Раздел III. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТРУДОВОЕ ПРАВО

Раздел III. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТРУДОВОЕ ПРАВО

Глава 20. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА

Методы и сфера применения

Настоящая Конвенция имеет широкую сферу применения и применяется посредством национального законодательства, за ис­ключением случаев, когда она применяется путем коллективных договоров, решений арбитражных или судебных органов или лю­бым другим способом, соответствующим национальной политике.

Нормы общего применения

Настоящая Конвенция определяет нормы обоснования пре­кращения трудовых отношений (необходимость законного осно­вания, связанного со способностями или поведением трудящего­ся или вызванного производственной необходимостью предпри­ятия или службы). В ней перечисляются далее причины, которые не являются законным основанием для прекращения трудовых отношений, например членство в профсоюзе или уча­стие в профсоюзной деятельности в соответствующее время, на­мерение стать представителем трудящихся или выполнение функций представителя трудящихся, подача жалобы или участие в деле, возбужденном против предпринимателя по обвинению в нарушении законодательства, раса, цвет кожи, пол, семейное по­ложение, семейные обязанности, беременность, вероисповедание, политические взгляды, национальность или социальное происхо­ждение, отсутствие на работе в период пребывания в отпуске по материнству, временное отсутствие на работе в связи с болезнью или травмой1.

Указанная Конвенция излагает как процедуры, применяемые для и во время прекращения трудовых отношений, так и про­цедуру обжалования решения о прекращении трудовых отноше­ний. Чтобы бремя доказывания необоснованности увольнения не возлагалось только на трудящегося, Конвенция предусматривает первую или вторую или обе следующие возможности: а) бремя доказывания наличия законного основания для увольнения ле­жит на предпринимателе; б) компетентные органы наделяются полномочиями выносить решение о причине увольнения с уче­том представленных сторонами доказательств и в соответствии с процедурами, предусмотренными национальными законодательст­вом и практикой. Конвенция предусматривает право трудящего­ся, с которым намечено прекратить трудовые отношения, быть предупрежденным об этом за разумный срок, или он имеет пра­во на денежную компенсацию вместо предупреждения, если не совершил серьезного проступка, на выходное пособие и/или другие виды защиты дохода (пособия из фонда страхования по безработице, фондов помощи безработным или другие формы со­циального обеспечения).

В случае необоснованного увольнения и если отменить реше­ние об увольнении или восстановить трудящегося на прежней работе не представляется возможным, выплачивается соответст­вующая компенсация или такое другое пособие, которое может считаться целесообразным.

Прекращение трудовых отношений

По экономическим, технологическим, структурным

Или аналогичным причинам

Вэтой части Конвенции подробно излагаются обязанности предпринимателей консультироваться с представителями трудя­щихся и информировать компетентные органы как можно рань­ше, предоставляя относящуюся к вопросу информацию.

Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и за­нятости инвалидов» (1983 г.)

Эта Конвенция нацеливает социальную политику государств на гарантирование инвалиду возможности при полном равенстве иметь подходящую работу и призывает способствовать его соци­альной интеграции. Государство-член в соответствии с нацио­нальными условиями и возможностями осуществляет политику в области профессиональной реабилитации и занятости инвалидов и гарантирует, чтобы соответствующие меры распространялись на все категории инвалидов.

Проводятся консультации по делам инвалидов с представи­тельными организациями трудящихся и предпринимателей, а также с представительными организациями инвалидов по осуще­ствлению указанной политики, которая должна основываться на принципе равенства возможностей как трудящихся мужчин и женщин, являющихся инвалидами, так и трудящихся в целом (включая специальные позитивные меры).

Для лиц, являющихся инвалидами, должны быть обеспечены службы профессиональной ориентации и профессионального обучения, трудоустройства, занятости и т. д.; следует создавать и развивать эти службы в сельских районах и в отдаленных мест­ностях, а также обеспечивать наличие специализированных кон­сультантов.

