Вашего бизнеса в будущем.

В Вашем бизнес-плане должны быть отражены следующие вопросы:

· какие заемные средства и в каком объеме Вы предполагаете привлекать;

· обоснование Вашей потребности в займах со ссылкой на соответствующие разделы бизнес-плана;

· календарный план привлечения финансовых средств.

Если Вы собираетесь привлекать сторонние денежные средства, сразу настройтесь серьезно: Вам придется убедить все заинтересованные стороны в том, что Вам действительно необходимо дополнительное финансирование и что Вы сможете вернуть заемные средства.

Составление финансовой части бизнес-планов – трудоемкий и сложный процесс, однако сегодня существует достаточное количество программных продуктов, позволяющих его значительно упростить и ускорить. Примерами таких программ являются продукт Project Expert фирмы "ПРО-ИНВЕСТ КОНСАЛТИНГ", или пакеты "Альт-Инвест" фирмы "Альт", "АНАЛИТИК" - фирмы "ИНЭК".

Подготовив свой бизнес-план, старайтесь выполнять его и осуществляйте контроль за его выполнением. Старайтесь не отклоняться от него без сколько-нибудь серьезных оснований. С другой стороны, сохраняйте гибкость и своевременно реагируйте на все возможные изменения.

Если Вы собираетесь показывать свой бизнес-план потенциальным партнерам или инвесторам, убедитесь в том, что он составлен достаточно профессионально:

· обратитесь к кому-нибудь из своих друзей, сведущему в коммерческой деятельности, с просьбой прочесть Ваш бизнес-план и отметить его слабые места (не просите о такой помощи Вашего конкурента!). Если среди Ваших друзей нет такого человека, можно показать свой бизнес-план бизнес-консультанту;

· оформите бизнес-план с учетом высказанных замечаний и пожеланий (не забудьте оставить несколько экземпляров бизнес-плана для себя).

Убедитесь в том, что бизнес-план отражает все пункты, о которых идет речь в данной главе. Вы можете использовать его во время переговоров с представителями банков и других финансовых организаций.

Не забудьте хорошо его оформить. Большинство людей будет судить о Вашем предприятии именно по бизнес-плану (в том числе и по его внешнему виду). Помните, что первое впечатление всегда значит очень много.

Помощь в написании и оформлении бизнес-плана Вам сможет оказать некоммерческое учреждение «Бизнес Центр Чукотки» (ЧАО, г. Анадырь, ул. Отке 32)

НУ «Бизнес Центр Чукотки» было создано в 2002 году по инициативе Чукотского автономного окружного отделения Российского Красного Креста. Необходимость в его создании была очевидна: начинающим бизнесменам требовались консультации специалистов. В процессе вхождения в непростой мир экономических отношений требовалось научить население работать не так как захочется, а так как надо, как правильно и в то же время выгодно для собственного бизнеса.

Некоммерческое учреждение «Бизнес Центр Чукотки» реализует две основные программы:

- «Развитие малого предпринимательства в ЧАО»

- «Развитие туризма, как формы реальной трудозанятости населения ЧАО».

Программа «Развитие малого предпринимательства в ЧАО» ставит своей целью оказание методической и иной помощи начинающим и уже действующим предпринимателям и имеет четыре направления: образовательная поддержка предпринимателей - проведение обучающих семинаров; информационная поддержка предпринимателей (подготовка, тиражирование и распространение методической литературы); консультативная помощь предпринимателям и сотрудничество с Государственными органами в вопросах государственной поддержки малого предпринимательства и решении вопросов по ликвидации конкретных административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности.

Деятельность по программе «Развитие туризма, как формы реальной трудозанятости населения ЧАО» проводится в соответствии с рядом задач. Это и обучение населения правилам приема туристов, помощь жителям Чукотки в разработке идей туристических маршрутов и экскурсий; распространение информация о Чукотке, как туристическом регионе, привлечение населения Чукотки к изготовлению недорогой сувенирной продукции, сбор информации для составления подробного туристического паспорта Чукотки. В целом, все задачи – это шаги к одной главной цели – развить туризм на Чукотке и подготовить население к приему туристов.

Сегодня НУ «Бизнес Центр Чукотки» - это:

- проведение бесплатных курсов и консультаций, способствующих развитию бизнеса и повышению профессионального уровня предпринимателей

- оказание организационной и технической помощи предпринимателям

- обучение навыкам работы в команде

- подготовка потенциальных поставщиков туристических услуг и др.

ПОЛЕЗНЫЕ КОНТАКТЫ

Некоммерческое учреждение «Бизнес Центр Чукотки»:

Тел/факс: +7 (42722) 2-44-50, 2-62-00, 2-87-57

e-mail: [email protected]

http://chukotkabusinesscenter.ru

Наши рекомендации