Конвенция № 163 и Рекомендация № 173 «О социально-бытовом обслуживании моряков в море и порту» (1987 г.)

Государства, ратифицирующие Конвенцию в этой области, после консультации с представителями организаций судовладельцев и моряков обязуются обеспечить как в соответствующих портах, так и на борту судна бытовое обслуживание моряков, в том числе в области отдыха и информации. Эти услуги должны предоставляться всем морякам без дискриминации и часто пересматриваться, с тем чтобы обеспечить их адаптацию к изменяющимся потребностям.

В Рекомендации сказано, что при осуществлении этих мер следует учитывать особые потребности моряков с точки зрения их безопасности, гигиены и использования свободного времени, особенно в зарубежных странах и при прохождении зон боевых действий. В ней рекомендуется создание советов по бытовому обслуживанию для обеспечения контроля за тем, чтобы бытовое обслуживание соответствовало потребностям.

Конвенция № 164 «О здравоохранении и медицинском об­служивании моряков» (1987 г.)

Новая Конвенция в этой области направлена на предоставле­ние такого же медицинского обслуживания, которое обычно пре­доставляется береговым работникам. Она гарантирует морякам право на посещение врача в портах захода и подчеркивает необ­ходимость разработки программ развития охраны здоровья и ме­дицинской подготовки.

Каждое судно должно иметь медицинскую аптечку и меди­цинский справочник и иметь доступ к бесплатной круглосуточ­ной медицинской консультативной системе помощи по радио или спутниковой связи.

В соответствии с Конвенцией все суда с экипажем в 100 и более моряков и обычно совершающие международные плавания продолжительностью свыше трех дней должны иметь доктора на борту. На других судах один или несколько специально подго­товленных членов экипажа должны в рамках своих обычных обязанностей отвечать за медицинское обслуживание и выдачу медикаментов.

На судах дедвейтом 500 и более тонн, с экипажем в 15 и бо­лее моряков и совершающих плавание продолжительностью бо­лее трех дней должны быть предусмотрены специальные боль­ничные помещения.

Государства, ратифицирующие Конвенцию, должны сотрудни­чать друг с другом в обеспечении охраны здоровья моряков и оказания им медицинской помощи на борту судна.

Конвенция № 165 (пересмотренная) «О социальном обеспе­чении моряков» (1987 г.)

Конвенция рассматривает существующие акты в этой области и требует от ратифицирующих государств осуществления соци­ального обеспечения моряков, которое было бы не менее благо­приятное, чем обеспечение береговых работников.

Государства-члены будут обязаны применять либо минималь­ные нормы, либо более высокие нормы, предусмотренные в дру­гих инструкциях МОТ, касающихся выплачиваемых пособий по крайней мере в трех из девяти областей социального обеспече­ния: медицинское обслуживание и страхование по болезни, без­работице, пенсии по возрасту, производственный травматизм, се­мейные пособия, пособия в связи с родами, инвалидностью и потерей кормильца.

Конвенция распространяет социальную защиту на иностран­ных моряков или моряков-мигрантов, устанавливая правила, призванные предупреждать правовые конфликты и обеспечивать равенство обращения и соблюдения прав на основе межгосудар­ственного соглашения. В ней гарантируется положение о предос­тавлении ряда пособий и пенсий лицам, которые являются граж­данами другого государства — члена или беженца, или лицами без гражданства, независимо от места их проживания.

Конвенция № 167 и Рекомендация № 175 « О безопасности и гигиене труда в строительстве» (1988 г.)

В связи с озабоченностью, которая высказывалась в течение многих лет в отношении профессиональной безопасности и ги­гиены труда в строительной промышленности, Генеральная кон­ференция МОТ в 1988 году приняла Конвенцию и Рекоменда­цию в этой области, которые обновили существующие нормы, принятые более 50 лет назад.

Конвенция распространяется на все виды строительной дея­тельности — от подготовки стройплощадки до завершения проек­та; в ней обусловливается, что предприниматели и лица, рабо­тающие не по найму, в соответствии с национальным законода­тельством должны соблюдать предписанные меры.

Страны, ратифицирующие новый документ, должны взять на себя обязательства после консультации с организациями пред­принимателей и трудящихся принять и соблюдать законы или положения, обеспечивающие применение профилактических и за­щитных мер, с тем чтобы все рабочие места были безопасными с точки зрения нанесения травм или причинения вреда здоровью трудящихся.

Сюда включаются такие операции, как использование лесов и подмостков; подъемно-транспортное оборудование и механизмы; транспортное, землеройное и погрузочно-разгрузочное оборудова­ние, а также использование механизмов, машин и оборудования и инструментов. Другие положения охватывают работу на высоте, в котлованах и под землей, работу в кессонах, в сжатом воздухе или над водой, свайные работы или использование электрообо­рудования и взрывчатых веществ. Должны также предприни­маться шаги для предотвращения химических, физических или биологических опасностей и рисков возникновения пожара. На­конец, Конвенцией охватываются проблемы личного защитного оборудования и одежды, первой помощи и социального обеспе­чения трудящихся.

В соответствии с ее требованиями трудящиеся должны полу­чать адекватную и соответствующую информацию о потенциаль­ной опасности и рисках для здоровья, а также должны прохо­дить инструктаж и подготовку относительно применения мер по их предотвращению и контролю. В акте также требуется, чтобы государства, ратифицирующие его, предприняли все необходи­мые шаги, включая применение соответствующих вакансий и исправительных мер, а также использование инспекционных служб для обеспечения эффективного внедрения этих различных поло­жений. В нем подчеркивается значение сотрудничества между предпринимателями и трудящимися для обеспечения безопас­ности и гигиены труда на строительных площадках.

Конвенция дополняется Рекомендацией, которая распростра­няется на изготовление и возведение нефтяных вышек и при­брежных установок. Положения Рекомендации направлены также на ужесточение мер техники безопасности для зашиты строи­тельных рабочих, занятых на предприятиях ядерной промышлен­ности.

Конвенция № 168 и Рекомендация № 176 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.)

Принимая Конвенцию и Рекомендацию по этому вопросу, Конференция завершила выполнение задачи 32-летней давности по актуализации всех конвенций МОТ по социальному страхова­нию, принятых до Второй мировой войны.

Новые нормы, которые могут применяться со значительной гибкостью, могут использоваться в весьма различных националь­ных условиях с учетом уровня развития. Их основная цель за­ключается в координации национальных систем защиты от без­работицы и их политики занятости. В этих целях ратифицирую­щие государства будут, стремиться к тому, чтобы их система защиты от безработицы и, в частности, методы предоставления пособий по безработице содействовали обеспечению полной, про­изводственной и свободно избранной занятости и не препятство­вали предпринимателям предлагать, а трудящимся искать произ­водительную занятость.

В рамках политики содействия производственной занятости «всеми подходящими средствами, включая социальное страхова­ние», будут создаваться специальные программы по обеспечению дополнительных возможностей для создания рабочих мест для определенных категорий лиц, находящихся в неблагоприятном положении, включая трудящихся, пострадавших от структурных преобразований.

Лица, защищенные пособиями по безработице, которым должно быть гарантировано равное обращение, должны состав­лять не менее 85% всех лиц, работающих по найму, включая го­сударственных служащих и учеников.

Эта Конвенция включает нормы по защите от полной безра­ботицы, т. е. потери заработков из-за того, что лицо, способное к труду, готовое к труду и фактически занимающееся поисками работы, не имеет возможности получить подходящую занятость, может распространяться на частичную безработицу и прекраще­ние (или сокращение) заработков из-за временного прекращения работы.

В отношении полной безработицы или временного прекраще­ния работы пособия следует выплачивать таким образом, чтобы предоставить этому лицу частичную или переходную замену зара­ботной платы и в то же время избегать создания такого положе­ния, когда трудящийся потерял бы заинтересованность в труде или создании рабочих мест. Хотя в Конвенции обусловливается, что, пособия выплачиваются на этих условиях, первоначальный срок выплаты может быть ограничен 26 неделями в каждый пери­од безработицы или 39 неделями за любой период в 24 месяца. В Конвенции содержатся специальные факультативные положения о новых лицах, стремящихся получить работу.

Эти возможности обычно шире для стран, чьи системы соци­ального страхования носят ограниченный характер в силу уров­ня развития. Рекомендация охватывает, в частности, проблемы стимулов профессиональной и географической мобильности в рамках политики обеспечения производительной занятости, посо­бий, выплачиваемых в связи с частичной безработицей и рабо­той неполный рабочий день, критерии оценки положения о под­ходящей занятости и совершенствование систем защиты, особен­но в интересах стран, желающих создать или улучшить такие системы.

Конвенция№ 169 (пересмотренная) «О коренных народахи народах,ведущих племенной образ жизни в независимых странах» (1989 г.)

Примерно 300 млн. человек во всем мире, которые формиру­ют на национальном уровне наиболее бедные и уязвимые груп­пы населения, были заинтересованы в принятии этой Конвенции МОТ, гарантирующей им определенные основополагающие пра­ва, особенно с точки зрения получения работы и профессиональ­ной подготовки, социального страхования, образования и охраны здоровья.

На 78-й сессии МКТ МОТ в 1991 г. были приняты два до­кумента: Конвенция № 172 «Об условиях труда в гостиницах и ресторанах и аналогичных заведениях» и Рекомендация № 179 с аналогичным названием. Их главная цель — улучшить условия труда и возможности профессионального роста в этом быстро растущем секторе и таким образом привлечь к нему лиц, ищу­щих работу.

Предлагаемые нормы имеют в виду, что на трудящихся от­расли будут распространены все минимальные нормы продолжи­тельности рабочего дня, периодов отдыха и ежегодного оплачи­ваемого отпуска; они будут иметь ту же степень социальной за­щищенности, которая принята на национальном уровне для трудящихся вообще. Они должны получать «постоянный и на­дежный» заработок вне зависимости от чаевых. Следует ввести программы подготовки, чтобы повысить квалификацию и уро­вень услуг, а также возможности личного роста.

В Рекомендации эти принципы развиты в деталях. В нем от­мечается необходимость постепенной отмены «дробных» смен, где это возможно, необходимость минимальной гарантированной заработной платы, бесплатных программ подготовки для начи­нающей молодежи. Чтобы хотя бы частично компенсировать ко­лебания от сезонной занятости, Рекомендация предусматривает, что временно занятые должны приниматься на работу в первую очередь, если это возможно в условиях данного предприятия.

Конвенция № 171 и Рекомендация № 178 «О ночном тру­де» (1990г.)

Новый подход отражен в принятых Конференцией МОТ Конвенции № 171 «О ночном труде» 1990 г. и Рекомендации № 178 « О ночном труде» 1990 г., действие которых распростра­няется на всех трудящихся независимо от их пола, а также Кон­венции № 89 «О ночном труде женщин в промышленности» (пе­ресмотренной в 1948 г.).

Эти решения направлены на совершенствование и расшире­ние законодательной защиты лиц, работающих ночью. Их число во всем мире растет.

Новая Конвенция № 171 определяет его как «любую работу, которая осуществляется в течение периода продолжительностью не менее семи часов подряд, включая промежуток между полу­ночью и 5 часами утра». Она предусматривает конкретные меры для защиты здоровья работающих ночью лиц, охраны материнст­ва, содействия таким лицам в выполнении ими своих семейных и общественных обязанностей, предоставления возможностей для профессионального роста, соответствующей компенсации.

Среди этих мероприятий, которые могут вводиться постепен­но: проверка состояния здоровья перед направлением на работу и затем периодически, создание возможностей для получения пер­вой помощи, гарантии в случае временной или постоянной нетру­доспособности, особые защитные меры для беременных и кормя­щих матерей в отношении занятости, заработков и профессио­нального роста. Ночью должны действовать необходимые социальные службы, ночные смены нельзя вводить без предвари­тельных консультаций. Компенсация в виде сокращения рабочего времени, материального и другого поощрения должна учитывать природу ночноготруда.

Рекомендация содержит более подробные указания о продол­жительности рабочего времени и периодах отдыха, денежной компенсации, технике безопасности и гигиене труда, социальных службах.

В протоколе, предусматривающем Конвенцию № 89, отмеча­ется, что изменения в продолжительности ночного труда и изъятия из запрета на работу женщин в ночное время могут вво­диться по решению компетентного правительственного органа. Эти решения должны приниматься в рамках национального за­конодательства после консультаций с наиболее представительны­ми организациями предпринимателей и трудящихся. Изъятия могут вводиться оговоренным путем — в виде договора, гаран­тий, после консультаций — как в отдельной отрасли или про­фессии, так и на одном или нескольких предприятиях. Гарантии предусмотрены и в отношении беременных женщин и матерей с грудными детьми.

Происходящие во всем мире глубокие преобразования дают МОТ уникальную возможность самообновления и достижения повсюду в мире ее основополагающих целей.

Генеральный директор МОТ Хуан Сомавия, выступая на от­крытии 90-й сессии Международной конференции труда 10 июня 2002 г. в Женеве, сказал: «Нам, прежде всего, необходима концеп­ция глобализма, которая завоевала бы себе место в умах людей и избирателей по всему миру и в отношении которой мы могли бы сказать, что она отвечает их чаяниям и опасениям. Это не может быть одной моделью на все случаи жизни, а это скорее — широ­кий подход, который предоставляет возможность выбора через механизм демократического принятия решений».

Путь к демократии еще долог. Как никогда раньше, сейчас необходим трехсторонний диалог, чтобы пойти навстречу требо­ваниям большей демократизации и более широкого соблюдения основных прав человека. Потребуются сильные и свободные ор­ганизации предпринимателей и трудящихся: механизмы для ве­дения коллективных переговоров и трехсторонних консультаций; органы регулирования вопросов труда, которые отвечали бы чая­ниям и реалиям мира труда, а также новое социальное законода­тельство и реформы, гарантирующие социальную справедливость и экономический прогресс.

Все это представляет «громадный вызов» для Международ­ной организации труда, которая должна подготовить себя к тому, чтобы более гибко и быстро реагировать на возникающие проблемы, укреплять свое присутствие на местах.

«Международная организация труда находится на поворотном пункте своего развития и должна мобилизоваться перед лицом предстоящих перемен в мире»,— было заявлено на 90-й сессии МОТ.

Перемены во всех странах и на всех континентах ставят мно­го вопросов о целях организации, свидетельствуют об актуально­сти деятельности МОТ на современном этапе.

Подтвердив свою приверженность идеалам МОТ, принципу трехсторонности и автономии правительств, предпринимателей и трудящихся, в материалах указанной конференции подчеркнуто

Продолжение

Дата регистрации ратификации

о необходимости приспособления механизмов МОТ к требовани­ям сегодняшнего дня. Выработка международных трудовых норм и техническое сотрудничество должны отвечать новым требова­ниям, а специфика организации в трудовой и социальной сферах должна соответствовать координальным экономическим дилем­мам времени.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что вы понимаете под международно-правовым регулированием труда?

2. Перечислите субъекты международно-правового регулирования труда.

3. Какие вы знаете источники международно-правового регулирования труда?

4. На каких принципах строится международно-правовое регулирование труда?

5. Какова форма выражения международных норм в труде?

6. Что представляет собой конвенция?

7. Раскройте особенности разработки, принятия и выполнения конвенций и рекомендаций МОТ.

8. Дайте общую характеристику отдельных конвенций МОТ.

Раздел III. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТРУДОВОЕ ПРАВО

Наши рекомендации